Магия реальности

Подлинная философия в том, чтобы снова научиться видеть мир (1, с.21). Алма Менлибаева(Казахстан). Ona. О видеоарте, как порождении новой визуальной культуры конца ХХ в., спорят, начиная с момента его появления в США. С тех пор, как в конце 60-х гг. Нам Джун Пайк и его сподвижники из группы композитора Дж. Кейджа создали первые видеопроизведения, можно считать, что "художественная революция", которую постепенно готовили различные формы contemporary art, свершилась… В век бурно развивающихся технологий и ТВ видеоискусство появилось как закономерный шаг на пути эволюции методов и средств визуальных искусств, их синтеза. В каком-то смысле оно позволило воплотить сокровенную мечту художников, начиная с Ренессанса, связанную с техническими вопросами, как "оживить" образ, придать ему движение в пространстве. А экран в затемненном пространстве стал мыслиться аналогом картины. Важно, что это новое искусство, как и в былые времена, воспроизводило образы, а какими средствами - это, как известно, вопрос времени, в котором оно существует. Сегодня, когда нас все еще не перестают поражать искусственные миры, видеоарт смог создать свою художественную систему...
Read More

Макс Эрнст в Ташкенте

Замечательное событие произошло в Ташкенте. 20 - 30 лет назад о таком ни специалисты, ни любители искусства не могли и мечтать. С 12 сентября по 12 октября в Галерее изобразительного искусства Узбекистана (ГИИ Уз) проходила выставка одного из выдающихся художников XX в. Макса Эрнста - яркого представителя дадаизма и сюрреализма. Значение его для мирового художественного процесса первым замечательно обозначил главный куратор Нью-Йоркского музея современного искусства Вильям С.Рубин: "В великолепном чередовании стилей и техник он является для дадаизма и сюрреализма тем же, чем был Пикассо для искусства 20-го столетия в целом". Организаторами выставки под названием "Макс Эрнст. Книги и графика", профессионально и на высоком уровне подготовленная Институтом связей с зарубежными странами (Германия, Штуттгарт), выступили Гете-институт в Ташкенте и ГИИ Уз. На примере 196 графических работ и 26 книг она дает представление о важнейших этапах творчества Макса Эрнста. Это и ранние книги дадаизма, и романы-коллажи сюрреалистической эпохи, и отдельные листы более позднего времени, которые отмечены кубистическими и геометрическими элементами. В хорошо продуманной программе работы...
Read More

Мастер седьмого поколения (Памяти Т. Мирзаахмедова)

Изделия маргиланского мастера-абрбанда Тургунбая Мирзаахмедова, в руках которого многовековые традиции обретали новую жизнь, обладали магическими узорами, очаровывающими всех своей красотой и гармоничностью. Т. Мирзаахмедов - потомственный мастер 7-го поколения. Для ремесленника быть преемником традиций, передававшихся от отца к сыну, имеет большое преимущество перед другими мастерами. Каждый усто - мастер высшей квалификации, нанимавший себе помощников и бравший учеников, с неохотой делился секретами мастерства, в то время как сыновьям он передавал все свои знания и делился с ними опытом, зная, что дело его жизни будет не в чужих руках. Помимо этого, у потомственных мастеров уже в крови чувство вкуса и меры, а также особое отношение к ремеслу. Отец Т. Мирзаахмедова усто Фозил не приветствовал занятия сына ткачеством. Возможно, причиной этому было множество проблем, связанных с кустарным производством в то время. Это явление встречается довольно часто уже в XIX в., когда человек, зная все трудности профессии и желая для детей лучшей доли, отдавал их на обучение к мастерам других специальностей. Усто Фозил работал в шелкоткацких...
Read More

Из истории формирования традиционной одежды Узбекистана

Одежда наших предков, проживавших на территории Узбекистана, формировалась в соответствии с особенностями природных условий, уклада жизни и родоплеменных традиций. Археологические памятники, настенная живопись, терракотовые статуэтки, торевтика, письменные источники, миниатюры рукописных книг, сохранившихся до нашего времени, дают достаточно ясное представление об одежде местного населения, её формах и эволюции, а также о её характерных особенностях. Развитие одежды связано с возникновением ткачества, появление которого датируется позднейшей эпохой каменного века - неолитом. К этому времени относятся обнаруженные у подножия Копетдага остатки ткацких станков (Джейхунская культура). Поскольку в регионе было развито животноводство, одежду в основном ткали из шерсти. Предметы ткацкого оборудования, найденные в сопредельных историко-культурных регионах, свидетельствуют о высокой степени развития ткачества, начиная с эпохи энеолита. Остатки одежды, относящейся ко 2-тыс. до н.э., были обнаружены также в Сапаллитепа, городище на юге Узбекистана. В целом к VI в. до н.э. одежда из шерстяных тканей практически вытеснила одежду из шкур. В отношении античного и раннесредневекового периодов следует отметить настенные росписи Халчаяна, Афрасиаба, Пенджикента, Варахши, Балалыктепа и ряда других памятников....
Read More

