Итоги, успехи, перспективы

11 ноября 2007 г. в Бухаре состоялся курултай (собрание) Творческого объединения художников Узбекистана (ТОХ Уз), на повестке дня которого были такие вопросы, как подведение итогов о проделанной работе за 2002 - 2007 гг., а также отчеты за этот период: ревизионной комиссии, бухарского отделения ТОХ Уз, секций искусствоведения и декоративно-прикладного искусства. На заседании был рассмотрен новый состав правления и президиума, совета по геральдике, утверждены составы таких комиссий, как "Памяти и почести", "Наследие" и комиссии по мастерским. Обсуждался также вопрос о приеме новых членов - художников и искусствоведов в состав Творческого объединения. На курултае особо были отмечены заслуги известных мастеров искусства, удостоенных за этот период государственных наград и почетных званий. С докладом "О деятельности Творческого объединения художников Узбекистана за прошедшие пять лет" выступил председатель Творческого объединения академик Турсунали Кузиев. На собрании с отчетами также выступили: Шухрат Рашидов - председатель ревизионной комиссии. Он отметил, что расходы творческого объединения были распределены согласно утвержденному годовому плану; Музаффар Абдуллаев - председатель бухарского отделения ТОХ Уз, который сказал, что...
Read More

Кузнечное ремесло в Бухаре

Сложившийся уклад жизни, традиции и обычаи народа, его достижения в историческом прошлом имеют большое значение в развитии духовности современных жителей Узбекистана. Сегодня одним из направлений государственной политики является сохранение культурного наследия со всеми свойственными ему специфическими особенностями и тем высоким художественным уровнем, который сформировался усилиями многих поколений мастеров. Указ Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова "О мерах государственной поддержки дальнейшего развития народных промыслов и прикладного искусства" (1997) демонстрирует государственную стратегию в вопросе возрождения духовно-исторических корней народа Узбекистана и, в частности, традиционных ремесел. Важным направлением является также возрождение традиционной системы обучения "усто - шогирд", организация новых музеев, посвященных отдельным отраслям ремесленного производства. Это, в частности, Музей кузнечного ремесла в Бухаре (1, с. 33-35), где сохранилась до сегодняшних дней "Рисола-и охангари ва мисгари" - "Устав кузнецов и медников"(2). Как известно, территория Бухарского оазиса на протяжении многих столетий была одним из центров развития ремесленного производства. В годы независимости умельцы Бухары возрождают и сохраняют исторически присущие региону виды ремесел - шелкоткачество, крашение тканей, золотошвейное...
Read More

Мои духовные родники

Если жизнь нередко сравнивают с морем, то талант можно сравнить с драгоценной жемчужиной этого моря. И если порой эти жемчужины так и остаются скрытыми от мира за глухими створками раковин, - то это результат трудностей жизни и превратностей судьбы, людского непонимания. Помочь таланту раскрыться, реализоваться - долг нашей совести. Вот почему доныне стоит у меня перед глазами встреченный когда-то в давние дни в Самарканде безвестный художник, рисовавший миниатюры, зимними студеными вечерами стоявший на снегу босиком... А сколько было еще таких творцов, чей талант не смог или не успел расцвести в полную силу?.. Шорахим Шоабдурасулов - ученик Александра Волкова, его работами восхищался не только я, но и все, кто их видел; художник, что называется, милостью Божьей. Когда он безвременно погиб в катастрофе, это, несомненно, стало утратой для искусства. Молодой художник из Москвы Александр Дофине. Народный художник СССР Сергей Герасимов говорил о нем: "Он был талантом, который рождается один раз в сто лет". Александр скончался во время войны, в Самарканде, не сумев вынести тягот эвакуации. Жизнь...
Read More

