New name. Abduvohib Karimov

Abduvohib Karimov was born in 1977 in Kagan city, Bukhara region. He finished the school of arts named after R. Khamraev in Bukhara. His teachers were the national master from the Ghijduvan school, A. Narzullaev and K. Babaeva from Uba settlement of Vabkent district. In 1998, he graduated from the Republican Art College, department of Art Ceramics. Now, he studies at the National Institute of Fine Arts and Design named after K. Bihzad. The art of famous masters, M.K. Rakhimov and his son, A. Rakhimov greatly influenced the decision of Abduvohid Karimov to become a master in ceramics. Participation in archeological expeditions gave to A. Karimov the opportunity to acquaint with ancient samples of ornamented ceramics related to different historical periods of the Uzbek state. Abduvohib tried to use them in his works and to open secrets of ancient masters. Among his works - tea - service, juice set, plastic sculptures "Orzularim kanotbergai" and "Pegas", the vase devoted to Amir Temur, lyagans "Patience",...
Read More

Художники Бухары: другая реальность

В ноябре 2003 года в Центральном выставочном зале Швейцарским бюро по сотрудничеству Посольства Швейцарии в Узбекистане и Академией художеств Узбекистана был представлен концептуальный проект "Художники Бухары: другая реальность". Выставка дала возможность познакомить широкого зрителя и арт-критику с одним из малознакомых пластов в искусстве Узбекистана, заострить проблемы развития современного искусства. Одного восхождения к вершине достаточно, дабы наполнить до краев сердце человека. Надо представлять себе Сизифа счастливым. А.Камю. Миф о Сизифе. В конце 70-х годов Бухара - один центров мусульманской духовной культуры представляла собой " величественный город с областной судьбой", глухую провинцию искусства даже в республиканском масштабе. Отсутствовала художественная среда, в которой могли формироваться интересные идеи, местные художники работали оформителями на ниве советской политагитации, заезжие - запечатлев, красоты средневековой архитектуры возвращались к себе. Баходыр Саломов - один из первых художников Бухары, получивших профессиональное образование, объединил З.Салимджанова, М. Абдуллаева, П.Гулькарова, Н.Бабаева, Х. Евдаева высокой целью - заниматься серьезными пластическими идеями. Он призывал своим творчеством способствовать формированию в Бухаре почвы для развития живописи, вовлеченной в поиски современной духовной проблематики....
Read More

Bukhara’s Artists: another reality

In November 2003, in the Central Exhibition Hall, the Switzerland Cooperation Agency at the Embassy of Switzerland in Uzbekistan jointly with the Academy of Arts of Uzbekistan presented the Conceptual Project "Bukhara's Artists: another reality". The exhibition gave a chance to familiarize wide circles of spectators and art critics with one of little-known strata in art of Uzbekistan, to draw their attention to problems of modern art development. Just single ascent of a top is enough to fill up a human heart. It is necessary to think of Sisyphus as happy. A.Kameu. Myth about Sisyphus. At the late 1970s, Bukhara, one of the centers of Muslim spiritual culture, represented "a majestic city with provincial destiny", a periphery of art even in the republic. Art environment within which interesting ideas could be generated was lack. Local artists worked as designers in the field of Soviet political agitation and guests having just fixed wonders of medieval architecture hurried to leave for their places. Bahodir Salomov, one of...
Read More

Взгляд на творчество скульпторов Бухары

Выпускники Ташкентского государственного театрально-художественного института (ныне Национальный институт художеств и дизайна им. Бехзода) скульпторы Х.Заиров, Б.Пулатов, К.Норхурозов, У.Уроков начали работать в Бухаре в 1980-е гг., создавая произведения в жанре монументальной, станковой и декоративной скульптуры. Для их творчества характерно глубокое знание традиций народного искусства, а также неустанный последовательный поиск новых, нестандартных средств художественного воплощения. Особого внимания заслуживают произведения Курбана Норхурозова и Улаша Урокова. Стремясь глубоко постичь внутренний мир создаваемых образов, они воплощают его с помощью оригинальных пластических решений. С 1999 г. К.Норхурозов и У.Уроков работают совместно в мастерской известного скульптора Улугбека Мардиева, и, наверное, не случайно под влиянием творчества последнего в эти годы в их произведениях главенствует тема "бунта", внутренних переживаний. Вместе с тем, несмотря на единую тематику, каждый из мастеров имел собственный почерк, свой стиль. При создании образов преобладают абстрагированные, далекие от реальных, формы, которые тем не менее убедительно передают внутренний накал произведений; для скульпторов важнее истолкование и передача характеров героев, а не их портретное сходство. Внутренние переживания человека раскрываются К.Норхурозовым в...
Read More

