Архитектура и художественная культура народного жилища Узбекистана

Исследование различных аспектов традиционного народного жилища – одна из интересных страниц истории зодчества и декоративно-прикладного искусства Узбекистана. До наших дней дошли многие высокохудожественные образцы жилой архитектуры XVIII – начала XX в., в которых воплощены особенности зодчества Самарканда и Бухары, Хивы и Ташкента, Ферганы и Шахрисабза. Каждая школа, сложившаяся в том или ином городе, дает пример своеобразных подходов в формировании функционально-планировочных решений, декоративном убранстве интерьеров и экстерьеров, благоустройстве дворов. Сохранить это богатство, изучить его, сделать достоянием научной и культурной общественности – важная задача. В исследованиях народного жилища прошлых лет делался упор на климатологические аспекты его формирования и функциональные особенности. Новый этап изучения традиционного жилища характерен изучением психоэмоциональных качеств жилой среды, ее масштабности, декоративного убранства, светотеневой пластики, создающих определенный психологический климат жилища, а также трансформацией в архитектурной практике элементов разных культур. Осознавая важное значение роли жилища в социальном развитии общества, мы не должны забывать, что каждое из них само по себе выступает как сложная система, как произведение искусства, как объект, несущий культурные и другие социальные...
Read More

К 80-летию со дня рождения А. Х. Ливиева

Штрихи к творческому портрету Исторически взаимодействие культур Востока и Запада давало яркие, оригинальные плоды. В этом аспекте искусство Узбекистана имеет глубокие традиции. Оно интенсивно впитывает в себя и современное творчество, не теряя при этом национального своеобразия. Яркое подтверждение тому - узбекский оркестр народных инструментов как новая форма коллективного исполнительства, являющийся одним из самых молодых в музыкальной культуре нашей республики. И вполне естественно, что деятельность личностей, посвятивших свою жизнь становлению и развитию узбекского оркестра, представляет особый интерес. Именно они заложили основу современного оркестра национальных инструментов, основу, базирующуюся на лучших, наиболее устойчивых культурных традициях Востока и Запада. Один из них - заслуженный работник культуры Узбекистана, профессор Анвар Хакимович Ливиев - дирижер, педагог-методист, организатор, исследователь-публицист. А. Ливиев - музыкант, с детства впитавший узбекское традиционное исполнительство. Волею судьбы в юности он стал музыкантом духового оркестра, после учебы в консерватории продолжил свою деятельность в филармоническом оркестре как исполнитель на ударных инструментах, а спустя годы, как дирижер. Он - неординарная личность, сумевшая на протяжении своей сложной жизни четко определить...
Read More

Хроника художественной жизни (январь — апрель 2005)

Январь В ЦСИ прошла персональная выставка архитектора, графика, живописца и дизайнера Мухаммаджона Фазылова “Статичная и вечно изменяющаяся Вселенная”. На суд зрителей было представлено свыше 200 экспонатов – живопись, графика и инсталляции, - отражающих творческие поиски художника с широким спектром тем, сюжетов, проблем и образов, его философских размышлений. Январь 20-я, юбилейная, выставка “Природа и художник” состоялась в ЦВЗ. Результаты творческих поездок художников в Сукок, Сиджак, на Чарвак и т.д. увидели зрители среди многочисленных работ 80 художников, среди которых такие известные мастера кисти, как Р. Ахмедов, М. Кагаров, М. Садыков, И. Шин, Я. Салпинкиди, Н. Хабуллаев, Ф. Гамбарова и многие другие. Что может быть более гармоничным, чем Душа природы и тонкая Душа художника? Ничего. Вернее, немного. В этом еще раз могли убедиться посетители выставки. Январь Персональная выставка и вечер поэзии “Поэзия в живописи – Живопись в поэзии” известного живописца Евгения Мельникова – одного из ярких представителей поколения художников 60-х гг. XX в. - прошла в ЦСИ. Кроме впечатлений от замечательных, наполненных жизненной энергией и богатым цветом...
Read More

