The Storyteller from Childhood

The personal exhibition of Mansur Shavkatovich Kuryazov was held in October, 2004 at the Tashkent Museum of Applied Art. The exhibition represented the picturesque puppets and their installations - "Groom and bride", "Family", "Home", "Birds of Happiness" and others, which created the wonderful atmosphere of kindness, warmth and joy. M. Kuryazov is known far outside our country. He is the chief stage director of Khorezm Drama Theatre by Ogakhi, the art director of "Djaihun" Puppet Theater, the member of the Union of Theatre Workers of Uzbekistan and Republican Association of Masters and Craftsmen. Recently, he has become the member of the Union of Artists at the Academy of Arts of Uzbekistan. M. Kuryazov was awarded the medal of "10 years of Mustakillik". He was born and grew in Khanka, one of the most ancient cities in Khorezm. The fortune itself predetermined his life way. The parents developed his skills in wood and fabrics work from childhood. He is grateful to his grandmother...
Read More

New Books in Tashkent — 2004

The new books about culture and art of Uzbekistan saw the light in 2004.   Nigora Ahmedova. Painting of Central Asia in the 20th century: traditions, originality, dialogue (formation and development). Tashkent. This is the first monograph in CIS summarizing the art processes in Central Asian painting of the 20th century. The author specified the stages of the art process, analyzed the works of some outstanding artists and revealed the features of historical and cultural transformations of art on the basis of modern methodology. The works of leading experts in culturology, historians of art and art critics were involved to reveal the general laws and specific features of Central Asian art. In Russian language. Oriental Miniatures. The 19th-beginning of the 20th cc. V.III. Tashkent Unlike the first two volumes (V. I. The 14th - 17th cc., Tashkent, 2001; V.II. The 18th - 19th cc., Tashkent, 2003 ), the last volume consists of two parts. The first part. of "Catalogue of Miniatures of the end of the 19th century"...
Read More

Редакционная коллегия

Самарканд вошел в историю мировой культуры как блестящая столица империи Амира Темура. После ее распада город переживал непростые времена, однако сохранил свое значение крупнейшего центра художественных ремесел. Особый интерес вызывает самаркандская вышивка, отличающаяся ярко выраженным своеобразием. Несмотря на близкое соседство Самарканда с другими крупными центрами вышивки - Бухарой, Нуратой, Шахрисабзом, тяготеющими к единой, бухарской, школе самаркандская школа сохранила собственный стиль, покоряющий монументальностью художественных решений, строгостью и лаконизмом цвета, энергетическим зарядом динамичных форм. Интересно, что изучение вышивки Узбекистана началось именно с Самарканда. Еще в 1930-е гг. О. Сухарева, старший научный сотрудник Государственного музея истории (Самарканд) собрала богатейший материал по самаркандской вышивке, который в настоящее время хранится в виде рукописи в библиотеке Государственного музея искусств (Ташкент) (1). На основании этих материалов вышел в свет ряд ее статей (2, 3). В дальнейшем самаркандская вышивка специальному изучению не подвергалась, однако она рассматривается во всех исследованиях, посвященных этому виду национального искусства. Сюзане - крупные настенные панно - занимают основное место в видовом спектре самаркандской вышивки. Для их...
Read More

Art — Therapy

A little about history... The term "art-therapy" came into the lexicon of the European psychologists at the mid - 20th century. It includes the descriptions of some methods, which treat psychological unbalance by means of art. However, the essence of the method, namely, the influence of art on the psychological condition of the person goes deeply back to the cultures of the ancient civilizations. For example, in the epoch of Antiquity and in the Middle Ages the belief in the curative properties of music was great. Some literary and medical works give the evidence for the abolition of Saint Vitus' dance by means of music. Which diseases did the Japanese "Gardens of Stones" treat? How did the Egyptian pyramids influence a person? How did the Greek Parthenon and many other masterpieces of the world culture - architecture, painting, sculpture or theatre treat the people? We do not know this statistics but studying the feelings caused by creation and perception of art the...
Read More

Хроника художественной жизни (июль — декабрь 2004)

