Hydro Architecture of the Bukhara Oasis

in the 10th - the beginning of the 20th cc. The water was of important significance in conditions of a hot and droughty climate of Central Asia. From ancient times, in this region was practicing the irrigation farming with the irrigation system well developed. Traditionally the cities were constructed at the rivers and had water channels, from which were running aryks (small channels) involving the entire area of the city. If it was possible the wells with drinking-water were constructed. For storage of the water and for urban design in cities and villages were installed the uncovered reservoirs - hauzes. Special covered water reservoirs - sardobas were built along the caravan roads to supply travelers and animals with the water. The most ancient and largest sardobas have been preserved in the Bukhara oasis - a big cultural, trading and craft center on the Great Silk Road. The center of the oasis is Bukhara - one of the most ancient cities of Central Asia...
Read More

Хроника художественной жизни (сентябрь — декабрь 2003)

30 сентября - 20 октября "Полет свободной птицы" - персональная выставка 11-летней Диёры Хасановой. Около 50 ее работ (живопись, графика, аппликации и акварель) были представлены в ЦСИ. Организаторы - Министерство по делам культуры Республики Узбекистан, АХ Уз и Республиканский центр детского художественного творчества. 4 - 16 октября В ЦСИ состоялась выставка "Счастливые глаза" заслуженного деятеля искусств Узбекистана Б.Котлова (1923-1995), посвященная 80-летию со дня его рождения. Экспозиция состояла почти из 80 графических работ художника. 4 - 25 октября "Из многих тысяч троп я выбрал бы одну" выставка П.Шведова - художника, мастера фотографии, покорителя горных высот. 80 работ - целая горная симфония, созданная автором, было представлено в ТДФ при содействии Института Открытое Общество Фонд Содействия - Узбекистан. 8 - 15 октября Почти 40 живописных работ Л.Лим составили экспозицию ее персональной выставки, прошедшей в ЦСИ. В работах художницы прослеживается неуловимое взаимодействие традиций казахстанского и узбекского изобразительного искусства, трансформированное своеобразие корейской национальной школы 8 октября - 15 декабря В Государственном музее искусств при содействии Министерства по делам культуры Республики Узбекистан и Института...
Read More

Мутаваккиль Бурханов

Бухара - один из древнейших центров мировой цивилизации, сокровищница просвещения, науки, теологии, уникального зодчества, богатых музыкальных традиций, венцом которых является Шашмаком, всегда была колыбелью замечательных людей эпохи. Бухара дала миру Имам аль-Бухари, Рудаки, Дакики, Абу Али ибн Сину, Бахаваддина Накшбанди, Ахмада Дониша. Своеобразность этого уникального полиса выразилась в ее эпитетах "благородная", "священная", "славная обитель". Веками вырабатывались здесь уникальные традиции этикета, эстетической восприимчивости, органично переплетаясь с повседневной жизнью ее населения, входя в его кровь и плоть. Ярким носителем традиционной городской культуры Бухары был и выдающийся композитор Узбекистана Мутаваккиль Бурханов. Музыкальное наследие народов Центральной Азии, развивавшееся на протяжении веков в пределах монодии, в традициях фольклорных и изустно-профессиональных жанров, и сегодня является духовным сокровищем вдохновения композиторов. Средневековые мыслители Востока Абу Наср Фараби, Абу Али Ибн Сино, Кутбидин Шерази, Угмави, Абдурахмон Джами, Дарвиш Али Чанги (Бухари) обосновали музыкально-теоретические основы строения всего традиционного классического музыкального наследия, главным образом центральноазиатского средневековья. Впоследствии это получило свое продолжение и в изысканиях современных музыковедов как Узбекистана, так и многих других...
Read More

Bukhara’s costume of the 16th — 17th centuries in miniatures of Movarounnahr

The oriental miniature is a unique source for the study of history of the ancient costume. The miniature gives not just models of the costume, which had lost because of its temporality but, moreover, allows defining of aesthetic taste of the people, their local originality and behavior. Thanks to this source, the national costumes of Near East, India, Turkey and Central Asia of different historical periods have been successfully studied as well as have been revealed the missing links in costume's evolution, which could not be defined because of ethnographic data missing. Particularly this concerns the Bukhara's costume of the 16th - 17th centuries, which the museums of Uzbekistan and collections of foreign museums seek while the samples of the latest period (the 19th - early 20th cc.) are numerous enough. Another reason of the interest to Bukhara's costume of the earlier period is that this issue became vital after Uzbekistan obtained Independence and public performances became a tradition. Materials from Bukhara's...
Read More