Госпожу свою — музыку — славлю

Изучение становления и развития художественной культуры - один из основных приоритетных вопросов исторической и искусствоведческой наук в Узбекистане. Но на сегодняшний день совершенно неразработанным оказался тендерный аспект истории становления узбекской культуры, изучение которого имеет особо важное значение в формировании в стране художественных процессов. В традиционной культуре узбеков издавна существуют определенные пласты сугубо женской культуры, среди них женские обряды (девишник “Киз базми”, или “Ётог той”, “Юз очди” - открытие лица невесты, свадебные “Мучал той”, “Саллабандом”, похоронно-поминальные “Садр”, “Тазия”, календарные “Сус хотин” - вызывание дождя, врачевательные - “Куч”) и песни (свадебные “Ёр-ёр”, “Келин салом”, колыбельные “Алла”, трудовые, песни-заговоры при доении животных и др.). Из музыкальных инструментов женщины издавна предпочитали дутар, дойру, чанг-кобуз и др. Сформировались даже своеобразные локальные женские исполнительские школы. Особенно активно включились женщины в сферу культуры и искусства в XX в., в связи с формированием новых направлений музыкальной культуры - композиторское творчество, музыкальное исполнительство, образование и наука. Создается и функционирует ряд сугубо женских фольклорных и профессиональных творческих коллективов, таких, как танцевальные ансамбли...
Read More

Фантазийная Ретроспектива Максима Воронова

Горный букет. 2004 Максим Воронов (1969 г.р.) - уроженец Ташкента, выпускник Республиканского художественного училища имени П. Бенькова и художественного факультета Института искусств имени Маннона Уйгура (ныне Национальный институт художеств и дизайна им. К.Бехзода). Максим считает своими учителями заслуженного деятеля искусств Узбекистана И.Лимакова и живописца М.Тошмурадова. Произведения молодого художника сегодня находятся в резиденции Президента Узбекистана, в представительстве “Хаво йуллари” в Ташкенте, в частных коллекциях многих стран мира. Картины М.Воронова выставлялись на различных выставках, в том числе на выставке в ЦДХ (Москва), где экспонировались полотна ведущих живописцев Узбекистана (2005 г). Творчество молодого художника определяется талантом, интуицией, подсознанием, эмоциональным зарядом. Огромное значение при этом имеет осмысленное отношение к позитивному опыту искусства прошлого. Гигантский поток информации в области истории искусств и современного художественного процесса предполагает самые различные варианты для достижения и выбора своего пути. С точки зрения психологии творчества, все эти факторы в совокупности сыграли решающую роль в формировании своеобразного почерка и профессионализма живописца Максима Воронова. Дожди. 2002 Сопоставление его произведений с реалистической манерой русских мастеров демонстрирует приверженность узбекистанского художника...
Read More

Женские образы в коропластике Бактрии (долина Окса)

Духовная культура населения Бактрии долины Окса, как и всей античной Средней Азии, во многом определялась религиозным восприятием окружающей действительности. Уже в эпоху энеолита и бронзы сложились каноны изображения почитаемых божеств, известные по терракотовой пластике. Среди многочисленных статуэток особую роль играл образ женского божества - богини-матери. Древнейшие глиняные фигурки, изображавшие сидящих женщин, найденные на территории Южного Туркменистана, относятся к VI тыс. до н. э., к эпохе энеолита (1, с. 9). Более обширная коллекция терракот датируется энеолитической эпохой (V – начало III тыс. до н. э.). Она найдена на городищах Каратепа, Намазга II. Для коропластики эпохи ранней бронзы характерны фигурки, выполненные в условно-плоскостном стиле, когда из широкой, уплощенной глиняной лепешки формируется фронтально развернутый силуэт, лишь отдаленно напоминающий женскую фигуру. Большее внимание уделяется разработке головы, где особо выделяются крупные, в высоком рельефе выполненные налепы прямостоящих глаз, детально проработаны прическа, украшения на шее. Но торс предельно условен, руки с неразработанными кистями расставлены в стороны, широкие бедра переходят в общий удлиненный треугольник соединенных ног. Малая пластика эпохи развитой...
Read More

