17 января 2008 года в Галерее изобразительного искусства Узбекистана при поддержке фонда «ISTE’DOD» состоялась персональная выставка Камолжона Бабаева «На солнечной стороне». Как известно, 2008 год в республике объявлен «Годом молодежи», в связи с чем представление творческих работ молодого мастера обретает особое звучание.

Восток издревле был местом встреч различных культур, которые вступали друг с другом в диалог, порождали различные формы симбиоза, вырабатывая единый язык общения. В результате формировалась уникальная культура, суть которой выразил академик Н. Конрад в своем образном и емком высказывании: «На Востоке ярко выражена основная идея человечества — это универсализм» (1).

В конце 90-х гг., когда стали меняться стилистические и образные приоритеты искусства Узбекистана, в творчестве художников стала все активнее звучать тема взаимодействия Запада и Востока.

Среди молодых художников Узбекистана наиболее ярко воплощает в своем творчестве идею взаимодействия различных культур Камолжон Бабаев.

К. Бабаев родился в 1978 г. В 1996 — 1998 гг. учился в Национальном институте художеств и дизайна им. К. Бехзада на отделении монументальной живописи. Став обладателем гранта «Умид» Президента Республики Узбекистан, в 1998 г. Камолжон поступил в Академию изящных искусств им. Альдо Галли в г. Комо (Италия), которую закончил в 2002 г., получив степень магистра живописи. Во время четырёхлетнего обучения художник провёл несколько персональных выставок в таких городах Италии, как Милан, Сиена, Комо, Эрба, Кассина Риццарди, Олджиате Комаско. Кроме того, он принимал участие в международных конкурсах по графике и живописи, где занимал призовые места.

К Не только дерево имеет глубокие корни. Если бы не было в искусстве Востока таких мэтров, как Бехзад, А. Николаев (Усто-Мумин), П. Беньков, А. Волков, Ч. Ахмаров, Р. Ахмедов, Р. Чарыев, Б. Жалалов, Ж. Умарбеков, А. Мир-заев, а в Италии — Алессандро Савелли, Пьер Антонио Верга и Того и др., то не было бы достижений и у нашего героя, мировоззрение которого воспитано на ярких примерах великих предшественников.

К. Бабаеву повезло: он изучал творческий опыт разных школ — реалистической и авангардной, восточной и западной. Полученное образование дало хорошую основу для поисков оригинальных путей творчества, созвучных тенденциям искусства XXI в.

Сегодня Камолжон работает в живописи, графике и фотографии, скульптуре, керамике, дизайне и инсталляции. Его произведения отличаются своеобразием колорита, тяготением к созданию оригинальных коллажей; им присущи монументальность, крупные форматы, нестандартные многоступенчатые композиции и неожиданно дерзкие решения. Из различных сегментов, треугольников, прямоугольников, квадратов и ромбов он собирает, комбинирует и создает целостный образ или композицию. Художник стремится выйти за пределы поверхности холста в трехмерное пространство, добиться создания новой реальности. Основная тема работ — стремление к гармонии, красоте и любви. Он не является сторонником глубоких философских подтекстов в произведениях, ему гораздо интереснее передать эмоциональный настрой, мгновенность впечатления от какого-либо яркого образа или события, выразить свои переживания посредством доступного и ясного живописного решения.

Художник говорит: «Часто в поисках эфемерной истины мы забываем о самом главном — о Человеке. А ведь настоящая картина, опера, фильм, поэма, спектакль и скульптура — не выражение какой-либо модной концепции, не предмет на рынке с определенной ценой, а в первую очередь — проявление духовной глубины творческой личности. Произведения полны настроением своего творца, они несут его энергию. Конечно, искусство имеет черты тенденциозности и рыночной ценности, но эти стороны второстепенны, ибо нельзя забывать, что искусство — не работа, не профессия, а проявление здесь и сейчас истинной гармонии, даруемой свыше».

Выставочная деятельность К. Бабаева в Узбекистане началась с персональной выставки «Мечта» в ЦВЗ АХ Узбекистана в 2004 г., 2005 год был ознаменован персональной выставкой «Измерение» в Международном Ка-раван-Сарае им. Икуо Хираямы в Ташкенте. Молодой художник был также участником первой, второй, третьей и четвертой Международных биеннале современного искусства в Ташкенте (2001, 2003, 2005, 2007 гг.).

В январе 2008 г. в Галерее изобразительного искусства Узбекистана состоялась персональная концептуальная выставка Бабаева «На солнечной стороне», где были представлены поиски художника в живописи и фотоколлаже. «ICONS» — так назвал художник свое новое направление творческих поисков. Оно заключается в создании своеобразных коллажей из нескольких холстов, неких «puzzle» — «загадок», позволяющих каждому зрителю быть соучастником автора в постижении творческих импульсов нашего подсознания.