Новые книги

Мавлюда Юсупова. Полвека трансформации архитектуры Узбекистана. Конец Х1Х - начало ХХ в. Ташкент, 2005. В монографии анализируется градостроительство и архитектура европейских частей шести городов Ферганской долины. Рассматривается, в частности, процесс развития городов, типология новых на тот период сооружений и их архитектурная стилистика, трансформация и синтез традиционного местного и привнесенного европейского типов зодчества, послуживших истоками современной архитектуры Узбекистана. На русском языке.   Tursunali Kuziev. Langar. Qadamjo va odamlar (Турсунали Кузиев. Лангар. Обитель и люди). Ташкент, 2005. Фотоальбом посвящен людям, проживающим в запрятанном в горах кишлаке Лангар, что в ста километрах от города Шахрисабза. Многие века хранились здесь уникальные мусульманские реликвии, которые в силу различных причин оказались рассеянные по всему миру. Одна из древних и редких рукописей Корана - "Катта Лангар" связана с названием этого уютного живописного уголка нашей страны, его памятниками. Фотографии альбома отражают образ жизни людей этого кишлака наших дней. И хотя утрачены знаменитые реликвии, забыты многие секреты суфийских ритуалов и духовного Пути, памятники продолжают жить, радовать посетителей и жителей, у которых открытые, светлые лица, добрый взгляд, которые...
Read More

Хроника художественной жизни (июль — ноябрь 2006)

5 - 21 июля В ЦВЗ состоялось открытие персональной выставки известного художника, члена Творческого объединения художников Узбекистана, живописца и графика - Темургалиба Джамалутдинова, представившего в данной экспозиции свои лучшие произведения. 19 - 29 июля В Японии (Токио) прошла выставка "125 лет узбекской фотографии", организованная при поддержке фонда "Форум культуры и искусства Узбекистана". Демонстрировавшиеся на выставке фотографии знакомили зрителей не только с историей развития фотоискусства, но и с историей нашей страны. В экспозиции были представлены работы известных фотографов Узбекистана, многие из которых уже стали классиками. 28 июля - 18 августа "Древний Нахшаб - современный Карши" так называлась выставка, посвященная 2700-летию города Карши, прошедшая в ТДФ. Среди ее организаторов - ТДФ и Международный караван-сарай культуры АХ Уз, а также Государственный музей истории Узбекистана, предоставивший археологические экспонаты, произведения народного декоративно-прикладного искусства и фотографии. 8 июля В ЦВЗ состоялась выставка "Великий шелковый путь: традиции и культура", познакомившая ташкентцев с характерными особенностями моды Кореи. На выставке было представлено около 50 моделей, созданных членами Ассоциации дизайнеров Кореи. Дефиле, приуроченное к выставке, прошло в...
Read More

Новая жизнь традиций (о живописи первого казахского художника А.Кастеева)

Творчество казахского художника Абылхана Кастеева, его жизнь и вклад в развитие культуры уже давно стали предметом пристального рассмотрения как казахстанских, так и зарубежных исследователей. Он оставил в наследие свыше 2000 картин, акварелей и рисунков, которые представляют своеобразную летопись Казахстана ХХ в. Начальный период творчества А. Кастеева относится к концу 1920-х - 1930-м гг. ХХ в. Именно в этот период в Казахстане происходит сложение европейских видов изобразительного искусства, ставшее важным фактором, характеризующим культурные процессы эпохи. Дело в том, что формирование профессиональной художественной традиции в предшествующие эпохи, особенно в эпоху средневековья, было связано исключительно с культурой городов, каковыми в среднеазиатском регионе в тот период были Бухара, Самарканд, Коканд, Хива, Ташкент и др. В Казахстане, в силу преобладания кочевого и полукочевого образа жизни, традиции урбанистической культуры, профессиональные формы деятельности не имели своего развития, и в этом проявляется одна из специфических черт местного искусства, сказавшаяся на характере и темпах адаптации его к новым формам. Говоря о профессиональных и народных формах, ни в коем случае не...
Read More

