Хроника художественной жизни

22 января – 22 февраля, ГИИ Уз На выставке «DADA» Инны Сандлер – художника многогранного таланта, демонстрировалась серия работ, темой создания которой послужила история возникновения аттракциона Карусель. Изображение лошади – символ священного животного многих культур. Образ детской деревянной лошадки: лошадки из карусели, лошадки-качалки понятен каждому как некий островок в нашей памяти, готовый вернуть нас в детство. Во Франции детскую деревянную лошадку называют Dada – это и Троянский конь, и лошадка-качалка Наполеона, которую он хранил долгие годы, и неотъемлемый атрибут будущих рыцарей.Слово Dada имеет и другое значение – «конек», это – акцент, уникальная особенность личности, стержень каждого из нас, удерживающий на карусели жизни.…Проект «DADA» состоялся благодаря гранту Institut Francais (Париж), предоставившему художнице студию на 3 месяца в Париже в Международном центре искусств для его реализации. 26 января – 3 марта, ТДФ На 19-й отчетной выставке выпускников Школы-студии творческой фотографии АХ Уз, посвященной «Году здоровой матери и ребенка», демонстрировалось 120 работ 12 авторов (Даниярова Алома, Якубов Баходир, Жураев Умид, Магрупова Саёра, Маллеева Ольга, Мурадов Тимур,...
Read More

Баходир Юлдашев – творец сновидений

Зухра Рахимова, искусствовед Незаурядные творческие личности, которые, каждый в своей индивидуальной манере, формируют многогранное пространство национальной живописи, обогащают современное искусство Узбекистана. В числе таких художников – Баходир Юлдашев, который начинал как миниатюрист, а затем стал заниматься станковой живописью, сохранив при этом отдельные, характерные для средневековой миниатюры, приемы и создав оригинальный своеобразный стиль. О работах Б. Юлдашева спорят, но не находят для них однозначной оценки. Некоторые искусствоведы и художники склонны считать его холсты своеобразным переводом с языка восточной миниатюры на станковую живопись, другие видят в его произведениях сложные концепции, требующие от зрителя созерцания и размышлений. Третьи считают, что факт перевода языка миниатюры в станковые формы не приемлем. Сам художник ведет уединенную жизнь, мало выставляется, редко комментирует свои работы, считая, что главное для него – процесс творчества, возможность передать на холсте накопившиеся впечатления. Б. Юлдашев постоянно в поиске, он – экспериментатор, неутомимый труженик. Картины художника трудно понять сразу. Они требуют внимательного, вдумчивого созерцания и, если можно так сказать, со-творчества со зрителем.В конце 1970-х –...
Read More

Изобразительное искусство Азербайджана в XXI веке

Эртегин Саламзаде, искусствовед Современное изобразительное искусство Азербайджана, богатое своими многовековыми традициями миниатюрной живописи, наскальных рисунков Гобустана и Гямигая, древних тюркских каменных изваяний-балбалов, вобрало также достижения классического русского и западноевропейского искусства, испытало влияние модернистских и постмодернистских течений. В искусстве Азербайджана сплелись воедино социально-культурное народное творчество и отшлифованные веками приемы профессионального искусства. Зарождение в стране профессионального реалистического или, как сейчас говорят, фигуративного искусства относится к середине XIX – началу XX в. 1920 – 1991 гг. – период формирования в Азербайджане местных школ живописи, графики и скульптуры, а также визуального языка изобразительного искусства, отличающего его от всех других национальных художественных школ. Семьдесят лет его развития в рамках советской художественной культуры можно условно представить как деятельность последовательно сменивших одно другим трех поколений художников, что представляется вполне обоснованным. Так, Чингиз Фарзалиев в работе «Живопись Азербайджана. Антология» предложил новую периодизацию изобразительного искусства Азербайджана XX столетия, в основу которой положен 20-летний модуль: 1900 – 1940 гг., 1940 – 1960 гг., 1960 – 1980 гг., 1980 – 2000 гг. (1)....
Read More

Эко- и этно-дизайн – популярные направления дизайна ХХI века

Мунис Мирпулатова, студентка Ташкентского архитектурно-строительного института (ТАСИ) Дизайн, известный уже в ХIХ в., в ХХ в. получил всемирное признание как новая дисциплина, новая профессия и даже новый вид искусства, имеющий множество течений и направлений, среди которых все большую популярность получают такие его виды, как эко-дизайн и этно-дизайн.Такие жизненно важные проблемы мира, как охрана окружающей среды от загрязнения, ограниченность природных ресурсов, борьба за предотвращение экологических катастроф, сохранение флоры и фауны дикой природы особенно актуализировались во второй половине ХХ – начале ХХI в. Экологи практически всех стран мира на международных научно-теоретических конференциях и других форумах принимают решения по охране природы, включая их в государственные программы.Дизайнеры, инженеры, технологи и архитекторы разрабатывают проекты для работы с экологически чистыми безвредными материалами, использование которых не наносит вреда окружающей среде и человеку. Так появился эко-дизайн как одно из направлений дизайна.В строительстве зданий стали использовать натуральный камень, дерево, силикатный или глиняный кирпич, камышит, соломит, керамическую пену и др. Но эко-дизайн – это не только использование экологически чистых материалов, но...
Read More

