Under a spell of the East

I can write here everything, endlessly... Pavel Benkov The artistic biography of outstanding artist Pavel Petrovich Benkov was rich and interesting. The fortune he tested many times was uneasy. Unfortunately, his art did not become a subject of the serious study. Many works written about him remained "the monument" to ideological concepts of that time. The informative book of memoirs by M. Sokolova is the only edition, which has preserved the important data after the death of the artist (1). The artistic evolution of P. Benkov has not been fully comprehended yet. His true place in the history of Uzbekistan art was not specified. One of the reasons is that even the mention of impressionism was forbidden in due time, therefore many things were interpreted in a wrong way in order to protect the author from attacks of criticism. Finally, it brought to perverted views of his artistic originality. Meanwhile, it is obvious that the traditions of Benkov are strong in painting...
Read More

Арт — Терапия

Немного истории... Термин арт-терапия появился в лексиконе психологов западной Европы в середине ХХ столетия. Он вбирает в себя описания ряда специфических методов, помогающих средствами искусства исцелять душевные недуги. Однако само содержание метода, а именно - воздействие искусства на психическое состояние человека, имеет еще более глубокие корни в истории культур древних цивилизаций. Так, в эпоху античности и в средние века исключительно велика была вера в целебное воздействие музыки. Некоторые литературные и медицинские источники свидетельствуют об исцелении хореомании (пляска Святого Витта) с помощью музыки. А что исцеляли японские "Сады камней?" Как влияли на человека пирамиды Египта? Как исцеляли греческий Парфенон и еще целый ряд других шедевров мировой культуры - будь то памятники архитектуры, живопись, скульптура или театр? Такой статистики нет, однако изучение переживаний, сопряженных с созданием и восприятием искусства, уже в древности выявило такое явление, как катарсис. Катарсис - термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая страх, гнев, сострадание... и т.д., заставляет зрителя переживать, тем самым как бы "очищая" его душевное...
Read More

Самарканд Музыкальный

Самарканд - родина всемирно известных ученых и мыслителей, поэтов и музыкантов, художников и государственных деятелей. Испокон веков в Самарканде сохранялись и развивались художественные традиции, музыкальное искусство. Музыкальную жизнь города обогащали макомное искусство (система 12 макомов, "Шашмаком"), разнообразные обрядовые песни, инструментальные мелодии, дастаны, карсак и ашула, исполнявшиеся народными музыкантами, певцами, хафизами и бахши - шоирами. Такие известные бастакоры и ученые-теоретики, как Абдулкадыр Мараги, Абдурахман Джами, а также музыкант, певец и бастакор Ходжа Абдулазиз Абдурасулов, народные сказители Эргаш Джуманбулбул оглы, Фазыл Юлдаш оглы, Пулкан шоир, Ислом шоир, высоко подняли престиж Самарканда, который ныне стал центром проведения крупных фестивалей, симпозиумов и конкурсов, имеющих международное значение. В их числе Международный музыковедческий симпозиум, посвященный проблемам изустно профессионального творчества, и фестиваль традиционной музыки. С 1997 г. в Самарканде проводится Международный музыкальный фестиваль "Шарк тароналари", что привлекло внимание и мировой общественности. Музыка Востока - это его философия. В мировом культурном пространстве она занимает важное место. На протяжении тысячелетий эта музыка проникает в сердца людей, возвышая и побуждая их на...
Read More

About the style of early medieval art of Sogd

Every art, either the Chinese landscape or Egyptian sculpture, exists once and never comes back together with its soul and symbolics. O. Spengler (1, p. 391). In 1913, the first samples of early medieval wall painting were discovered at the Afrasiab site. However, the true discovery of Sogdian culture began in the second half of 19th century when the magnificent wall paintings, sculptures and pieces of art crafts were found at the sites of Afrasiab, Varahsha, Pendjikent, Qalai Kah-Kaha, Budjikat, Kafir-Qala, Yali-Barzu and others. The silver products found in the Ural and Siberia were attributed as Sogdian, which were earlier related to the so-called "Sassanian metal". The further archaeological excavations promoted the discovery of new sites with artifacts of southern Sogd. The sites of Nahsheb, Erkurgan, Djartepa and others gave a convictive evidence for advanced Sogdian culture. The art critical researches and interpretations of artifacts added the archaeological works. At the same time, the huge stratum of Sogdian art has not covered...
Read More

