Вспоминая ‘Тановар’
Узбекское музыкальное наследие богато и разнообразно. Такие музыкальные произведения, как “Дилхирож”, “Муножот”, “Ушшок”, “Галдир”, “Тановар”, “Баёт”, “Дугох”, “Сегох”, “Ажам” и многие другие, отличает своеобразная и оригинальная манера исполнения, каждое из них имеет свою историю, философию, свой смысл. В XX в. среди населения Ферганской долины получила широкое распространение песня “Кора сочим” (“Мои черные волосы”) и ее aльтернативные варианты, известные под названием “Тановар”, в их числе “Энди сундек”, “Адолча” (или “Адолат тановари”), “Ёaвойи Тановар”, “Сумбула”, “Љўљонча”, “Фаргонача” и др. В народе они пользовались большим успехом и их называли ферганский, ташкентский, кокандский “Тановар”. Обычно слово “Тановар” использовалось ремесленниками как термин, означавший “изготовление нескольких вещей из одного предмета”. Оно настолько точно характеризует сyть песни, что создается впечатление, будто это специальный музыкальный термин.
Мукаррам Тургунбаева
Слово “тaновар” состоит из двух частей: “тaн” (душа) и “овар” (наслаждение), которые используются как в узбекском, так и в таджикском языках. Однако в музыке оно обрело философское значение и означает такие понятия, как “самопожертвование”, “дарование”. “Тановар” и по сей день волнует сердца...