Хроника художественной жизни

10 января – 15 января, ЦВЗ Выставка «Служение Родине – священный долг», организованная АХ Уз, Министерством обороны Республики Узбекистан, Дирекцией художественных выставок и ТДФ, была приурочена к празднованию Дня защитников Родины и 20-летию Вооруженных сил Республики Узбекистан. На ней демонстрировалось свыше 100 произведений профессиональных художников, военнослужащих и членов их семей – живопись, графика, художественная фотография. В произведениях С. Рахметова, Р. Худайберганова, А. Икрамжанова и других художников нашли свое воплощение как известные исторические личности, так и наши современники. На суд зрителей были также представлены коллекция военной геральдики, пейзажи и натюрморты, детские поделки из бисера и бумаги. 20 января – 5 февраля, ЦВЗ Выставка «Процветание Родины – достижение многонационального народа», организованная АХ Уз, РИКЦ, ТДФ, Республиканским творческим объединением «Тасвирий ойина», познакомила зрителей с культурой и традициями представителей различных национальностей, для которых наша страна стала вторым домом. В экспозиции были представлены произведения Б. Джалала, В. Бурмакина, Н. Шина, А. Авакян, Т. Ли и других художников, а также мастеров фотографии. Здесь же демонстрировались традиционные национальные костюмы, керамика. В...
Read More

Введение

2012 год открывается рядом знаменательных событий, отразившихся в художественной жизни страны. В частности, в этом году исполняется 15 лет высшему консолидирующему и научному учреждению в области изобразительных искусств – Академии художеств Узбекистана, созданной 23 января 1997 г. по Указу Президента Республики Узбекистан И. Каримова. Редакция нашего журнала поздравляет с этой знаменательной датой сотрудников всех подразделений Академии и желает дальнейших успехов во всех сферах их художественной деятельности. Международный женский день – 8 марта, – как всегда, широко отмечается в нашей стране. В качестве подарка «прекрасной половине» большую часть материалов этого номера журнала составили статьи, написанные женщинам или посвященные им. И еще один весенний праздник – Навруз – радует жителей нашей многонациональной страны. С весной Вас, дорогие читатели!...
Read More

Аутентичность и инновации в традиционных ремеслах Узбекистана 1991-2011 гг.

В связи с 15-летием со дня принятия Указа Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова «О мерах государственной поддержки дальнейшего развития народных художественных промыслов и прикладного искусства» журнал предлагает вниманию читателей обзорную статью академика А. Хакимова о развитии традиционных художественных ремесел в период независимости. Несмотря на общую позитивную динамику, в этой сфере выявлен ряд неисследованных проблем творческого характера, требующих более детального изучения. В этой связи редакция планирует опубликовать серию статей автора, посвященных анализу состояния отдельных видов ремесла и практики современных народных мастеров Узбекистана в контексте проблемы «аутентичность и инновации». Обретение Узбекистаном независимости во многом определило характер последующего развития традиционных художественных ремесел. Несмотря на огромные экономические трудности, с которыми столкнулось государство на первых этапах своего суверенного развития, оно взяло на себя экономическую ответственность за состояние культуры и искусства, в том числе и за отрасли художественных ремесел, создание условий для становления частного предпринимательства, предоставление экономических и налоговых льгот мастерам прикладного искусства, что стимулировало совершенствование и возрождение традиционных художественных ремесел. Важным было и обстоятельство идеологического...
Read More

Образ Бехзада в живописи и скульптуре Узбекистана

Непревзойденный мастер искусства миниатюры Камалиддин Бехзад родился в 1455 г. в городе Герат в семье бедного ремесленника. Он рано осиротел и воспитывался известным художником Мираком Наккашем – главой придворной библиотеки Хусейна Байкары. Молодой Бехзад постигал секреты изобразительного искусства своего времени также у Пира Сейид Ахмеда Тебризи, учившегося в свое время у бухарского мастера Джахонгира. Он быстро завоевал признание не только у художников, но и у поэтов Джами, Лутфи и Алишера Навои. Раннему периоду жизни Камалиддина Бехзада посвящено произведение известного художника Джавлона Умарбекова «Миниатюрист Мирак Наккош с учениками», где мастер Мирак Наккаш изображен с учениками в пору пробуждения жизни, цветения растений. Держа в руке цветок, учитель объясняет Камалиддину, что цветок – часть природы, образ чистоты, нежности и гармонии, олицетворение жизни. Ученик внимает каждому слову учителя. После беседы с учителем Камалиддин испытывает прекрасные и добрые чувства, передавая в своих произведениях свою всеохватывающую любовь к жизни, каждое мгновение которой учит его ценить красоту природы, гармонирующую с состоянием души. На одной из его картин на...
Read More

