Очарованный востоком

Я могу здесь писать все, бесконечно... Павел Беньков Творчество выдающегося живописца Павла Петровича Бенькова было насыщенным и интересным, судьба, которую он подвергал испытаниям, - непростой. Однако развитие художника до настоящего времени не исследовано во всей сложности и противоречивости. Одна из причин - то, что даже упоминание об импрессионизме в 30-е - 50-е гг. было запрещено. Чтобы оградить художника от нападок официальной критики, многое в его творчестве получало достаточно примитивное толкование. Это в итоге привело к искажению представлений о своеобразии живописи мастера. Единственное издание, которое содержит важные сведения о П. Бенькове и эпохе - это книгавоспоминаний, подготовленная М. Соколовой (1). Между тем очевидно, что традиции Бенькова в узбекской живописи сильны, они получили широкое распространение. Но для их понимания предстоит заново осмыслить эволюцию творчества художника, раскрыть специфику импрессионизма в контексте национальной школы, а также значение этого большого мастера в истории искусства Узбекистана. Истинный художник, П. Беньков постоянно был в поиске, ощущая потребность в совершенствовании своего мастерства. Достигнув решения одних творческих задач, не успокаиваясь, ставил новые....
Read More

Pages of history

None of Central Asian cities has so many legends and copious oriental praises as Samarkand: "The city of the Earth", "Shining place of the world", "Rome of the East", "Eden of the East", "Precious pearl of the Muslim world" and "Bazaar of Sogd". These are only a few titles given to the city by the contemporaries. Fertile Sogdiana, which territory stretched from the sacred Oxus (Amu Darya) in the west to "The Pearl River" - Yaxart (Syr Darya) in the east, was glorified as "the affluent country, abundant in herds and populous" in Avesta, the ancient Zoroastrian hymns. The men came here in the Paleolithic Period. To the south from Samarkand, the archaeologists discovered the karst cave with stalactites, located on the slope of the mountain spur near the Tahtakaracha pass, in the picturesque valley of Amankutan. The cave was the dwelling of the Mousterian men, living 100-40 millennia ago. They hunted for Asian moufflons, Siberian stags, roedeer, brown bears...
Read More

Искусство преодолевает все границы

Персональная выставка "На теплой земле" Валентина Сидорова, председателя Союза художников России, президента Международной конфедерации Союзов художников стран СНГ, народного художника России, действительного члена Академии художеств России, лауреата Государственных премий РСФСР, СССР, России и РФ, профессора, организованная при содействии Фонда Форум культуры и искусства Узбекистана, Академии художеств Республики Узбекистан и Международной конфедерации союзов художников стран СНГ, прошла в Ташкенте в Центральном выставочном зале с 19 по 31 октября 2004 г. На церемонии открытия вернисажа в присутствии Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Республике Узбекистан, представителей дипломатического корпуса, руководящих работников, общественности страны, отечественных и зарубежных СМИ художнику была вручена Золотая медаль - высшая награда Академии художеств Узбекистана: за особые заслуги в творческой деятельности, способствующей укреплению дружбы и взаимопонимания между народами, развитию российско-узбекских взаимоотношений. На выставке было представлено около ста произведений российского художника, из них двадцать три под общим названием "Голубой Памир" были посвящены Узбекистану. Более 30 лет назад В. Сидоров трижды в составе делегаций бывалв нашей стране, в том числе в Ферганской долине....
Read More

Art is over the borders

The personal exhibition "On the warm land" by Valentine Sidorov, Chairman of Union of Artists (Russia), President of International Confederation of CIS Unions of Artists, National Artist of Russia, Academician of the Academy of Arts of Russia, Laureate of RSFSR, USSR and Russia's State Prizes, Professor, was held in Tashkent at the Central Exhibition Hall in October 19-31, 2004. The exhibition was organized through the agency of Uzbekistan Culture and Art Forum Fund, Academy of Arts of Uzbekistan and International Confederation of CIS Unions of Artists. The artist was given the Gold Medal of the Academy of Arts of Uzbekistan at the opening ceremony in the presence of Ambassador Extraordinary and Plenipotentiary of the Russian Federation in Republic Uzbekistan, diplomats, executives, representatives of domestic and foreign mass-media. He was awarded for achievements in artistic activity and develop-ment of friendship between the peoples and Russian-Uzbek relations. The exhibition represented about one hundred works of the Russian artist. Twenty three works from the cycle...
Read More