8 - 31 июля В ЦСИ демонстрировалась выставка "Труд. Индустриальный и сельский пейзаж". Это первая выставка из цикла "Ретроспективный вернисаж. Иллюзии и реальность". (Живопись и скульптура Узбекистана 50 - 80 гг. XX в). В ее экспозиции было представлено около 100 произведений живописи и скульптуры из собрания ДХВ. Зрители вновь встретились с работами таких известных мастеров, как У. Тансыкбаев, Н. Кузыбаев, Р. Чарыев, Т. Оганесов, В. Бурмакин и др. 9 - 19 июля "Птица счастья". Под таким названием в ЦВЗ прошла персональная выставка художника по фарфору Анвара Нугманова. 50 лет своей жизни он посвятил любимой работе на Ташкентском фарфоровом заводе, создавая незабываемые произведения. Многие работы мастера получили призы на международных торговых ярмарках. Так, в 1977 г. в Югославии он был удостоен золотой медали и диплома I степени. 14 - 22 июля В ЦВЗ состоялась выставка Хайдарали Санаева "Табиат оќанглари" ("Мелодии природы"). На ней было представлено более 100 работ узбекского живописца, в основном пейзажи родного солнечного края. 15 - 31 июля Выставка "Мастера декоративно-прикладного искусства" из цикла "Народные...
Read More

Редакционная коллегия

Самарканд вошел в историю мировой культуры как блестящая столица империи Амира Темура. После ее распада город переживал непростые времена, однако сохранил свое значение крупнейшего центра художественных ремесел. Особый интерес вызывает самаркандская вышивка, отличающаяся ярко выраженным своеобразием. Несмотря на близкое соседство Самарканда с другими крупными центрами вышивки - Бухарой, Нуратой, Шахрисабзом, тяготеющими к единой, бухарской, школе самаркандская школа сохранила собственный стиль, покоряющий монументальностью художественных решений, строгостью и лаконизмом цвета, энергетическим зарядом динамичных форм. Интересно, что изучение вышивки Узбекистана началось именно с Самарканда. Еще в 1930-е гг. О. Сухарева, старший научный сотрудник Государственного музея истории (Самарканд) собрала богатейший материал по самаркандской вышивке, который в настоящее время хранится в виде рукописи в библиотеке Государственного музея искусств (Ташкент) (1). На основании этих материалов вышел в свет ряд ее статей (2, 3). В дальнейшем самаркандская вышивка специальному изучению не подвергалась, однако она рассматривается во всех исследованиях, посвященных этому виду национального искусства. Сюзане - крупные настенные панно - занимают основное место в видовом спектре самаркандской вышивки. Для их...
Read More

Pages of history

None of Central Asian cities has so many legends and copious oriental praises as Samarkand: "The city of the Earth", "Shining place of the world", "Rome of the East", "Eden of the East", "Precious pearl of the Muslim world" and "Bazaar of Sogd". These are only a few titles given to the city by the contemporaries. Fertile Sogdiana, which territory stretched from the sacred Oxus (Amu Darya) in the west to "The Pearl River" - Yaxart (Syr Darya) in the east, was glorified as "the affluent country, abundant in herds and populous" in Avesta, the ancient Zoroastrian hymns. The men came here in the Paleolithic Period. To the south from Samarkand, the archaeologists discovered the karst cave with stalactites, located on the slope of the mountain spur near the Tahtakaracha pass, in the picturesque valley of Amankutan. The cave was the dwelling of the Mousterian men, living 100-40 millennia ago. They hunted for Asian moufflons, Siberian stags, roedeer, brown bears...
Read More

Самарканд — гармония форм и цвета

Величественная панорама Самарканда, ансамбли его мечетей и минаретов сравнимы разве что с эпическими романами. Отголоски прошлого, его эхо, словно доносящиеся сквозь века, звучат как великие симфонии времени... Многоликий Самарканд всегда был источником вдохновения для художников. Богатая палитра его архитектурных изразцов многогранна и бесконечна. Каждое поколение художников, графиков или скульпторов вновь и вновь открывает для себя волшебный, чарующий мир древнего и вечно молодого Самарканда. Художников первой половины ХХ в. - П. Бурэ, А. Исупова, Усто Мумина, О. Татевосяна, П. Бенькова, З. Ковалевскую, В. Еремяна, Н. Кашину, А. Розикова, Ч. Ахмарова, Р. Темурова и других привлекали повседневная жизнь народа, экзотика Востока, своеобразная атмосфера города, ярко выраженное сплетение различных культур, сохранившихся со времен Великогошелкового пути. Все это художники стремились передать и в своих картинах. В их живописной палитре можно увидеть мозаику Востока и Запада, элементы средневековой миниатюры и авангарда начала века. Современных мастеров, в их числе А. Крикис, А. Исаев, М. Самадов, Р. Усеинов, А. Темиров, Н. Калонов и другие, работавших в разные годы второй...
Read More

