Ровесники независимости

Обретение Узбекистаном независимости - важный этап в творчестве как зрелых художников, так и совсем молодых. Постепенно завоевывают свои позиции в творческой среде независимой страны и ее ровесники, которым не ведомы проблемы прошлых лет и которые свободны и самостоятельны в выборе своих позиций и устремлений. Они постепенно будут занимать достойное место в творческой среде своей Родины. В их числе - студенты Национального института художеств и дизайна им. К.Бехзада Хуршид Назаров и Наталья Ким. В 1991 г. в г. Джизаке родился Хуршид Назаров. С 2001 - 2007 гг. занимался в кружке Джизакского областного дворца молодежи. В 2007 - 2010 г г. учился в Юнусабадском колледже дизайна. С 2010 г. - студент Национального института художеств и дизайна им. К. Бехзада - отделение «станковой живописи». Его наставники - народный художник Мухаммад Нуриддинов и Зайниддин Фахриддинов. С 2003 г. Хуршид - участник ряда конкурсов и выставок. На выставке молодых художников «Шанкар», проходившей в Индии в 2006 г., X. Назаров занял первое место. Первое место занял художник и...
Read More

Идиофонические инструменты в искусстве танца Азербайджана

Идиофонические инструменты в искусстве танца Азербайджана Многое было сказано и написано об искусстве танца Азербайджана. Однако несмотря на большое количество исследований, оно еще не изучено полностью, что можно обосновать богатством искусства танца Азербайджана, постоянно находившегося в развитии, его процветанием и эволюцией. Цель настоящей статьи - исследовать роль и значение идиофонических инструментов в искусстве танца Азербайджана, большинство идиофонических инструментов которого так или иначе связано именно с танцем. В качестве объекта исследования мы выбрали 35 идиофонических инструментов, используемых на территории Азербайджана в разные периоды его истории. В их числе гавалдаш, бармаг зили (пальчиковые тарелочки), гашыгек (маленький вид ложки), халхал, джарас, гумров, зынгыров (бубенчики) и другие, придающие танцам привлекательность и укрепившие их национальный дух. Идиофонические инструменты, используемые в танце, условно можно разделить на 2 категории: танцы, исполняемые танцором или танцовщицей, и танцы, исполняемые музыкантами, аккомпанирующими танцующим. К первой категории относятся инструменты...
Read More

Мастера современного ювелирного искусства

Исторические события начала XX в. привнесли глобальные изменения в различные сферы жизни страны. Вместе с социально-политическими изменениями происходили изменения традиционного мировоззрения общества, что отразилось и на стереотипах восприятия произведений ювелирного искусства. В этот период наблюдается постепенная утрата магико-охранительной функции таких традиционных украшений, как талисманы-обереги, снижение спроса на них среди населения. Во второй половине XX в. монополия ювелирных фабрик на право изготовления изделий из драгоценных металлов оставляла для художников- прикладников и народных мастеров лишь возможность работы с маловыразительным мельхиоровым сплавом и на редкие частные заказы из серебра и золота. Работать в творческом ключе мастерам ювелирных фабрик, ограниченным нормой в граммах драгоценного металла и единицей камня-самоцвета, с одной стороны, и прессингом принятых рамок «дизайна» - с другой, было сложно. В результате основное отношение к ювелирным изделиям выглядело как вложение капитала в драгоценные металлоизделия, для потребителя ценным был, прежде всего, вес драгоценного материала изделия, а не его художественная идея. В настоящее время в ювелирном деле Узбекистана возрождается художественная ценность искусства. Ювелирное дело развивается по трем...
Read More

Изобразительное искусство Казахстана эпохи перемен

Изобразительное искусство Казахстана эпохи перемен Современное изобразительное искусство Казахстана представляет собой динамично развивающуюся систему, в которой традиционные виды и инновационные формы, дополняя друг друга, ярко выражают черты культурной идентичности. За годы независимого развития в обществе и культуре республики произошли существенные изменения, начался процесс динамичного обновления. Переосмысление не оправдавших себя ценностей социалистического пути и поиски новой политической, культурной идентичности были тесно связаны с проблемой возвращения к национальным истокам. В 90-е гг. началось активное возвращение к богатейшим кочевым традициям, мифо-поэтическому наследию, обычаям, существовавшим в социокультурном опыте нации. Многочисленные издания, новые материалы ученых способствовали признанию уникальной самобытности кочевой культуры, что подняло на небывалую высоту интерес к культурной памяти, сохранявшей, несмотря на колоссальные социальные и идеологические воздействия, свое значение для кочевников. Европейские виды изобразительного искусства в республике появились лишь в начале XX в., а уже к концу века казахская живопись определилась как самобытный эстетический...
Read More