Редакционная коллегия

Духовная культура населения Бактрии долины Окса, как и всей античной Средней Азии, во многом определялась религиозным восприятием окружающей действительности. Уже в эпоху энеолита и бронзы сложились каноны изображения почитаемых божеств, известные по терракотовой пластике. Среди многочисленных статуэток особую роль играл образ женского божества - богини-матери. Древнейшие глиняные фигурки, изображавшие сидящих женщин, найденные на территории Южного Туркменистана, относятся к VI тыс. до н. э., к эпохе энеолита (1, с. 9). Более обширная коллекция терракот датируется энеолитической эпохой (V – начало III тыс. до н. э.). Она найдена на городищах Каратепа, Намазга II. Для коропластики эпохи ранней бронзы характерны фигурки, выполненные в условно-плоскостном стиле, когда из широкой, уплощенной глиняной лепешки формируется фронтально развернутый силуэт, лишь отдаленно напоминающий женскую фигуру. Большее внимание уделяется разработке головы, где особо выделяются крупные, в высоком рельефе выполненные налепы прямостоящих глаз, детально проработаны прическа, украшения на шее. Но торс предельно условен, руки с неразработанными кистями расставлены в стороны, широкие бедра переходят в общий удлиненный треугольник соединенных ног. Малая пластика эпохи развитой...
Read More

Золотошвейное мастерство Махфузы Салимовой

Золотошвейное мастерство Махфузы Салимовой Бухара – крупнейший в республике центр золотого шитья. Истоки этого вида ремесла уходят своими корнями в глубокую древность. Хотя вышивка всегда была уделом женщины, долгие годы золотым шитьем занимались исключительно мужчины. В этой связи интересна замечательная легенда, повествующая о соперничестве женской красоты с красотой золота, в котором, безусловно, побеждает красота женщины, ибо злато темнеет и тускнеет. Поэтому и говорят, что издавна золотошвейным ремеслом в Бухаре занимались мужчины. В Уставе золотых дел мастеров упоминается о том, что и пророк Юсуф занимался золотошвейным ремеслом. Духовными наставниками золотошвейников считаются легендарный Хазрати Ижрис и пророк Давид. Изначально золотом вышивали по “карбосу”, домотканой хлопчатобумажной ткани, позднее в качестве основы бралась шерсть, шёлковая ткань и, наконец, бархат. В XIX в. золотошвейное ремесло официально считалось придворным искусством; крупнейшая мастерская золотого шитья располагалась прямо на территории Арка – резиденции эмира Бухары. Работали здесь исключительно мужчины, вышивая великолепные по своей красоте и...
Read More

Жемчужина узбекского искусства — художник Шамсрой Хасанова

Имя Шамсрой Хасановой мало знакомо широкому зрителю. Вероятно, это объясняется и ранней ее смертью (1917 - 1956 гг.), и камерностью творчества, и рядом внешних обстоятельств. Это тем обиднее, что небольшое по объему наследие Хасановой представляет не только определенный художественный интерес, но и является в некотором роде предвестником значительных изменений в искусстве Узбекистана последних лет. Ш. Хасанова была скромным человеком, и многие, знавшие ее, даже не подозревали о той напряженной внутренней работе, которая наполняла ее жизнь, придавая ей особый, значительный смысл. Поэтесса Увайси. 1947. Х., м. Ш. Хасанова принадлежала к первому поколению узбекских художников, и все трудности овладения мастерством живописца она разделила в равной степени с остальными узбекскими мастерами тех лет. В этом смысле ее творчество типично, но одно обстоятельство выделяло ее из числа остальных - она была первой узбекской женщиной, взявшей в руки кисть. Сейчас это явление обыденное, тогда же оно было связано с трудной ломкой установившихся жизненных норм. С этой точки зрения, судьба Шамсрой вообще показательна - вся ее жизнь прошла в...
Read More

“Движение Души среди Идей” — концепция Любви Любови Тиора

“Человек творит то, что давно уже сотворил Великий Творец. Мы лишь однажды для себя и для других что-то познаем и открываем, если нам это, конечно, позволено”. Л. Тиора Ступени в золотой век Для Любови Тиора понятие “творчество” слишком объемно, многогранно, глобально. Для нее это один из процессов роста духовности, а не только передача или отображение какого-либо представления, реального или чувственного. Безусловно, творчество рождается благодаря особому пониманию и видению мира. Л. Тиора почувствовала, увидела и осознала структурную символику своего имени, дав расшифровку и моделируя схематически символы звуков, тем самым определив квинтэссенцию своей творческой концепции. Так возникла формула: Т - Творец Theo I - Идея Idea О - Откровение Oracle R - Развитие Reform A - Абсолют Absolute где ТВОРЕЦ (художник, музыкант, поэт) осуществляет (исполняет) ИДЕЮ, которая очищается потоком ОТКРОВЕНИЯ, снисходящего на него от высшей духовной субстанции. Освещенная Откровением Идея способствует духовному совершенствованию или развитию как художника, так и окружающего мира, а затем вновь возвращается к АБСОЛЮТУ для нового витка эволюции идей. Таким образом, у художника установилось индивидуальное мировоззрение, опирающееся на цикличную пятизначную...
Read More

