Изобразительное искусство Казахстана эпохи перемен
Современное изобразительное искусство Казахстана представляет собой динамично развивающуюся систему, в которой традиционные виды и инновационные формы, дополняя друг друга, ярко выражают черты культурной идентичности. За годы независимого развития в обществе и культуре республики произошли существенные изменения, начался процесс динамичного обновления. Переосмысление не оправдавших себя ценностей социалистического пути и поиски новой политической, культурной идентичности были тесно связаны с проблемой возвращения к национальным истокам. В 90-е гг. началось активное возвращение к богатейшим кочевым традициям, мифо-поэтическому наследию, обычаям, существовавшим в социокультурном опыте нации. Многочисленные издания, новые материалы ученых способствовали признанию уникальной самобытности кочевой культуры, что подняло на небывалую высоту интерес к культурной памяти, сохранявшей, несмотря на колоссальные социальные и идеологические воздействия, свое значение для кочевников.
Европейские виды изобразительного искусства в республике появились лишь в начале XX в., а уже к концу века казахская живопись определилась как самобытный эстетический феномен не только в системе национальной, но и мировой культуры. В настоящее время в формате европейской художественной школы, утвердившей свои позиции в казахской культуре в прошлые годы, начали формироваться новые принципы и векторы развития. Главной особенностью современного искусства Казахстана, придающей ему небывалую динамику развития и самобытность, становится обретенная в годы независимости свобода творческого самовыражения художни¬ков, широкий и разнообразный вектор поисков и направлений, тенденций, что утвердило у казахстанских критиков понятие полистилизма, основанного на национальных традициях и опыте современного мирового искусства. Из всего разнообразия жанрово-стилистических позиций и оригинальных авторских устремлений в современном искусстве Казахстана рассмотрим наиболее значимые в контек¬сте развития национальной школы тенденции в живописи и концептуальном искусстве. Этот выбор не случаен: особый интерес вызывает то, что на основе обращения к древним кочевым традициям происходит как решительное обновле¬ние живописи, так и формирование такого нового сегмента визуальной культуры, как соntеmрогагу
В развитии живописи Казахстана последних десятилетий отчетливо просматриваются особенности, связанные с эстетическими предпочтениями различных поколений мастеров, каждое из которых имеет свои оригинальные пластические средства для выражения философских и поэтических смыслов. Это художественное пространство вмещает одновременно и связь с кочевой архаикой, и реалистические тенденции, и европейский модернизм и постмодернизм.
Наиболее интересны поиски художников, где проступает эмоциональная свобода как результат преодоления внутренних запретов, освобождения от дидактики и императива прошлых лет. Так, в живописи А. Аканаева, Е. Тулепбая, Т. Тогусбаева переосмысливались итоги пройденного пути. Опираясь на наследие предков, мифологию, мировоззренческие представления кочевников о вселенной, связи человека и природы, мастера начали переходить на язык абстракций и символов, пережив сильнейшие стилистические трансформации. Философская, духовная глубина определяют содержание и стилистику полотен и таких мастеров, как К. Муллашев, Г. Баянов, К. Дуйсенбаев, Д. Алиев, в работах которых актуальные темы современности связаны с экологией, нравственными и этическими проблемами современного общества.
Наиболее решительный шаг к раскрепощению художественного сознания и переход в абстракцию произошел в живописи А. Сыдыханова, который обозначил движение национальной живописи к решительным трансформациям в сторону знака и абстракции и создал свое направление на основе родовых знаков — тамги. Характерно, что вслед за именитым мастером эта интенция проявилась в вариантах этого направления у таких молодых мастеров, как Г. Маданов, С. Смагулов, У. Кошкинбаев и др.
Вооружившись декоративными, колористическими, метафорическими приемами, художники Б. Бапишев, А. Есдаулетов, А. Бектасов, А. Менлибаева, К. Хайрулин, А. Ахат, А. Бекеев, позже -А. Муратбаев, Б. Тургынбай, Ж.Болеев шли путем поисков стыковки кочевого наследия и пластических основ европейского модернизма. Это придавало их произведениям не стилизующий характер, а усиливало в чертах архаических традиций (символы, мифы, знаки) остросовременное звучание. Кочевой архетип оживал в произведениях этих мастеров в виде символа и всегда таил в себе что-то неведомое, таинственное и напряженное. Этот мифопоэтический символизм стал одним из значительных явлений современного искусства Казахстана. Интересно, что увлечение кочевой архаикой отмечается и у художников В. Симакова, М. Наримбетова, А. Атабекова, Е. Мельдибекова, Д. Кожахметова, К. Ибрагимова, Ю. Сорокиной, которые, начав с живописи, затем перешли к концептуальным идеям и эстетике постмодернизма.
Концептуальное искусство утверждалось как свободное и радикальное, выражающее наряду с универсальными концепциями рефлексию, альтернативный подход ко многим явлениям казахстанских реалий. Его формирование происходило сложно, но имело большую поддержку среди молодежи, галерей, различных фондов, отражая динамику процессов модернизации в Казахстане. Другой характерной стороной процесса были поиски объединения новых тенденций с инокультурными традициями, открытием собственных пластов древнейших, архаических традиций, которые в этом концептуальном контексте выступали обновленными, потенциально интересными. Многие инсталляции, объекты, акции, перформансы таких представителей актуального искусства Казахстана, как Р. Хальфин, Г. Маданов, А. Атабеков, М. Наримбетов, Е. Мельдибеков, — не только самовыражение, но и поиск ответа на многие вопросы, которые встают перед ними на протяжении жизненного пути, поиск этических, нравственных ценностей, осознание духовного опыта прошлого. Проекты и видеоарты С. Атабекова («Дорога в Рим», «Битва за квадрат»), Е. Мельдибекова («Памятник герою», «Пастан»), выражая социальную идею, провоцируя острую дискуссию, напоминают о реальной экологической угрозе, опасности мифологизации сознания, глобализации и региональных конфликтов. О. Шаталова, Д. Кожахметов, Н. Дю, А. Угай, А. Менлибаева в своих работах иронизируя по поводу архаизации, варварских обычаев и патриархальных комплексов, в то же время призывают к открытию в наследии истинных ценностей, строя свои концепции на контрасте вековых традиционных идеалов народа и современного цинизма и равнодушия.
Инновационные концепции, медиатехнологии, занявшие особое место на арене изобразительного искусства Казахстана в конце XX — начале XXI в., выражают социально обостренную мысль посредством открытого высказывания, предлагают острокритическое освоение мира. Однако особенность казах¬станского соntempогагу агt не только в разрушении убогих канонов, но и в оригинальном открытии новых пластов автох¬тонных истоков, смелом введении в современный контекст древних традиций. Так, в работах А. Атабекова «Walkman», А. Менлибаевой «Апа», Е. Мельдибекова «Шкура красного коня», посредством диалога с Западом происходит оригинальное выражение исконного мировосприятия кочевого народа, в котором, как отмечают зарубежные критики, «свежей струей является то, что оно откровенно критично в отношении своего собственного мышления и в то же время позволяет быть «колонизированным», не испытывая при этом особых страданий из-за западных языков. Возрождение вполне осознаваемой и зачастую пародийной «экзотичности» открывает замечательные возможности для того, чему, в конце концов, невозможно научиться ни в одной художественной школе»
Арыстанбек Мухамедиулы