Фольклорное исполнительство Кашкадарьи

Народные песни и инструментальные мелодии, являясь в значительной степени не только развлечением, но и насущной потребностью, выполняя различные функции, касающиеся как семейной жизни человека (свадьба, труд, досуг), так и явлений природы, верования, бытовали с самой различной тематикой и в разных формах. Музыкальные жанры, образы, формы исполнения, выразительные средства в музыкальном фольклоре постоянно взаимодействуют со спецификой, уникальностью каждого конкретного локального проявления. Музыкальный фольклор Кашкадарьи в историко-культурном контексте отличается разнообразием жанров и музыкально- стилистических признаков, разновидностью инструментария и традиционными формами музицирования. В их числе как обрядовые, колыбельные, трудовые песни, народно-эпические сказания дастаны, так и инструментальные наигрыши на чанг-кобузе, домбровые напевы, чарующие мелодии на сибизги и чупон найе, своеобразные танцевальные ритмы на ударных инструментах. При этом исторические, социально- экономические условия жизни в регионе способствовали образованию определенной межэтнической и межнациональной связи и общности музыкального наследия народов, населяющих данную область: уже несколько столетий здесь проживают узбеки, таджики, арабы, туркмены и представители других национальностей. Успехи любительского музыкального движения демонстрируются на многочисленных конкурсах и фестивалях республиканского и международного...
Read More

Кинжал — оружие и произведение искусства

При определении места произ-водства оружия автором статьи были обнаружены аналогичные по структуре и оформлению образцы кинжалов, хранящихся в ряде музеев России. В их числе кинжал работы бухарского мастера первой половины XIX в, бухарский нож, дамасский клинок которого перекован из персидской сабли, кинжал со слабо изогнутым клинком (конец XIX -начало XX в.) работы бухарского мастера, нож работы хивин¬ского мастера (конец ХIX - начало XX в.), а также похожий кинжал в числе подарков эмира бухарского российскому императору. Аналогичные кинжалы работы бухарских мастеров XIX в. хранятся в Государственном музее истории Узбекистана. Все вышеперечисленные экспонаты свидетельствуют о том, что хранящийся в коллекции Национального музея истории Азербайджана кинжал тоже работы бухарского мастера XIX, возможно, начала XX в. Города Узбекистана еще в глубокой древности были известны как центры производства высококачественного холодного оружия. Мастерство согдийских оружейников ценилось далеко за пределами страны. В период средневековья своими изделиями славились оружейные мастерские Самарканда, Хорезма, Ургенча, Бухары, Хивы. Оружие, произведенное на территории государства Хорезмшахов, было одним из важных товаров, поступавших по Великому...
Read More

Мастер кинорепортажа

Телевизионное кино Узбекистана, будучи мощным аудиови-зуальным искусством, стремительно развивается, используя и синтезируя все достижения как технического прогресса, так и культуры в целом, как продукта коммуникации. Фильмы, созданные для голубого экрана, разнообразны по форме и содержанию, жанровым и стилистическим признакам. Игровые и хроникальные, мультипликационные и научно-популярные, короткометражные и многосерийные, они прочно входят в жизнь и быт народа, формируя взгляды и управляя досугом. У них - огромная аудитория. Один показ фильма по телевизору собирает столько зрителей, сколько кинолента не сможет собрать за целый год ее демонстрации в кинотеатре. За 50 лет деятельности студия воспитала десятки подлин-ных мастеров телевизионной публицистики и игрового кино. В их числе Л. Бабаханов, В. Лёндис, X. Ибрагимов, Ким Гым Нян, Т. Акрамов, Н. Герасимов, Ш. Джунайдуллаев, К. Каримов, С. Ахмедходжаев, М. Салиев и другие режиссеры, операторы, опыт которых требует пристального изучения. В ряду замечательных мастеров телекино Узбекистана один из старейших кинооператоров - Анвар Авазходжаев, за плечами которого около пятидесяти лет работы в коллективе «Узбекте-лефильма». Среди его работ такие документальные телеленты, как...
Read More