Вспоминая ‘Тановар’

Узбекское музыкальное наследие богато и разнообразно. Такие музыкальные произведения, как “Дилхирож”, “Муножот”, “Ушшок”, “Галдир”, “Тановар”, “Баёт”, “Дугох”, “Сегох”, “Ажам” и многие другие, отличает своеобразная и оригинальная манера исполнения, каждое из них имеет свою историю, философию, свой смысл. В XX в. среди населения Ферганской долины получила широкое распространение песня “Кора сочим” (“Мои черные волосы”) и ее aльтернативные варианты, известные под названием “Тановар”, в их числе “Энди сундек”, “Адолча” (или “Адолат тановари”), “Ёaвойи Тановар”, “Сумбула”, “Љўљонча”, “Фаргонача” и др. В народе они пользовались большим успехом и их называли ферганский, ташкентский, кокандский “Тановар”. Обычно слово “Тановар” использовалось ремесленниками как термин, означавший “изготовление нескольких вещей из одного предмета”. Оно настолько точно характеризует сyть песни, что создается впечатление, будто это специальный музыкальный термин. Мукаррам Тургунбаева Слово “тaновар” состоит из двух частей: “тaн” (душа) и “овар” (наслаждение), которые используются как в узбекском, так и в таджикском языках. Однако в музыке оно обрело философское значение и означает такие понятия, как “самопожертвование”, “дарование”. “Тановар” и по сей день волнует сердца...
Read More

Немного о женщинах… и театре

Наверное, в силу своей более чувствительной и восприимчивой природы, в силу своей склонности к сочувствию, сопереживанию чужим бедам и радостям, именно женщины являются главными зрителями и ценителями театра. Что привлекает их в этом, едва ли не самом “неизящном” и прямолинейном из искусств – театре? Истории о несчастной или счастливой любви, о верности и предательстве, о страдании, на которое так отзывчиво женское сердце, о человеческих страстях, пороках и добродетелях? Женские судьбы воссозданы на узбекской сцене замечательными актрисами разных поколений. Немало эпизодов истинно женской, самозабвенной преданности и любви к театру хранят архивы узбекского театрального искусства. ... Ташкент, 1921 г. Впервые на узбекском языке ставится западноевропейская классика - драма Ф. Шиллера “Коварство и любовь”. Трагическую роль Луизы, ставшей невинной жертвой несправедливости, играет первая узбекская актриса Максума Кариева. В зрительном зале немало женщин, их лица скрыты паранджой из конского волоса. Такой паранджи не было в остальном мусульманском мире. Но какие нежные и восприимчивые души скрывались за грубой материей! По словам рецензента тех лет, судьба героини...
Read More

Традиционные мотивы в современной моде

(на примере творчества дизайнеров моды Л. Бабаевой, С. Амир, Л. Сайфи) В конце ХХ столетия в республике наблюдается расцвет во всех сферах культурной жизни, в том числе и в области моды. Частое проведение фестивалей и конкурсов, в числе которых “Осие рамзи”, “От кутюр”, ежегодный показ моделей “Огни большого города”, конкурс дизайнеров традиционного костюма в рамках Открытого фольклорного фестиваля “Бойсун Бахори” и многие другие, позволяет дизайнерам подойти к своей работе индивидуально, выразить свое “я”. Творчество модельеров страны сегодня трудно представить без фольклорно-этнического направления. Культурное наследие каждого народа всегда было источником вдохновения для дизайнеров-модельеров. Как отмечает М. Некрасова, “народное искусство – это огромный мир духовного опыта народа, художественных идей, постоянно питающих профессионально художественную культуру” (1, с. 8). Народные мотивы стали неотъемлемой частью в работе многих наших модельеров. А такие фестивали, как “Бойсун Бахори”, концепцией которого является возрождение идей традиционного восточного костюма, еще больше подталкивает дизайнеров к созданию коллекции в стиле “фолк”. К тому же проведение показов мод позволило открыть новых талантливых дизайнеров таких, как...
Read More