Импульс для творческих открытий Итоги «TOP-ART – 2011»

Начало года ознаменовалось для творческой интеллигенции, деятелей культуры и искусства республики встречей на ярком и запоминающемся празднике «ТОР-АRT – 2011» – ежегодно проводимой по инициативе Академии художеств Республики Узбекистан церемонии награждения победителей наиболее интересных выставок, проектов изобразительного искусства, лучших журналистов, освещавших эти события в 2011 г. В очередной раз были подведены итоги минувшему году, богатому на события в сфере культуры и искусства. Все они были по-своему уникальными, их по праву можно сравнить с элементами искусного узора, создающего вместе единое, неделимое и прекрасное целое полотно, радующее взор и сердце. Запоминающимися можно назвать выставки, посвященные 20-й годовщине независимости Республики Узбекистан, Дню Конституции, Республиканскому фестивалю «Узбекистан – наш общий дом», в котором приняли участие представители всех культурных центров страны. Среди участников экспозиций – немало награжденных, в том числе отмеченных правительственными наградами. Нельзя не отметить и такие значимые события в сфере искусства, как мероприятия традиционной недели Art week. Style.uz, проекты VI Ташкентской биеннале, «Неделя изобразительного искусства + 5», фотовыставки лауреатов «ФотограНИКИ» – японского художника Дайсаку Икеды...
Read More

Конкурс «Нафосат» — итоги 2011 года

Второй год редакция журнала «San’at» совместно с Международным общественным фондом «Sharq ayoli» проводит конкурс «Нафосат», посвященный вопросам искусства, в котором принимали участие авторы статей или книг, рассказывающих о женщинах, либо написанные авторами-женщинами. Редакция журнала и фонд «Sharq ayoli» благодарны всем авторам, принявшим участие в конкурсе. Ознакомившись с их работами, авторитетное жюри подвело итоги и выделило наиболее достойных. 2 марта 2012 г. – накануне Международного женского дня 8 марта в большом зале Ташкентской государственной консерватории состоялась церемония награждения победителей конкурса. Вот их имена: Угилой Мухамедова (статья «Роль женщин в хореографическом искусстве») в номинации «Статья о женщине (или женщинах) в искусстве». Лариса Левтеева (цикл статей о женщинах в книге «Мир творчества, или души прекрасные порывы») в номинации «Книга о женщине (или женщинах) в искусстве». Махсура Мирзамухамедова (статья «Прерванный полет») в номинации «Статья автора-женщины о проблемах или событиях в области искусства». Мариника Бабаназарова (Нукус)(книга «ИГОРЬ САВИЦКИЙ. Художник, собиратель, основатель музея») в номинации «Книга автора-женщины, посвященная вопросам искусства». В номинации «Молодые таланты» лучшей была признана: Нигора Абдуллаева (Термез)- статья «Ажурная музыка...
Read More

Первый Ташкентский Международный кинофорум «Золотой гепард»: концепция, итоги и перспективы

19 – 25 октября 2011 г. в столице Узбекистана по инициативе Фонда «Форум» проходил международный кинофестиваль "Золотой Гепард», для участия в конкурсных программах которого были поданы заявки от кинематографистов более чем из 45 стран Европы, Азии, Африки, Южной и Северной Америки. Отборочная комиссия отсмотрела 139 полнометражных, 87 короткометражных и 74 анимационных фильмов. Для конкурсной программы было отобрано 43 картины – 12 полнометражных, 16 короткометражных и 15 анимационных. Главная идея кинофорума  выражена в его девизе "Цивилизации XXI века: диалог культур", а также в слогане: "Человеческие истории: философия чувств". По итогам 2011 г. кинофорум «Золотой гепард» получил главную премию MTVA-awards в номинации Лучшее шоу года, которая была вручена Генеральному директору кинофорума академику Академии художеств Узбекистана Акбару Хакимову. Идея и инициатива проведения кинофорума была вызвана общественной востребованностью. В 2010 г. первым был вопрос, который прозвучал на пресс-конференции по итогам ART WEEK Style.uz 2010: «Будет ли проводиться кинофестиваль?» Утвердительный ответ был получен от автора проекта Гульнары Каримовой. Уже в декабре того же года в Интернете...
Read More