К характеристике стиля ранне средневекового искусства Согда

Каждое отдельное искусство, китайский ландшафт, как и египетская пластика - существует лишь однажды и никогда не возвращается вместе с душой и символикой. О. Шпенглер (1, с. 391). В 1913 г. на городище Афрасиаб были обнаружены первые образцы раннесредневекового согдийского изобразительного искусства - фрагменты настенной живописи. Однако подлинное открытие согдийской цивилизации началось во второй половине ХХ в., когда были найдены великолепные памятники настенной живописи, скульптуры, а также уникальные произведения художественного ремесла на городищах Афрасиаб, Варахша, Пенджикент, Калаи Ках-Каха, Буджикат, Кафир-Кала, Тали-Барзу и др. Были атрибутированы, как согдийские, серебряные изделия, найденные на Урале и в Сибири, ранее относимые к группе так называемого "сасанидского металла". Расширение археологических работ способствовало открытию новых памятников изобразительного искусства и ремесла южного Согда. На городищах Нахшеб, Еркурган, Джартепа и др. были обнаружены свидетельства высокоразвитой согдийской культуры. Наряду с археологическими изысканиями проводилась искусствоведческая интерпретация художественного материала. Вместе с тем огромный пласт согдийского искусства не исчерпал всех аспектов искусствоведческого анализа, в том числе выявления его художественного и стилевого своеобразия. Методические подходы. В понимании...
Read More

The national costume of the Samarkand women at the end of the 19th — 20th cc.

The history of the Uzbek national costume testifies that it developed and modified much faster under influence of the urban culture in the large centers of Uzbekistan - Bukhara, Samarkand, Tashkent and others than on the periphery. In Samarkand, the permanent contacts of the Uzbeks and Tadjiks and mutual influence of their cultures were reflected in the traditional costume. The economic and cultural contacts of Samarkand with the other cities, especially with Bukhara and Tashkent, also promoted the new forms and elements of the female costume. The traditional female costume consisted of capacious dress, trousers, overclothes - munisak, veil, robe, headwear and footwear. The daily and ceremonial clothes did not differ in the cut. However, the ceremonial costume was more expressive in the color, texture of the fabric and ornamentation to accent its ritual purpose. The female costume was sewed from home-made silk and cotton fabrics: striped alacha, bekasab, adras, etc. Samarkand was one of the oldest weaving centers. According to historian...
Read More

К юбилею Г.А. Пугаченковой

7 февраля 2005 г. Галине Анатольевне Пугаченковой исполняется 90 лет. Более 60 лет Г. Пугаченкова занимается исследованием художественной культуры Средней Азии. Число ее научных публикаций превышает 600 наименований, многие из них опубликованы на английском, французском, немецком, итальянском и других языках. Ее монографии, альбомы, статьи, можно сказать, не подвержены самому времени. Изучение памятников среднеазиатской цивилизации осуществлялось Г. Пугаченковой с позиций не узкоклассовых, узконациональных или конъюнктурных, а мировых, общечеловеческих и вечных. Узбекистанская искусствоведческая экспедиция, созданная ею в 1959 г. при НИИ искусствознания, показала мировой научной общественности целый материк невиданного прежде самобытного искусства, открыла Узбекистан для всего человечества. Ученый с мировым именем, она имеет множество единомышленников, последователей и учеников. Г. А. Пугаченкова - академик Академии наук Узбекистана, академик Международной Академии архитектуры стран Востока, почетный академик Академии наук Таджикистана, член-корреспондент Германского археологического института, член-корреспондент Института Среднего и Ближнего Востока, почетный доктор Страсбургского (Франция) университета. Деятельность Г. Пугаченковой отмечена правительственными наградами разных стран. Она награждена медалью "За доблестный труд", орденом Трудового Красного Знамени, орденами "Дустлик", "Буюк хизматлари учун"...
Read More

To the jubilee of G.A.Pugachenkova

Galina Anatolievna Pugachenkova will accomplish 90 years on February 7, 2005 G.A. Pugachenkova has been engaged in the research of art culture of Central Asia and neighbouring countries for 60 years. The number of her scientific publications exceeds 600. Many of them were published in English, French, German, Italian and the other languages. We could say that her monographs, albums and articles are dateless. G. Pugachenkova studied the Central Asian civilization from universal and eternal positions but not from definite social or national. In 1959 she established the Uzbekistan Art Expedition at Fine Arts Scientific Research Institute, which discovered the whole continent of original culture and acquainted the world community with Uzbekistan. She has many followers and students throughout the world. G.A. Pugachenkova is Academician of the Academy of Sciences of Uzbekistan, Academician of the International Academy of Architecture of the East, Honorary Academician of the Academy of Sciences of Tadjikistan, corresponding member of German Archaeological Institute, corresponding member of Institute of Middle...
Read More