ЖЕНЩИНА, БОГИНЯ, МУЗА

Именно в этих ипостасях представили женщину накануне международного женского дня организаторы выставки с одноименным названием в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана. Авторы многих произведений (а их было более 150) – женщины, среди которых много замечательных имен – Шамсрой Хасанова, Зарифа Саидносирова, Елена Коровай, Надежда Кашина, Зинаида Ковалевская. Это представители старшего поколения женщин-художниц, работы которых любезно предоставил для выставки Государственный музей искусств Узбекистана. Среди работ наших современниц – такие известные имена, как Лайло Салимджанова, Римма Гаглоева, Инна Васильева, Флорида Гамбарова, Искра Шин, Гуля Громова, Лариса Дабежа, Татьяна Ли, Гульзор Султанова и др. Живопись, инсталляции, графика, скульптура – есть в чем проявить себя. А разве могли не высказать своего восторга и почтения, не пропеть гимн женщинам-матерям, женщинам-любимым в этот день мужчины? В разделе “Вам, любимые...” - работы известных художников: Ф. Ахмадалиева, Ш. Зияханова, М. Кагарова, А. Хатамова, Я. Салпинкиди, Г.Кадырова др. Многим посетителям, конечно, хотелось бы узнать, кто для кого богиня, а кто – муза. Но всегда должен оставаться элемент недосказанности... 1. З.Саиднасырова....
Read More

Женщина и творчество

Предлагаем Вашему вниманию интервью с Председателем Комитета женщин Узбекистана С. Т. Инамовой S.T.Inamova - Светлана Турсунходжаевна, в истории Узбекистана, в развитии культуры и искусства нашего государства женщины сыграли важную, подчас определяющую роль. На их плечах лежали не только заботы о семье и домашнем хозяйстве, как это принято на Востоке; в те или иные периоды женщины активно участвовали в управлении государством, по их указам возводились архитектурные памятники, большой вклад внесен женщинами в развитие национальной поэзии и особенно ремесел. Каковой Вам видится роль узбекской женщины в истории нашего времени? - Слова Президента Узбекистана Ислама Каримова “Ценить женщину – значит ценить жизнь” являются подтверждением политики нашей Республики в отношении к прекрасной половине человечества, ведь исторически роль женщин в обществе неоценима. Ценить и уважать женщину – одна из особенностей древнего Востока. Именно в такой духовной атмосфере своими доблестью и героизмом, высокой образованностью, терпением, предприимчивостью, добротой и милосердием золотыми буквами вписали свои имена в историю страны и являются гордостью нашего народа Тумарис, Бибихоним, Гулбаданбегим, Нодирабегим, Зебуннисо, Увайси, Анбар...
Read More

Эстетическое богатство и национальный колорит узбекских колыбельных песен

Рождение ребенка в узбекской семье испокон веков считалось событием особым, значительным. Оно сопровождалось обрядами, связанными с традиционным праздником “бешик туй” и колыбельными песнями, имеющими магический смысл. В песнях народ выражал не только надежду на счастливое будущее ребенка, но и приобщал подрастающее поколение к своим национальным и духовным традициям. В древней зороастрийской религии, распространенной на рубеже II и I тысячелетий до н. э., самой почитаемой из многочисленных богов была Анахит – продолжательница рода человеческого. Терракотовые статуэтки богини Анахит в Кой-Крылган Кале, Бухаре, Самарканде имели свои локальные различия: в Самарканде Анахит изображалась молодой, в Бухаре – в более зрелом возрасте. Первые терракотовые Анахиты были найдены в шурфе у мавзолея Биби-Ханум под полом склепа Самаркандской археологической экспедиции Юбилейного комитета имени Навои в 1941 г. В изображениях Анахиты прослеживается переплетение эллинизма и местных традиций, а именно: женские фигуры выполнены в одинаковых позах, в их руках традиционные атрибуты – тюльпан, плод граната (символ плодородия), у ног – новорожденный младенец. В древней зороастрийской книге “Авеста” (VIII в. до н....
Read More