Большой интерес для исследователей локальных школ вышивки, сложившихся к концу ХIХ в. в Узбекистане, представляют вышивки Нураты. В их декоративном убранстве важное значение имеет свободный фон поля, что придает общей композиции изысканность и утонченную красоту. Вместе с тем нуратинскую вышивку отличает оригинальность узоров и изображений, завершенность композиционного построения, высокое качество техники исполнения, гармония узора и обрамления краев полосами «хошия». Нуратинская вышивка начала ХХ в. — сюзане, такияпуш, жойнамоз, сандалпуш — сегодня достаточно редка. Многие образцы не сохранились, часть вывезена за рубеж и бесследно утеряна.

У жителя Нураты Хайриддина Исматова хранится сюзане, вышитое в 30-х гг. ХХ в. В качестве основы использовано светлое полотно, предположительно лен. Его размеры 275 х 200 см. Орнамент сюзане выполнен шелковыми нитями в технике «юрма» (вышивка крючком, в некоторых местах — иглой).

Композиция вышивки состоит из 18 цветочных розеток круглой формы, из которых 4 расположены в верхней части, 4 — в нижней, 2 — по бокам, 8 розеток — в центральной части.

Открытые части поля вокруг основных розеток заполнены небольшими цветками круглой формы. В центральной части сюзане вышиты крупные цветы белого, синего, желтого и красного цветов. Внимательное изучение розеток круглой формы позволяет обнаружить в них изображение цветов миндаля и гвоздики, что свидетельствует о богатом воображении и тонком вкусе мастериц-вышивальщиц.

Между крупными розетками вышит орнамент, который называется «банди корд» (рукоятка ножа. — А.К); он отделяет розетки одну от другой.

Еще одна работа небольшой частной коллекции — сюзане работы Р. Фозиловой на зеленой ткани (размер 300 х 230 см) цветной нитью «мулине». Края этого изделия вышиты шилом в технике «юрма». Здесь же, по краю, в два ряда идут полосы «оби», выполненные нитью темно-красного цвета, шириной 25 см. Расстояние между параллельными рядами «оби» составляет 30 см. На поле вышивки расположены 22 цветочные розетки круглой формы, в верхней и нижней части — по 8, с двух сторон — по 3 розетки. Во внутренней части вновь повторяется полоса «оби», придающая сюзане прямоугольную форму. По центральной «оби» вышиты 18 цветков (в три ряда по 6) круглой формы. Крупные цветки в центре сюзане оформлены лепестками в форме обруча — такой прием типичен для Нуратинской школы.

В вышивке крупных розеток использованы шелковые нити четырех цветов. Это многоцветье придает исключительную гармонию композиции сюзане и отражает своеобразные особенности вышивки данного региона. Вышивальщица мастерски использует 4 основных цвета и его оттенки (красный, красноватый отлив, синий и голубой, желтый и желтовато-белый), добиваясь богатого перехода тонов. Всего в сюзане 40 крупных розеток.

Композиционно цветки и обручи из лепестков с разных сторон пропорциональны и соразмерны, цветки слева и справа имеют одинаковое цветовое решение, что задает определенный ритм узору и наполняет изделие определенным символическим смыслом.

Третье сюзане вышито по золотистой ткани (300 х 250 см) нитями мулине разных цветов. Композиционно оно близко вышеописанному второму сюзане. Отличие состоит в том, что в центре крупных цветков имеется орнамент Х-образной формы, а по бокам — цветочные «тени». Маленькие цветки в ней напоминают элементы русской вышивки. По форме и расцветке цветы и листья непропорциональны и подобраны без вкуса и соразмерности. Нити на золотисто-желтом фоне сюзане кажутся тусклыми и невыразительными.

Еще век назад вышивка занимала особое место среди используемых в быту различных художественных изделий (сюзане, такияпуш, жойнамоз, борпуш, сандалпуш и др.). Со временем спрос на такие изделия народно-прикладного искусства стал падать, их место заняли «европейские» изделия. Это нанесло серьезный урон вышивке как в количественном, так и в качественном отношении. Между тем старинные вышивки имеют ряд важных качеств, отличающих их от аналогичных современных образцов текстиля, выражающихся в следующем:

  1. в прошлом для сюзане и других изделий с вышивкой подбиралась грубая хлопчатобумажная ткань — полотно белого, светло-желтого, палевого цветов, использовались только натуральные шелковые нити;
  2. учитывая долгие годы службы вышивок, шелковые нити хорошо обрабатывались, окрашивались исключительно натуральными красителями, долго сохранявшими стойкость цвета;
  3. серьезное внимание уделялось гармонии цвета в вышивках, для чего даже определялись специальные места, где использовались особые волокна нити с определенной части оболочки кокона (шелковицы);
  4. традиционно «гулдаста» и венки из листьев на сюзане символизировали идею изобилия и великолепия природы, такие узоры вышивались с особой тщательностью и вниманием;
  5. серьезное внимание уделялось композиционной целостности, рисунку в целом, передаче местного колорита и своеобразия.

Со временем качество вышивки, в том числе и сюзане, стало падать; этот процесс наблюдается не только в Нурате, но и в Бухаре, Шахрисабзе, Ургуте, Ташкенте и Фергане.

Искусствовед Г.Л. Чепелевецкая, изучавшая искусство вышивки и ее школы на протяжении долгих лет, отмечает: «Если в древних сюзане встречаются вышивки «гулдаста» из 43 цветов, то в последующих сюзане наблюдаются не связанные между собой 7 кругов «доира». На красном полотне появляется вышивка одинаковых растительных цветочных узоров. Эти вышивки Нураты XIX в. резко отличаются от художественных изделий того периода» (1).

Характеристики вышивки определенной местности зависят от локальных художественных и технологических особенностей, а также собственного стиля мастериц. Вышивка Нураты являет собой не только великолепие народного мастерства, но и свидетельствует о необыкновенно высоком уровне традиций, сохранившихся до настоящего времени.

Литература:

  • Чепелевецкая Г.Л. Сузани Узбекистана. Ташкент, 1961.

 

Аминджан Кадыров