ЭГО

Название проекта «ЭГО» (лат.- Я) не случайно, оно отражает основную цель — воспитание в студентах, будущих критиках и искусствоведах, одно из важнейших качеств профессии — собственный взгляд на вопросы теории и практики искусства, стимулирование и формирование способности к постановке и нестандартному решению искусствоведческих и художественно- критических проблем. Особое значение в осуществлении проекта имеет предварительный этап — подготовка студентов к конференции, выбор тем для докладов, сбор материала, работа в новых компьютерных программах. Таким образом, студенты получают дополнительный мастер-класс от ведущего специалиста, что позволяет им выдержать высокий уровень презентации исследуемой проблемы. Начиная с 2006 г. было организовано десять конференций, тематика которых отразила наиболее актуальные вопросы отечественного искусства. 

«Эго I. В кого был влюблен Нарцисс?» — первая конференция в цикле. Хотя темы, выбранные участниками, не поднимали проблемы теории или практики искусства, тем не менее они дали возможность студентам продемонстрировать индивидуальное видение. Можно сказать, что свободное обсуждение таких явлений, как время, молчание, менталитет, стало основой для раскрепощения подхода к выбранному вопросу. Позитивные результаты стали заметны уже на следующей конференции «Эго II. Артскоп: творчество Дж.Умарбекова», где были поставлены конкретные искусствоведческие задачи. Участники высказали свое субъективное мнение по поводу разных аспектов творчества (колорит, лирика, фольклор, национальный дух и т.д.) именитого мастера национальной живописи. 

Третий по счету круглый стол был посвящен малоизученной проблеме, которая находится на стыке философии, культурологии и искусствоведения. «Эго III. Эстетика пустоты по И.Брод- скому. Проекция на современное искусство» — так была названа конференция, посвященная проблеме пустоты как эстетической категории. Спектр осмысления пустоты очень широк — от нравственно психологического (нищета духа, опустошенность) до пластического (незаполненное пространство в произведениях искусства). Многие произведения мирового и отечественного искусства свидетельствуют о том, что интерпретация эстетических свойств пустого пространства придает им особый смысл и стиль. Куратором была поставлена задача — рассмотреть искусство XX в. с точки зрения отражения в нем темы пустоты, на основе сложных поэтических текстов известного поэта, лауреата Нобелевской премии И. Бродского. Студентами был рассмотрен огромный материал искусства — от картин К. Малевича до полотен отечественных художников, от японских интерьеров до традиционного прикладного искусства Узбекистана. 

Достаточно актуальна тема следующей конференции — «Эго IV. Современное искусство: от ремесла к философии», связанная с нарастающим в современном искусстве процессом философского осмысления реальности. Хотя тенденции в отечественном искусствознании, связанные с необходимостью рассмотрения художественной практики в широком теоретическом контексте, наметились еще в середине XX в., эта тема была недостаточно полно проанализирована художественной критикой. Во время круглого стола обсуждались философские аспекты современного искусства, его новые формы (перформанс, фотоискусство, реклама), философская символика прикладного искусства, творчество художников 3. Шариповой, Дж. Усманова, Ф. Ахмадалиева и др. 

Образ женщины — лейтмотив всего мирового искусства. Как эта тема раскрывается в современном искусстве Узбекистана, продемонстрировала выставка «Луноликая», состоявшаяся в ноябре 2008 г. Экспозиция этой выставки стала предметом обсуждения очередной научно-экспериментальной конференции «Эго V. Луноликая: о новых тенденциях в современном искусстве Узбекистана». Докладчики оценили пластические решения авторов произведений и поделились впечатлениями от общей концепции выставочного проекта. Несколько иным был ракурс конференции «Эго VI. Культура и искусство Ташкента и областей Узбекистана», посвященной 2200-летнему юбилею города Ташкента. Кроме того, перед студентами стояла задача показать художественное разнообразие всех регионов Узбекистана, что и отразилось в содержании докладов. Большая часть презентаций была посвящена краткой характеристике традиционных художественных ремесел областей Узбекистана, но были доклады, посвященные также творчеству современных художников. 