Искусство преодолевает все границы

Персональная выставка "На теплой земле" Валентина Сидорова, председателя Союза художников России, президента Международной конфедерации Союзов художников стран СНГ, народного художника России, действительного члена Академии художеств России, лауреата Государственных премий РСФСР, СССР, России и РФ, профессора, организованная при содействии Фонда Форум культуры и искусства Узбекистана, Академии художеств Республики Узбекистан и Международной конфедерации союзов художников стран СНГ, прошла в Ташкенте в Центральном выставочном зале с 19 по 31 октября 2004 г. На церемонии открытия вернисажа в присутствии Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Республике Узбекистан, представителей дипломатического корпуса, руководящих работников, общественности страны, отечественных и зарубежных СМИ художнику была вручена Золотая медаль - высшая награда Академии художеств Узбекистана: за особые заслуги в творческой деятельности, способствующей укреплению дружбы и взаимопонимания между народами, развитию российско-узбекских взаимоотношений. На выставке было представлено около ста произведений российского художника, из них двадцать три под общим названием "Голубой Памир" были посвящены Узбекистану. Более 30 лет назад В. Сидоров трижды в составе делегаций бывалв нашей стране, в том числе в Ферганской долине....
Read More

The national costume of the Samarkand women at the end of the 19th — 20th cc.

The history of the Uzbek national costume testifies that it developed and modified much faster under influence of the urban culture in the large centers of Uzbekistan - Bukhara, Samarkand, Tashkent and others than on the periphery. In Samarkand, the permanent contacts of the Uzbeks and Tadjiks and mutual influence of their cultures were reflected in the traditional costume. The economic and cultural contacts of Samarkand with the other cities, especially with Bukhara and Tashkent, also promoted the new forms and elements of the female costume. The traditional female costume consisted of capacious dress, trousers, overclothes - munisak, veil, robe, headwear and footwear. The daily and ceremonial clothes did not differ in the cut. However, the ceremonial costume was more expressive in the color, texture of the fabric and ornamentation to accent its ritual purpose. The female costume was sewed from home-made silk and cotton fabrics: striped alacha, bekasab, adras, etc. Samarkand was one of the oldest weaving centers. According to historian...
Read More

Сказочник из детства

В октябре 2004 г. в Ташкенте в Музее прикладного искусства прошла персональная выставка Мансура Шавкатовича Курязова. На ней было представлено множество ярких кукол, а также их композиции "Жених и невеста", "Семья", "Домашний очаг", "Птицы счастья" и др., создававшие удивительную атмосферу доброты, тепла, жизнеутверждающей радости. М. Курязов известен далеко за пределами нашей страны. Сегодня он - главный режиссер Хорезмского областного драматического театра им. Огахи, художественный руководитель кукольного театра "Джайхун", член Союза театральных деятелей Узбекистана и Республиканской ассоциации мастеров и ремесленников республики. А недавно ему вручили еще и билет члена Творческого объединения художников Узбекистана Академии художеств. М. Курязов награжден знаком "10 лет мустакиллик". Город Ханки, в котором он родился и вырос, - один из древнейших в Хорезме. Наверное, сама судьба предопределила жизненный путь мастера. Родители с детства привили ему навыки работы с древесиной и тканями. Он благодарен также своей бабушке, знавшей множество сказок, рассказов, басен. "Она для меня значит так же много, как Арина Родионовна для А.С. Пушкина", - с улыбкой говорит Мансур...
Read More

К юбилею Г.А. Пугаченковой

7 февраля 2005 г. Галине Анатольевне Пугаченковой исполняется 90 лет. Более 60 лет Г. Пугаченкова занимается исследованием художественной культуры Средней Азии. Число ее научных публикаций превышает 600 наименований, многие из них опубликованы на английском, французском, немецком, итальянском и других языках. Ее монографии, альбомы, статьи, можно сказать, не подвержены самому времени. Изучение памятников среднеазиатской цивилизации осуществлялось Г. Пугаченковой с позиций не узкоклассовых, узконациональных или конъюнктурных, а мировых, общечеловеческих и вечных. Узбекистанская искусствоведческая экспедиция, созданная ею в 1959 г. при НИИ искусствознания, показала мировой научной общественности целый материк невиданного прежде самобытного искусства, открыла Узбекистан для всего человечества. Ученый с мировым именем, она имеет множество единомышленников, последователей и учеников. Г. А. Пугаченкова - академик Академии наук Узбекистана, академик Международной Академии архитектуры стран Востока, почетный академик Академии наук Таджикистана, член-корреспондент Германского археологического института, член-корреспондент Института Среднего и Ближнего Востока, почетный доктор Страсбургского (Франция) университета. Деятельность Г. Пугаченковой отмечена правительственными наградами разных стран. Она награждена медалью "За доблестный труд", орденом Трудового Красного Знамени, орденами "Дустлик", "Буюк хизматлари учун"...
Read More