Талантливый специалист в сфере графического дизайна и рекламы

Сакина Мухамеджанова, искусствовед Рекламный бизнес в нашей стране — сфера еще достаточно молодая и одна из наиболее интересных, хотя отдельные работы достойны внимания и высоко оцениваются потребительской аудиторией, другие же оставляют желать лучшего. Так или иначе сфера графического дизайна в целом и рекламы в частности активно развивается.В рекламных агентствах, предлагающих спектр услуг по брендингу и рекламе, работают молодые специалисты, имеющие широкий художественный кругозор, владеющие профессиональными навыками в современных графических программах. Они ответственны за креативное решение дизайна продукта и дизайна рекламы. Дизайнеры создают рекламные модули, этикетки, логотипы, наружную рекламу и т. п. Иными словами, от них зависит, как будет выглядеть рекламная продукция, изображения которой имеют свои особенности, которые следует учитывать исполнителю. Только нестандартный подход, необычное художественное решение могут привлечь внимание требовательного потребителя.В настоящее время в рекламном бизнесе нашей страны подготовлено немало талантливых специалистов, работы которых получили высокую оценку не только в Узбекистане, но и за его пределами. Один – из них арт-директор отдела дизайна рекламного агентства «Siymo» Иван Штабовенко, который за годы...
Read More

Последовательность творческих поисков и современность

Эътибор Мирзаназарова, искусствовед Существуют различные направления в использовании национальных традиций в одежде. В их числе сравнительное повторное формирование источника, непосредственное копирование конструктивных решений, использование различных методов декорирования и т.д. Наиболее верный путь изменения народной одежды – создание его соответствия современному образу жизни, связанному с изучением истории одежды. В последние годы в нашей стране большое внимание уделяется сфере дизайна, подготовке квалифицированных кадров и выходу национальной промышленности на уровень современных требований. Узбекские дизайнеры постоянно участвуют в этих процессах. Активно занимается творчеством дизайнер Зульфия Султан, которая не раз демонстрировала узбекскую одежду на международных фестивалях моды. В своей работе З. Султан (Султанбаева Зульфия Мухамед-Умаровна) успешно использует многовековые национальные традиции, давая им новую жизнь. Выход Зульфии на арену большой моды начался в 2007 г. с участия в Неделе моды, проходивший в Ташкенте. Ее коллекция в романтическом стиле была высоко оценена экспертами Дома моды. В 2008 г. она стала победительницей среди молодых дизайнеров Узбекистана в номинации «Лучшее использование национальных тканей». При создании новой одежды дизайнера вдохновляют узбекские...
Read More

Актуальные аспекты развития художественного образования в Узбекистане

Сухроб Курбанов, искусствовед С обретением независимости в Республике Узбекистан проводится реформирование в сфере высшего и среднего специального образования и подготовки кадров в масштабе всей страны. В этих целях исключительно важными стали такие правительственные документы, принятые в 1997 г., как Указ Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова о создании Академии художеств Узбекистана и Постановление Кабинета Министров «Об организации деятельности Академии художеств Узбекистана». Оба документа стали основой создания системы непрерывного художественного образования в рамках Академии художеств Узбекистана. Его высшее звено - Национальный институт художеств и дизайна им. К. Бехзада (НИХД). За годы его деятельности в качестве самостоятельного вуза было подготовлено значительное число живописцев, дизайнеров, скульпторов, искусствоведов, художников кино и театра, мастеров прикладного искусства, ведущих плодотворную работу в различных сферах пластических искусств. Несмотря на очевидные позитивные достижения в деятельности НИХД время поставило перед ним новые задачи по совершенствованию стратегии образования. Одна из них – внедрение в систему магистратуры диссертационных исследований в рамках, подготавливаемых к защите дипломных работ. Это было вызвано тем, что в магистратуре приоритетной становится...
Read More