View of Bukhara’s sculpture

Graduates of the Tashkent State Institute of Theatre and Arts (now, the National Institute of Fine Arts and Design named after Bihzad), sculptors Kh. Zairov, B. Pulatov, K. Norhurozov and U. Urokov began to work in Bukhara in the 1980s creating works in a genre of monumental and decorative sculpture. Competence in traditions of national art as well as tireless searching for new original art types are features of their creative work. Worthy of special attention are works of Kurban Norhurozov and Ulash Urokov. Aspiring to penetrate into inner life of characters, they materialize them by means of original plastic solutions. From 1999, K. Norhurozov and U. Urokov have worked together in a studio of the famous sculptor Ulugbeg Mardiev, and, probably, under his influence a theme of "insurrection" and inner conflict logically has occupied a leading place in their recent works. At that, in spite of the same theme, each of them has individual style. Abstract, far from reality, forms,...
Read More

Хроника художественной жизни (сентябрь — декабрь 2003)

30 сентября - 20 октября "Полет свободной птицы" - персональная выставка 11-летней Диёры Хасановой. Около 50 ее работ (живопись, графика, аппликации и акварель) были представлены в ЦСИ. Организаторы - Министерство по делам культуры Республики Узбекистан, АХ Уз и Республиканский центр детского художественного творчества. 4 - 16 октября В ЦСИ состоялась выставка "Счастливые глаза" заслуженного деятеля искусств Узбекистана Б.Котлова (1923-1995), посвященная 80-летию со дня его рождения. Экспозиция состояла почти из 80 графических работ художника. 4 - 25 октября "Из многих тысяч троп я выбрал бы одну" выставка П.Шведова - художника, мастера фотографии, покорителя горных высот. 80 работ - целая горная симфония, созданная автором, было представлено в ТДФ при содействии Института Открытое Общество Фонд Содействия - Узбекистан. 8 - 15 октября Почти 40 живописных работ Л.Лим составили экспозицию ее персональной выставки, прошедшей в ЦСИ. В работах художницы прослеживается неуловимое взаимодействие традиций казахстанского и узбекского изобразительного искусства, трансформированное своеобразие корейской национальной школы 8 октября - 15 декабря В Государственном музее искусств при содействии Министерства по делам культуры Республики Узбекистан и Института...
Read More

Из истории стекла и керамики Бухары

Ремесленное производство стекла в период средневековья было делом достаточно сложным и носило городской характер. Среди богатого археологического материала, полученного на территории Бухары, стеклянные изделия занимают значительное место. Наши прадеды уже давно владели тайнами производства стекла, его секреты передавались из поколения в поколение. Впервые о его производстве в Средней Азии мы узнаем из китайской хроники "Бейшу", где сообщается, что в 424 г. высококвалифицированные мастера-стекловары, прибывшие из владения Юечжи, путем плавки горных пород получали разноцветное стекло, которое по своим качествам превосходило изделия, привозимые из "западных стран". Позднее в хронике "Таншу" речь идет о том, что в 713-755 гг. из Средней Азии неоднократно присылали в Китай красного и изумрудного цветов стеклянные изделия, высоко ценившиеся в "поднебесной империи". Средняя Азия, в частности южные районы Узбекистана, являлась не только известным центром стеклоделия, но и впервые внедрила его производство в Китайской империи. Стеклянные изделия как в древности, так и в раннем средневековье, являлись достаточно дорогостоящими. Они представляли собой в основном небольшие флаконы для парфюмерии. Широкое распространение стеклянных изделий...
Read More

Chronicle of Art Life (September — December 2003)

