Узбекское музыкальное наследие богато и разнообразно. Такие музыкальные произведения, как “Дилхирож”, “Муножот”, “Ушшок”, “Галдир”, “Тановар”, “Баёт”, “Дугох”, “Сегох”, “Ажам” и многие другие, отличает своеобразная и оригинальная манера исполнения, каждое из них имеет свою историю, философию, свой смысл. В XX в. среди населения Ферганской долины получила широкое распространение песня “Кора сочим” (“Мои черные волосы”) и ее aльтернативные варианты, известные под названием “Тановар”, в их числе “Энди сундек”, “Адолча” (или “Адолат тановари”), “Ёaвойи Тановар”, “Сумбула”, “Љўљонча”, “Фаргонача” и др. В народе они пользовались большим успехом и их называли ферганский, ташкентский, кокандский “Тановар”. Обычно слово “Тановар” использовалось ремесленниками как термин, означавший “изготовление нескольких вещей из одного предмета”. Оно настолько точно характеризует сyть песни, что создается впечатление, будто это специальный музыкальный термин.

Мукаррам Тургунбаева

Слово “тaновар” состоит из двух частей: “тaн” (душа) и “овар” (наслаждение), которые используются как в узбекском, так и в таджикском языках. Однако в музыке оно обрело философское значение и означает такие понятия, как “самопожертвование”, “дарование”. “Тановар” и по сей день волнует сердца слушателей задушевностью узнаваемых народных мотивов. Многие певцы и певицы с любовью исполняли и исполняют ее. Собранные о “Тановар” материалы свидетельствуют о том, что все ее варианты в какой-то степени тесно связаны друг с другом, являясь лирическими произведениями, полными внутреннего переживания, грусти и радости, светлых мечтаний о возлюбленном и горечи разлуки с ним.

Песня “Тановар” создана “во внутренней женской среде”. Ее исполнители – тоже в основном женщины, потому в основе каждого ее варианта – скрытый от внешнего взгляда мир женских переживаний, душевных страданий. Огромный вклад в изучение “Тановар” и постановку узбекских танцев, в том числе “Тановар”, внесла народная артистка Узбекистана Розияхон Каримова. Ею опубликован целый ряд книг, посвященных народным танцам. В нашей беседе с ней в январе 2004 г. артистка с восторгом и волнением рассказывает об исполнителях “Тановар”. Из истории известно, что песня “Тановар” широко распространена в Ферганской долине. Поэтому ее исполнителями в основном являются выходцы из Андижана, Маргилана, Коканда и Ферганы. Среди них Р.Каримова упоминает об Адолхон ая, Назирхон ая, Бедамхон ая, которые в свое время были очень известны. Нa основе “Кора сочим”, которую исполняла Адолхон ая, был создан ряд вариантов этой песни. Один из них – “Адолча”. Профессиональная артистка Мехри Абдуллаева одной из первых исполнила Тановар “Адолча”. В 30-е гг., когда “Тановар” из “внутренней женской среды” стала выходить “во внешнюю среду”, Назирхон ая из Андижана настолько трогатaльно исполняла “Кора сочим”, что не оставалось не единого слушателя, который бы не восхищался ее пением.

Берта Давыдова

Еще одним исполнителем “Тановар” является Боборахим Мирзаев, которому удалось создать новые варианты “Тановар”. А Мукаррамхон Тургунбаевой, прославившей “Тановар” на весь мир, предложили исполнить танец под эту песню. Это предложение очень понравилось Мукаррам апе. Таким образом, безграничная печаль женской души, горечь разлуки, желание о единении с возлюбленным, воплотились в танцевальных движениях. “В 1943 г., — рассказывает Р.Каримова, — танец был поставлен на сцене балетмейстером Евгением Николаевичем Барановским, внесшим огромный вклад в развитие узбекского хореографического искусства. Танец сделал песню “Тановар” еще более популярной, а интерес к ней стал возрастать”. Розияхон Каримова, описывая танец, ссылается на каждую строку “Кора сочим”, сопровождавшуюся танцевальными движениями, создававшими таким образом танец “Тановар”.

