К характеристике художественных школ в архитектуре жилища среднеазиатских ханств
Политическая целостность таких государственных образований, как Бухарское, Хивинское, Кокандское ханства, существовавшие в XVIII -XIX вв. на территории Узбекистана, способствовала формированию трёх локальных архитектурно-художественных школ, в том числе трёх основных типов жилья, каждый из которых обладал своими специфическими чертами, строительными и художественными приемами.
Жилая застройка городов, занявшая особое место в архитектурно-художественной культуре Узбекистана, на первый взгляд, невзрачна, весьма монотонна, со сплошными глухими стенами вдоль фасадов. В то же время интерьерам жилищ присущи пространственность, живописность, масштабность и особенная интимность, порожденная индивидуальным обустройством каждого владения. Узбекское народное жилище, отмечала В. Воронина, как жемчужная раковина таит сокровища искусства внутри скорлупы глухих и невыразительных глиняных стен (1).
Планировочная структура жилого района представляла собой группу обособленных участков с самостоятельным хозяйством. Индивидуальный участок в городской черте включал жилые и хозяйственные помещения, а часто и земельные угодья. При постройке соблюдался типичный для средневековья принцип композиционного решения, но при этом не был исключен и момент случайности, поскольку каждый раз приходилось исходить из конкретных условий - формы участка, направления улицы.
Архитектурно-планировочное решение...