September 30 - October 20 "Free Bird Fly" - a personal exhibition of 11-year old Diyera Hasanova. About her fifty works (painting, graphics, cut out and aquarelle) were exhibited at CMA. Ministry for Culture Affairs of the Republic of Uzbekistan, AA Uz and Republican Center of Child Arts became organizers of the exhibition. October 4 - 16 At CMA, the exhibition "Happy Eyes" of the honoured figure of arts of Uzbekistan, B.Kotlov (1923 - 1995), devoted to his 80th anniversary was held. The exposition presented about eighty works of the artist. October 4 - 25 "Among many thousands of tracks I would choose just one" - the exhibition of P.Shvedov, an artist, master of art photo and alpinist. Eighty works as a mountain symphony created by the artist were exposed at THPh by the agency of Open Society Institute - Uzbekistan. October 8 - 15 About forty painting works of L. Lim formed the exposition of her personal exhibition held at CMA. The works of the...
Read More

Благородство Бухары

Если судить об архитектурных памятниках, исходя лишь из них самих - вне аналогий и сравнений - это будет только часть информации. То, что воздвигалось нашими предками, имело могучий резонанс в самых отдаленных странах. Свидетельства авторитета наших памятников поразительны, они позволяют увидеть достижения истории страны в новом свете. "Бухоро-и-Шариф" - Бухара Благородная - была в этом отношении особым, культовым городом. Если накануне пришествия арабов ее шахристан, обнесенный стеной, состоял из двух частей - северной и южной, - то с принятием ислама эта тюркская ориентация плана изменилась. К западу от шахристана Бухары расположена цитадель Арк. Город, обращенный на запад, к священной Мекке, носители новой веры восприняли как "политически правильный", и в IX в. обнесли цитадель и шахристан Бухары единой городской стеной. Родился образец города, отразивший идеологию раннего средневековья. Бухара и Самарканд В IX-X вв. к югу от Афрасиаба вырос его пригород-рабад - нынешний Самарканд, который, однако, тяготел к цитадели, расположенной на противоположном западе, что объясняется влиянием плана Бухары. С 874 г. Саманиды координировали политику...
Read More

From history of Bukhara’s glass and ceramics

In the medieval period, glass manufacture had rather complicated technology and developed mainly in cities. Archeological materials excavated on the territory of Bukhara contain significant sets of glass artifacts. From ancient times, our forefathers knew secrets of glass production and transferred them through generations. First evidences for glass production in Central Asia were found in the Chinese chronicle "Beishu" which informs that in 424 high - skilled glass - blowers coming from the domain of Yuichi-chi by means of rock mass melting manufactured colored glass that by properties overcame all things exported from "the west countries". Further, the chronicle "Tanshu" informs that in 713 - 755 from Central Asia the glass works of red and green emerald colors were exported to China and highly valued in "under-sky empire". Central Asia, in particular, the southern lands of Uzbekistan, was not just a center of glass production but first brought this technology to the Chinese empire. Glass works both in the ancient times...
Read More

Акваархитектура Бухарского Оазиса

Х - Начала ХХ в. В условиях жаркого и засушливого климата Средней Азии вода здесь имела особо важное значение. В регионе издревле использовали искусственное поливное земледелие, хорошо была развита система ирригации. Города традиционно возводились вблизи рек и снабжались каналами, от которых по всему городу расходилась ветвь арыков (небольших каналов). По мере возможности вырывались колодцы с грунтовой водой для питья. Для хранения воды и в целях благоустройства в городах и селах делали открытые водоемы - хаузы. Вдоль караванных дорог строили специальные крытые водоемы - сардобы, которые снабжали водой путников и животных. Наиболее древние и крупные сардобы в относительно большом количестве сохранились в Бухарском оазисе - крупном культурном и торгово-ремесленном центре на Великом шелковом пути. TЦентр оазиса - Бухара - один из древнейших городов Средней Азии с 2500-летней историей. Издревле он состоял из трех частей: крепости с резиденцией правителя; шахристана - древнего ядра города, расположенного к западу от крепости; окружавших их предместий - рабадов, обнесенных оборонительной стеной. В XVI в. план города получил вытянутое с...
Read More

Splendour of Bukhara

If we evaluated architectural monuments considering them as they are - out of analogues and comparison we would obtain just a part of information. The monuments our ancestors constructed caused a powerful resonance in the utmost places of the earth. Evidences proving a high value of our monuments are amazing; they give the opportunity to see the history of our country in a different way. In this regard, "Bukhoro-i Sharif" - Bukhara the Grand was a special cult city. Although shortly before the Arab invasion its walled shahristan consisted of two sections - northern and southern, after Islam coming this Turkic style of planning was changed. Westward from Bukhara's shahristan was located a citadel - Ark. Adherents of the new religion approved the city looking to the west, to sacred Mecca as "politically right", and in the 9th century they walled the Bukhara's citadel and shahristan. So, the archetype of a city reflecting ideology of the early middle ages occurred. Bukhara...
Read More