Мосты, соединяющие сердца

(о творчестве художника Муртазо Зргашева) Муртазо Эргашев родился в Каттакургане (Самаркандская область), а ныне живет в Ташкенте, преподает графику и живопись в Национальном институте художеств и дизайна им. К. Бехзада. Он является активным участником республиканских выставок. Его картины пользуются заслуженным успехом у поклонников изобразительного искусства. Выставка М. Эргашева, состоявшаяся в ноябре 2007 г. в.Центральном выставочном зале Академии художеств, явилась приятной неожиданностью для зрителей благодаря своим масштабам, уверенным владением художником реалистической манерой письма и разнообразием представленных жанров. Председатель Академии художеств Узбекистана Т. Кузиев, открывший выставку, и народный художник Узбекистана Медат Кагаров обратили внимание присутствовавших на тот факт, что ценители живописи заметно соскучились по произведениям, выполненным в стиле реализма. Большая часть полотен Муртазо Эргашева посвящена Самарканду, где он бывает ежегодно, впитывая сердцем многоликий, столь близкий его душе мир и отображая свои впечатления на холстах. В этом году творческая поездка Эргашева в родные места совпала с подготовкой к празднованию 2750-летнего юбилея города. Он работал над своими произведениями в жаркие летние дни, однако даже палящее солнце не...
Read More

Новые тенденции в живописи Узбекистана.

17 января 2008 года в Галерее изобразительного искусства Узбекистана при поддержке фонда "ISTE'DOD" состоялась персональная выставка Камолжона Бабаева "На солнечной стороне". Как известно, 2008 год в республике объявлен "Годом молодежи", в связи с чем представление творческих работ молодого мастера обретает особое звучание. Восток издревле был местом встреч различных культур, которые вступали друг с другом в диалог, порождали различные формы симбиоза, вырабатывая единый язык общения. В результате формировалась уникальная культура, суть которой выразил академик Н. Конрад в своем образном и емком высказывании: "На Востоке ярко выражена основная идея человечества - это универсализм" (1). В конце 90-х гг., когда стали меняться стилистические и образные приоритеты искусства Узбекистана, в творчестве художников стала все активнее звучать тема взаимодействия Запада и Востока. Среди молодых художников Узбекистана наиболее ярко воплощает в своем творчестве идею взаимодействия различных культур Камолжон Бабаев. К. Бабаев родился в 1978 г. В 1996 - 1998 гг. учился в Национальном институте художеств и дизайна им. К. Бехзада на отделении монументальной живописи. Став обладателем гранта "Умид" Президента Республики...
Read More

Нафиса Гильманова: "Отраженный свет большого мира"

В июне 2007 г. в Галерее "Выставка культуры и искусства" прошла персональная выставка "Отраженный свет большого мира" молодой художницы из Ташкента Нафисы Гильмановой, организованная Академией художеств Узбекистана, Выставкой культуры и искусства Министерства по делам культуры и спорта Республики Узбекистан. Н. Гильманова - выпускница художественного факультета Ташкентского педагогического университета им. Низами, ученица известных педагогов Л. Салпинкиди и И. Шаабдуллаева. Свою трудовую деятельность она начала преподавателем на кафедре рисунка и живописи в том же университете. В 1992 г. прошла стажировку в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Санкт-Петербурге; с 1997 по 2002 г. преподавала в Лицее-интернате изобразительного и прикладного искусства Академии художеств Узбекистана; ныне является старшим преподавателем кафедры дизайна Ташкентского архитектурно-строительного института. Параллельно с педагогической деятельностью художница активно занимается творчеством; с 1995 г. является постоянным участником республиканских выставок; с 2000 г. - член Творческого объединения художников Академии художеств Узбекистана. Ныне её картины хранятся в частных коллекциях Китая, Турции, Германии. Художница работает преимущественно в жанре натюрморта. Наиболее близки ей традиции натюрмортного жанра...
Read More

Палитра чувств и настроений

Многие молодые художники, получившие образование в столичных вузах, всегда возвращаются в свои родные места, считая, что, находясь вдали от творческой среды, трудно заниматься искусством. Разумеется, подобное суждение в корне неверно, что подтверждается жизнью. Многие художники в последнее время, живущие в областях, плодотворно трудясь, стали известными как в республике, так и за рубежом. К их числу относятся такие мастера кисти, как Отахон Оллоберганов (Хорезм), Эркин Джураев, Баходир Саломов, Музаффар Абдуллаев, Зелимхан Саиджанов (Бухара); Аслиддин Исаев, Нуриддин Каланов, Туркман Эсанов (Самарканд); академик Жоллибай Изен-таев, Сарсинбек Бойбусинов, Жолдасбек Куттимуродов (Кара-калпакстан) и многие другие. В 2006 г. звания Народный художник Узбекистана был удостоен Низомиддин Халиков - художник из Андижана. На своей персональной выставке, состоявшейся в Ташкенте, Н. Халиков представил произведения, которые очаровали зрителей богатством палитры, жанровым разнообразием и художественным мастерством автора. На работы этого художника искусствоведы обратили внимание ещё в 70-е гг. Искусствовед Р. Такташ отмечал: "Постепенно Халиков наращивает мастерство и достигает в гравюрах все больше уверенности и выразительности. С самого начала содержание его линогравюр...
Read More