Развитие художественных музеев в Узбекистане

Камола Нишанова, музеевед Художественный музей – научно-исследовательское, образовательно-просветительное учреждение, специалисты которого осуществляют сбор, сохранение, популяризацию и организацию выставок произведений изобразительного и прикладного искусств (1, с. 10-12).История художественных музеев начинается со времен древнего Рима и средневековых городов Европы. Именно тогда при дворцах и храмах начали собирать и хранить бесценные произведения искусства. В эпоху Возрождения уже сложилась определенная система приобретения произведений искусств. Уффици, Прадо, Лувр – самые древние музеи, появившиеся в XVI в. Именно с этого времени начинается строительство дворцов и других величественных зданий с застекленными верандами. В Западной Европе – это так называемые галереи (специальные большие комнаты), предназначенные для хранения и показа художественных произведений.В средние века в России произведения искусства хранились в основном при церквях и монастырях. В XVI в. первые коллекции картин и других предметов искусства собирали в так называемой Оружейной палате в Москве. А начиная с XVII в. коллекционируют произведения искусств такие богатые вельможи, как В. В. Голицын, А. С. Матвеев, Б. М. Хитров, Ф. Я. Милославский.В XVIII в. собирают...
Read More

Камолиддин Бехзад – гордость Востока

Шахноза Касымова, музеевед От красоты письма слепнут глаза,а сердце бессильно постигнуть его смысл.Смысл и красота доставляют свет зенице ока.Хондамир Во второй половине XV в. культурную жизнь Мавераннахра и Хорасана представляли такие известные художники и миниатюристы, как Мирзо Улугбек и Али Кушчи, Абдурахман Джами и Алишер Навои, Камолиддин Бехзад и многие другие.Захириддин Мухаммад Бабур литературно-художественную среду Герата этого времени называл «золотым веком» («асри тиллойи») или «Эпохой Султана Хусейна Байкара»: «Время правления Султана Хусейна Байкара было прекрасно благодаря достойным людям и бесподобному обществу. Несравненный город Хирий был центром Хорасана, где каждый был занят своим делом. А от усердия, великодушия и от корысти было одно стремление – сделать эту работу совершенной» (1, с. 258).Камолиддин Бехзад (1455 – 1537) гордость иранцев, афганцев, узбеков, таджиков, арабов, азербайджанцев, турков и других народов Востока, жил и творил в Герате и Тебризе во второй половине XV - первой половине XVI в. Он своими превосходными произведениями внес огромный вклад в сокровищницу мировой культуры, оставив потомкам бесценное наследие, прославив школу миниатюры Герата....
Read More

К вопросу о стилевых особенностях безворсовых ковров кунгратов

Бинафша Нодир, искусствовед Изучение различных аспектов национальной и культурной идентичности узбекского народа приобрело особую актуальность после обретения Узбекистаном независимости. Усилился исследовательский интерес к политической истории узбекского народа, этногенезу нации, традиционной культуре и искусству как важным составляющим формирования его цивилизационной самобытности. Настоящая статья, являющаяся частью монографии, подготавливаемой автором к изданию, посвящена ковровым изделиям кунгратов – в прошлом кочевым племенам, ремесленные традиции которых во многом определяют понятие «узбекское ковроделие». Взаимодействие различных этнокультурных и художественных традиций, сочетание урбанистических и номадических форм хозяйственной деятельности – одна из особенностей исторического развития узбекского народа. Своеобразно этот процесс протекал при изготовлении традиционного узбекского текстиля. Если хлопок и шелк – признанные атрибуты земледельческой и городской цивилизации, то шерсть – олицетворение культуры кочевых и полукочевых народов. Изделия из шерсти исконно производились представителями кочевых народов Центральной Азии, занимавшихся скотоводством, которое и являлось основным источником для производства ковров. Истоки этого промысла в нашем регионе уходят вглубь веков (1, с. 167-168).К концу ХIХ – начала ХХ в. в связи с процессами урбанизации региона и...
Read More

Искусство молодежи Узбекистана

Камола Акилова, искусствовед Узбекистан – страна молодых людей, 64 процента населения которой – молодежь до 30 лет. Именно по этой причине проблемы молодежи всегда находятся под пристальным вниманием государственной политики независимого Узбекистана. Так, в числе первых нормативно-правовых актов, принятых на законодательном уровне, – Закон Республики Узбекистан «Об основах государственной молодежной политики» (1991 г.). Логическим и закономерным продолжением поэтапных и последовательных реформ, проводимых в нашей стране в годы независимости, стало постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах, направленных на осуществление в Республике Узбекистан государственной молодежной политики» от 6 февраля 2014 г. Выявление талантливой молодежи, поддержка и стимулирование ее плодотворного творчества – один из приоритетов деятельности Академии художеств Узбекистана. В числе молодых талантливых художников, которые были отмечены дипломами и призами Академии художеств, Т. Каримов, З. Шарипова, Дж. Изентаев, Г. Ибрагимов, З. Мансуров, С. Джаббаров, Д. Разиков, Н. Шарафходжаева, Д. Мамедова, К. Бабаев, Т. Рахметов, Т. Фадеева, А. Ломанов, Ф. Ахмадалиев, Д. Эшматов, А. Барковский, В. Хапов и др. Группа молодых художников получила возможность продолжения...
Read More