Госпожу свою — музыку — славлю
Изучение становления и развития художественной культуры - один из основных приоритетных вопросов исторической и искусствоведческой наук в Узбекистане. Но на сегодняшний день совершенно неразработанным оказался тендерный аспект истории становления узбекской культуры, изучение которого имеет особо важное значение в формировании в стране художественных процессов.
В традиционной культуре узбеков издавна существуют определенные пласты сугубо женской культуры, среди них женские обряды (девишник “Киз базми”, или “Ётог той”, “Юз очди” - открытие лица невесты, свадебные “Мучал той”, “Саллабандом”, похоронно-поминальные “Садр”, “Тазия”, календарные “Сус хотин” - вызывание дождя, врачевательные - “Куч”) и песни (свадебные “Ёр-ёр”, “Келин салом”, колыбельные “Алла”, трудовые, песни-заговоры при доении животных и др.). Из музыкальных инструментов женщины издавна предпочитали дутар, дойру, чанг-кобуз и др. Сформировались даже своеобразные локальные женские исполнительские школы.
Особенно активно включились женщины в сферу культуры и искусства в XX в., в связи с формированием новых направлений музыкальной культуры - композиторское творчество, музыкальное исполнительство, образование и наука. Создается и функционирует ряд сугубо женских фольклорных и профессиональных творческих коллективов, таких, как танцевальные ансамбли...