Так назывался посвященный 200-летию со дня рождения великого венгерского композитора Ференца Листа фестиваль, с успехом прошедший в Государственной консерватории Узбекистана. С 5 ноября по 1 декабря 2011 г. звучали и самые популярные, и малоизвестные сочинения композитора в исполнении узбекских музыкантов. Уникальная по своему художественному своеобразию личность «Великого венгра», как называли его современники, органично соединила в себе выдающегося композитора, непревзойденного пианиста-виртуоза, блестящего дирижера, авторитетного педагога-новатора, талантливого публициста, музыкального критика, мыслителя-философа, неутомимого общественного деятеля и просветителя, организатора музыкальной жизни.

Благодарные потомки, восхищенные его поистине титаническим размахом разнообразной плодотворной деятельности в области культуры, искусства и музыкальной педагогики, в течение 2011 г., объявленного ЮНЕСКО «Годом Ф. Листа», отмечали во всем мире эту знаменательную дату. Музыка Ф. Листа всегда востребована, и каждый музыкант соприкасается с его творчеством. Но 200-летний юбилей стал замечательным поводом для того, чтобы еще раз обратиться к наследию великого композитора-романтика и по-новому, с позиции нашего времени, осмыслить его сочинения.

Для творческой деятельности Ф. Листа характерно присутствие нескольких национальных музыкальных культур, прежде всего, его родной, венгерской, а также австрийской, немецкой, французской, итальянской, швейцарской, польской, румынской, украинской, русской, чешской, испанской. Венгрия, Франция, Германия оспаривают принадлежность Ф. Листа к своей национальной культуре. Где бы ни жил Лист, он оставлял яркий след в истории музыкальных искусств этих стран. Он был поистине патриархом европейской музыки. Учиться у него стремились пианисты всех стран, а молодые композиторы искали его совета и помощи.

Покинув родину еще в детстве и прожив почти всю жизнь в других странах, Ф. Лист не порывал с ней творческих связей, гордился своим народом, своей родиной и постоянно подчеркивал, что является Венгром. «Из всех ныне живущих художников, – утверждал композитор в 1847 г., – я единственный, кто дерзает указывать на свою гордую родину. В то время как другие прозябали в мелких водоемах, я все время плыл вперед по полноводному морю великой нации. Я твердо верю в свою путеводную звезду, цель моей жизни заключается в том, чтобы Венгрия когда-нибудь с гордостью могла указать на меня» (1, с 155).

На протяжении своего творческого пути Ф. Лист обращался к венгерской тематике. Он написал «Героический марш в венгерском стиле», кантату «Венгрия», «Знаменитое погребальное шествие» (в честь павших героев), несколько тетрадей венгерских мелодий и рапсодий (всего двадцать одна пьеса). В 1850-е гг. композитор создал три симфонические поэмы, связанные с образами родины: «Плач о героях», «Венгрия», «Битва гуннов», пятнадцать венгерских рапсодий, являющихся свободными обработками народных напевов. Венгерские темы звучат и в духовных сочинениях Ф. Листа, написанных специально для Венгрии. В 1860 – 1890-е гг. он все чаще обращается к венгерской тематике в своих песнях, фортепианных пьесах, обработках и фантазиях на темы произведений венгерских композиторов, создает фортепианный цикл «Венгерские исторические портреты». Всего композитор написал 130 сочинений на венгерские темы. Он создал книгу «О цыганах и их музыке в Венгрии», активно участвовал в музыкальной общественной жизни Венгрии, много выступал в Будапеште как дирижер и пианист, причем всегда с благотворительной целью. По инициативе Ф. Листа в 1875 г. в Будапеште была открыта Национальная музыкальная Академия, композитор был назначен первым ее президентом. Ныне она носит его имя. Ф. Лист придавал большое значение музыкальному воспитанию, помогал молодым музыкантам в начале их творческого пути, среди них Бедржих Сметана, Эдвард Григ, Исаак Альбенис.

Увлечение Ф. Листа блестящим исполнительством великого скрипача Никколо Паганини вызвало у него стремление передать на фортепиано совершенную технику итальянского скрипача-виртуоза. Так появились знаменитые «Большие этюды», по Паганини, завоевавшие широкую популярность во всем мире, став неотъемлемой частью репертуара пианистов. Таким образом, Ф. Лист открыл и продемонстрировал поистине неисчерпаемые возможности фортепиано – единственного инструмента, на котором можно играть любую музыку, о котором великий пианист XIX в. Антон Рубинштейн говорил: «Вы думаете, это один инструмент? Это… сто инструментов!» (2, с. 66). «Мой рояль для меня, – говорил Лист, – то же, что для моряка его фрегат, для араба его конь, – больше того, до сих пор он был моим «я», моим языком, моей жизнью! Он хранитель всего того, чем была движима моя душа в пылкие дни моей юности: ему я доверяю все мои помыслы, мои грезы, мои страдания и радости. Его струны трепетали от моих страстей и его послушные клавиши подчинялись любому моему капризу» (3, с. 82).

Ф. Листу принадлежат смелые открытия в области музыкальных выразительных средств и расширения диапазона художественного содержания музыки за счет связи с другими видами искусства – литературы, поэзии, живописи, скульптуры. Древние мифы, образы Шекспира, Гете, Гюго, Ламартина, Шиллера, Байрона, Тассо и других явились плодотворным импульсом для создания собственных концепций, излагавшихся в предисловиях к его программным произведениям.