Under a spell of the East

I can write here everything, endlessly... Pavel Benkov The artistic biography of outstanding artist Pavel Petrovich Benkov was rich and interesting. The fortune he tested many times was uneasy. Unfortunately, his art did not become a subject of the serious study. Many works written about him remained "the monument" to ideological concepts of that time. The informative book of memoirs by M. Sokolova is the only edition, which has preserved the important data after the death of the artist (1). The artistic evolution of P. Benkov has not been fully comprehended yet. His true place in the history of Uzbekistan art was not specified. One of the reasons is that even the mention of impressionism was forbidden in due time, therefore many things were interpreted in a wrong way in order to protect the author from attacks of criticism. Finally, it brought to perverted views of his artistic originality. Meanwhile, it is obvious that the traditions of Benkov are strong in painting...
Read More

Арт — Терапия

Немного истории... Термин арт-терапия появился в лексиконе психологов западной Европы в середине ХХ столетия. Он вбирает в себя описания ряда специфических методов, помогающих средствами искусства исцелять душевные недуги. Однако само содержание метода, а именно - воздействие искусства на психическое состояние человека, имеет еще более глубокие корни в истории культур древних цивилизаций. Так, в эпоху античности и в средние века исключительно велика была вера в целебное воздействие музыки. Некоторые литературные и медицинские источники свидетельствуют об исцелении хореомании (пляска Святого Витта) с помощью музыки. А что исцеляли японские "Сады камней?" Как влияли на человека пирамиды Египта? Как исцеляли греческий Парфенон и еще целый ряд других шедевров мировой культуры - будь то памятники архитектуры, живопись, скульптура или театр? Такой статистики нет, однако изучение переживаний, сопряженных с созданием и восприятием искусства, уже в древности выявило такое явление, как катарсис. Катарсис - термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая страх, гнев, сострадание... и т.д., заставляет зрителя переживать, тем самым как бы "очищая" его душевное...
Read More

Самарканд Музыкальный

Самарканд - родина всемирно известных ученых и мыслителей, поэтов и музыкантов, художников и государственных деятелей. Испокон веков в Самарканде сохранялись и развивались художественные традиции, музыкальное искусство. Музыкальную жизнь города обогащали макомное искусство (система 12 макомов, "Шашмаком"), разнообразные обрядовые песни, инструментальные мелодии, дастаны, карсак и ашула, исполнявшиеся народными музыкантами, певцами, хафизами и бахши - шоирами. Такие известные бастакоры и ученые-теоретики, как Абдулкадыр Мараги, Абдурахман Джами, а также музыкант, певец и бастакор Ходжа Абдулазиз Абдурасулов, народные сказители Эргаш Джуманбулбул оглы, Фазыл Юлдаш оглы, Пулкан шоир, Ислом шоир, высоко подняли престиж Самарканда, который ныне стал центром проведения крупных фестивалей, симпозиумов и конкурсов, имеющих международное значение. В их числе Международный музыковедческий симпозиум, посвященный проблемам изустно профессионального творчества, и фестиваль традиционной музыки. С 1997 г. в Самарканде проводится Международный музыкальный фестиваль "Шарк тароналари", что привлекло внимание и мировой общественности. Музыка Востока - это его философия. В мировом культурном пространстве она занимает важное место. На протяжении тысячелетий эта музыка проникает в сердца людей, возвышая и побуждая их на...
Read More

About the style of early medieval art of Sogd

Every art, either the Chinese landscape or Egyptian sculpture, exists once and never comes back together with its soul and symbolics. O. Spengler (1, p. 391). In 1913, the first samples of early medieval wall painting were discovered at the Afrasiab site. However, the true discovery of Sogdian culture began in the second half of 19th century when the magnificent wall paintings, sculptures and pieces of art crafts were found at the sites of Afrasiab, Varahsha, Pendjikent, Qalai Kah-Kaha, Budjikat, Kafir-Qala, Yali-Barzu and others. The silver products found in the Ural and Siberia were attributed as Sogdian, which were earlier related to the so-called "Sassanian metal". The further archaeological excavations promoted the discovery of new sites with artifacts of southern Sogd. The sites of Nahsheb, Erkurgan, Djartepa and others gave a convictive evidence for advanced Sogdian culture. The art critical researches and interpretations of artifacts added the archaeological works. At the same time, the huge stratum of Sogdian art has not covered...
Read More

