Штрихи к творческому портрету
Исторически взаимодействие культур Востока и Запада давало яркие, оригинальные плоды. В этом аспекте искусство Узбекистана имеет глубокие традиции. Оно интенсивно впитывает в себя и современное творчество, не теряя при этом национального своеобразия.

Яркое подтверждение тому — узбекский оркестр народных инструментов как новая форма коллективного исполнительства, являющийся одним из самых молодых в музыкальной культуре нашей республики. И вполне естественно, что деятельность личностей, посвятивших свою жизнь становлению и развитию узбекского оркестра, представляет особый интерес. Именно они заложили основу современного оркестра национальных инструментов, основу, базирующуюся на лучших, наиболее устойчивых культурных традициях Востока и Запада. Один из них — заслуженный работник культуры Узбекистана, профессор Анвар Хакимович Ливиев — дирижер, педагог-методист, организатор, исследователь-публицист.

А. Ливиев — музыкант, с детства впитавший узбекское традиционное исполнительство. Волею судьбы в юности он стал музыкантом духового оркестра, после учебы в консерватории продолжил свою деятельность в филармоническом оркестре как исполнитель на ударных инструментах, а спустя годы, как дирижер. Он — неординарная личность, сумевшая на протяжении своей сложной жизни четко определить роль узбекских национальных инструментов в исполнительстве. Творческая работа, непосредственно связанная с педагогикой сначала в музыкальном училище имени Хамзы, затем в ТГПИ имени Низами и консерватории, далее руководство научно-исследовательской экспериментальной лабораторией по усовершенствованию узбекских национальных инструментов — вот неполный перечень деятельности А. Ливиева. И где бы он ни был, он всегда занимался главным для него вопросом — развитием академической направленности инструментального искусства, своими трудами заложив теоретическую базу в этой области.

А. Ливиев родился 1 января 1925 г. в Ташкенте. Воспитывался в семье Назира-ака Гозиева, известного певца и исполнителя традиционной музыки на дутаре. Назир-ака работал в ансамбле макомистов под руководством Ю. Раджаби. Мальчик часами любил слушать музыку. Первые музыкальные впечатления А. Ливиева были связаны с узбекским традиционным исполнительским искусством. Вместе с тем на улицах Ташкента он часто видел духовые европейские оркестры, под музыку которых маршировали воспитанники детских домов. Сложная ситуация в семье приемных родителей побудила Анвара остаться в детском доме №32 по улице Сагбан. Одной из причин такого решения было также наличие в детдоме духового оркестра, где мальчик с большой охотой начал учиться играть на трубе. В 14 лет он поступил в музыкальное училище и работал в малом симфоническом оркестре, исполняя партию второй трубы. В годы войны юноша стал воспитанником музыкального взвода во втором Туркестанском пулемётном училище в городе Мары Туркменистана.

A. Kh. Liliev with the musutions

После войны Анвар вернулся в Ташкент. Здесь он познакомился с Ашотом Ивановичем Петросянцем — создателем узбекского оркестра национальных инструментов.

А. Петросянц заинтересовал юношу своей исследовательской деятельностью в области музыкальных инструментов и предложил ему работу в лаборатории с целью научных поисков в области узбекского ударного инструмента нагора, а также введения нотации нагора и дойры. В 1948 г. А. Ливиев стал студентом Ташкентской государственной консерватории. В этом же году в консерватории была открыта кафедра народных инструментов. Первый год он учился по классу рубаба-прима, а со 2-го курса перешел в класс дойры. Параллельно А. Ливиев постигал искусство дирижирования, ставшего его второй специальностью. Его педагогами в это время были прекрасные музыканты В. Ашкинази, Я. Эляшкевич, Н. Гольдман. После завершения учебы в 1953 г. А. Ливиев продолжил исполнительскую работу в филармоническом оркестре и педагогическую — в училище и в консерватории, где вел оркестровый и дирижерский классы. В 1966-1976 гг. он работал в Ташкентском государственном педагогическом институте им. Низами, возглавляя кафедру теории музыки и игры на музыкальных инструментах. Здесь свои знания А. Ливиев направил не только на организацию подготовки учителей музыки, но и на формирование методики музыкального воспитания посредством узбекских национальных инструментов в общеобразовательных школах.