Эксперимент цвета, философия формы

Картины Мухаммаджона Тожимирзаева, члена Творческого объединения художников Узбекистана, наманганского художника, представленные на его персональной выставке в Центральном выставочном зале АХ Уз, явили широкому кругу специалистов и ценителей прекрасного талантливого и самобытного автора. Доведенные мастером до знака, символа, лаконичные образы раздвигают перед вдумчивым зрителем границы привычной реальности. Строгие очертания пейзажа, яркие, энергичные и, напротив, – спокойные, порой приглушенные тона создают на полотне не только определенное настроение. Цвета и линии, вступающие между собой в фантастический диалог, – неотъемлемая часть пьесы, творимой кистью художника. Его герои – простые люди со своими радостями и печалями, совершающие неспешный путь к правде жизни. …Под ветвями раскидистого дерева, сплетенными в одно огромное, неразделимое целое, – двое. Есть в очертаниях силуэтов мужчины и женщины, держащихся за руки, некая внутренняя духовная сила, та, что помогает противостоять бедам и наговорам, проносить свет любви сквозь годы. Внимательно вглядываюсь в лицо автора картины, пытающегося донести до меня ее смысл. И в какой-то момент улавливаю сходство мастера с героями полотна. Психолог, концентрирующий все внимание на...
Read More

«Золотой музыкальный ЛИСТОПАД…»

Так назывался посвященный 200-летию со дня рождения великого венгерского композитора Ференца Листа фестиваль, с успехом прошедший в Государственной консерватории Узбекистана. С 5 ноября по 1 декабря 2011 г. звучали и самые популярные, и малоизвестные сочинения композитора в исполнении узбекских музыкантов. Уникальная по своему художественному своеобразию личность «Великого венгра», как называли его современники, органично соединила в себе выдающегося композитора, непревзойденного пианиста-виртуоза, блестящего дирижера, авторитетного педагога-новатора, талантливого публициста, музыкального критика, мыслителя-философа, неутомимого общественного деятеля и просветителя, организатора музыкальной жизни. Благодарные потомки, восхищенные его поистине титаническим размахом разнообразной плодотворной деятельности в области культуры, искусства и музыкальной педагогики, в течение 2011 г., объявленного ЮНЕСКО «Годом Ф. Листа», отмечали во всем мире эту знаменательную дату. Музыка Ф. Листа всегда востребована, и каждый музыкант соприкасается с его творчеством. Но 200-летний юбилей стал замечательным поводом для того, чтобы еще раз обратиться к наследию великого композитора-романтика и по-новому, с позиции нашего времени, осмыслить его сочинения. Для творческой деятельности Ф. Листа характерно присутствие нескольких национальных музыкальных культур, прежде всего, его родной,...
Read More

Академии художеств Узбекистана – 15 лет

15 лет назад, в непростое время становления и развития институтов государственности, социальных институтов и гражданского общества, перехода к рыночным отношениям, наше молодое государство приняло исторически важное решение для дальнейшей судьбы художественной культуры страны. В числе других приоритетных задач независимый Узбекистан определил создание условий для интеграции национального искусства в международное культурное пространство в качестве самостоятельного художественного явления. Выполнить эту задачу была призвана Академия художеств Узбекистана (АХ Уз), созданная 23 января 1997 г. по Указу Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова. С учреждением Академии художеств были заложены основы для возрождения и развития уникальных традиций изобразительного и декоративно-прикладного искусства страны, дальнейшего развития творческого процесса в искусстве Узбекистана: художественного образования, выставочно-творческой, научно-исследовательской, критической и просветительской деятельности. Сегодня Академия художеств со всеми входящими в ее состав учреждениями представляет собой организацию, реализующую общенациональные интересы в сфере развития художественной культуры и эстетического воспитания, утверждающую основополагающие гуманистические ценности. В феврале 2012 г. Указом Президента Республики Узбекистан на должность Председателя Академии художеств Узбекистана был назначен народный художник Узбекистана, академик АХ Уз,...
Read More

О красоте человека

О красоте человека 15 лет назад, в непростое время становления и развития институтов государственности, социальных институтов и гражданского общества, перехода к рыночным отношениям, наше молодое государство приняло исторически важное решение для дальнейшей судьбы художественной культуры страны. В числе других приоритетных задач независимый Узбекистан определил создание условий для интеграции национального искусства в международное культурное пространство в качестве самостоятельного художественного явления. Выполнить эту задачу была призвана Академия художеств Узбекистана (АХ Уз), созданная 23 января 1997 г. по Указу Президента ...
Read More

О красоте человека

О красоте человека 15 лет назад, в непростое время становления и развития институтов государственности, социальных институтов и гражданского общества, перехода к рыночным отношениям, наше молодое государство приняло исторически важное решение для дальнейшей судьбы художественной культуры страны. В числе других приоритетных задач независимый Узбекистан определил создание условий для интеграции национального искусства в международное культурное пространство в качестве самостоятельного художественного явления. Выполнить эту задачу была призвана Академия художеств Узбекистана (АХ Уз), созданная 23 января 1997 г. по Указу Президента ...
Read More