Знаменитый музыкант, бастакор из Маргилана Мамасидик Мадалиев, собравший более 13 вариантов “Тановар”, в нашей беседе с ним, вспоминая его исполнителей, поведал о песне, исполненной Назирхон ая, Тухфахон ая, Тошхон ая, которых он знал в молодости. Вместе с тем в репертуаре профессиональных певцов-мужчин – Боборахима Мирзаева и Журахона Султонова песня “Тановар” тоже занимала значительное место. В 30-е гг. известные певцы, бастакоры, артисты при проведении музыкально-поэтических диалогов “Мушоира” (состязание поэтов) использовали “Тановар”, что способствовало созданию ее новых образцов и вариантов. В их числе “Кора сочим”, “Энди сендек”, “Сумбула”, популяризаторами которых были известные aртисты Мухиддин Карыякубов и Тухтасин Джалилов, внесшие большой вклад в развитие узбекской национальной музыки. Известный в народе певец Эргаш Хафиз из Ферганской долины, которого называют “Эргаш Тановар”, знал и мастерски исполнял около восьми вариантов “Тановар”.

Высокую оценку дал “Тановар” наш современник, известный музыкант Тургун Алиматов, создавший новые оригинaльные варианты “Тановар”, которые он исполнял с большим мастерством на дутаре и танбуре. Он отмечает: “Тановар” — это величайшая мелодия! Я считаю, что она стоит на одном уровне с нашими макомами и имеет мировое значение. Наверное, “Тановар” никто не может исполнить легко, запросто. Поэтому варианты “Тановар” были созданы и исполнялись высокоталантливыми мастерами искусств, такими, например, как Боборахим Мирзаев, Журахон Султонов, Мехри Абдуллаева, Халима Носирова, Таваккал Кодиров, Берта Давыдова, Камолиддин Рахимов” и многие другие (Из личной беседы автора с Т. Алиматовым).

Большой вклад в совершенствование таких вaриантов кокандского и ферганского “Тановар”, как “Кора сочим”, “Эмди сендек”, “Асл ёрим” (“Еввойи Тановар”), “Сумбула”, “Узган Тановари” и другие, внесла нaродная артистка Узбекистана Рахимахон Мазохидова. О первых кокандских исполнителях “Тановар” она рассказывает: “В квартале Исфара города Коканда жила Адолхон ая (40-е годы). Адолхон ая, играя на дутаре, очень красиво исполняла “Кора сочим”. Она вместе с женщинами-певицами из Коканда Халимахон, Хурматхон, Ёдгорхон (мать известного певца Комилджона Баратова), Бедамхон, Кароматхон ая (жена народного поэта Хамзы Хакимзаде Ниязи) с большим мастерством исполняли несколько вариантов “Тановар”.

Бедамхон ая прекрасно играла на дутаре один из вариантов “Тановар” — “Сумбула” и при этом замечательно танцевала. Любители искусства восхищались многогранностью мастерства этой женщины.

В 1940-е — 50-е гг. на сцене Кокандского театра была поставлена пьеса “Зебунисо”. Роль Зебунисо сыграла Холисхон ая. В этой роли она настолько одухотворенно исполняла один из вариантов “Кокандского Тановар” — “Эй, вой санам”, играя на дутаре, что ее стали называть Зебунисо” (из личной беседы автора с Р. Мазохидовой). Ферганский вариант “Тановар” запечатлен в памяти нашего народа благодаря исполнительской интерпретации ее Лутфихон Саримсаковой.

Таким образом, “Тановар” – неисчерпаемый источник исполнительского мастерства многих музыкантов и певцов Узбекистана. Мы с уверенностью можем сказать, что варианты “Тановар” являются вестниками души, жизни и радости народа. Это может понять каждый человек и прежде всего тот, который исполнил песню с полным осмыслением ее содержания.

Ирода Ганиева