Идиофонические инструменты в искусстве танца Азербайджана

Многое было сказано и написано об искусстве танца Азербайджана. Однако несмотря на большое количество исследований, оно еще не изучено полностью, что можно обосновать богатством искусства танца Азербайджана, постоянно находившегося в развитии, его процветанием и эволюцией.

Цель настоящей статьи — исследовать роль и значение идиофонических инструментов в искусстве танца Азербайджана, большинство идиофонических инструментов которого так или иначе связано именно с танцем. В качестве объекта исследования мы выбрали 35 идиофонических инструментов, используемых на территории Азербайджана в разные периоды его истории. В их числе гавалдаш, бармаг зили (пальчиковые тарелочки), гашыгек (маленький вид ложки), халхал, джарас, гумров, зынгыров (бубенчики) и другие, придающие танцам привлекательность и укрепившие их национальный дух. Идиофонические инструменты, используемые в танце, условно можно разделить на 2 категории: танцы, исполняемые танцором или танцовщицей, и танцы, исполняемые музыкантами, аккомпанирующими танцующим.

К первой категории относятся инструменты бармаг зили (пальчиковые тарелочки), гашыгек, зынгыров (бубенчики), джарас, джынгыров, халхал, каман, шахшах. Ко второй — гавалдаш, лаггути, чахарпара, чынгыраг дэсти (набор коло-кольчиков), альвах, гевсар, каса дэсти (набор чаш), кузэ дэсти (набор кувшинов), музыкальные ритмические камни, мусал-лас (треугольник), нелбеки дэсти (набор блюдец), сини (поднос разных размеров), тешт (поднос с глубинным дном большого размера). Рассмотрим перечисленные инструменты с точки зрения их роли и значения в искусстве танца.

Гавалдаш. Говоря о каком-нибудь древнем искусстве Азербайджана, мы волей-неволей обращаемся к наскальным рисункам Гобустана, которые словно сообщают нам добрую весть о нашей музыкальной культуре, а также об искусстве танца, возраст которого насчитывает 20 тысяч лет. Специа-листы верно называют эти места первой площадкой, сценой для народного танца, там же можно увидеть признаки не только танцев, но и первого искусства живописи, памятников архитектуры, транспорта (лодки, верблюды, повозки и т.д.), древней одежды и искусства кухни (кулинарии).

На вопрос о том, какими инструментами пользовались наши предки, создавая первые образцы танца, можно ответить следующей цитатой из произведения знаменитого археолога и ученого-гобустановеда Джафаргулу Рустамова (1926 — 2005): «Несомненно, что люди, создававшие древние наскальные рисунки, не могли быть равнодушными к музыке. Вероятно, у них имелись такие инструменты, как тютек (свирель) и гавал, сделанные из органических материалов — тростника, камыша, шкуры, дерева и т.д. Но эти инструменты прогнили за тысячелетия и не дошли до нас».

Напомним, что первыми музыкальными инструментами были полые куски камня или же дерева. В Гобустане находятся 2 гавалдаша, дошедших до наших дней, найденные в горах Джингирдаг (северо-восточный склон) и Боюкдаш.

Племена, поселившиеся на этой территории и занимавшиеся охотой и скотоводством, то есть наши предки, танцевали «Яллы» (хороводная пляска) в сопровождении гавалдаша. Древний художник превосходно отобразил эти зрелища в наскальных рисунках.

В средние века существовал еще один архаический танец — «Чоппу», схожий с «Яллы», который люди исполняли совместно. Азербайджанский поэт Гатран Тебризи (1012 -1088) в своем произведении «Диван» упоминает название этого танца.

Лаггути. Исполнители гошанагары охотно пользуются этим инструментом, аккомпанируя танцорам. Наряду с ритмами, в наборе усовершенствованного лаггути также можно исполнять конкретные танцевальные мелодии.

