15 лет назад, в непростое время становления и развития институтов государственности, социальных институтов и гражданского общества, перехода к рыночным отношениям, наше молодое государство приняло исторически важное решение для дальнейшей судьбы художественной культуры страны. В числе других приоритетных задач независимый Узбекистан определил создание условий для интеграции национального искусства в международное культурное пространство в качестве самостоятельного художественного явления. Выполнить эту задачу была призвана Академия художеств Узбекистана (АХ Уз), созданная 23 января 1997 г. по Указу Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова.

С учреждением Академии художеств были заложены основы для возрождения и развития уникальных традиций изобразительного и декоративно-прикладного искусства страны, дальнейшего развития творческого процесса в искусстве Узбекистана: художественного образования, выставочно-творческой, научно-исследовательской, критической и просветительской деятельности. Сегодня Академия художеств со всеми входящими в ее состав учреждениями представляет собой организацию, реализующую общенациональные интересы в сфере развития художественной культуры и эстетического воспитания, утверждающую основополагающие гуманистические ценности.

В феврале 2012 г. Указом Президента Республики Узбекистан на должность Председателя Академии художеств Узбекистана был назначен народный художник Узбекистана, академик АХ Уз, известный живописец Акмаль Вахобжанович Нуридинов, интервью с которым мы предлагаем вниманию читателей:

Акмаль Вахобжанович, прежде всего, позвольте поздравить Вас с назначением на должность Председателя Академии художеств Узбекистана, которой в этом году исполняется 15 лет. Это определенный рубеж, когда можно подвести итоги и наметить перспективы. Что вы можете сказать об Академии художеств Узбекистана уже в должности ее руководителя?

– Спасибо за поздравление. Академия художеств Узбекистана – уникальная структура, которая могла быть создана только в период независимости нашей страны. Главная задача Академии художеств – создание условий для выхода нашего национального искусства в международное культурное пространство в качестве уникального художественного феномена. Эта задача остается актуальной и на современном этапе. Другое дело, что сегодня мы уже можем подвести определенные итоги в деятельности Академии художеств Узбекистана, отметить ее успешные начинания и, наоборот, те направления, которые требуют еще более плодотворной и результативной работы. Но, анализируя сделанное за 15 лет, совершенно определенно можно сказать: Академия художеств смогла занять свою нишу в культурной жизни независимого Узбекистана.

Какие перспективные направления в деятельности Академии художеств вы могли бы обозначить как приоритетные?

– Основные направления деятельности Академии художеств Узбекистана были обозначены уже в самом начале. Это: художественное образование, выставочно-творческая деятельность, научно-исследовательская, а также пропагандистская работа. Наша задача на современном этапе с учетом уже сделанного, или, наоборот, еще требующего своего исполнения –  акцентировать  внимание на таких, к примеру, участках, как художественное образование, которое необходимо поднять на качественно высокий уровень,   соответствующий общим тенденциям мирового развития, активизировать международные связи с художественными вузами зарубежных стран, создавать учебники и электронные библиотеки по искусству. Ведь что такое система художественного образования? Это то пространство, в котором идет процесс формирования завтрашнего дня национального искусства. От того, какие приоритеты будут обозначены в системе художественного образования, будет зависеть будущее нашего искусства.

Мы должны осознавать, что не просто учим студентов, передаем им профессиональные навыки, мы формируем новую генерацию молодежи, которая должна обладать чувством патриотизма и гордости за свою страну, владеть несколькими языками, адаптироваться в современном информационном пространстве. Это все должно быть изложено в национальной концепции художественного образования.

А что бы Вы могли сказать о выставочно-творческой деятельности Академии художеств Узбекистана?