Из истории стекла и керамики Бухары

Ремесленное производство стекла в период средневековья было делом достаточно сложным и носило городской характер. Среди богатого археологического материала, полученного на территории Бухары, стеклянные изделия занимают значительное место. Наши прадеды уже давно владели тайнами производства стекла, его секреты передавались из поколения в поколение. Впервые о его производстве в Средней Азии мы узнаем из китайской хроники "Бейшу", где сообщается, что в 424 г. высококвалифицированные мастера-стекловары, прибывшие из владения Юечжи, путем плавки горных пород получали разноцветное стекло, которое по своим качествам превосходило изделия, привозимые из "западных стран". Позднее в хронике "Таншу" речь идет о том, что в 713-755 гг. из Средней Азии неоднократно присылали в Китай красного и изумрудного цветов стеклянные изделия, высоко ценившиеся в "поднебесной империи". Средняя Азия, в частности южные районы Узбекистана, являлась не только известным центром стеклоделия, но и впервые внедрила его производство в Китайской империи. Стеклянные изделия как в древности, так и в раннем средневековье, являлись достаточно дорогостоящими. Они представляли собой в основном небольшие флаконы для парфюмерии. Широкое распространение стеклянных изделий...
Read More

Новые имена. Абдувохид Каримов

Абдувохид Каримов родился в 1977г. в городе Каган Бухарской области. Окончил школу искусств им. Р.Хамраева в Бухаре. Будучи школьником, учился у народного мастера гиждуванской школы А.Нарзуллаева и у К.Бабаевой из с.Уба Вабкентского района. В 1998г. закончил отделение художественной керамики Республиканского художественного училища. В настоящие время учится в Национальном институте художеств и дизайна им. К.Бехзада. Большое влияние на окончательное решение Абдувохида Каримова стать керамистом оказало творчество известных мастеров этого вида искусства М.К.Рахимова и его сына А.Рахимова. Участие в археологических экспедициях дало возможность А.Каримову познакомиться с древними образцами орнаментов керамики различных периодов истории развития узбекского государства. В своих работах Абдувахид старался использовать традиционные элементы, познать секреты мастерства древних керамистов. В число его работ - чайный сервиз, набор для сока, пластические скульптуры "Орзуларим канот бергай" и "Пегас", ваза, посвященная Амиру Темуру, ляганы "Терпение", "Старый образ", "Шах Бабур" и др. Кроме того, им сделано много проб на керамику Средней Азии IX - X вв. Абдувохид Каримов - участник ряда республиканских выставок, в том числе таких как...
Read More

Plan — miniature of Bukhara of the mid — 19th century

Different topographic plans of Bukhara done in different periods and by different people are of great interest for researchers. The plan said in this article is connected with a name of the famous orientalist Peter Ivanovich Lerkh (1827 - 1884), a member of Russian embassy to Khiva and Bukhara in 1858, which was headed by the colonel N.P Ignatiev. His function was to buy coins for Hermitage and manuscripts for the Asiatic Archeological Society (1, p. 367 - 377). Among the pieces he had purchased was a plan of Bukhara, which was revealed in the archive of P.I. Lerkh just in 1964 by the orientalist R.L Gafurova, studied by the historian A.R. Muhamedjanov and published a year later. The document of 52x44 сm in size is done in a technique of the miniature with colorful inks and aquarelle on glazed Samarkand paper. The plan contains about 300 topographic objects locating in Bukhara and its environs. Most part of them is supplied...
Read More

Благородство Бухары

Если судить об архитектурных памятниках, исходя лишь из них самих - вне аналогий и сравнений - это будет только часть информации. То, что воздвигалось нашими предками, имело могучий резонанс в самых отдаленных странах. Свидетельства авторитета наших памятников поразительны, они позволяют увидеть достижения истории страны в новом свете. "Бухоро-и-Шариф" - Бухара Благородная - была в этом отношении особым, культовым городом. Если накануне пришествия арабов ее шахристан, обнесенный стеной, состоял из двух частей - северной и южной, - то с принятием ислама эта тюркская ориентация плана изменилась. К западу от шахристана Бухары расположена цитадель Арк. Город, обращенный на запад, к священной Мекке, носители новой веры восприняли как "политически правильный", и в IX в. обнесли цитадель и шахристан Бухары единой городской стеной. Родился образец города, отразивший идеологию раннего средневековья. Бухара и Самарканд В IX-X вв. к югу от Афрасиаба вырос его пригород-рабад - нынешний Самарканд, который, однако, тяготел к цитадели, расположенной на противоположном западе, что объясняется влиянием плана Бухары. С 874 г. Саманиды координировали политику...
Read More