В 1976 г. в консерватории открылась кафедра дирижирования оркестром народных инструментов, и А. Ливиев стал первым ее заведующим. В том же году он начал формировать новый состав филармонического оркестра им. Т. Джалилова, работал над созданием концертных программ. В 1991 г. А. Ливиев перешел работать в отраслевую научно-исследовательскую лабораторию по усовершенствованию узбекских музыкальных национальных инструментов. Здесь он занимался реставрацией старинных традиционных инструментов, вел поиски в области конструирования шестиструнного танбура, дутаров, духовых — сурная, струнно-ударных — чанга, кануна. Внимание руководителя было также направлено на создание детских музыкальных инструментов для дошкольных учреждений. Были изготовлены гиджак, канун, дутар, кашгарский и афганский рубабы, танбур, саз, най, свистковый продольный най, дойра, сафаиль, нагора, коробочка. А. Ливиев разработал программу и создал учебно-методическое пособие (которое уже дважды переиздавалось) по освоению игры на этих инструментах. В детских садах республики уже началась экспериментальная практическая работа в этом направлении. Инициатива А. Ливиева имеет общекультурное значение, так как им было доказано, что национальные музыкальные инструменты, конструктивно приспособленные для детей, могут и должны стать еще одной базой музыкально-эстетического воспитания с раннего возраста.

Dutar-players ensemble

Имя А. Ливиева непосредственно связано также с созданием первого узбекского камерного оркестра народных инструментов “Согдиана” (1991). Изготовление музыкальных инструментов для данного коллектива, подбор репертуара осуществлялись при его непосредственной помощи. Оркестр стал одним из первых в республике коллективов, познакомивших зарубежных слушателей с культурой узбекского инструментализма. В 1996 г. “Согдиана” стала лауреатом Международного фестиваля в Испании, а в последующие годы — участником многих международных форумов и обладателем наград в Германии, Франции, Египте, Южной Корее, США и других странах мира.

Будучи музыкантом-исследователем, работая на протяжении многих лет исполнителем, затем дирижёром оркестра, А. Ливиев сумел глубоко постичь проблемы параллельного сосуществования многовековых традиционных и новых форм коллективного музыкального исполнительства в Узбекистане, увидеть их связь с процессами развития культуры инструментализма в мировой музыкальной практике. Тонкий знаток узбекских музыкальных инструментов А. Ливиев в своих инструментовках для узбекского оркестра показал мастерское владение соотношениями тембров, сопоставлениями регистров, умение добиться динамических контрастов, что явилось существенным вкладом в развитие узбекской оркестровой культуры.

А. Ливиев — педагог, воспитавший плеяду талантливых исполнителей и дирижеров. Он выработал методику преподавания, дающую возможность подготовки специалистов высокого класса. Педагог-психолог по призванию, он щедро делился своими знаниями и опытом с творческой молодежью, создавая атмосферу доброжелательности и взаимного доверия. А. Ливиев придавал большое значение роли оркестров национальных инструментов в массовом музыкальном образовании. Велика его роль в создании в нашей республике в 70-е гг. XX столетия школьных оркестров, что уже дало свои результаты. Деятельность А. Ливиева в области развития оркестрового исполнительства на народных инструментах имеет важное методологическое значение для различных стран, прежде всего региона Центральной Азии.

Высококвалифицированный дирижёр, большой знаток узбекского музыкального инструментария, широко эрудированный специалист музыкального искусства, талантливый педагог, автор многих научных и методических трудов, профессор А. Ливиев находится в расцвете творческих сил, самозабвенно трудится, являясь примером преданности высоким целям искусства, бескорыстного служения своему делу.

Фируза Абдурахимова