Эксперимент цвета, философия формы

Картины Мухаммаджона Тожимирзаева, члена Творческого объединения художников Узбекистана, наманганского художника, представленные на его персональной выставке в Центральном выставочном зале АХ Уз, явили широкому кругу специалистов и ценителей прекрасного талантливого и самобытного автора. Доведенные мастером до знака, символа, лаконичные образы раздвигают перед вдумчивым зрителем границы привычной реальности. Строгие очертания пейзажа, яркие, энергичные и, напротив, – спокойные, порой приглушенные тона создают на полотне не только определенное настроение. Цвета и линии, вступающие между собой в фантастический диалог, – неотъемлемая часть пьесы, творимой кистью художника. Его герои – простые люди со своими радостями и печалями, совершающие неспешный путь к правде жизни. …Под ветвями раскидистого дерева, сплетенными в одно огромное, неразделимое целое, – двое. Есть в очертаниях силуэтов мужчины и женщины, держащихся за руки, некая внутренняя духовная сила, та, что помогает противостоять бедам и наговорам, проносить свет любви сквозь годы. Внимательно вглядываюсь в лицо автора картины, пытающегося донести до меня ее смысл. И в какой-то момент улавливаю сходство мастера с героями полотна. Психолог, концентрирующий все внимание на...
Read More

The 50th Anniversary of the "Social Sciences in Uzbekistan" Journal

Начало года ознаменовалось для творческой интеллигенции, деятелей культуры и искусства республики встречей на ярком и запоминающемся празднике "ТОР-АRT – 2011" – ежегодно проводимой по инициативе Академии художеств Республики Узбекистан церемонии награждения победителей наиболее интересных выставок, проектов изобразительного искусства, лучших журналистов, освещавших эти события в 2011 г. В очередной раз были подведены итоги минувшему году, богатому на события в сфере культуры и искусства. Все они были по-своему уникальными, их по праву можно сравнить с элементами искусного узора, создающего вместе единое, неделимое и прекрасное целое полотно, радующее взор и сердце. Запоминающимися можно назвать выставки, посвященные 20-й годовщине независимости Республики Узбекистан, Дню Конституции, Республиканскому фестивалю "Узбекистан – наш общий дом", в котором приняли участие представители всех культурных центров страны. Среди участников экспозиций – немало награжденных, в том числе отмеченных правительственными наградами. Нельзя не отметить и такие значимые события в сфере искусства, как мероприятия традиционной недели Art week. Style.uz, проекты VI Ташкентской биеннале, "Неделя изобразительного искусства + 5", фотовыставки лауреатов "ФотограНИКИ" – японского художника Дайсаку...
Read More

Лия Юльевна Маньковская

Если оставит человек после себя доброе имя, Это лучше, чем он оставил бы золотой дворец. Саади Созданию научной основы охраны памятников архитектурного наследия, их исследованию и сохранению посвятила свою профессиональную жизнь Л. Ю. Маньковская, стараниями которой, вместе с другими учеными-исследователями, многие памятники архитектуры «живут» до сих пор и являются народным достоянием. В какой-то степени Л. Ю. Маньковская была перфекционистка – чем бы она ни занималась, все должно было быть на самом высоком уровне. Так, с золотой медалью она закончила среднюю школу в 1949 г., с отличием – архитектурное отделение строительного факультета СазПИ в 1955 г. У «истоков формирования ее творческих позиций и научного мировоззрения стояли такие выдающиеся педагоги и ученые, как В. Л. Воронин, В. М. Дмитриев, Б. Н. Засыпкин, М. Е. Массон». Большую роль в становлении ее как профессионала, равно как и многих других исследователей памятников архитектуры Средней Азии, сыграл Борис Николаевич Засыпкин. Человек глубоких знаний, требовательный как к себе, так и к окружающим, «определили его установку на точность, достоверность, доказательность, вторжение...
Read More