Жизнь и стиль женщины Ренессанса: Нурджахон

Я не мотылёк, что гибнет мгновенно, и от затянувшейся смерти страдаю словно свеча, сжигающая себя ночи напролёт. Нурджахон в лахорской ссылке (1,р. 20). Наша культура исторически развивалась потоками настолько широкими и глубинными, что по масштабу они сравнимы с потоками не речными или морскими, но вполне с океанскими. Испытывавшая влияния великих соседних цивилизаций Средняя Азия не только формировала передовые образцы собственной культуры, но и динамично распространяла их среди многоопытных народов запада и юга, заслужив этим их почтительное признание. Её Ренессанс в XIV - XV вв. поднял на вершину истории выдающиеся личности и явления. Такой уникальной личностью была и наша полузабытая, недостаточно признанная героиня Нурджахон, супруга Джахонгира - одного из представителей Темуридской династии, правившего в Индии. В ее жизни и творческом стиле отразились во многом все еще не известные особенности тогдашней эпохи перехода от кочевничества к оседлому образу жизни. Она прибыла в Индию, новую для неё страну, в эпоху, когда на пути мужчины к Богу особое место занимала женщина. Еще в IX-XII вв....
Read More

Семантика чалмы

(К истории мужских головных уборов Хорасана и Мавераннахра XV-XVI вв.) Головной убор в комплекте традиционной народной одежды имеет несколько функций - защитную, охранительную, космогоническую, половозрастную, статусную, декоративную. Он выражает индивидуальность владельца. Характерным головным убором мужчин средневековья на мусульманском Востоке была чалма, которую носили представители всех слоев общества и всех возрастов. Чалма являлась также важной деталью одежды духовенства. Она стала главным внешним признаком принадлежности мусульман к конфессии. Согласно легендам, первым чалму стал носить пророк Адам. Историки связывают ее происхождение с древней Аравией, в пустынном и жарком климате она защищала головы кочевых семитских племен от ветра и жгучего солнца. Будучи включенной в обязательный комплект одежды мусульман, чалма сменила семантику, превратившись в знак приверженности к исламу. Религиозное значение этого головного убора (араб. -амома, имама) было оговорено в хадисе: "Имама воплощает достоинство верующих". Обсуждению правил изготовления и ношения имамы посвящались специальные трактаты исламских правоведов-факи-хов. В арабском Халифате обязаны были носить чалму не только мусульмане, но и иноверцы. Ее цвет был официально установлен и должен был отличаться от исламских,...
Read More

Симфония в глине

Известный художник-керамист Людмила Козлова окончила отделение керамики Республиканского художественного училища им. П. П. Бенькова (ныне - Республиканский художественный колледж), в котором у нее были прекрасные учителя - Михаил Михайлович Маршумов, Вартан Аршако-вич Оганесян и др. В 1975 г. была принята в Союз художников Узбекистана. Уже первые самостоятельные работы Л. Козловой - наборы национальной посуды, включавшие шокоса, ляганы, пиалы, обратили на себя внимание специалистов. Спустя несколько лет один из таких наборов был приобретен Музеем искусств в Ташкенте. Хорошей школой стали для художника-керамиста поездки в другие города страны. Во многом помогали ей друзья и прежде всего члены Творческого объединения художников АХ Уз. В 1997 г. Л. Козлова стала членом объединения "Хунарманд". Постигая технологию керамики, законы искусства малой пластики, Л. Козлова пленилась теплотой скульптуры малых форм, ее соразмерностью человеку, законченной в ней интимно-доверительной интонацией. Основное направление творчества художницы - декоративные керамические панно и керамическая пластика малых форм. Она - мастер индивидуальной манеры исполнения. Умело использует пластические и декоративные свойства глины, возможности вариантов вне-утилитарных форм....
Read More

