19 — 23 апреля в Ташкенте состоялась международная выставка «Ювелирия — 2002».
Ее организаторы — Академия художеств Узбекистана, ННО «Zargarlar», Конфедерация ювелиров стран Содружества, Гильдия ювелиров России при поддержке Государственной Пробирной Палаты Комитета драгоценных металлов и драгоценных камней Министерства финансов Республики Узбекистан. Информационную поддержку выставке оказали Узтелерадиокомпания, журналы «International jewelery Europa Star» (Швейцария), международный журнал «Ювелирный мир» (Россия), журнал — дайжест «Ювелирное обозрение» (Россия), журнал «San’at», радио «Гранд» (Узбекистан).

В работе выставки и фестивале моды приняли участие представители 14 стран — Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Гонг Конга, Казахстана, Киргизстана, Таджикистана, Туркменистана, Турции, России, Узбекистана, Украины, Швейцарии. Отличительной особенностью «Ювелирии — 2002» была насыщенная деловая программа. Особое место в ней заняло совещание представителей пробирных палат стран Содружества. «Первые лица» пробирных палат Азербайджана, Казахстана, Таджикистана, Киргизстана, Туркменистана, России, Украины обсудили ряд насущных проблем, волнующих организации пробирного надзора.

Ш конгресс Конфедерации стран Содружества, прошедший в дни работы выставки, также решил ряд насущных вопросов международного союза ювелиров. Учебный семинар московского филиала американской Геммологической академии позволил всем участникам семинара получить сертификаты о том, что они прослушали ряд интересных докладов и имеют практические навыки работы с драгоценными камнями.

Слово «ювелирия», введенное в обиход автором статьи, — понятие емкое и многогранное. Оно включает в себя и изготовление эксклюзивных изделий, и массовое производство, и ювелирный бизнес, и издания, специализирующиеся на ювелирной тематике, и искусство экспозиции ювелирных выставок, и организацию арт — шоу с демонстрацией ювелирных изделий. Прошедшая в Ташкенте очередная выставка продемонстрировала все богатство граней «ювелирии». Стенды ее зарубежных участников показали продукцию своих ювелирных фирм и компаний. Сильной командой выступили российские ювелирные компании, в частности, «Алмаз — Холдинг», «Адамас», «Ликин», Ювелирный Дом «Кадо», специализирующийся на обработке драгоценных камней, и другие. Кольцо из австралийского опала было признано жюри «Лучшим ювелирным украшением выставки» и отмечено специальным дипломом и призом «Большой гранат».

Экспозиция другой российской компании — «Ювелирный театр» за оригинальный дизайн была отмечена дипломом и призом как «Лучший стенд» выставки. Он издалека привлекал внимание зрителей небольшим синим экраном, за которым, словно в аквариуме, на блесне висела брошь «Стрекоза» (авторы Ф.Кузнецов, И.Дорофееева). Рядом на оригинальном постаменте был выставлен кулон для мужчин «Морской еж», украшенный черным таитянским жемчугом (автор В.Наумов).

Крупнейшая российская компания «Алмаз — Холдинг» порадовала зрителей большим разнообразием ювелирных изделий, в числе которых брошь «Брызги шампанского» (автор Н.Комаров), усыпанная бриллиантами, две броши Н.Теплинской «Тюльпаны» и «Подснежники», украшенные драгоценными камнями, колье Р.Бахлычева «Северная звезда» и др. Союз златодельцев и ювелиров Армении во второй раз демонстрировал пластику малых форм — скульптуру А. Абаджана «Гранат». Представитель Союза златодельцев Армении Артур Гюльназарян подчеркнул: «Наш урожай гранатов год от года все лучше и слаще».

Теперь о главном разделе выставки — ювелирных изделиях Узбекистана. Он состоял из четырех стендов: частных ювелирных салонов, ювелирного завода НГМК города Зарафшана, общественных организаций, объединяющих народных мастеров, и, наконец, стенд, представляющий творчество художников — ювелиров Узбекистана. Ювелирный завод НГМК Зарафшана в третий раз принимает участие в ташкентской выставке. Отрадно отметить, что на этот раз специально к выставке было изготовлено несколько демонстрационно-выставочных экземпляров, в их числе две броши из золота, украшенные драгоценными камнями,- «Бабочка» и «Скорпион» размером около 15 см.