Страницы Истории

Ни один город Средней Азии не окружен таким количеством легенд и преданий, пышных восточных похвал, как Самарканд: "Лик Земли", "Сияющая точка земного шара", "Рим Востока" и "Эдем Востока", "Драгоценная жемчужина мусульманского мира", "Базар Согда". Это только часть обращений к городу восточных современников. И сама плодородная Согдиана, пределы которой античные авторы определяли как территорию от священного Окса (Амударьи) на западе до "Жемчужной реки" Яксарта (Сырдарьи) на востоке, в гимнах древнейшей мировой религии зороастризма Авесте воспевается как "изобильная страна согдийцев, богатая людьми и стадами". Согдиана привлекала сюда человека еще в далекие времена древнекаменного века - палеолита. На склоне одного из горных отрогов у перевала Тахтакарача, в живописной долине Аманкутана, южнее Самарканда, открыт карстовый грот с гирляндами сталактитов. Он оказался жилищем первобытного человека мустьерской эпохи, 100-40 тыс. лет тому назад охотившегося на азиатских муфлонов, маралов, косуль, бурых медведей и других животных, водившихся в горах золотонесущей реки Зарафшан. Близ этого же перевала на высоте более 2 тыс. м в мраморизированных известняках открыта еще одна...
Read More

Новые книги

В 2004 г. был издан ряд книг, посвященных культуре и искусству Узбекистана. В их числе: Нигора Ахмедова. Живопись Центральной Азии ХХ века: традиции, самобытность, диалог (особенности формирования и развития). Ташкент. В монографии впервые на постсоветском пространстве обобщается опыт развития художественных процессов в изобразительном искусстве всего центральноазиатского региона, раскрывается сложный путь становления живописи в ХХ в. На основе современных методологических концепций выявлены этапы совершенствования художественного процесса, проанализировано творчество ряда выдающихся мастеров кисти, раскрыты особенности историко-культурных трансформаций в искусстве региона. Важнейшим аспектом исследования является привлечение трудов ведущих культурологов, историков искусства, искусствоведов, что позволяет выявить общие закономерности, специфические черты искусства республик Центральной Азии. На русском языке. Oriental miniatures (Восточная миниатюра). 19 - начало 20 вв. Т.Ш. Ташкент. В отличие от предыдущих (Т. I. 14 - 17 вв., Ташкент, 2001; Т.II. 18 - 19 вв., Ташкент, 2003 ) данный том состоит из двух частей. В первой части "The catalogue of miniatures of the end 19-th centure" (Каталог миниатюр конца 19 в.) приводятся иллюстрации поздних миниатюр из коллекции Научно-исследовательского института искусствознания...
Read More

About tamga of the Samarkand governors

The marks of ownership in Eurasia, known as tamga (or nishan), bear the important historical information. They appeared probably among the nomadic tribes, which considered horses and cattle as the major measure of affluence. To mark the property in order to differ it from the property of the other members of the tribe or the other clans and tribes was very important task. The mark solved this problem and gradually turned into the universal emblem, which not only marked the ownership, but indicated the clan or tribal belonging in general. Thus, tamga obtained the role of the ethno-political symbol and sui generis heraldic emblem among the Iranian and Turkic peoples. Tamga in the form of the circle with three "tendrils" represents one of such emblems. It appeared on the coins of Samarkand Sogd in the 5th - 6th centuries and is defined as the "Samarkand" mark, the "U-shaped" mark or "S-shaped" and "2-shaped" tamga, The variants of this tamga (the lower...
Read More

Традиционный костюм самаркандских женщин конца ХIХ — ХХ в.

История узбекского традиционного костюма свидетельствует о том, что в таких крупных центрах Узбекистана, как Бухара, Самарканд, Ташкент и др., под влиянием городской культуры он трансформировался гораздо быстрее, чем на периферии. В Самарканде совместное проживание двух народов - узбеков и таджиков, постоянное взаимовлияние их культур отчасти отразилось и на традиционном костюме. Постоянные хозяйственные и культурные связи Самарканда с другими городами, особенно с Бухарой и Ташкентом, также способствовали появлению новых форм и элементов в женской одежде. Традиционная одежда женщин состояла из рубахи (платье), штанов, верхней одежды - мунисак, паранджа, халат, головной убор и обувь. Повседневная и обрядовая одежда не отличались по крою. Единственное различие было в том, что в обрядовом костюме главными выразительными чертами ритуального назначения становились цвет, фактура материала и декоративное решение. Для женской одежды использовались различные шелковые и хлопчатобумажные ткани местного кустарного производства: полосатая алача, бекасаб, адрас и т.д. Самарканд издревле являлся одним из центров ткачества. Уже в Х в., по данным историка Наршахи, высококачественные самаркандские ткани пользовались спросом в таких...
Read More