Тема седьмого по счету Круглого стола была посвящена обсуждению прошедшей в октябре 2009 г. V Ташкентской Международной биеннале современного искусства. «Эго VII. По следам Ташкентской биеннале» вызвала живой интерес среди студентов, поскольку была связана с новейшими тенденциями современного отечественного и мирового искусства. Студенты самостоятельно выбирали темы докладов, которые в итоге были посвящены анализу работ участников биеннале, получивших основные призы и дипломы — национальные участники проекта «Туркестанский римейк» (Б. Исмаилов, С. Рахметов, Т. Ахмедов, Д. Разиков, Ф. Ахмадалиев, 3. Шарипова и др.), а также призеры биеннале — Акбар Бехкалам (Германия), Иренеуш Соларек (Польша), Сетеней Озбек (Турция). Важная цель данного мероприятия — обретение в процессе подготовки к конференции опыта анализа произведений современного изобразительного искусства различных видов и форм — живописи, инсталляций, видеоарта. Если часть предыдущих конференций была посвящена уже состоявшимся выставочным проектам, то «Эго VIII. Корова Аристотеля» сама дала импульс к созданию экспозиции. Задачи круглого стола были связаны с аристотелевской трактовкой учения о мимесисе — концепции, утверждающей абсолютное значение подражания художником природе. Аристотель подчеркивал важность соблюдения реальных форм и размеров в изображении явлений природы и животных. Перед участниками конференции была поставлена задача — найти в изобразительном искусстве примеры антимиметической интерпретации животных и сделать художественно-критический анализ таких произведений. В результате были изучены картины огромного спектра — от примеров отечественной до образцов мировой живописи. По итогам Круглого стола руководителем был предложен выставочный проект «Загадка Аристотеля», открытие которого состоялось в октябре 2010 г. в рамках Art Week Tashkent. Участникам выставки было предложено сконцентрировать внимание на выражении одной темы — образа коровы, который они интерпретировали в нереалистических формах и размерах. Этот опыт показал, насколько полезными для искусства могут быть подобные мероприятия не только в теоретическом плане, но и в практическом. 

Темой девятого по счету обсуждения стал еще один философский концепт, имеющий художественное отражение в мировом искусстве. Участников «Эго ГХ. Эстетика гедонизма в искусстве Узбекистана » интересовали интерпретации гедонизма в творчестве современных отечественных художников. Актуальность теме придало то обстоятельство, что в трудах по истории искусств и современной художественной практике Узбекистана этот феномен практически не был исследован, хотя как социокультурное явление гедонизм сегодня не только охватывает сегменты общественной и персональной жизни, но и находит достаточно частое отражение в искусстве. Студенты попытались охватить самый широкий интонационный спектр этой проблемы — от «этического» гедонизма до извращенно-эпикурейского, от «грубого» до «мягкого», от декаданса до лирических интонаций философии наслаждения.

Последняя на момент написания этой статьи научно-экспериментальная студенческая конференция «Эго X. Мимесис в искусстве Узбекистана. Человеческие истории» имела не столько научный, сколько художественный характер. Оригинальная идея и тема Круглого стола были связаны с проведением Ташкентского международного фестиваля современного кино в сентябре — октябре 2011 г. Участники конференции могли по своему выбору проанализировать портрет и, исходя из особенностей характера героя, его внутреннего мира, предложить рассказ или историю, которые произошли или могли бы произойти с данным персонажем. При этом все истории являлись подлинными — услышанные некогда от знакомых или произошедшие с близкими им людьми. Это отражало концепцию теории мимесиса, указанного в теме конференции. Представленные истории имели возможность стать основой для сценария короткометражного фильма и быть представлены для участия в конкурсе упомянутого кинофестиваля. В связи с этим в рамках конференции работало жюри из числа ведущих режиссеров, актеров, театроведов, кинокритиков и искусствоведов, которое приняло решение о рекомендации трех наиболее интересных историй в качестве сценария для постановки короткометражного фильма. 

Стоит отметить, что при содействии Академии художеств Узбекистана и руководства НИХД им. К. Бехзада материалы упомянутых конференций были опубликованы в виде отдельных сборников и получили высокую оценку у специалистов, став своеобразным методическим пособием для студентов вузов. Материалы этих публикаций будут полезны и интересны не только для студентов специальных художественных учебных заведений, художников, искусствоведов, но и для широкого круга почитателей изобразительного и прикладного искусства. Таким образом, подготовительные работы, презентации докладов и последующий этап публикации стали хорошей школой для будущих специалистов. Можно с уверенностью сказать, что под руководством профессора Акбара Хакимова воспитывается новое поколение художественных критиков, уже с образовательного этапа понимающих всю важность самостоятельности и свободного нестандартного мышления, а также умеющих адекватно и грамотно защищать свою позицию. Эти конференции стали своего рода воплощением исторически уникальной, традиционной системы «устоз-шогирд» в его современном формате.

Ардор Бабаев