Замечательное событие произошло в Ташкенте. 20 — 30 лет назад о таком ни специалисты, ни любители искусства не могли и мечтать. С 12 сентября по 12 октября в Галерее изобразительного искусства Узбекистана (ГИИ Уз) проходила выставка одного из выдающихся художников XX в. Макса Эрнста — яркого представителя дадаизма и сюрреализма. Значение его для мирового художественного процесса первым замечательно обозначил главный куратор Нью-Йоркского музея современного искусства Вильям С.Рубин: «В великолепном чередовании стилей и техник он является для дадаизма и сюрреализма тем же, чем был Пикассо для искусства 20-го столетия в целом».

Организаторами выставки под названием «Макс Эрнст. Книги и графика», профессионально и на высоком уровне подготовленная Институтом связей с зарубежными странами (Германия, Штуттгарт), выступили Гете-институт в Ташкенте и ГИИ Уз. На примере 196 графических работ и 26 книг она дает представление о важнейших этапах творчества Макса Эрнста. Это и ранние книги дадаизма, и романы-коллажи сюрреалистической эпохи, и отдельные листы более позднего времени, которые отмечены кубистическими и геометрическими элементами.

В хорошо продуманной программе работы выставки прозвучали доклады доктора Лудгера Деренталя «Макс Эрнст, дадаизм и сюрреализм», «Техника работы в графических произведениях Макса Эрнста», «Понимание внеевропейских культур Максом Эрнстом». Кроме того, была продемонстрирована программа фильмов: «Макс Эрнст. Мои скитания — мои тревоги» (режиссер Петер Шамони, Германия, 1991) — документальный фильм, снятый к столетнему юбилею художника; знаменитый сюрреалистический 17- минутный фильм»Андалузский пес» Луиса Бунюэля (авторы сценария Луис Бунюэль и Сальвадор Дали Испания, 1928) и фильм кинокритика, художника-дадаиста Ханса Рихтера — «Сны, которые можно купить за деньги» (США, 1947), состоящий из сюрреалистических эпизодов, которые представили Макс Эрнст, Фернан Леже, Ман Рей, Марсель Дюшан и Александр Кальдер.