Новости о Байсуне

18 августа 2006 г. в Ташкенте в Представительстве ЮНЕСКО в Узбекистане, где присутствовали министр по делам культуры и спорта Рустам Курбанов, глава Представительства ЮНЕСКО в Узбекистане Барри Лейн, начальник ГлавНПУ по охране и использованию объектов культурного наследия Министерства по делам культуры и спорта Равшан Мансуров, прошли презентации книг по традиционной культуре региона, посвященных 15-летию независимости Республики Узбекистан, и Музея народного прикладного искусства, открытие которого состоялось 28 августа 2006 г. в районном центре Байсун (специальный материал о Музее и его коллекции будет опубликован в одном из следующих номеров журнала). В 2002 г. один из интереснейших центров традиционной народной культуры - Байсун, наряду с другими 18 объектами культуры в различных регионах мира, был признан ЮНЕСКО Шедевром устного и нематериального наследия человечества. Это решение придало значительный импульс процессу всестороннего изучения, фиксации и сохранения народной культуры Байсунского региона. Одним из проектов в рамках комплексной программы пропаганды и развития традиций народной культуры было открытие Центра возрождения художественных ремесел Байсуна. По инициативе Представительства ЮНЕСКО в Узбекистане в...
Read More

Нуратинское сюзане

Большой интерес для исследователей локальных школ вышивки, сложившихся к концу ХIХ в. в Узбекистане, представляют вышивки Нураты. В их декоративном убранстве важное значение имеет свободный фон поля, что придает общей композиции изысканность и утонченную красоту. Вместе с тем нуратинскую вышивку отличает оригинальность узоров и изображений, завершенность композиционного построения, высокое качество техники исполнения, гармония узора и обрамления краев полосами "хошия". Нуратинская вышивка начала ХХ в. - сюзане, такияпуш, жойнамоз, сандалпуш - сегодня достаточно редка. Многие образцы не сохранились, часть вывезена за рубеж и бесследно утеряна. У жителя Нураты Хайриддина Исматова хранится сюзане, вышитое в 30-х гг. ХХ в. В качестве основы использовано светлое полотно, предположительно лен. Его размеры 275 х 200 см. Орнамент сюзане выполнен шелковыми нитями в технике "юрма" (вышивка крючком, в некоторых местах - иглой). Композиция вышивки состоит из 18 цветочных розеток круглой формы, из которых 4 расположены в верхней части, 4 - в нижней, 2 - по бокам, 8 розеток - в центральной части. Открытые части поля вокруг основных розеток заполнены...
Read More

Делегация Королевского музея искусств и истории Бельгии в Узбекистане

Анн Каен-Делей. С 13 по18 августа 2006 г. по приглашению Академии художеств Узбекистана в нашей стране находились с ознакомительной поездкой Генеральный директор Королевского музея искусств и истории Бельгии госпожа Анн Каен-Делей и сотрудники музея - профессор, доктор Брюно Оверлайт - начальник департамента Археологии античности Ближнего Востока и Центральной Азии и г-жа Карин Теунис - сотрудник департамента. Поездка бельгийских гостей была инициирована Посольством Республики Узбекистан в Бельгии с целью ознакомления их с богатым историческим и культурным наследием Узбекистана и обсуждения вопросов организации большой выставки узбекских мастеров в Королевском музее искусств и истории Бельгии. В Ташкенте гости посетили Государственный музей искусств, Музей декоративно-прикладного искусства Республики Узбекистан, побывали в Центральном выставочном зеле Академии художеств Узбекистана на торжественной церемонии открытия Фестиваля "Навкирон Узбекистон-2006" ("Молодость Узбекистана - 2006"), где присутствовали представители дипломатического корпуса, зарубежных международных организаций, творческой общественности столицы нашей страны и всех ее регионов. Анн Каен-Делей в своем выступлении отметила: "Это хорошая и важная инициатива - поддержать молодых художников. Поражает широкомасштабность и уникальность данной акции, имеющей очень важное...
Read More