Художники Бухары: другая реальность

В ноябре 2003 года в Центральном выставочном зале Швейцарским бюро по сотрудничеству Посольства Швейцарии в Узбекистане и Академией художеств Узбекистана был представлен концептуальный проект "Художники Бухары: другая реальность". Выставка дала возможность познакомить широкого зрителя и арт-критику с одним из малознакомых пластов в искусстве Узбекистана, заострить проблемы развития современного искусства. Одного восхождения к вершине достаточно, дабы наполнить до краев сердце человека. Надо представлять себе Сизифа счастливым. А.Камю. Миф о Сизифе. В конце 70-х годов Бухара - один центров мусульманской духовной культуры представляла собой " величественный город с областной судьбой", глухую провинцию искусства даже в республиканском масштабе. Отсутствовала художественная среда, в которой могли формироваться интересные идеи, местные художники работали оформителями на ниве советской политагитации, заезжие - запечатлев, красоты средневековой архитектуры возвращались к себе. Баходыр Саломов - один из первых художников Бухары, получивших профессиональное образование, объединил З.Салимджанова, М. Абдуллаева, П.Гулькарова, Н.Бабаева, Х. Евдаева высокой целью - заниматься серьезными пластическими идеями. Он призывал своим творчеством способствовать формированию в Бухаре почвы для развития живописи, вовлеченной в поиски современной духовной проблематики....
Read More

Bukhara’s Art of jewelry

(to semantics of the forms) The 19th century in Bukhara was marked by the blossom of art crafts - hammering work and manufacturing of jewelry pieces, weaving, embroidery and gold embroidery, carving and painting on ganch and wood. Bukhara had become the largest school of the craft that greatly influenced the work of masters from the other cities and settlements. Through ages the art evolved in the cities of Muslim East, including the capital of the Bukhara Emirate, had been integrated by a common style, which was caused and determined by the Islamic concepts about the beauty gravitating to extreme aesthetization of a form and to refinement of lines, what was also characteristic for the jewelry pieces. Their style was distinguished by the division of a form, the plenty of pendants and flexible joints, which gave property of airy, by means of filigree, open cutting, granulated metal and semi-precious stones - amethyst, beryl, tourmaline and corals. The jewelry craft in Bukhara was...
Read More

Акваархитектура Бухарского Оазиса

Х - Начала ХХ в. В условиях жаркого и засушливого климата Средней Азии вода здесь имела особо важное значение. В регионе издревле использовали искусственное поливное земледелие, хорошо была развита система ирригации. Города традиционно возводились вблизи рек и снабжались каналами, от которых по всему городу расходилась ветвь арыков (небольших каналов). По мере возможности вырывались колодцы с грунтовой водой для питья. Для хранения воды и в целях благоустройства в городах и селах делали открытые водоемы - хаузы. Вдоль караванных дорог строили специальные крытые водоемы - сардобы, которые снабжали водой путников и животных. Наиболее древние и крупные сардобы в относительно большом количестве сохранились в Бухарском оазисе - крупном культурном и торгово-ремесленном центре на Великом шелковом пути. TЦентр оазиса - Бухара - один из древнейших городов Средней Азии с 2500-летней историей. Издревле он состоял из трех частей: крепости с резиденцией правителя; шахристана - древнего ядра города, расположенного к западу от крепости; окружавших их предместий - рабадов, обнесенных оборонительной стеной. В XVI в. план города получил вытянутое с...
Read More

Взгляд на творчество скульпторов Бухары

Выпускники Ташкентского государственного театрально-художественного института (ныне Национальный институт художеств и дизайна им. Бехзода) скульпторы Х.Заиров, Б.Пулатов, К.Норхурозов, У.Уроков начали работать в Бухаре в 1980-е гг., создавая произведения в жанре монументальной, станковой и декоративной скульптуры. Для их творчества характерно глубокое знание традиций народного искусства, а также неустанный последовательный поиск новых, нестандартных средств художественного воплощения. Особого внимания заслуживают произведения Курбана Норхурозова и Улаша Урокова. Стремясь глубоко постичь внутренний мир создаваемых образов, они воплощают его с помощью оригинальных пластических решений. С 1999 г. К.Норхурозов и У.Уроков работают совместно в мастерской известного скульптора Улугбека Мардиева, и, наверное, не случайно под влиянием творчества последнего в эти годы в их произведениях главенствует тема "бунта", внутренних переживаний. Вместе с тем, несмотря на единую тематику, каждый из мастеров имел собственный почерк, свой стиль. При создании образов преобладают абстрагированные, далекие от реальных, формы, которые тем не менее убедительно передают внутренний накал произведений; для скульпторов важнее истолкование и передача характеров героев, а не их портретное сходство. Внутренние переживания человека раскрываются К.Норхурозовым в...
Read More

