(о творчестве художника Муртазо Зргашева)

Муртазо Эргашев родился в Каттакургане (Самаркандская область), а ныне живет в Ташкенте, преподает графику и живопись в Национальном институте художеств и дизайна им. К. Бехзада. Он является активным участником республиканских выставок. Его картины пользуются заслуженным успехом у поклонников изобразительного искусства.

Выставка М. Эргашева, состоявшаяся в ноябре 2007 г. в.Центральном выставочном зале Академии художеств, явилась приятной неожиданностью для зрителей благодаря своим масштабам, уверенным владением художником реалистической манерой письма и разнообразием представленных жанров. Председатель Академии художеств Узбекистана Т. Кузиев, открывший выставку, и народный художник Узбекистана Медат Кагаров обратили внимание присутствовавших на тот факт, что ценители живописи заметно соскучились по произведениям, выполненным в стиле реализма.

Большая часть полотен Муртазо Эргашева посвящена Самарканду, где он бывает ежегодно, впитывая сердцем многоликий, столь близкий его душе мир и отображая свои впечатления на холстах. В этом году творческая поездка Эргашева в родные места совпала с подготовкой к празднованию 2750-летнего юбилея города. Он работал над своими произведениями в жаркие летние дни, однако даже палящее солнце не смогло сломить его упорства — живописец был переполнен мыслями, что его работы явятся своеобразным творческим отчетом перед родным городом, подарком к его юбилею. В этой творческой командировке он создал такие картины, как «Самарканд манзаралари» («Виды Самарканда»), «Шохи Зинда», «Хазрати Хизр», «Бибихоним кечаси» («Улица Би-биханум»), «Гури Амир» («Гробница Эмира»).

Самарканд для Муртазо — не только город с тысячелетней историей, но и сказочная страна из «Тысячи и одной ночи». Порой ему казалось, что в палитре не хватит красок, чтобы отобразить на холсте все богатство ( декора его архитектурных строений, небывалые переливы света и тени. Внимание художника привлекали не только памятники старины, словно издававшие чарующую, волнующую душу музыку, но и потоки людей на улицах, степенная поступь седобородых старцев, спешащая на занятия или на работу молодежь.

Этот древний город отображали на холстах такие великие мастера кисти Узбекистана, как Усто Мумин, П. Беньков, А. Волков, Ч. Ахмаров, Р. Темуров, а также многие приезжие художники, которых манила к себе эта жемчужина Востока… Однако Муртазо видит его по-своему, лишь ему одному присущим взглядом. На его полотнах Самарканд также прекрасен, таинствен и мудр, как Шехерезада, еще не до конца рассказавшая нам свои сказочные истории.

Интересно, что самаркандская тематика стала развиваться в творчестве Эргашева относительно недавно. Художник и сам не может объяснить причин, по которым он долгое время не подступался к теме родного края. «Возможно, — говорит он, — я внутренне не был готов к этому шагу».

Между тем у художника уже имелся своеобразный опыт в воспроизведении на холстах темы исторических городов. Еще студентом факультета живописи Театрально-художественного института (ныне Национальный институт художеств и дизайна им. К. Бехзада) он бывал в творческих поездках в Хиве и Бухаре, в результате которых были созданы портреты «Достму-рот ота», «Гульсанам», полотна «Саратон» («Зной»), «Зие-ратгох» («Место паломничества»), «Хонако Миракон», «Мост», «Мост через горную речку», «Ун дона» («Десять штук»), «Кишлак Хумсан>>. В своих работах автор смог с убедительной точностью передать цветовые нюансы, характерные для ландшафта этих городов — в произведениях с видами Хивы он использовал серые, а с видами Бухары — охристые, земельного цвета тона.