Многие говорят, что видят в форме работ К. Бабаева крест, как знак, символ человеческой фигуры. Эти интуитивно найденные очертания силуэта с раскрытыми объятиями встречают каждого, кто попадает в выставочное пространство — «иконы», которые художник называет так, потому что они — живые — эти icons — образы мира, людей, природы, образы гармонии и единства всего живого.

Художник стремится наполнить свои работы активной энергией, протянуть нить диалога между произведениями и зрителем, как, например, в картинах «Родина» (х., м., 2006), «Ностальгия. Осень» (х., м., 2005).

Его фантазия и воображение ярко отражены в колорите, благодаря которому рождается новая реальность («Выпал снег», х., м., 2005; «Кони. Жара. Влюблённые», х., м., 2005; «Красный город», х., м., 2007), а также в неординарности художественных форм и сочетании ярких цветов («Мама», х., м., 2006; «Детство», х., м., 2007; «Лябихауз», х., м., 2007). Пластическая структура произведений художника объединена новаторством композиционных построений, как, например, в произведениях «Лабзак. Детство» (х., м., 2006), «Перед свадьбой» (х., м., 2005), «Под солнцем Ташкента» (х., м., 2007).

Своеобразие художника К. Бабаева в том, что, с одной стороны, он развивает богатую декоративистскую тенденцию живописи Узбекистана, а с другой — смело отказывается от стандартов станковой живописи и стремится выйти за пределы плоскостного изображения в трехмерное пространство. Он очень гармоничен в колорите, который ассоциируется с яркими переливами сюзане и таинственным мерцанием атласов. Незамысловатые мотивы, переданные условным по рисунку языком, превращаются в произведениях художника в некий солнечный, гармоничный и счастливый мир.

Как любому современному художнику эпохи постмодерна, работам Бабаева присущи элементы самых разных традиций. Они смело интерпретированы и хотя выражены не столь явно, но пульсируют исподволь, придавая творчеству художника национальное своеобразие.

На выставке «На солнечной стороне» была также представлена экспозиция «FOTO ICONS». Интерес К. Бабаева к фотографии проявился еще в итальянской академии в г. Комо. Размышляя о живописи и о том, что нового он мог бы сказать в ней, молодой художник параллельно обратился к фотографии. Это не просто обычная фотография, а своего рода фотоколлаж — множество штрихов, рождающих в конечном итоге целостную композицию. Этот прием сродни детской конструкции «мозаика». Таковы, например, работы «Бабушка Мунав-вар» (2004), «Мама, я вас люблю!» (2007). Художник формирует свои композиции, складывая их по частицам-фрагментам; это скрупулезная работа, которая дает эффект собранного из отдельных кадров произведения.

На выставке было представлено около двадцати разных по тематике фотоколлажей с национальными сюжетами. Это «Бабушка Жамиля» (2004), «Учителя» (2007), «Виноградница» (2004), «Небесная махалля» (2007), «День в Митрофанове» (2007). Среди работ этой группы наиболее интересно произведение «Узбекская семья. Чингиз и Нигора» (2004), где мы видим брата художника и его супругу, носящую под сердцем ребёнка, а рядом с ними — композицию из фруктов — гранат, яблок, винограда — классических символов плодородия. Вместе с тем в его работах столь же активно звучит и «западная» тема, как отголосок путешествия художника по Европе: «Улица Паниллани, 3» (2006), «Генуя. Море» (2004), «Генуя. Море. Сон» (2004), «Париж. Эйфелева башня» (2008), «Собор Святого сердца» (2008).

Коллажи Бабаева — это своего рода фотоживопись, где каждый кадр играет роль отдельного мазка. Стоит заметить, что компьютерный Photoshop и монтаж либо отсутствуют, либо использованы частично, в случае крайней необходимости. Все композиции собраны вручную, максимально сохраняя при этом чувство времени и места. Характерно, что почерк художника узнаваем как в фото, так и в живописи. Камолжон Бабаев — современный интеллектуал, который одинаково легко чувствует себя и в утонченном восточном мире, и в контексте прагматичной западной культуры. Можно сказать, что он универсал — и в этом своеобразие его творческого «я». Интенсивная творческая деятельность молодого художника, разнонаправленные поиски привели к тому, что он предложил новую тенденцию, создав своего рода синтез фотографии и живописи.

По словам Камолжона Бабаева, его девизом являются слова известного русского писателя Андрея Платонова: «Искусство творится не талантом, а человечностью».

Литература
1. Н. Конрад. Запад и Восток. М., 1972.

Дильдора Умарова