Decor in Bukhara’s municipal architecture

Bukhara's decor of the late 19th - early 20th c., having in a basis many century old experience of the Uzbek national masters resulted in a brightly expressed style is one of the most unique and original in Uzbekistan. A success of Bukhara's designers was caused not just by their adherence to old traditions but much more by their relation to decor. They understood decor more as an integral part of architecture than just a simple set of definite ornamental patterns and motives. Specialization, function and place of each detail determined synthesis of Bukhara's decor with architectural structure, and in this sense it is very tectonic. Archival materials and drawings, some of which were inherited or copied but in most cases created by national designers living then, give information on Bukhara's decor of the late 19th - early 20th centuries. Now they are reserved in the collection of the Bukhara State Museum-Reserve of Architecture and Art and in family archives. Separate sheets...
Read More

Бухарский костюм XVI — XVII вв. в миниатюрах Мовароуннахра

Восточная миниатюра - уникальный источник для изучения истории костюма далекого прошлого. Она доносит до нас не только образцы одежды, не дошедшей до нас в силу ее тленности, но и позволяет определить эстетический вкус жителей, местное своеобразие, манеру поведения. Благодаря этому источнику были исследованы костюмы Ближнего Востока, Индии, Турции, Средней Азии в различные периоды истории, выявлены недостающие звенья в эволюции одежды, которые невозможно было определить из-за отсутствия этнографического материала (1). Это особенно касается костюмов Бухары XVI - XVII вв., которые практически отсутствуют в музеях Узбекистана и коллекциях музеев мира, в то время как образцов более позднего времени (XIX - начало ХХ вв.) предостаточно. Интерес к бухарской одежде более раннего периода не ослабевает еще и потому, что с обретением Узбекистаном независимости, проведением массовых зрелищ актуальность изучения исторического костюма возрастает. Материал, который дает бухарская миниатюрная живопись XVI - XVII вв., в какой-то мере позволяет выявить социальные, возрастные, сословные признаки мужской и женской одежды, форму и особенности ношения головных уборов, дает представление о прическах, ювелирных...
Read More

Lively colors of Bukhara’s suzaneh

Embroidery is one of the oldest applied arts in Uzbekistan. Defining this craft, V. Voronov pointed out: "This is clear and expressive speaking, free of vain and improper phrases". Actually, as clear and expressive speech excludes improper phrases, so art of embroidery excludes redundant pictures, patterns or colors; all art parameters are well balanced. Just that causes a charm of embroidery. Boundless love for the nature finds its reflection in embroidery pieces of Bukhara's masters. Their patterns have absorbed symbols and forms going from different epochs. The Bukhara's suzanehs of the 19th century are rich in flower and vegetative motives, which transmit absolute beauty of the nature - these are pictures of trees, flowering bushes, various flowers: carnations, tulips, peonies, chrysanthemums and others. Their compositions symbolize the blossom of the nature and life on the earth. From old times, flowers as symbols of love and faithfulness so close to spiritual world of women were symbols of procreation as well as fruits...
Read More

План-миниатюра Бухары середины XIX в.

Огромный интерес для исследователей Бухары представляют различные топогра-фические планы города, составленные в разное время и разными людьми. Предлагае-мый в настоящей статье план связан с именем известного востоковеда Петра Ивановича Лерха (1827 - 1884) - участника посольства Российской империи в Хиву и Бухару 1858 г. под руководством полковника Н.П.Игнатьева. В обязанности П.Лерха входила покупка монет для Эрмитажа и рукописей для Азиатского археологического общества (1, с. 367-377). В числе прочих приобретенных материалов находился и план Бухары, который был обнаружен в архиве П.И.Лерха лишь в 1964 г. востоковедом Р.Л.Гафуровой, проана-лизирован историком А.Р.Мухамеджановым и годом позже введен в научный оборот (2). Документ форматом 52х44 см выполнен в технике миниатюры разноцветными чер-нилами и акварелью на лощеной самаркандской бумаге. На план нанесено около 300 топографических пунктов, располагающихся как в самой Бухаре, так и в её окрестно-стях. Большая их часть сопровождается надписями на таджикском языке, в которых, помимо пояснений к отдельным элементам, содержатся различные сведения о Бухаре и бухарцах. Любопытно, что, следуя правилам европейской картографии, художник над-писал на...
Read More