О тамге самаркандских правителей

Знаки собственности, имевшие распространение на территории Евразии и известные под названием тамга (или нишан), несут важную историческую информацию. Появились они, по-видимому, у кочевых племен, для которых основным мерилом богатства были лошади и скот, и поэтому очень важной задачей являлась необходимость пометить свое имущество, чтобы оно отличалось от имущества соплеменников или соседних кланов и племен. Тавро позволяло успешно решать эту проблему и постепенно превратилось в специальный универсальный знак, который использовали не только для того, чтобы помечать свое добро, но и вообще обозначать клановую или племенную принадлежность того или иного индивидуума или коллектива. Таким образом, у ирано- и тюркоязычных народов тамга начинает играть роль этно-политического символа, своего рода геральдического знака. Одним из таких знаков является тамга в виде круга с тремя "усами", появившаяся на монетах Самаркандского Согда в V-VI вв. и получившая в научной литературе название "самаркандского" знака, "У-образного" знака, или тамги S 2. Варианты этой тамги (нижний крючок может быть повернут вправо или влево) на протяжении нескольких веков помещались на согдийских монетах,...
Read More

Under a spell of the East

I can write here everything, endlessly... Pavel Benkov The artistic biography of outstanding artist Pavel Petrovich Benkov was rich and interesting. The fortune he tested many times was uneasy. Unfortunately, his art did not become a subject of the serious study. Many works written about him remained "the monument" to ideological concepts of that time. The informative book of memoirs by M. Sokolova is the only edition, which has preserved the important data after the death of the artist (1). The artistic evolution of P. Benkov has not been fully comprehended yet. His true place in the history of Uzbekistan art was not specified. One of the reasons is that even the mention of impressionism was forbidden in due time, therefore many things were interpreted in a wrong way in order to protect the author from attacks of criticism. Finally, it brought to perverted views of his artistic originality. Meanwhile, it is obvious that the traditions of Benkov are strong in painting...
Read More

Самарканд Музыкальный

Самарканд - родина всемирно известных ученых и мыслителей, поэтов и музыкантов, художников и государственных деятелей. Испокон веков в Самарканде сохранялись и развивались художественные традиции, музыкальное искусство. Музыкальную жизнь города обогащали макомное искусство (система 12 макомов, "Шашмаком"), разнообразные обрядовые песни, инструментальные мелодии, дастаны, карсак и ашула, исполнявшиеся народными музыкантами, певцами, хафизами и бахши - шоирами. Такие известные бастакоры и ученые-теоретики, как Абдулкадыр Мараги, Абдурахман Джами, а также музыкант, певец и бастакор Ходжа Абдулазиз Абдурасулов, народные сказители Эргаш Джуманбулбул оглы, Фазыл Юлдаш оглы, Пулкан шоир, Ислом шоир, высоко подняли престиж Самарканда, который ныне стал центром проведения крупных фестивалей, симпозиумов и конкурсов, имеющих международное значение. В их числе Международный музыковедческий симпозиум, посвященный проблемам изустно профессионального творчества, и фестиваль традиционной музыки. С 1997 г. в Самарканде проводится Международный музыкальный фестиваль "Шарк тароналари", что привлекло внимание и мировой общественности. Музыка Востока - это его философия. В мировом культурном пространстве она занимает важное место. На протяжении тысячелетий эта музыка проникает в сердца людей, возвышая и побуждая их на...
Read More

Music of Samarkand

Samarkand is a native land of many famous scientists and philosophers, poets and musicians, artists and politicians. From time immemorial, art traditions and music were preserved and developed there. The art of makoms (the system of 12 makoms, "Shashmakom"), various ritual songs, instrumental melodies, dastans, karsaka and ashula formed the musical life of Samarkand, performed by national musicians, singers, hafizes and bahshi - shoirs. The famous bastaks and scientists Abdulkadir Maragi and Abdurahman Djami as well as musician, singer and bastakor Khodja Abdulaziz Abdurasulov, folk storytellers Ergash Djumanbulbul ogly, Fazil Uyldash ogly, Pulkan shoir and Islom shoir have greatly promoted the prestige of Samarkand, which became a center of big international festivals, symposiums and competitions. The International Musicological Symposium devoted to problems of oral professional art and Festival of Traditional Music are among them. From 1997, Samarkand hosts the International Musical Festival "Sharq taronalari". Oriental Music is philosophy of the East. It occupies the important place in the world cultural space....
Read More