Танец под названием «Лаггути» поставил талантливый балетмейстер Фархад Велиев. Его исполнила детская танце-вальная группа «Светило Востока» под руководством Ирады Ализаде. Танец вызвал огромный интерес у зрителей Мексики и Кубы в «Дни Азербайджанской культуры» в этих странах, проводимые весной 2010 г. В Азербайджане мы неоднократно наблюдали танец исполнителей, держащих в руках ряд музыкальных инструментов (мембранофонный нагара и деф, хордофонный саз). Но мы впервые встречаемся с постановкой, включающей приемы исполнения, напоминающие идиофонический лаггути, что является прекрасным примером пропаганды этого древнего музыкального инструмента. Во время танца инструмент лаггути не представлен на сцене, но ведущий объявляет, что будет исполняться танец «Лаггути». Было бы целесообразно, если бы инструмент лаггути находился на сцене и был представлен зрителям. Ударять палочки одна о другую не значит отразить инструмент лаггути на сцене. В исполнительском искусстве Азербайджана ряд музыкальных инструментов озвучивается с помощью парных палочек. Например: гошанагара, кос, альвах, лаггути, чахарпара, нелбеки дэсти и др. Поэтому, чтобы отличить лаггути от других вышеперечисленных инструментов, во время танца «Лаггути» инструмент обязательно нужно демонстрировать на сцене.

Чахарпара является одним из видов лаггути из 4 частей. На ней можно исполнять звуки с 4 разными высотами. В искусстве танца его можно использовать как сопровождающий инструмент.

Чынгыраг дэсти. В древние времена инструментами, схожими с колоколом, пользовались в некоторых случаях, особенно в сценах битвы. Но в Азербайджане на этих инструментах конкретные мелодии играть невозможно. Во время танцев на усовершенствованном чынгыраг дэсти можно играть в качестве аккомпанирующего инструмента.

Альвах. На этом инструменте, изобретенном Абдулгадиром Марагалы, можно исполнять множество танцевалных мелодий. Альвах был восстановлен только недавно, поэтому у нас пока нет профессионального исполнителя. Его этот инструмент еще ожидает.

Сосудообразными инструментами, перешедшими из быта в нашу музыкальную культуру, — гевсар, меджмеи (круглый поднос), сини, тешт, в основном пользовались при исполнении фольклорной музыки. Точнее, во время народных представлений и увеселений. На них играли как на ударных инструментах. Хотя эти бытовые инструменты не совершенны, но они считаются важными в фольклорной музыке.

Каса дэсти. А. Марагалы изобрел музыкальный инстру-мент, состоящий из чаш, издающих звуки разных высот. Он исполнял на нем множество песен, мугамов и танцев своего времени. В недалеком прошлом мы были свидетелями исполнения на чашах фольклорным ансамблем «Ирс».

Гашыгек. В своем парном миниатюрном произведении «Танец дервишей» знаменитый представитель миниатюрной школы Азербайджана Мухаммеди (? — 1580) изображает и гашыгек, наряду с такими инструментами, как деф, табира, дохул, даире, мусигар, джарас. На этом парном рисунке изображено народное представление «Тэке оюну», участники которого — скоморохи вприпрыжку озвучивают гашыгек.

На другом миниатюрном рисунке неизвестного автора изображены чянг, деф и 12 танцовщиц, играющих на гашыгеке. Миниатюрные рисунки свидетельствуют о том, что в средние века в искусстве танца Азербайджана маленьким гашыгеком пользовались как аккомпанирующим инструментом.

Кузэ дэсти (набор кувшинов). Инструмент, изобретенный знаменитым музыковедом Ходжа Разиеддин Ризваншахом, жившим в XIV в., давно вышел из употребления. Но нелбеки дэсти (набор блюдец), используемый в наши дни, дает возможность выразить мнение, что его можно считать «родственником» кузэ дэсти. Если на нелбеки дэсти можно аккомпанировать при исполнении танца, значит, и на кузэ дэсти можно было их исполнять.

Музыкальные ритмические камни. Первые идиофонические музыкальные инструменты считаются «азбукой» всех музыкальных инструментов, которые называются ритмическими камнями. История создания искусства танца очень древняя, первыми музыкальными инструментами этого жанра можно считать ритмические камни. Чтобы ободрить танцующего, первобытные люди выстукивали в такт танца обычными полыми булыжниками.

Мусаллас (треугольник). В недав-нем прошлом этим инструментом пользовались исполнители гошанагары, чтобы извлечь дополнительные разнообразные звуки. Известно, что гошанагара — один из ведущих музыкальных инструментов, используемых в искусстве танца.