Bukhara’s Gold Embroidery

Epithet "gold" often sounds in the poetry devoted to and celebrating Bukhara. Gold embroidery must have played a great role in it, which gloss and beauty from the old times boggled imagination and decorated the dwelling houses of the Bukharians. In Bukhara, the art of gold embroidery applied to costume design has centuries - old traditions. Written sources informs on existence of the gold embroidery from the 14th century, and in its own turn, ornaments and colors of wall paintings related to the 6th - 7th centuries prove that gold embroidery had already existed in the Early Middle Ages. Gold embroidery had reached its blossom in the 19th century. It decorated the costume of rich citizens. Emir's court did orders to big workshops, which had a copious supply of materials. At the same time a palace workshop subordinated to the ministry of finance - office of divanbeghi operated there. Today, brilliant samples of gold - embroidered dresses from the 19th - 20th cc....
Read More

Ювелирное искусство Бухары

 (к семантике форм) XIX век в Бухаре был ознаменован расцветом художественных ремесел - чеканки и производства ювелирных изделий, ткачества, вышивки и золотого шитья, резьбы и росписи по дереву и ганчу... Бухара становится крупнейшей школой ремесла, оказывая значительное влияние на творчество мастеров других городов и селений. Искусство городов мусульманского Востока, к которым относилась и столица Бухарского Эмирата, на протяжении веков объединял единый стиль, выработанный исламскими представлениями о красоте, тяготеющей к предельной эстетизации формы, изысканности линий, что было характерно и для ювелирных украшений. Их стиль отличался дробностью формы, обилием подвесок, свободных соединений, придающих изделию воздушность, легкость, использованием филиграни, ажурной прорези и зерни, полудрагоценных камней - аметистов, бериллов, турмалинов, кораллов. Производству ювелирных украшений в Бухаре уделялось особое внимание, это отражало тягу общества к роскоши и богатству; на центральном рынке города ювелирам было отведено специальное место - Токи Заргарон - купол ювелиров. Известно, что в XIX в. в городе было до 400 ювелиров (1, с. 194). Этим ремеслом занимались узбеки и таджики, индийцы и персы. Индийцам,...
Read More

Mutavakkil Burkhanov

(1916-2002) Bukhara - one of the ancient centers of the world civilization, a thesaurus of knowledge, science, theology, unique architecture and rich musical traditions, which are crowned by Shashmakom, always was the cradle of outstanding people. Bukhara got Imam al-Bukhari, Rudaki, Dakiki, Abu Ali ibn Sino, Baha ad-Din Naqshband and Ahmad Danish to the world. Originality of this city - state found reflection in its epithets "grandeur", "sacred" and "glorious shrine". For ages, here have been growing unique traditions of etiquette and aesthetic standards naturally weaving with everyday life of its inhabitants and becoming enfleshed. Mutavakkil Burkhanov, the outstanding Uzbek composer, was one of the brightest bearers of Bukhara's urban culture. Until now, musical heritage of Central Asian people, having developed for ages within monody and traditions of musical and poetic folklore, has kept a role of spiritual source inspiring composers. Medieval oriental thinkers, Abu Nasr Farabi, Abu Ali ibn Sino, Qutb ad-Din Shirazi, Utmawi, Abdurahmon Djami and Darvish Ali Changhi (Bukhari)...
Read More

Декоративное убранство жилой архитектуры Бухары

Бухарский декор конца XIX - начала XX в. - результат многовекового опыта не одного поколения узбекских народных мастеров, отличаясь яркой выраженностью стиля, является одним из самых самобытных и оригинальных в Узбекистане. Слава бухарских декораторов исходит не только из приверженности их к уже давно сложившимся традициям, а больше из того, что для них декор - не просто сборник определенных орнаментальных образов и мотивов, а неотъемлемая часть строительного искусства. В результате особой специализации, назначения и места каждой детали бухарский декор внутренне связан с архитектурной конструкцией, и в этом смысле он очень тектоничен. О бухарском декоре конца ХIХ - начала XX в. свидетельствуют архивные материалы и чертежи, частично оставленные в наследство, частично скопированные, но в большинстве своем созданные бухарскими народными мастерами того времени. Все они ныне хранятся в Государственном музее искусств Узбекистана, Бухарском Государственном архитектурно-художественном музее-заповеднике, а также в семейных архивах. Отдельные листы бумаги местного производства склеены в виде тетрадей, содержащих точечные контурные изображения растений и цветов, эскизы кирпичной мозаики, а также проекции и чертежи...
Read More