Это одно из основных направлений Академии художеств страны. Его важные составляющие – демонстрация достижений национального и зарубежного искусства узбекскому зрителю, представление в зарубежных странах узбекского национального изобразительного искусства, которое не только несет в себе частицы удивительной души и менталитета узбекского народа, но является и пропагандой успехов нашей страны в мировом сообществе. Благодаря выставкам узбекского искусства в зарубежных странах мы заявляем о себе как о независимом, демократическом, светском государстве с богатым историко-культурным наследием и достойным его современным искусством. Территория Узбекистана всегда была перекрестком путей различных народов, религий, культурных традиций, которые как «генетический код» заложены в современном сознании нашего народа. Это – хороший творческий базис для развития искусства в Узбекистане. Благодаря культурной политике государства за годы независимости вырос статус художников в обществе, что обязывает творить, созидать, создавать уникальные произведения искусства, достойные творений наших великих предков в искусстве, отражающие сегодняшний день и направленные в день завтрашний.

Важным направлением остается приобщение общества к культуре, искусству. Здесь нужен сбалансированный подход к культурной жизни в центре и на периферии. Мы не должны забывать, что с помощью выездных выставок необходимо приобщать к искусству жителей областей. Художественные лицеи в регионах страны должны стать настоящими центрами культуры и искусства с проведением выставок, обсуждений, презентаций. Нам еще очень многое предстоит сделать в этом направлении. Большой вклад в укрепление статуса Ташкента как своеобразной международной культурной столицы вносят такие систематически проводимые международные проекты, как Ташкентская Международная биеннале современного искусства, Фотобиеннале «Ташкент Алле». Необходима также организация новых проектов международных симпозиумов,  что  будет способствовать дальнейшему укреплению связей  между странами, развитию различных видов искусства, служащих импульсом для творческих поисков наших художников.

Какова роль молодежи в выставочно-творческой деятельности Академии художеств Узбекистана?

– В последние годы молодые художники принимают активное участие в проводимых выставках. Для них сейчас созданы все условия, чтобы плодотворно работать, выставляться в прекрасных выставочных залах, участвовать в различных масштабных проектах, в том числе таких, как проекты Фонда «Форум», фестивали «Янги авлод», «Келажак овози», «Навкирон Узбекистон», направленные на поиск и поддержку молодежного креатива, чему нет аналогов в других странах. Как член жюри этих фестивалей на протяжении многих лет, я могу сказать, что у нас есть талантливая молодежь, ее нужно поддержать. А она, в свою очередь, должна быть целеустремленной, наращивать творческий потенциал, расширять свой кругозор, быть трудолюбивой, научиться быть успешной. Ведь в творчестве также важен не только талант, но и систематический, ежедневный труд. Только в совокупности эти компоненты могут привести к хорошим результатам.

А что Вы можете сказать о научно-исследовательской работе в Академии художеств Узбекистана?

– В сфере научно-исследовательской работы нам предстоит еще многое сделать. Во-первых, повысить уровень научных изысканий среди профессорско-педагогического состава Национального института художеств и дизайна имени К. Бехзада. Во-вторых, необходимы серьезные научные исследования по истории и современному искусству Узбекистана в Международном караван-сарае культуры, Мемориальном музее-саде К. Бехзада, Творческом объединении художников, в уставной деятельности которых также заложено научное, теоретическое осмысление различных явлений искусства. Кроме того, шире пропагандировать уникальную культуру и искусство нашей страны путем издания каталогов, буклетов, проспектов о художниках и выставочных проектах, о конференциях, семинарах, симпозиумах, в целях обмена мнениями, достижениями.

Несколько личный вопрос, с Вашего позволения: не сложно ли Вам будет сочетать руководящую должность и творчество художника?

– До нынешнего этапа для меня главным было мое творчество. Но в жизни каждого человека может наступить переломный момент, когда в его привычной жизни наступают перемены. Помните изречение Конфуция: «Мир меняется ежеминутно, ежесекундно, и нужно уметь вписаться в этот меняющийся мир»? Мое назначение на должность Председателя Академии художеств Узбекистана – это доверие, которое было мне оказано руководством страны. А это – очень большая ответственность, которую я постараюсь в полной мере оправдать! А художником я никогда не перестану быть.

Каковы Ваши пожелания художникам Узбекистана?

– Здоровья, благополучия, созидательного труда, а главное – больших творческих успехов во имя процветания нашего независимого Узбекистана!