«Таким образом, нельзя перепутать изображение ни одной улочки, ни одного памятника этих городов с другими, поскольку именно эти цвета определяют и раскрывают их настоящую суги», — считает художник. . Смело можно сказать, что Эргашев увидел сердцем скрытую суть его родного Самарканда. «Самарканд, в отличие от Хивы или Бухары, не одноцветный, а многоцветный город. Здесь много зеленого, голубого, розового, красного. Эти цвета очень волнуют меня, ведь поиск на своей палитре подходящего цвета — самый увлекательный для художника момент, — говорит Муртазо. — И хотя некрасивых цветов не бывает, я очень люблю использовать вышеназванные тона; в моих полотнах они появляются непроизвольно», — продолжает он.

Тема Самарканда, волнующая душу художника, призывает его к постоянным поискам и творческим поездкам. Вместе с тем помимо самаркандского цикла, в творчестве Муртазо Эргашева прослеживаются и иные сюжеты. К примеру, картины «Караван-сарай», «Подготовка к обеду», «Возвращение Сурхонбобо>> написаны по воспоминаниям о детстве и студенческих годах. «В караван-сарай Каттакургана я часто ездил в детстве вместе со своим дедом. Мы закупали там корм для дедовых лошадей. Каждый раз, бывая там, я диву давался при виде молодых и старых дехкан, приехавших на рынок из соседних кишлаков. Колоритная одежда, веселые разговоры, озорные шутки, — все это привлекало мое внимание», — вспоминает художник.

Полотно «Подготовка к обеду» повествует о студенческих годах. Его сюжет посвящен сборщикам хлопка на полях Сырдарьи. Мы застаем их в обеденный перерыв: дощатый стол с водруженным на нем еще не разрезанным арбузом, студенты, готовящиеся к обеду. От картины веет искренностью, жизнелюбием, страстностью, присущей молодости.

Для художника не существует ограничений в выборе темы и ее воплощении; он пишет природу и людей, используя такие цвета и тона, которые диктует ему сердце; таково его основное правило. Вместе с тем, используя в каждом случае индивидуальные подходы, он всегда остается верен натуре, реалистическому методу отображения действительности («Портрет друга», «Портрет Акмала»). При создании портретных образов художник особое внимание уделяет деталям, помогающим раскрыть характер человека, его внутренний мир. Возьмем, к примеру, «Портрет матери». Учительница, сидящая за столом, уперев в него кончик карандаша, краем глаза наблюдает за учениками; ее лик внимателен и сосредоточен. Картина написана с большим мастерством, правдиво и естественно. Полотно «Портрет с часами» привлекает особое внимание поклонников творчества этого художника точностью передачи психологического состояния, философским подходом к решению образа.

Пейзаж — излюбленный жанр Муртазо, которым он был увлечен с первых шагов своего творческого пути. Его пейзажи — это всегда повод рассказать не только о природе, но и о людях, их судьбах и взаимоотношениях. Здесь художник сумел найти точные образные решения, позволяющие выразить глубокий философский подтекст своих картин. Это, в частности, изображения мостов, которые и дали название персональной выставке художника — «Мосты, соединяющие сердца». Мы видим мост над горной речкой, каменный мост, полуразрушенный мост, мост, по которому переходят бабушка с внуком. Написанные в различные времена года, они различаются по настроению, размеру и цветовому решению. По мнению художника, мосты — это символ труда благородных людей. Через изображение мостов можно выразить судьбы и состояния людей, а самое главное — взаимоотношения человеческих сердец. «Меня интересует история известных в республике мостов», -говорит художник.

У Муртазо есть еще одна тема, перекликающаяся с мостами, — тема больших и малых дорог. На его пейзажах мы видим горные тропинки, улочки кишлаков, дороги, пролегающие через поля, со сценами повседневных трудовых будней сельчан. Художник дает понять зрителю, что и на безлюдной тропе протекает своеобразная жизнь. От его пыльных улочек словно веет дыханием безоблачного, чистого детства, а широкие улицы зовут в будущее, в большую жизнь.

Заросшая травой земля, буйство красок полевых цветов — все эти незамысловатые сюжеты будят в наших душах светлые чувства, желание окунуться в мир природы, босиком пробежаться по этим дорогам. Все картины Муртазо Эргашева несут в себе призыв к прекрасному, к жизни и любви к людям.

Нодир Норматов