Суфийские мотивы в творчестве Фаизуллы Ахмадалиева

Духовные ценности различных религий всегда привлекали художников, помогая им в поисках новых тем, идей и образов. Для мастеров кисти Узбекистана таким духовным ориентиром стал суфизм, который сыграл важную роль в культурной традиции Востока, глубоко проник в литературу и искусство. Первоначальная концепция суфизма - идея о счастье, которое открывается абсолютному Духу. Стремление к Абсолюту, познанию божества в суфизме очень похоже на поиск совершенных идей в творчестве. В свое время Алишер Навои писал, что весь мир вокруг, его обновление, весенние цветы, плоды и пение птиц есть символы проявления Бога, а красота человека есть свет Бога. Представление о мире как результате творчества Всевышнего стало одной из ключевых идей в изобразительном искусстве и художественной литературе, проникнутых духом суфизма. В творчестве художников Узбекистана Акмаля Нура, Мух-тара Облокулова, Зебо Шариповой, Эркабоя Машарипова, Ас-лиддина Исаева, Бобониёза Курбанова суфийская тематика занимает одно из ключевых мест. Художники стремятся найти новые подходы к воплощению идей, которые волновали суфиев средневековья, их мировоззрению и эстетическим представлениям. Используя классические сюжеты и образы, синтезируя...
Read More

К характеристике художественных школ в архитектуре жилища среднеазиатских ханств

Политическая целостность таких государственных образований, как Бухарское, Хивинское, Кокандское ханства, существовавшие в XVIII -XIX вв. на территории Узбекистана, способствовала формированию трёх локальных архитектурно-художественных школ, в том числе трёх основных типов жилья, каждый из которых обладал своими специфическими чертами, строительными и художественными приемами. Жилая застройка городов, занявшая особое место в архитектурно-художественной культуре Узбекистана, на первый взгляд, невзрачна, весьма монотонна, со сплошными глухими стенами вдоль фасадов. В то же время интерьерам жилищ присущи пространственность, живописность, масштабность и особенная интимность, порожденная индивидуальным обустройством каждого владения. Узбекское народное жилище, отмечала В. Воронина, как жемчужная раковина таит сокровища искусства внутри скорлупы глухих и невыразительных глиняных стен (1). Планировочная структура жилого района представляла собой группу обособленных участков с самостоятельным хозяйством. Индивидуальный участок в городской черте включал жилые и хозяйственные помещения, а часто и земельные угодья. При постройке соблюдался типичный для средневековья принцип композиционного решения, но при этом не был исключен и момент случайности, поскольку каждый раз приходилось исходить из конкретных условий - формы участка, направления улицы. Архитектурно-планировочное решение...
Read More

Редакционная коллегия

К характеристике художественных школ в архитектуре жилища среднеазиатских ханств Политическая целостность таких государственных образований, как Бухарское, Хивинское, Кокандское ханства, существовавшие в XVIII -XIX вв. на территории Узбекистана, способствовала формированию трёх локальных архитектурно-художественных школ, в том числе трёх основных типов жилья, каждый из которых обладал своими специфическими чертами, строительными и художественными приемами. Жилая застройка городов, занявшая особое место в архитектурно-художественной культуре Узбекистана, на первый взгляд, невзрачна, весьма монотонна, со сплошными глухими стенами вдоль фасадов. В то же время интерьерам жилищ присущи пространственность, живописность, масштабность и особенная интимность, порожденная индивидуальным обустройством каждого владения. Узбекское народное жилище, отмечала В. Воронина, как жемчужная раковина таит сокровища искусства внутри скорлупы глухих и невыразительных глиняных стен (1). Планировочная структура жилого района представляла собой группу обособленных участков с самостоятельным хозяйством. Индивидуальный участок в городской черте включал жилые и хозяйственные помещения, а часто и земельные угодья. При постройке соблюдался типичный для средневековья принцип композиционного решения, но при...
Read More