Страницы Истории

Ни один город Средней Азии не окружен таким количеством легенд и преданий, пышных восточных похвал, как Самарканд: "Лик Земли", "Сияющая точка земного шара", "Рим Востока" и "Эдем Востока", "Драгоценная жемчужина мусульманского мира", "Базар Согда". Это только часть обращений к городу восточных современников. И сама плодородная Согдиана, пределы которой античные авторы определяли как территорию от священного Окса (Амударьи) на западе до "Жемчужной реки" Яксарта (Сырдарьи) на востоке, в гимнах древнейшей мировой религии зороастризма Авесте воспевается как "изобильная страна согдийцев, богатая людьми и стадами". Согдиана привлекала сюда человека еще в далекие времена древнекаменного века - палеолита. На склоне одного из горных отрогов у перевала Тахтакарача, в живописной долине Аманкутана, южнее Самарканда, открыт карстовый грот с гирляндами сталактитов. Он оказался жилищем первобытного человека мустьерской эпохи, 100-40 тыс. лет тому назад охотившегося на азиатских муфлонов, маралов, косуль, бурых медведей и других животных, водившихся в горах золотонесущей реки Зарафшан. Близ этого же перевала на высоте более 2 тыс. м в мраморизированных известняках открыта еще одна...
Read More

Новые книги

В 2004 г. был издан ряд книг, посвященных культуре и искусству Узбекистана. В их числе: Нигора Ахмедова. Живопись Центральной Азии ХХ века: традиции, самобытность, диалог (особенности формирования и развития). Ташкент. В монографии впервые на постсоветском пространстве обобщается опыт развития художественных процессов в изобразительном искусстве всего центральноазиатского региона, раскрывается сложный путь становления живописи в ХХ в. На основе современных методологических концепций выявлены этапы совершенствования художественного процесса, проанализировано творчество ряда выдающихся мастеров кисти, раскрыты особенности историко-культурных трансформаций в искусстве региона. Важнейшим аспектом исследования является привлечение трудов ведущих культурологов, историков искусства, искусствоведов, что позволяет выявить общие закономерности, специфические черты искусства республик Центральной Азии. На русском языке. Oriental miniatures (Восточная миниатюра). 19 - начало 20 вв. Т.Ш. Ташкент. В отличие от предыдущих (Т. I. 14 - 17 вв., Ташкент, 2001; Т.II. 18 - 19 вв., Ташкент, 2003 ) данный том состоит из двух частей. В первой части "The catalogue of miniatures of the end 19-th centure" (Каталог миниатюр конца 19 в.) приводятся иллюстрации поздних миниатюр из коллекции Научно-исследовательского института искусствознания...
Read More

About tamga of the Samarkand governors

The marks of ownership in Eurasia, known as tamga (or nishan), bear the important historical information. They appeared probably among the nomadic tribes, which considered horses and cattle as the major measure of affluence. To mark the property in order to differ it from the property of the other members of the tribe or the other clans and tribes was very important task. The mark solved this problem and gradually turned into the universal emblem, which not only marked the ownership, but indicated the clan or tribal belonging in general. Thus, tamga obtained the role of the ethno-political symbol and sui generis heraldic emblem among the Iranian and Turkic peoples. Tamga in the form of the circle with three "tendrils" represents one of such emblems. It appeared on the coins of Samarkand Sogd in the 5th - 6th centuries and is defined as the "Samarkand" mark, the "U-shaped" mark or "S-shaped" and "2-shaped" tamga, The variants of this tamga (the lower...
Read More

Традиционный костюм самаркандских женщин конца ХIХ — ХХ в.

История узбекского традиционного костюма свидетельствует о том, что в таких крупных центрах Узбекистана, как Бухара, Самарканд, Ташкент и др., под влиянием городской культуры он трансформировался гораздо быстрее, чем на периферии. В Самарканде совместное проживание двух народов - узбеков и таджиков, постоянное взаимовлияние их культур отчасти отразилось и на традиционном костюме. Постоянные хозяйственные и культурные связи Самарканда с другими городами, особенно с Бухарой и Ташкентом, также способствовали появлению новых форм и элементов в женской одежде. Традиционная одежда женщин состояла из рубахи (платье), штанов, верхней одежды - мунисак, паранджа, халат, головной убор и обувь. Повседневная и обрядовая одежда не отличались по крою. Единственное различие было в том, что в обрядовом костюме главными выразительными чертами ритуального назначения становились цвет, фактура материала и декоративное решение. Для женской одежды использовались различные шелковые и хлопчатобумажные ткани местного кустарного производства: полосатая алача, бекасаб, адрас и т.д. Самарканд издревле являлся одним из центров ткачества. Уже в Х в., по данным историка Наршахи, высококачественные самаркандские ткани пользовались спросом в таких...
Read More