Памяти Мастера

В декабре 2011 г. в Галерее изобразительного искусства Узбекистана прошла масштабная ретроспективная выставка, организованная Фондом «Форум», Ассоциацией « Ижод», Академией художеств Узбекистана и ГМИ Уз, посвященная 90-летию со дня рождения Рахима Ахмедова (1921-2008) – народного художника Узбекистана, члена-корреспондента Российской Академии художеств, академика АХ Уз, профессора. Она произвела на посетителей и всех поклонников его творчества неизгладимое впечатление. Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию отдельные высказывания Рахима Ахмедова, а также отрывки воспоминаний людей, хорошо знавших художника много лет. Полностью воспоминания будут опубликованы в книге, подготовленной к юбилею Мастера. …«Для меня живопись – это поэзия, пейзаж – это музыка. Сочетание цвета, ритма, композиция – это то, что роднит музыку, поэзию и живопись. Я очень люблю поэзию. В молодости даже писал стихи.… …Главным для себя я считаю жанр портрета, не случайно в институте им. И. Е. Репина я закончил портретную мастерскую И. Серебряного. Мои герои самые разнообразные. Не люблю писать “людей в галстуках”. Мне ближе образы простых людей: колхозников, механизаторов, пожилых людей, видевших радости и горести жизни....
Read More

Лоскутные миры живописца Сейрана Куртджемиля

Один из интересных, своеобразных мастеров современного изобразительного искусства Узбекистана – Сейран Куртджемиль – живописец не только по образованию, а, скорее, по своему призванию, мироощущению. Уже ранние работы С. Куртджемиля, которые он выставлял на республиканских выставках, привлекли внимание искусствоведов и художников. В них ощущалась удивительная культура живописной подачи, поиск своеобразной манеры, эксперименты с формой и цветом, а главное – утонченный внутренний мир художника, очень светлый и теплый. Его работы стали сразу узнаваемы на вернисажах, он всегда входил в ряд самых талантливых молодых художников Узбекистана. Было совершенно очевидно, что Сейран Куртджемиль – талантливый живописец со своеобразной манерой письма, свободой выражения и большим новаторским потенциалом. Творческая биография художника аналогична биографиям многих других художников поколения С. Куртджемиля. Он родился в 1967 г. в г. Янгиюле. Учился на художественно-графическом факультете Ташкентского государственного педагогического института им. Низами (ныне ТГПУ имени Низами) в мастерской Яниса Салпинкиди. Надо отдать должное Я. Салпинкиди, в стенах ТГПИ им. Низами воспитавшему целую плеяду интересных художников, которые сегодня работают в живописи, графике, актуальном...
Read More

Архитектурные памятники, названные в честь женщин

На Востоке к женщине всегда относились с уважением. Поэтами она воспета в стихах, возвеличена и увековечена в мелодиях Муганни, в произведениях изобразительного искусства, в названиях архитектурных памятников. Подтверждение этому находим и в археологических находках: в статуэтках, цветных иллюстрациях древних рукописей, в устном народном творчестве, дастанах. Женскими именами назван ряд древних архитектурных памятников, находящихся на территории Узбекистана. О некоторых из них мы расскажем. В народе немало терминов, географических и исторических объектов, получивших название имени девушек: Кизкетган, Киз учган, Кизбулак, Кизкурган, Кирккиз. Крепости и курганы с аналогичными названиями – не редкость на территории республики. Останки многих из них все еще высятся в Денауском, Шерабадском и Термезском районах Сурхандарьинской области. Крепость Кирккиз (сорок девушек), например, находится в кишлаке Намуна, что в Термезском районе. Это – монументальное сооружение, где использовано неповторимое по красоте архитектурное решение расположения комнат, террасок. Крепость является архитектурным образцом IX – X вв. По преданию, в ней жила Гулоим и сорок ее подруг, которые героически сражались против захватчиков. Согласно другим источникам, здесь...
Read More

Среднеазиатская «Венера» – путешествие во времени

Образ женщины – один из классических в мировом искусстве; представители всех культур и цивилизаций обращались к этой теме, пример чему – известные шедевры, вошедшие в сокровищницу художественного наследия. В Средней Азии исторически сложилось особое отношение к этому образу, отразившему особенности развития культуры региона. Древнейшие миниатюрные женские фигурки, известные как «палеолитические Венеры», были обнажены и имели подчеркнутые репродуктивные признаки. Ареал распространения статуэток охватывал обширные территории Евразии; значительное количество находок было обнаружено, в частности, на юге Туркменистана. Самые ранние, джейтунские, фигурки (эпоха неолита, 5-е тысячелетие до н.э.) вылеплены пока еще неумело, они предельно схематичны и плоскостны. Энеолит дает уже более разнообразные типажи: с одной стороны, это образцы, отличающиеся близостью натуре и хорошим знанием анатомии, вниманием к передаче характерных черт обнаженного тела, с другой – схематично-условные объемные формы. Со временем узнаваемые женственные черты уступают место обобщенным формулам. Стремление к поиску универсального знака-символа приводит к появлению еще более условных образов, и для 3-го тысячелетия до н.э. часты находки, изображающие женщин без характерных признаков, без рук,...
Read More