Год Ф. Листа для музыкантов, в том числе для пианистов Узбекистана, предоставил прекрасную возможность по-новому осмыслить его сочинения и продемонстрировать свое исполнительское мастерство. Значительна в этом отношении инициатива сотрудников кафедры специального фортепиано Государственной консерватории Узбекистана, составивших инновационный проект «Годы странствий», реализация которого осуществлялась на протяжении 2011 г. в Ташкенте и других городах республики. Они – инициаторы проведения фестиваля «Золотой музыкальный ЛИСТопад», ставший итогом «Года Листа в Узбекистане» и мощным заключительным аккордом – музыкальным фестивалем в Ташкенте.

Торжественное открытие фестиваля состоялось 5 ноября в Большом зале консерватории, где ее ректор – профессор Д. Мурадова под бурные аплодисменты многочисленной слушательской аудитории вручила Чрезвычайному и Полномочному Послу Венгерской Республики Иштвану Ийярте красочный альманах «Золотой Музыкальный ЛИСТопад», созданный силами педагогов и студентов консерватории. В этот вечер прозвучали симфоническая поэма «Прелюды» в исполнении симфонического оркестра Музыкального театра-студии консерватории под управлением народного артиста Узбекистана профессора Захида Хакназарова и два концерта для фортепиано с оркестром. Знаменитый первый концерт, требующий высокой концентрации интеллектуальных, эмоциональных и технических возможностей, в исполнении Э. Миркасымовой раскрылся в своем полном блеске и великолепии. Второй фортепианный концерт обрел романтическое звучание в интерпретации Г. Гулямовой.

10 ноября на втором концерте фестиваля Заслуженная артистка Узбекистана А. Шарипова и Н. Полатханова играли редко исполняемые на концертной сцене масштабные композиции Ф. Листа для двух фортепиано – «Воспоминания об опере «Норма» Беллини», «Фантазия на тему из «Афинских развалин» Бетховена» и «Воспоминания о «Дон Жуане» Моцарта». Последнее произведение иллюстрировалось мультимедией художницы Инны Сандлер.

17 ноября в Малом зале консерватории состоялся третий концерт фестиваля, на котором исполнялись популярные сочинения Ф. Листа силами студентов кафедры специального фортепиано. Молодые пианисты доказали, что они – достойные преемники сложившихся традиций исполнения музыки Ф. Листа в Узбекистане.

На четвертом концерте фестиваля, проходившем в Органном зале 24 ноября, солировали педагоги-пианисты М. Файзиева, Р. Палванов и органистка М. Аминова. М. Файзиева продемонстрировала глубокое проникновение в художественное содержание музыки Ф. Листа, в ее романтическую поэтику. В прочтении Р. Палвановым сочинения композитора-романтика слушателей привлекла индивидуальность трактовки, стремление артиста остаться самим собой, не заимствуя чужую, не соответствующую его темпераменту манеру исполнения популярных сочинений. Органная прелюдия и фуга на тему ВАСН в исполнении М. Аминовой поразила величием музыкальных идей С. Баха и Ф. Листа, органично соединившихся в этой впечатляющей композиции великолепием органных тембров и могучего звучания короля инструментов – органа.

Возрождением традиции Ф. Листа сольного концерта стал пятый концерт, прошедший 28 ноября в Большом зале Консерватории, в котором на протяжении всего вечера один артист исполнял всю программу. Такого рода концерт сам Ф. Лист называл «музыкальным монологом». В программу пятого концерта вошло и грандиозное по замыслу циклическое сочинение композитора «Поэтические и религиозные гармонии», исполненные профессором кафедры Н. Полатхановой, очаровавшей слушателей магическими звучаниями музыки, ее поэтикой, богатейшей семантикой образных сфер.

1 декабря в Органном зале консерватории состоялся шестой, заключительный, концерт фестиваля, ставший масштабным итогом фестивального цикла. В концерте прозвучали такие произведения Ф. Листа, как Фантазия-соната «После чтения Данте» в исполнении заслуженной артистки Узбекистана, профессора А. Шариповой, «Соната си минор», навеянная образом Фауста Гете, которую называют «Фауст-сонатой», исполненная профессором М. Гумаровым, органная Фантазия и фуга на хорал «Ad nos ad solutarem undam» из оперы «Пророк» Джакомо Мейербера в исполнении доцента М. Аминовой. Эти монументальные фресковые сочинения Ф. Листа в великолепном исполнении узбекских мастеров вызвали восторг и восхищение многочисленной аудитории.

Музыкальный фестиваль, посвященный 200-летию со дня рождения Ф. Листа, стал значительным событием в культурной жизни Узбекистана. Он продемонстрировал высокий уровень узбекского фортепианного исполнительного искусства в различных профессиональных и возрастных категориях, стал прекрасным стимулом для творческого роста молодых музыкантов, раскрыл потенциальные возможности студентов кафедры специального фортепиано Государственной консерватории, обозначил перспективы дальнейшей работы в освоении мировой фортепианной литературы и подтвердил истину о том, что жизнеутверждающая музыка Ф. Листа, по-прежнему, актуальна и необходима.

Литература

  1. Мадор Т. Если бы Лист вел дневник… Будапешт, 1977.
  2. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1958.
  3. Лист Ф. Избранные статьи. Путевые письма бакалавра музыки. М.,1959.