Символические "тексты" Афрасиаба

Сегодня приходится заново открывать и включать в контекст современной культуры тот факт, что орнаментация в прошлом не сводилась к декоративной отделке, а была универсальным графическим "языком", отличным от письменности и хорошо понятным широким слоям населения. Элементами такого "языка" являлись отдельные знаки, символически выражающие принципиальные качества микро- и макрокосмоса. Композиции знаков образовывали символический "текст", "прочтение" которого открывает знание о культуре прошлого, часто не доступное для других научных методов. Память о забытых "языках" символов сохранилась лишь в очагах народного ремесла, где еще помнят значение орнаментальных знаков на ковре, сюзане, ганчевой панели и т.п. В известной нам истории Средней Азии нет другого городского центра, сопоставимого по своей историко-культурной значимости с Афрасиабом - древним городским центром с двухтысячелетней культурой в границах современного Самарканда. Поэтому выявление и "прочтение" символических "текстов" Афрасиаба - исключительно важная задача постижения древней культуры. В настоящей статье мы продолжаем инициативу семантического анализа символики средневековых орнаментов Средней Азии, начатую совместными публикациями автора данной статьи с М. Булатовым и Ю. Туйчиевой (1). В них...
Read More

About the style of early medieval art of Sogd

Every art, either the Chinese landscape or Egyptian sculpture, exists once and never comes back together with its soul and symbolics. O. Spengler (1, p. 391). In 1913, the first samples of early medieval wall painting were discovered at the Afrasiab site. However, the true discovery of Sogdian culture began in the second half of 19th century when the magnificent wall paintings, sculptures and pieces of art crafts were found at the sites of Afrasiab, Varahsha, Pendjikent, Qalai Kah-Kaha, Budjikat, Kafir-Qala, Yali-Barzu and others. The silver products found in the Ural and Siberia were attributed as Sogdian, which were earlier related to the so-called "Sassanian metal". The further archaeological excavations promoted the discovery of new sites with artifacts of southern Sogd. The sites of Nahsheb, Erkurgan, Djartepa and others gave a convictive evidence for advanced Sogdian culture. The art critical researches and interpretations of artifacts added the archaeological works. At the same time, the huge stratum of Sogdian art has not covered...
Read More

Новые книги

В 2004 г. был издан ряд книг, посвященных культуре и искусству Узбекистана. В их числе: Нигора Ахмедова. Живопись Центральной Азии ХХ века: традиции, самобытность, диалог (особенности формирования и развития). Ташкент. В монографии впервые на постсоветском пространстве обобщается опыт развития художественных процессов в изобразительном искусстве всего центральноазиатского региона, раскрывается сложный путь становления живописи в ХХ в. На основе современных методологических концепций выявлены этапы совершенствования художественного процесса, проанализировано творчество ряда выдающихся мастеров кисти, раскрыты особенности историко-культурных трансформаций в искусстве региона. Важнейшим аспектом исследования является привлечение трудов ведущих культурологов, историков искусства, искусствоведов, что позволяет выявить общие закономерности, специфические черты искусства республик Центральной Азии. На русском языке. Oriental miniatures (Восточная миниатюра). 19 - начало 20 вв. Т.Ш. Ташкент. В отличие от предыдущих (Т. I. 14 - 17 вв., Ташкент, 2001; Т.II. 18 - 19 вв., Ташкент, 2003 ) данный том состоит из двух частей. В первой части "The catalogue of miniatures of the end 19-th centure" (Каталог миниатюр конца 19 в.) приводятся иллюстрации поздних миниатюр из коллекции Научно-исследовательского института искусствознания...
Read More

New Books in Tashkent — 2004

The new books about culture and art of Uzbekistan saw the light in 2004.   Nigora Ahmedova. Painting of Central Asia in the 20th century: traditions, originality, dialogue (formation and development). Tashkent. This is the first monograph in CIS summarizing the art processes in Central Asian painting of the 20th century. The author specified the stages of the art process, analyzed the works of some outstanding artists and revealed the features of historical and cultural transformations of art on the basis of modern methodology. The works of leading experts in culturology, historians of art and art critics were involved to reveal the general laws and specific features of Central Asian art. In Russian language. Oriental Miniatures. The 19th-beginning of the 20th cc. V.III. Tashkent Unlike the first two volumes (V. I. The 14th - 17th cc., Tashkent, 2001; V.II. The 18th - 19th cc., Tashkent, 2003 ), the last volume consists of two parts. The first part. of "Catalogue of Miniatures of the end of the 19th century"...
Read More