Бухарский костюм XVI — XVII вв. в миниатюрах Мовароуннахра

Восточная миниатюра - уникальный источник для изучения истории костюма далекого прошлого. Она доносит до нас не только образцы одежды, не дошедшей до нас в силу ее тленности, но и позволяет определить эстетический вкус жителей, местное своеобразие, манеру поведения. Благодаря этому источнику были исследованы костюмы Ближнего Востока, Индии, Турции, Средней Азии в различные периоды истории, выявлены недостающие звенья в эволюции одежды, которые невозможно было определить из-за отсутствия этнографического материала (1). Это особенно касается костюмов Бухары XVI - XVII вв., которые практически отсутствуют в музеях Узбекистана и коллекциях музеев мира, в то время как образцов более позднего времени (XIX - начало ХХ вв.) предостаточно. Интерес к бухарской одежде более раннего периода не ослабевает еще и потому, что с обретением Узбекистаном независимости, проведением массовых зрелищ актуальность изучения исторического костюма возрастает. Материал, который дает бухарская миниатюрная живопись XVI - XVII вв., в какой-то мере позволяет выявить социальные, возрастные, сословные признаки мужской и женской одежды, форму и особенности ношения головных уборов, дает представление о прическах, ювелирных...
Read More

Hydro Architecture of the Bukhara Oasis

in the 10th - the beginning of the 20th cc. The water was of important significance in conditions of a hot and droughty climate of Central Asia. From ancient times, in this region was practicing the irrigation farming with the irrigation system well developed. Traditionally the cities were constructed at the rivers and had water channels, from which were running aryks (small channels) involving the entire area of the city. If it was possible the wells with drinking-water were constructed. For storage of the water and for urban design in cities and villages were installed the uncovered reservoirs - hauzes. Special covered water reservoirs - sardobas were built along the caravan roads to supply travelers and animals with the water. The most ancient and largest sardobas have been preserved in the Bukhara oasis - a big cultural, trading and craft center on the Great Silk Road. The center of the oasis is Bukhara - one of the most ancient cities of Central Asia...
Read More

План-миниатюра Бухары середины XIX в.

Огромный интерес для исследователей Бухары представляют различные топогра-фические планы города, составленные в разное время и разными людьми. Предлагае-мый в настоящей статье план связан с именем известного востоковеда Петра Ивановича Лерха (1827 - 1884) - участника посольства Российской империи в Хиву и Бухару 1858 г. под руководством полковника Н.П.Игнатьева. В обязанности П.Лерха входила покупка монет для Эрмитажа и рукописей для Азиатского археологического общества (1, с. 367-377). В числе прочих приобретенных материалов находился и план Бухары, который был обнаружен в архиве П.И.Лерха лишь в 1964 г. востоковедом Р.Л.Гафуровой, проана-лизирован историком А.Р.Мухамеджановым и годом позже введен в научный оборот (2). Документ форматом 52х44 см выполнен в технике миниатюры разноцветными чер-нилами и акварелью на лощеной самаркандской бумаге. На план нанесено около 300 топографических пунктов, располагающихся как в самой Бухаре, так и в её окрестно-стях. Большая их часть сопровождается надписями на таджикском языке, в которых, помимо пояснений к отдельным элементам, содержатся различные сведения о Бухаре и бухарцах. Любопытно, что, следуя правилам европейской картографии, художник над-писал на...
Read More

Bukhara’s costume of the 16th — 17th centuries in miniatures of Movarounnahr

The oriental miniature is a unique source for the study of history of the ancient costume. The miniature gives not just models of the costume, which had lost because of its temporality but, moreover, allows defining of aesthetic taste of the people, their local originality and behavior. Thanks to this source, the national costumes of Near East, India, Turkey and Central Asia of different historical periods have been successfully studied as well as have been revealed the missing links in costume's evolution, which could not be defined because of ethnographic data missing. Particularly this concerns the Bukhara's costume of the 16th - 17th centuries, which the museums of Uzbekistan and collections of foreign museums seek while the samples of the latest period (the 19th - early 20th cc.) are numerous enough. Another reason of the interest to Bukhara's costume of the earlier period is that this issue became vital after Uzbekistan obtained Independence and public performances became a tradition. Materials from Bukhara's...
Read More