Ажурная музыка металла

Искусство рельефной обработки художественных изделий из металла - торевтика - по древности происхождения уступает лишь художественной керамике. В древнейший период преобладали изделия из бронзы. Позже местные торевты создавали свои произведения из золота, серебра, меди и других металлов, создавая шедевры искусства. Торевтика античности и раннего средневековья представлена в основном изделиями из серебра с позолотой, а начиная с XI в. главной продукцией ремесленников- торевтов становятся изделия из меди и ее сплавов.  Особый взлет в развитии торевтики Узбекистана характерен для позднеан- тичного и раннесредневекового периодов (III - VIII вв.). В это время художественные изделия из драгоценных металлов - золота и серебра, предназначавшиеся для правителей, знати и зажиточных слоев общества, приобретают светскую тематику - сцены пиршеств и тронных восседа- игора Абдуллаева Ажурная музыка металла (Чеканка по металлу и история ее развития в Узбекистане) ний, охотничьи подвиги, единоборства и культово-мифологические сюжеты. Они включают образы мифологических и эпических героев, различных божеств, изображения фантастических существ и реальных птиц, животных.  В IX - X вв. в связи с исламизацией в...
Read More

Музыкальное многоголосие на земле древнего Самарканда

Основными учредителями фестиваля, проходящего под патронажем ЮНЕСКО, являются Министерство по делам культуры и спорта Узбекистана, эстрадное объединение «Узбекнаво», Национальная телерадиокомпания, Союз композиторов и Хокимият Самаркандской области. В церемонии открытия фестиваля принял участие Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов, высоко оценивший музыкальное искусство, как уникальное действенное средство, способное объединить народы независимо от национальности, религии и обычаев. Традиционно программа Фестиваля состояла из ряда мероприятий, для проведения которых было представлено несколько площадок города. Духовно-просветительский аспект мероприятия был представлен научно-теоретической конференцией. В рамках Фестиваля был проведен и ряд выставок - национальных музыкальных инструментов, одежды и предметов быта народов мира, фотовыставка, рассказывающая о проведении предыдущих фестивалей. Отвечая на вопросы журналистов об участии отечественных артистов на Международном фестивале «Шарк тароналари», министр по делам культуры и спорта Республики Узбекистан Турсуна-ли Кузиев подчеркнул, что проведение мероприятий подобного масштаба в Узбекистане направлено на воспитание у молодежи чувства любви к прекрасному, уважения и знания истоков народной музыки. Исходя из этого, осуществлялся отбор творческих коллективов республики для участия в Фестивале. - В эпоху глобализации именно традиционная...
Read More

Хроника художественной жизни (январь-март 2011)

Хроника художественной жизни (январь-март 2011) 18-30 января,ТДФ По итогам проводимого АХ Уз и ТДФ конкурса в рамках государственной программы "Год гармонично развитого поколения" состоялась выставка "Я Вами горжусь", на которой были представлены работы известных узбекских фотомастеров старше 35 лет, среди которых В. Ан, В. Вяткин, К. Минайченко, А. Туров и др. Впервые в фотовыставке Узбекистана приняли участие члены фотографического общества организации "Qatif Photography Group" Амин Ахмед Эйд, Насим Абдул Жаббар и др. Согласно теме конкурса и выставки, фотографии были представлены в основном портретами выдающихся деятелей современности - ученых, врачей, художников, актеров и т.д. 25 января-25 февраля, ДТМ На выставке "Рисунки светом", проводимой фондом "Форум" совместно с АХ Уз и ДТМ, демонстрировались работы художника...
Read More