Озарение Востоком

С 31 мая по 31 августа 2006 г. в Санкт-Петербурге в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого, известного как "Кунсткамера", состоялась выставка "Грезы о Востоке. Русский авангард и шелка Бухары". Инициаторами этого проекта выступили Фонд "Форум культуры и искусства Узбекистана", Русское Азиатское Общество, Дом стиля, Российское информационное агентство "Росбалт". На выставке были представлены произведения русского авангарда из Государственного музея искусств Узбекистана вместе с богатой коллекцией бухарских тканей, ювелирных украшений, костюмов из собрания Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого. На первый взгляд, произведения русского авангарда и среднеазиатские ткани совершенно несопоставимы. Однако взаимосвязь их, как показала выставка, ярко выражена. Именно это и продемонстрировал данный проект. Уже в самом названии выставки - "Грёзы о Востоке. Русский авангард и шелка Бухары" - заявлена оригинальная проблема. Цель проекта - обратиться к практике русского авангарда и на примерах, скорее, эмпирически, нежели отвлеченно-логически, постичь влияние орнамента и колорита среднеазиатских тканей на эстетику русского авангарда. Отобрать и представить на суд зрителя те открытия новых пластических категорий, которые были инспирированы миром...
Read More

Каждый день — день творчества

Много лет назад встретились два талантливых человека - художник Рузы Чарыев и певец Батыр Закиров. Р.Чарыев написал живописный портрет популярного певца, увековечив его образ. Б.Закиров написал литературный портрет известного художника "Каждый день - день творчества", который был опубликован 24 сентября 1976 г. в популярной в те годы газете "Советская культура". В 2006 г. художнику Рузы Чарыеву исполнилось бы 75 лет и 70 лет - певцу Батыру Закирову. В память об этих замечательных людях редакция журнала предлагает вниманию читателей эту публикацию. В весеннем своем наряде Ферганская долина, словно юная невеста. Вся она светится коврами тюльпанов, разостланными по холмам. Такой изобразил весну художник Рузы Чарыев, с которым я познакомился однажды в Фергане. Я был на гастролях, он приехал писать свой холст. Помню, мой товарищ, пианист, тогда спросил: "Кто это? Какой человек необычный!" Необычное впечатление о себе Чарыев оставляет у каждого, кто не знает его или видит впервые. Такое впечатление он произвел и на меня, когда я первый раз оказался в его мастерской. Не успел...
Read More

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ, РЕСТАВРАЦИИ И СОХРАНЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ САМАРКАНДА (конец XIX — начало XX в.)

( Грани международного сотрудничества молодых ученых Академии художеств Узбекистана ) Узбекистан обладает большим количеством исторических архитектурных памятников. Всемирно известные шедевры средневекового зодчества Самарканда, Бухары и Хивы являются объектом постоянных исследований отечественных и зарубежных специалистов. В архитектурном наследии средневекового, позднесредневекового и нового времени отражены этапы развития наших древних городов. В конце XIX в. в ряде городов Узбекистана, например, в старом Ташкенте, Самарканде, Андижане и др., сложились районы с застройкой европейского типа. В этих городах соседствовали две части, называемые "старый" и "новый" город. Здания европейского типа, выстроенные в новых городах конца XIX - начала ХХ в., проектировались российскими зодчими в различных архитектурных стилях того времени. Эти порою высокохудожественные произведения архитектуры и по сей день придают особое своеобразие облику городов. Но, к сожалению, многие из зданий утрачены, и в целом архитектура данного периода остается еще не достаточно изученной и освещенной в литературе. В последнее время возрос интерес общественности Узбекистана, туристов, отечественных и зарубежных ученых к современной архитектуре страны, включая зодчество рубежа XIX - ХХ вв....
Read More

"Великий шелковый путь. Культура и традиции. Прошлое и настоящее"

Так называлась прошедшая 19 - 20 октября 2006 г. в Ташкенте в Международном караван-сарае культуры Академии художеств Узбекистана Международная научно-теоретическая конференция. Ее организаторы - Академия художеств Узбекистана, фонд "Форум культуры и искусства Узбекистана", Представительство ЮНЕСКО в Узбекистане, Министерство по делам культуры и спорта республики, Международный Караван-сарай культуры АХ Уз. Реализатор проекта - организация "Халкаро Маданият Комаклари". Великий шелковый путь - одно из замечательных достижений мировой цивилизации, трансконтинентальный путь, впервые в истории человечества соединивший Восток и Запад. Начало его функционирования относится ко второй половине II в. до н. э. Название "Шелковый путь" впервые ввел в научный оборот немецкий ученый Фердинанд Фрайхерр фон Рихтгофен в 1877 г. Великий шелковый путь стал не только транслятором шелка, экспорта товаров, но и источником диалога многообразных духовных ценностей, религиозных идей, художественных культур и традиций. В XXI в. восстановление Великого шелкового пути становится предметом широкого обсуждения: проводятся совещания и переговоры на уровне правительств, принимаются официальные документы; устраиваются конференции и симпозиумы с участием политиков, экономистов, ученых, журналистов; организуются выставки на...
Read More