Ювелирное искусство Бухары

 (к семантике форм) XIX век в Бухаре был ознаменован расцветом художественных ремесел - чеканки и производства ювелирных изделий, ткачества, вышивки и золотого шитья, резьбы и росписи по дереву и ганчу... Бухара становится крупнейшей школой ремесла, оказывая значительное влияние на творчество мастеров других городов и селений. Искусство городов мусульманского Востока, к которым относилась и столица Бухарского Эмирата, на протяжении веков объединял единый стиль, выработанный исламскими представлениями о красоте, тяготеющей к предельной эстетизации формы, изысканности линий, что было характерно и для ювелирных украшений. Их стиль отличался дробностью формы, обилием подвесок, свободных соединений, придающих изделию воздушность, легкость, использованием филиграни, ажурной прорези и зерни, полудрагоценных камней - аметистов, бериллов, турмалинов, кораллов. Производству ювелирных украшений в Бухаре уделялось особое внимание, это отражало тягу общества к роскоши и богатству; на центральном рынке города ювелирам было отведено специальное место - Токи Заргарон - купол ювелиров. Известно, что в XIX в. в городе было до 400 ювелиров (1, с. 194). Этим ремеслом занимались узбеки и таджики, индийцы и персы. Индийцам,...
Read More

Plan — miniature of Bukhara of the mid — 19th century

Different topographic plans of Bukhara done in different periods and by different people are of great interest for researchers. The plan said in this article is connected with a name of the famous orientalist Peter Ivanovich Lerkh (1827 - 1884), a member of Russian embassy to Khiva and Bukhara in 1858, which was headed by the colonel N.P Ignatiev. His function was to buy coins for Hermitage and manuscripts for the Asiatic Archeological Society (1, p. 367 - 377). Among the pieces he had purchased was a plan of Bukhara, which was revealed in the archive of P.I. Lerkh just in 1964 by the orientalist R.L Gafurova, studied by the historian A.R. Muhamedjanov and published a year later. The document of 52x44 сm in size is done in a technique of the miniature with colorful inks and aquarelle on glazed Samarkand paper. The plan contains about 300 topographic objects locating in Bukhara and its environs. Most part of them is supplied...
Read More

Декоративное убранство жилой архитектуры Бухары

Бухарский декор конца XIX - начала XX в. - результат многовекового опыта не одного поколения узбекских народных мастеров, отличаясь яркой выраженностью стиля, является одним из самых самобытных и оригинальных в Узбекистане. Слава бухарских декораторов исходит не только из приверженности их к уже давно сложившимся традициям, а больше из того, что для них декор - не просто сборник определенных орнаментальных образов и мотивов, а неотъемлемая часть строительного искусства. В результате особой специализации, назначения и места каждой детали бухарский декор внутренне связан с архитектурной конструкцией, и в этом смысле он очень тектоничен. О бухарском декоре конца ХIХ - начала XX в. свидетельствуют архивные материалы и чертежи, частично оставленные в наследство, частично скопированные, но в большинстве своем созданные бухарскими народными мастерами того времени. Все они ныне хранятся в Государственном музее искусств Узбекистана, Бухарском Государственном архитектурно-художественном музее-заповеднике, а также в семейных архивах. Отдельные листы бумаги местного производства склеены в виде тетрадей, содержащих точечные контурные изображения растений и цветов, эскизы кирпичной мозаики, а также проекции и чертежи...
Read More

Bukhara’s Art of jewelry

(to semantics of the forms) The 19th century in Bukhara was marked by the blossom of art crafts - hammering work and manufacturing of jewelry pieces, weaving, embroidery and gold embroidery, carving and painting on ganch and wood. Bukhara had become the largest school of the craft that greatly influenced the work of masters from the other cities and settlements. Through ages the art evolved in the cities of Muslim East, including the capital of the Bukhara Emirate, had been integrated by a common style, which was caused and determined by the Islamic concepts about the beauty gravitating to extreme aesthetization of a form and to refinement of lines, what was also characteristic for the jewelry pieces. Their style was distinguished by the division of a form, the plenty of pendants and flexible joints, which gave property of airy, by means of filigree, open cutting, granulated metal and semi-precious stones - amethyst, beryl, tourmaline and corals. The jewelry craft in Bukhara was...
Read More