Прерванный полет…

Дэляра воспитывалась в семье, где царил дух искусства. Ее никто не видел на сцене театра или на афишах кино. Она всегда оставалась «за кадром». Зритель видел воочию лишь результаты ее труда, созданные с огромной ответственностью и тонким вкусом, в которых воплотились ее представления, замыслы. В узбекской мультипликации дебют Д. Батыровой состоял­ся в 1980-е гг., когда ее пригласил режиссер Назым Туляходжа-ев ассистентом фильма «Будет ласковый дождь» (1984). Это был период стремительного развития анимации, традицион­ных трактовок сказок, когда мастерскую мультипликации при студии «Узбекфильм» преобразовали в «Объединение куколь­ных и рисованных фильмов» У меня в руках - уникальная по времени создания фотогра­фия коллектива «Мультобъединения», опубликованная в журнале «Кино» в начале 1980-х гг. В первом ряду на фото сидит скромная женщина с короткой стрижкой, в очках. Это Дэляра Батырова. Она - в кругу лиц, прославивших на весь мир узбекскую мультипликацию. Это Назым Туляходжаев, худож­ник Сергей Алибеков, коллеги Светлана Мурадходжаева, Музраб Баймухамедов. Д. Батырова родилась в Бухаре. Ее отец - Равиль Исмаило-вич Батыров - работал главным режиссером Бухарского...
Read More

ЭГО

ЭГО Название проекта «ЭГО» (лат.- Я) не случайно, оно отражает основную цель - воспитание в студентах, будущих критиках и искусствоведах, одно из важнейших качеств профессии - собственный взгляд на вопросы теории и практики искусства, стимулирование и формирование способности к постановке и нестандартному решению искусствоведческих и художественно- критических проблем. Особое значение в осуществлении проекта имеет предварительный этап - подготовка студентов к конференции, выбор тем для докладов, сбор материала, работа в новых компьютерных программах. Таким образом, студенты получают дополнительный мастер-класс от ведущего специалиста, что позволяет им выдержать высокий уровень презентации исследуемой проблемы. Начиная с 2006 г. было организовано десять конференций, тематика которых отразила наиболее актуальные вопросы отечественного искусства. «Эго I. В кого был влюблен Нарцисс?» - первая конференция в цикле. Хотя темы, выбранные участниками, не поднимали проблемы теории или практики искусства, тем не менее...
Read More

Эстетический феномен фортепианном музыки Рахманинова

  К.Сомов. Портрет С. Рахманинова. Х.,м. 1925 Причина неослабевающей духовно-эстетической востребованности музыки С. Рахманинова - в необычайной объемности заложенной в ней музыкальной мысли, красоте формы и утонченности стиля, а также в притягательной силе личности самого автора, созданного, как писал Иосиф Гофман, «из стали и золота, сталь - в его руках, золото - в сердце». Как выдающийся пианист и композитор С. Рахманинов явился последователем синтетической традиции романтиков XIX в., таких, как Р. Шуман, Ф. Лист, А. Рубинштейн, сочетавших, помимо композиторской и исполнительской деятельности, и музыкально-критическую и общественную, что выдвинуло этих художников в число ярчайших выразителей прогрессивных идей своего времени. Как фигура титаническая, обладающая мощным, волевым характером, С. Рахманинов в своей фортепианной музыке выражал пафос жизнеутверждения, торжествующую энергию человеческого духа. Как удивительно проникновенная натура, он передавал в музыке богатейший мир чувств и эмоций: от романтической взволнованности и мечтательности до тончайших движений человеческих струн-сомнения, предчувствия, психологические нюансы. Музыка для С. Рахманинова - сложнейшая партитура чувств, а чувства - наиболее тонкий инструмент постижения внутреннего мира человека. Композитору одинаково присущи...
Read More

Резьба по мрамору

Во время археологических раскопок на территории Хорезма было найдено множество статуй, различных образцов резьбы по камню доисламского периода. Пока еще научно не доказаны отдельные предположения о том, что в XVI - XX вв. был ощутимый спад развития этого вида искусства. Даже немногочисленные образцы археологических памятников, ныне хранимых в кладовых музеев, наглядно доказывают бурный расцвет этого вида искусства в тот период. Мастеров, работавших с камнем, в древней Хиве называли «тоштарош» (узб. тош - камень), «сангтарош» (тадж. санг - камень) - каменотесы, камнерезы. «Кишлак, где жили мастера резьбы по мрамору, назывался Сангар. Сейчас он присоединен к городской территории и именуется махаллей Сангар». Резьба по камню и мрамору чаще всего использовалась для увековечения памяти исторических личностей, дат, завещаний, родовых, фамильных данных в некрополях, нагробных плитах и парных колоннах. (Каменных сооружений, колонн из камня таких, как в странах Европы и частях света, здесь нет, и речь далее пойдет о различных по размеру и высоте постаментах, подставках-подпорках для деревянных колонн). Мрамор ценили за его физические свойства -...
Read More