Сакина Мухамеджанова, искусствовед

Рекламный бизнес в нашей стране — сфера еще достаточно молодая и одна из наиболее интересных, хотя отдельные работы достойны внимания и высоко оцениваются потребительской аудиторией, другие же оставляют желать лучшего. Так или иначе сфера графического дизайна в целом и рекламы в частности активно развивается.
В рекламных агентствах, предлагающих спектр услуг по брендингу и рекламе, работают молодые специалисты, имеющие широкий художественный кругозор, владеющие профессиональными навыками в современных графических программах. Они ответственны за креативное решение дизайна продукта и дизайна рекламы. Дизайнеры создают рекламные модули, этикетки, логотипы, наружную рекламу и т. п. Иными словами, от них зависит, как будет выглядеть рекламная продукция, изображения которой имеют свои особенности, которые следует учитывать исполнителю. Только нестандартный подход, необычное художественное решение могут привлечь внимание требовательного потребителя.
В настоящее время в рекламном бизнесе нашей страны подготовлено немало талантливых специалистов, работы которых получили высокую оценку не только в Узбекистане, но и за его пределами. Один – из них арт-директор отдела дизайна рекламного агентства «Siymo» Иван Штабовенко, который за годы работы дизайнером уже реализовал много проектов как в Узбекистане, так и в России, Казахстане, Польше и других странах. Его работы – это осмысленный и интуитивно понятный интерфейс взаимодействия, а цель дизайнера – решать запросы пользователей, для которых «дизайн» выступает опытным проводником. И. Штабовенко разработал логотипы для компаний «Анализ-24», «PIZZA CORNELI», «Апекс групп», «IN THE CLOUD», «SWEEPER» (рис.1), а также фирменные стили для первого интернет-магазина в Узбекистане «home24.uz», компании «Alutex», акционерной холдинговой компании «O`zagrosanoatmashxolding», медиаиздательства «Red Rocket Media», «Борщ бар» (Санкт-Петербург), «Радуга вкуса» и т.д.
Разрабатывая логотип или дизайн-концепцию, профессиональный дизайнер должен обладать информацией не только о специфических особенностях данного продукта, но и о его преимуществах перед другими, кроме того, он должен передать основной смысл рекламируемой продукции или события, используя изобразительные средства, не напрягающие его визуального восприятия зрителем. Такими профессиональными качествами в полной мере обладает Иван Штабовенко. Он активно работает и над созданием дизайн-концепций общественно значимых событий, происходящих в республике. Это, например, разработка фирменного стиля, наружной рекламы и фирменных носителей для чемпионата мира по фехтованию среди юниоров и кадетов «TASHKENT-2015/ FENCING CADET END JUNIOR WORLD CHAMPIONSHIPS». Перед дизайнером стояла задача – объединить предстоящий чемпионат с местом его проведения – столицей Узбекистана городом Ташкент. Знак должен был быть оригинальным и узнаваемым. В качестве решения в основе логотипа дизайнер использовал шпагу, устремленную вверх, объединив ее с одной из наиболее узнаваемых достопримечательностей города – Ташкентской телебашней.
Одна из авторских работ И. Штабовенко для зарубежных компаний – фирменный стиль и логотип кафе «Борщ бар» в Санкт-Петербурге, где логотип содержит шрифтовое начертание и графический знак, что визуально интересно и привлекает внимание потенциального потребителя (рис.3). Создание логотипов и фирменного стиля — работа особенная, от успешного завершения которой во многом зависит дальнейшее продвижение бренда на рынке. По словам И. Штабовенко, «дизайнеры находятся в жестких условиях, работая над выполнением заказа в четко установленные сроки. Этим наша деятельность отличается от деятельности художников и писателей, как правило, не ограниченных временными рамками и конкретным заказом».
Еще одна сфера приложения таланта дизайнера — создание наружной рекламы (вывески, штендеры, рекламные щиты и т. п.), для которой надо уметь сделать не только что-то уникальное, но и учитывать, как в конечном счете он будет смотреться на улице, не станет ли диссонировать с уже имеющимися объектами городской среды и т.д. В этом отношении дизайн-проекты И. Штабовенко по наружной рекламе Узбекистана отличаются своей яркостью, лаконичностью и оригинальностью. При разработке наружной рекламы для местного потребителя, считает дизайнер, обязательно надо учитывать специфические особенности, связанные с его менталитетом. Кроме того, существует ряд важных технических правил по оформлению наружной рекламы: выбор цвета, рекламный слоган, яркость, контрастность и т.д. В наружных рекламах таких компаний, как «ASIA ALLIANCE BANK», «PROMZONA», «SALUS VITA» И. Штабовенко профессионально решил поставленные заказчиками задачи: реклама узнаваема, читабельна, запоминается и привлекает внимание.
Успешно работает И. Штабовенко также над созданием дизайна на социальную тематику. Пример: разработка дизайна социальной рекламы, направленной на борьбу с курением. Данная акция проводилась при поддержке Министерства по делам культуры и спорта республики Узбекистан. В композиционном решении рекламы основная смысловая нагрузка – сигарета, изображенная в виде петли. Основной посыл: фраза «НЕ ЗАТЯГИВАЙ», которая выделяется на фоне остального текста крупным кеглем. Контраст между текстами обеспечивает динамику между элементами: сначала читается «НЕ ЗАТЯГИВАЙ», а уже потом вся фраза: «Ты можешь бросить курить с этой самой секунды». Во всех работах дизайнера строго соблюдается логическая последовательность, позволяющая произведению выделиться из потока информации и надолго запомниться. Иван Штабовенко – яркий пример успешного дизайнера в рекламной сфере Узбекистана, это один из ведущих специалистов, активно работающих над созданием национального брендинга Узбекистана, развитию которого государство уделяет большое внимание.