Искусство сценографии: история и современность

В первых спектаклях узбекского театра европейского образца, отличительной чертой которых был просветительский дух, использовались принципы показа на сцене отрывков действительности, при соблюдении восточного стиля, как в костюмах, так и в гриме. На сцене подавали настоящий чай и кушанья, создавали реальные интерьеры жилых домов и различных учреждений. Но с обретением опыта джадидский театр, например, стал показывать две противоборствующие стороны на контрастах, исходя из конфликта произведения. М. Уйгур (Маннон Маджидов) в постановках драм Хамзы "Отравленная жизнь" (1918), "Бай и батрак" (1919, 1920) использовал такой же принцип отображения. А в постановках таких комедий, как "Дрема", "Легко ли быть адвокатом?" (А. Авлони), "Туркестанский лекарь", "Двенадцатичасовое правительство", "Научный дом" (М. Уйгур), "Дурак" (А. Бадри), "Наказание клеветников" (Хамза) и переведенных с азербайджанского языка "Хур-хур" (С. Музагайни), "Ни то, ни се" (М. Казимовский), "Дурсунали Балибоди" (С. Ганизаде), "Аршин-мал-алан", "Если не та, так эта" (У. Гаджибекова) в большинстве случаев в определении места и времени действия использовались приемы традиционного театра устного творчества - условность и гротеск. Успешная постановка (12 августа...
Read More

Редакционная коллегия

"Великий шелковый путь. Культура и традиции. Прошлое и настоящее" Так называлась прошедшая 19 - 20 октября 2006 г. в Ташкенте в Международном караван-сарае культуры Академии художеств Узбекистана Международная научно-теоретическая конференция. Ее организаторы - Академия художеств Узбекистана, фонд "Форум культуры и искусства Узбекистана", Представительство ЮНЕСКО в Узбекистане, Министерство по делам культуры и спорта республики, Международный Караван-сарай культуры АХ Уз. Реализатор проекта - организация "Халкаро Маданият Комаклари". Великий шелковый путь - одно из замечательных достижений мировой цивилизации, трансконтинентальный путь, впервые в истории человечества соединивший Восток и Запад. Начало его функционирования относится ко второй половине II в. до н. э. Название "Шелковый путь" впервые ввел в научный оборот немецкий ученый Фердинанд Фрайхерр фон Рихтгофен в 1877 г. Великий шелковый путь стал не только транслятором шелка, экспорта товаров, но и источником диалога многообразных духовных ценностей, религиозных идей, художественных культур и традиций. В XXI в. восстановление Великого шелкового пути становится предметом широкого обсуждения: проводятся совещания и переговоры на уровне правительств, принимаются официальные документы; устраиваются конференции и симпозиумы...
Read More

"Узбекско-иранские культурные связи: искусство Исфахана и межрегиональные художественные традиции"

3 ноября в НИИ искусствознания АХ Уз под таким названием состоялась научно-творческая конференция, в работе которой приняли участие известные ученые обеих стран. В их докладах получили отражение такие научные проблемы, как искусство миниатюры, архитектура средневекового Ирана и Узбекистана, музыка, прикладное искусство, театр (иранская литература и региональные театральные традиции). На протяжении тысячелетий узбекско-иранские культурные связи укреплялись, обогащались и приносили замечательные творческие результаты. Особенно примечательна в этом плане культура эпохи Сефевидов, тесно связанная с художественными традициями Мовароуннахра периода правления Амира Темура. За годы независимости Республики Узбекистан взаимоотношения между Узбекистаном и Исламской Республикой Иран поднялись на новый качественный уровень во всех сферах социально-культурной жизни. Стало традицией проведение совместных научных форумов, выставок. Так, в 2002 г. при поддержке Академии художеств Узбекистана, Посольства Иранской Исламской Республики, атташе по делам культуры, а также Организации культурной и исламской связи Ирана состоялась научно-теоретическая конференция и выставка миниатюры Узбекистана и Ирана. Участников конференции приветствовали председатель АХ Уз академик Турсунали Кузиев и Чрезвычайный и Полномочный посол Исламской Республики Иран в Республике Узбекистан Мухаммад Фатхали. В...
Read More