Амир Темур и Филиппо Брунеллески

Но враждуют с малолетства Нехристь и христианин; Алчут божьего наследства Все народы как один. Дьявол миром овладел. Отвоюем свой удел. Бог за тех, кто в битве смел! Вальтер фон дер Фогельвейде (1). Историю делают большие события, но их детали, которыми иногда пренебрегали, способны, будучи открыты вновь, одарить прошлое и настоящее. Неясной в историографии оставалась возможность связи эпохи Амира Темура с итальянским Возрождением. Для Европы его эпоха пребывала где-то за ее крестовыми походами ХI - ХIII вв. Атмосферу их вражды ярко выразил путешествовавший по Европе германский поэт Фогельвейде. Будущее, однако, было за набиравшими силу взаимными обменами. "Европейцы в культурном и интеллектуальном отношении уступали арабам и учились, переводя их сочинения" (2, с. 17). "Запад получил так много от контакта с более высокой цивилизацией ислама, что средневековое христианство воистину стало цивилизованнее" (3, р. 177 - 178). Христианская Европа и мусульманский Восток вместе начинали Возрождение. Сегодня их взаимовлияние больше декларируется, без углубления в суть. Уникальные примеры из истории архитектуры той поры вскрывают усиливавшееся для Европы значение Средней Азии эпохи Темура и, вместе...
Read More

About tamga of the Samarkand governors

The marks of ownership in Eurasia, known as tamga (or nishan), bear the important historical information. They appeared probably among the nomadic tribes, which considered horses and cattle as the major measure of affluence. To mark the property in order to differ it from the property of the other members of the tribe or the other clans and tribes was very important task. The mark solved this problem and gradually turned into the universal emblem, which not only marked the ownership, but indicated the clan or tribal belonging in general. Thus, tamga obtained the role of the ethno-political symbol and sui generis heraldic emblem among the Iranian and Turkic peoples. Tamga in the form of the circle with three "tendrils" represents one of such emblems. It appeared on the coins of Samarkand Sogd in the 5th - 6th centuries and is defined as the "Samarkand" mark, the "U-shaped" mark or "S-shaped" and "2-shaped" tamga, The variants of this tamga (the lower...
Read More

Хроника художественной жизни (июль — декабрь 2004)

8 - 31 июля В ЦСИ демонстрировалась выставка "Труд. Индустриальный и сельский пейзаж". Это первая выставка из цикла "Ретроспективный вернисаж. Иллюзии и реальность". (Живопись и скульптура Узбекистана 50 - 80 гг. XX в). В ее экспозиции было представлено около 100 произведений живописи и скульптуры из собрания ДХВ. Зрители вновь встретились с работами таких известных мастеров, как У. Тансыкбаев, Н. Кузыбаев, Р. Чарыев, Т. Оганесов, В. Бурмакин и др. 9 - 19 июля "Птица счастья". Под таким названием в ЦВЗ прошла персональная выставка художника по фарфору Анвара Нугманова. 50 лет своей жизни он посвятил любимой работе на Ташкентском фарфоровом заводе, создавая незабываемые произведения. Многие работы мастера получили призы на международных торговых ярмарках. Так, в 1977 г. в Югославии он был удостоен золотой медали и диплома I степени. 14 - 22 июля В ЦВЗ состоялась выставка Хайдарали Санаева "Табиат оќанглари" ("Мелодии природы"). На ней было представлено более 100 работ узбекского живописца, в основном пейзажи родного солнечного края. 15 - 31 июля Выставка "Мастера декоративно-прикладного искусства" из цикла "Народные...
Read More

Под сенью зоревых знамен

(к истории боевых знамен эпохи Амира Темура и Темуридов) Восточная миниатюрная живопись является превосходным источником для изучения целого ряда предметов материальной культуры средневекового общества, в том числе и флагов. Изображенные на полотнищах знаки, символы, гербы и эмблемы в лаконичной образной форме раскрывают увлекательную историю судеб своей страны. Флаги - это своеобразные шифры, которые оставляет история человечества в качестве знаков, рассказывающих о жизни народов и выдающихся событиях, ключ к которым, к сожалению, во многих случаях утерян безвозвратно. С момента своего зарождения во III - II тысячелетии до н. э. и до настоящего времени они играют огромную роль в жизни общества, особенно в военные периоды. Возникнув как знаки отличия родов, знамена стали атрибутом власти и достоинства древних царей и воинов, рыцарей и полководцев, превратившись спустя какое-то время в важнейшее средство визуальной коммуникации в воен-ных сражениях и на торговых кораблях. С их помощью передавали сигналы, отличали друзей от врагов, определяли статус и чин их владельцев. В современном мире флаг - символ государственной независимости, который отражает...
Read More