Этот инструмент в форме треугольника для исполнения танцев в своих ансамблях используют исполнитель гобоя народный артист Камиль Джали-лов и заслуженный артист Натиг Ширинов.

Нелбеки дэсти (набор блюдец) — один из музыкальных инструментов, тоже перешедших из быта. В азербайджанской музыкальной культуре этот инструмент впервые начал использовать заслуженный артист Гасанага Садыгов. Создавая хроматический звуковой порядок, он исполняет мелодию любого танца на нелбеки дэсти.

Синдж можно использовать для сопровождения героических танцев и с музыкальными инструментами, имеющими звонкий звук. На самом деле инструмент, который танцовщицы озвучивают, надевая на пальцы, является миниатюрной формой синджа.

Бармаг зили (пальчиковые тарелочки). Металлические кольца на тыльной стороне тарелочек (диаметром 30 — 40 мм, толщиной 2-3 мм), изготовленных из меди, серебра или же из латуни, исполнитель надевает на большой и средний палец (иногда на указательные пальцы) обеих рук. Этот инструмент иногда называют чалпара. Исполнитель озвучивает тарелочки, ударяя их одна о другую. Такими инструментами в древности пользовались танцовщицы или же танцоры-мутрубы.

Зынгыров (бубенчики) и «родственные» ему инструменты: джарас, джынгыров — это любимые инструменты танцоров, дервишей и мутрубов, которые ободряли себя во время танца.

Халхал. В средние века халхал был любимым инструментом дворцовых танцоров. Во время танца женщины надевали халхал на лодыжки и на руки и трясли ими под ритм музыки. Они привлекали внимание зрителей звонким звуком халхала и таким способом вызывали интерес публики.

Каман является инструментом, которым пользуются исключительно в искусстве танца. Раньше это было оружие. Позднее, введя определенные изменения, танцоры играли на нем как на музыкальном инструменте. Как идиофонический музыкальный инструмент, каман играл огромную роль в развитии и формировании танца «Яллы», при исполнении которого яллыбашы (ведущий танцор) главным образом пользуется каманом. Яллыбашы иногда называют «элбашы» или же «тойбашы». Яллыбашы считается главным танцором, основным ведущим и исполнителем танцев, во время которого он трясет деревянную часть камана в правой руке и озвучивает инструмент в соответствии с темпом (медленный, средний или же быстрый) танца. Во время сольного танца, когда вторая рука яллыбашы свободна, он озвучивает каман, ударяя инструмент левой рукой. Яллыбашы, а также любой танцор могут пользоваться каманом во время сольного танца.

Шахшах — один из музыкальных инструментов, часто используемых танцовщицами в древности. Его изобра-жение встречается в миниатюрных картинах средних веков. Этот инструмент главным образом озвучивается исполнителями гошанагары. Исполнитель держит ручку шахшаха в ладони и трясет им под ритм танца. Чашечки или же маленькие синджи ударяются одна о другую и в результате звонкий звук шахшаха распространяется. Шахшах — аккомпа¬нирующий инструмент, на котором можно своеобразно исполнить все ритмы.

Исследования показали, что ряд идиофонических инструментов играет огромную роль в развитии искусства танца. Следует отметить, что существует ряд проблем в связи с названиями азербайджанских танцев. К примеру, в постановке танца, представленного как «Шалахо», использовались музыкальные мотивы таких древних танцев, как «Шелегой», «Старый Баку», «Гарс» и др. Следовательно, его не следует называть «Шалахо», в действительности это «Шелегой». Анализ показал, что происхождению названия этого танца дала фраза «шелени гой, сонра регс ет» («положи ношу, потом танцуй»). Позднее его название было искажено на языке соседних народов, и танец стали называть «Шалахо».

Если при постановке какого-то нового танца используются музыкальные тексты, мелодии нескольких танцев, то такой танец должен быть представлен в виде композиции. К примеру танцы с такой постановкой должны называться «Композиция на основе мотивов танца «Шелегой», «Композиция чобанлар». То есть представить несколько танцев зрителям под названием одного танца, не совсем верно.

Материал подготовила Шамухамедова Динара