Symbolical "texts" of Afrasiab

Today we have to discover again that in the past the ornament had not only a decorative function, but served as the universal graphic "language", which differed from the script and was accessible to the wide circles of the population. Separate signs formed the elements of this "language", symbolically expressing basic properties of micro and macro cosmos. Compositions of signs formed symbolical "text", which "perusal" enlights knowledge of ancient culture, frequently being beyond the other scientific methods. The forgotten "language" of symbols has been preserved only in the centers of national crafts where the people still remember semantics of ornamental signs on carpets, suzane, stucco panels, etc. In history of Central Asia, there is no other ancient site, which could equalize with historical and cultural importance of Afrasiab - the ancient urban center having bimillenary culture and located within the territory of today's Samarkand. Therefore, the discovery and "perusal" of the symbolical Afrasiab "texts" is extremely important task in the...
Read More

Очарованный востоком

Я могу здесь писать все, бесконечно... Павел Беньков Творчество выдающегося живописца Павла Петровича Бенькова было насыщенным и интересным, судьба, которую он подвергал испытаниям, - непростой. Однако развитие художника до настоящего времени не исследовано во всей сложности и противоречивости. Одна из причин - то, что даже упоминание об импрессионизме в 30-е - 50-е гг. было запрещено. Чтобы оградить художника от нападок официальной критики, многое в его творчестве получало достаточно примитивное толкование. Это в итоге привело к искажению представлений о своеобразии живописи мастера. Единственное издание, которое содержит важные сведения о П. Бенькове и эпохе - это книгавоспоминаний, подготовленная М. Соколовой (1). Между тем очевидно, что традиции Бенькова в узбекской живописи сильны, они получили широкое распространение. Но для их понимания предстоит заново осмыслить эволюцию творчества художника, раскрыть специфику импрессионизма в контексте национальной школы, а также значение этого большого мастера в истории искусства Узбекистана. Истинный художник, П. Беньков постоянно был в поиске, ощущая потребность в совершенствовании своего мастерства. Достигнув решения одних творческих задач, не успокаиваясь, ставил новые....
Read More

Amir Temur and Philippe Brunelleschi

From the early childhood, The unbaptized and Christian are warring; All peoples as one Eager the divine heritage. The devil has seized the world. Let's regain our fate. The God for those who is courageous in fight! Walter von der Fogelveide (1). The big events form the history, though the details, which sometimes were neglected, could be lighted again and obtain the force to enrich the past and present. In historiography, the possible connection of Temur's epoch with the Italian Renaissance has still remained rather unclear. For Europe, this epoch was somewhere behind crusades of the 11th - 13th centuries. German poet Fogelveide, traveling over Europe, brightly described the atmosphere of their enmity. However, the future belonged to growing contacts and exchanges. "Culturally and intellectually, Europeans conceded to Arabs and studied, translating their works" (2, p. 17). "The West obtained so much from contacts with more advanced Islamic civilization that the medieval Christianity actually became more civilized" (3, p. 177 - 178). Christian Europe and the Muslim East entered Renaissance...
Read More

К характеристике стиля ранне средневекового искусства Согда

Каждое отдельное искусство, китайский ландшафт, как и египетская пластика - существует лишь однажды и никогда не возвращается вместе с душой и символикой. О. Шпенглер (1, с. 391). В 1913 г. на городище Афрасиаб были обнаружены первые образцы раннесредневекового согдийского изобразительного искусства - фрагменты настенной живописи. Однако подлинное открытие согдийской цивилизации началось во второй половине ХХ в., когда были найдены великолепные памятники настенной живописи, скульптуры, а также уникальные произведения художественного ремесла на городищах Афрасиаб, Варахша, Пенджикент, Калаи Ках-Каха, Буджикат, Кафир-Кала, Тали-Барзу и др. Были атрибутированы, как согдийские, серебряные изделия, найденные на Урале и в Сибири, ранее относимые к группе так называемого "сасанидского металла". Расширение археологических работ способствовало открытию новых памятников изобразительного искусства и ремесла южного Согда. На городищах Нахшеб, Еркурган, Джартепа и др. были обнаружены свидетельства высокоразвитой согдийской культуры. Наряду с археологическими изысканиями проводилась искусствоведческая интерпретация художественного материала. Вместе с тем огромный пласт согдийского искусства не исчерпал всех аспектов искусствоведческого анализа, в том числе выявления его художественного и стилевого своеобразия. Методические подходы. В понимании...
Read More