Предприятия, объединяющие народных мастеров республики, на выставке были представлены ПМНИ «Устозода», НПЦ «Мусаввир» и Ассоциацией «Хунарманд» Бухарской области. На стенде «Устозода» выделялись ювелирные изделия Равшана Мухамедшина. Внимание специалистов и зрителей привлекла копия старинного тумора, изготовленного из серебра для музея Казани. На примере этого изделия ювелир показал свое мастерство и умение создавать тончайший арабесковый узор в технике филиграни. Помимо прочих изделий прикладного искусства ассоциации «Хунарманд» Бухарской области выделялись золотые изделия ювелира С. Мухамедова — браслет «Доспана» и колье «Топиши — диль», в которых мастер соединил традиции бухарской школы и современные новации.

Среди ювелиров-индивидуалов особо следует отметить старейшего народного мастера из Маргилана А. Абдужаббарова, который во второй раз принимает участие в ташкентской выставке. В его серьгах, кольцах, колье сохранены традиционные форма, орнамент, рисунок, чередование подвижных элементов, подбор камней. Ведь их художественный облик складывался веками. Как отметил сам Абдухамид-ака, такие серьги носили еще во времена Увайси, а на Востоке женщины умеют ценить красоту. В традиционном стиле работает и ташкентский ювелир Г. Юлдашева, которая предпочитает воплощать свои замыслы в золоте. Ею были представлены комплект «Уч куза» (три кувшина), серьги»Бодом», выполненные в стиле бухарской ювелирной школы, и др.

Кроме традиционного, в творчестве художников — ювелиров Узбекистана был представлен и современный дизайн. Один из ювелиров, работающих в этом стиле, — Г. Барковская. Она выполнила несколько серебряных колье, в которых выделяет красоту природных камней — малахита, опала, агата. Ювелир из Зарафшана А. Левковский самостоятельно овладел навыками обработки камня и металла. Его стенд украшал оригинальный трансформирующийся перстень-шкатулка. Еще один раздел выставки — поделочные драгоценные и полудрагоценные камни, которые показал Р. Джамаледддинов. Геолог по профессии, он хорошо разбирается в камнях. Представляя свою коллекцию, экспонент с большим увлечением рассказывал присутствующим о камнях. Большой интерес у зрителей вызывал камень, в рисунке которого улавливались начертания арабских букв.

Культурная программа ювелирной выставки — это тоже одна из ее граней. Особенностью международных ювелирных выставок, традиция которых пришла к нам с Запада, является то, что они должны быть организованы как шоу. Поэтому престижные ювелирные выставки не обходятся без дефиле, на которых девушки-модели демонстрируют бриллианты и золото. Все дни работы выставки на специальном подиуме в просторном фойе нижнего этажа Центрального выставочного зала Академии художеств почти беспрерывно шла демонстрация эксклюзивных ювелирных изделий всех участников экспозиции.

Но особенно привлекательной в работе выставки была ее культурная программа — международный фестиваль моды, прошедший в концертном зале Зарафшан. В нем принимали участие гости и конкурсанты из Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизстана и четырех городов Узбекистана — Бухары, Самарканда. Зарафшана и Ташкента. Специальную программу для Ташкента подготовили киргизские деятели культуры — музыканты, певцы, художники-модельеры. Для них специально был выделен «День Киргизстана». В Ташкент приехала одна из самых именитых модельеров этой страны Т. Воротникова, которая великолепно работает с войлоком. Инициатор организации «Дня Киргизстана» на выставке З. Мукамбетова постоянно знакомила посетителей со своими эксклюзивными коллекциями.

Впервые в Ташкенте выбиралась и «Мисс Ювелирия». Обладательницей переходящей «Бриллиантовой диадемы» стала модель из Бишкека Ажар Аппасова. Гран-при фестиваля в номинации «Мастер» была отмечена модельер Бухарского театра моды «Овация» Виктория Пономарева. Фестиваль моды, органично вошедший в культурную программу выставки, создал праздничную атмосферу для всех участников и гостей. Словом, выставку «Ювелирия» можно сравнить с драгоценным камнем. Подобно тому, как, вращая камень, можно увидеть его новые грани, так, анализируя выставочную экспозицию, можно отметить разнообразные стороны ее значимости и влияния на художественную культуру республики. Прошедшая в апреле ювелирная выставка показала, что Ташкент становится центром среднеазиатского ювелирного искусства. И богатство граней «Ювелирии — 2002» — весомое тому подтверждение.

Автор: Гульсара Бабаджанова