Under Auroral standards

(to history of standards of Amir Temur and the Temurids) Oriental miniature painting forms a perfect source for study of medieval material culture, including flags. The signs, symbols, blazons and emblems on banners laconically narrate fascinating history of the country. Flags are original codes, which humanity has left in a form of signs telling about the life, destiny of peoples and outstanding events, the key to which has been lost irrevocably in many cases. From their birth in the 3nd - 2rd millennia B.C. and till now, they play a significant role in the social life, especially in periods of wars. Having arisen as clan and tribal insignia, flags became attributes of power and honour of ancient kings and warriors, knights and commanders. In the course of time, they turned into a major instrument of visual communication in battles and on merchants' ships. They were used to give signals, to distinguish friends from enemies and to identify a status and title...
Read More

О тамге самаркандских правителей

Знаки собственности, имевшие распространение на территории Евразии и известные под названием тамга (или нишан), несут важную историческую информацию. Появились они, по-видимому, у кочевых племен, для которых основным мерилом богатства были лошади и скот, и поэтому очень важной задачей являлась необходимость пометить свое имущество, чтобы оно отличалось от имущества соплеменников или соседних кланов и племен. Тавро позволяло успешно решать эту проблему и постепенно превратилось в специальный универсальный знак, который использовали не только для того, чтобы помечать свое добро, но и вообще обозначать клановую или племенную принадлежность того или иного индивидуума или коллектива. Таким образом, у ирано- и тюркоязычных народов тамга начинает играть роль этно-политического символа, своего рода геральдического знака. Одним из таких знаков является тамга в виде круга с тремя "усами", появившаяся на монетах Самаркандского Согда в V-VI вв. и получившая в научной литературе название "самаркандского" знака, "У-образного" знака, или тамги S 2. Варианты этой тамги (нижний крючок может быть повернут вправо или влево) на протяжении нескольких веков помещались на согдийских монетах,...
Read More

The musical instruments of Samarkand in the epoch of the Temurids

In the epoch of Amir Temur, the serious attention was paid to the instrumental music along with the other arts. The special "nogorakhona" and observation platforms for spectators - "tarobkhona" were installed above the gate of the Sohibkiran's palace. The musical instruments used in the military campaigns of Sohibkiran, in particular, percussive and wind instruments had the developed dynamic properties. These are different "nogoras", which were widely used in the period of the Sassanians, copper "koranai" (karnai), "naiy rumi", "bug", "nodir" as well as the musical instruments used by the Turkic peoples for rituals and ceremonies - "Chabchig" and "shon". N. Fermer informed that "chabchig" had the special status "in military campaigns" of Sohibkiran (it directed the movement and was an original herald - Author) (1.4; 142). The military musicians were specially trained. The system "teacher - pupil" was widely applied. This tradition was continued by the Amir Temur's successors in Samarkand - Shahrukh, Ulugbeg, Husein Baiqara, in the period of...
Read More

Символические "тексты" Афрасиаба

Сегодня приходится заново открывать и включать в контекст современной культуры тот факт, что орнаментация в прошлом не сводилась к декоративной отделке, а была универсальным графическим "языком", отличным от письменности и хорошо понятным широким слоям населения. Элементами такого "языка" являлись отдельные знаки, символически выражающие принципиальные качества микро- и макрокосмоса. Композиции знаков образовывали символический "текст", "прочтение" которого открывает знание о культуре прошлого, часто не доступное для других научных методов. Память о забытых "языках" символов сохранилась лишь в очагах народного ремесла, где еще помнят значение орнаментальных знаков на ковре, сюзане, ганчевой панели и т.п. В известной нам истории Средней Азии нет другого городского центра, сопоставимого по своей историко-культурной значимости с Афрасиабом - древним городским центром с двухтысячелетней культурой в границах современного Самарканда. Поэтому выявление и "прочтение" символических "текстов" Афрасиаба - исключительно важная задача постижения древней культуры. В настоящей статье мы продолжаем инициативу семантического анализа символики средневековых орнаментов Средней Азии, начатую совместными публикациями автора данной статьи с М. Булатовым и Ю. Туйчиевой (1). В них...
Read More

Samarkand Ceramics

In Samarkand, the largest center of pottery craft, manufacturing of enameled ceramics got development from the end of the 8th century. Excavations at the ancient settlement on the Afrasiab hill have given magnificent samples of ceramic pieces, which decorate many museums of the world. The local style reflected characteristic art tradition of the whole epoch, known as "Muslim Renaissance" (the early 13th c.) and having influenced many centers of ceramic production. The archeological artifacts from Afrasiab give the evidence for existence of the whole quarters, where potters made both ordinary products and unique art pieces. Afrasiab's slipware differs by its high art and technological characteristics - good quality of clay, enamels and paints, perfection of forms and decor. Slipware had open and closed forms. The first group included jugs and pot-shaped bowls, the second - various dishes (lyagan, kosa, shokosa). Elegance and fine feeling for colour are characteristic for their decor. Decorative elements were put on a body or spout by...
Read More

Амир Темур и Филиппо Брунеллески

Но враждуют с малолетства Нехристь и христианин; Алчут божьего наследства Все народы как один. Дьявол миром овладел. Отвоюем свой удел. Бог за тех, кто в битве смел! Вальтер фон дер Фогельвейде (1). Историю делают большие события, но их детали, которыми иногда пренебрегали, способны, будучи открыты вновь, одарить прошлое и настоящее. Неясной в историографии оставалась возможность связи эпохи Амира Темура с итальянским Возрождением. Для Европы его эпоха пребывала где-то за ее крестовыми походами ХI - ХIII вв. Атмосферу их вражды ярко выразил путешествовавший по Европе германский поэт Фогельвейде. Будущее, однако, было за набиравшими силу взаимными обменами. "Европейцы в культурном и интеллектуальном отношении уступали арабам и учились, переводя их сочинения" (2, с. 17). "Запад получил так много от контакта с более высокой цивилизацией ислама, что средневековое христианство воистину стало цивилизованнее" (3, р. 177 - 178). Христианская Европа и мусульманский Восток вместе начинали Возрождение. Сегодня их взаимовлияние больше декларируется, без углубления в суть. Уникальные примеры из истории архитектуры той поры вскрывают усиливавшееся для Европы значение Средней Азии эпохи Темура и, вместе...
Read More

Samarkand Suzane

Samarkand came into history of world culture as a capital of Amir Temur's empire. The city was surviving difficulties after disintegration of the empire, but could keep a status of the largest center of culture and art crafts. The original Samarkand embroidery excites especial interest. Despite the close neighbourhood of the large centers of embroidery - Bukhara, Nurata and Shahrisabz, which gravitate to general Bukhara school, the Samarkand school has preserved own style, captivating by monumental solutions, laconic colour and dynamic forms. It is interesting, that the study of Uzbekistan embroidery began from Samarkand. In the 1930s, O. Sukhareva, the senior researcher of the State Museum of History (Samarkand) collected the richest material on the Samarkand embroidery. Now, the manuscript is kept at the library of the State Museum of Arts (Tashkent) (1). Some her articles were based on this material and published (2, 3). Later, the Samarkand embroidery was not a subject of special studying, however the works, devoted to...
Read More

Под сенью зоревых знамен

(к истории боевых знамен эпохи Амира Темура и Темуридов) Восточная миниатюрная живопись является превосходным источником для изучения целого ряда предметов материальной культуры средневекового общества, в том числе и флагов. Изображенные на полотнищах знаки, символы, гербы и эмблемы в лаконичной образной форме раскрывают увлекательную историю судеб своей страны. Флаги - это своеобразные шифры, которые оставляет история человечества в качестве знаков, рассказывающих о жизни народов и выдающихся событиях, ключ к которым, к сожалению, во многих случаях утерян безвозвратно. С момента своего зарождения во III - II тысячелетии до н. э. и до настоящего времени они играют огромную роль в жизни общества, особенно в военные периоды. Возникнув как знаки отличия родов, знамена стали атрибутом власти и достоинства древних царей и воинов, рыцарей и полководцев, превратившись спустя какое-то время в важнейшее средство визуальной коммуникации в воен-ных сражениях и на торговых кораблях. С их помощью передавали сигналы, отличали друзей от врагов, определяли статус и чин их владельцев. В современном мире флаг - символ государственной независимости, который отражает...
Read More