Decor in Bukhara’s municipal architecture

Bukhara's decor of the late 19th - early 20th c., having in a basis many century old experience of the Uzbek national masters resulted in a brightly expressed style is one of the most unique and original in Uzbekistan. A success of Bukhara's designers was caused not just by their adherence to old traditions but much more by their relation to decor. They understood decor more as an integral part of architecture than just a simple set of definite ornamental patterns and motives. Specialization, function and place of each detail determined synthesis of Bukhara's decor with architectural structure, and in this sense it is very tectonic. Archival materials and drawings, some of which were inherited or copied but in most cases created by national designers living then, give information on Bukhara's decor of the late 19th - early 20th centuries. Now they are reserved in the collection of the Bukhara State Museum-Reserve of Architecture and Art and in family archives. Separate sheets...
Read More

Золотое шитье Бухары

Эпитет "золотая" неоднократно звучит в стихах поэтов, воспевших Бухару. И, наверное, немалая заслуга в этом - золотого шитья, которым жители города издавна украшали свой быт, блеск и красота которого поражали воображение. Искусство украшения одежды золотым шитьем в Бухаре имеет многовековую традицию. Письменные источники сообщают о золотом шитье уже в XIV в., а узоры и краски настенных росписей VI-VII вв. указывают на существование золотого шитья в раннем средневековье. Золотое шитье достигло особого расцвета в XIX в., им украшалась одежда состоятельных горожан. Эмирский двор делал свои заказы крупным городским мастерским, имевшим большие запасы материалов. Существовала и дворцовая мастерская, работу в которой организовывало финансовое ведомство - канцелярия диванбеги. Прекрасные образцы предметов золотошвейной одежды XIX-XX вв. сегодня можно увидеть в экспозициях Государственного музея истории Узбекистана, Государственного музея искусств Узбекистана, музея прикладного искусства Узбекистана, Государственного музея истории Темуридов (Ташкент), Самаркандского музея истории и культуры им. А.Икрамова. Богатым собранием одежды располагает Бухарский государственный архитектурно-художественный музей-заповедник. Музейные образцы сохраняются как прекрасные памятники культуры прошлых поколений, в которых гармонично сочетаются самобытность...
Read More

Lively colors of Bukhara’s suzaneh

Embroidery is one of the oldest applied arts in Uzbekistan. Defining this craft, V. Voronov pointed out: "This is clear and expressive speaking, free of vain and improper phrases". Actually, as clear and expressive speech excludes improper phrases, so art of embroidery excludes redundant pictures, patterns or colors; all art parameters are well balanced. Just that causes a charm of embroidery. Boundless love for the nature finds its reflection in embroidery pieces of Bukhara's masters. Their patterns have absorbed symbols and forms going from different epochs. The Bukhara's suzanehs of the 19th century are rich in flower and vegetative motives, which transmit absolute beauty of the nature - these are pictures of trees, flowering bushes, various flowers: carnations, tulips, peonies, chrysanthemums and others. Their compositions symbolize the blossom of the nature and life on the earth. From old times, flowers as symbols of love and faithfulness so close to spiritual world of women were symbols of procreation as well as fruits...
Read More

Редакционная коллегия

Главный редактор Нодир Норматов Зам. главного редактора Юлия Сырцова Хайрулла Джураев Ильхом Жаббаров Окилхон Ибрагимов Турсунали Кузиев Ильдар Мухтаров Эдвард Ртвеладзе Азамат Тохтаев Джавлон Умарбеков Нозим Хабибуллаев Акбар Хакимов Ниезали Холматов Зав. русской редакцией Эльмира Гюль Редакторы узбекского текста Абдулла Улугов Гульноз Шарипова Перевод на английский язык Елена Солдатова Редактор русского текста Ольга Кирилова Менеджер Юлия Тарасенко Художник-дизайнер Елена Андреева Корректор узбекского языка Нилуфар Жураева Фотограф Хусаинбек Нодир Дизайн, макет, верстка, печать "POLISPEKTR"...
Read More

Bukhara’s Gold Embroidery

Epithet "gold" often sounds in the poetry devoted to and celebrating Bukhara. Gold embroidery must have played a great role in it, which gloss and beauty from the old times boggled imagination and decorated the dwelling houses of the Bukharians. In Bukhara, the art of gold embroidery applied to costume design has centuries - old traditions. Written sources informs on existence of the gold embroidery from the 14th century, and in its own turn, ornaments and colors of wall paintings related to the 6th - 7th centuries prove that gold embroidery had already existed in the Early Middle Ages. Gold embroidery had reached its blossom in the 19th century. It decorated the costume of rich citizens. Emir's court did orders to big workshops, which had a copious supply of materials. At the same time a palace workshop subordinated to the ministry of finance - office of divanbeghi operated there. Today, brilliant samples of gold - embroidered dresses from the 19th - 20th cc....
Read More

Мутаваккиль Бурханов

Бухара - один из древнейших центров мировой цивилизации, сокровищница просвещения, науки, теологии, уникального зодчества, богатых музыкальных традиций, венцом которых является Шашмаком, всегда была колыбелью замечательных людей эпохи. Бухара дала миру Имам аль-Бухари, Рудаки, Дакики, Абу Али ибн Сину, Бахаваддина Накшбанди, Ахмада Дониша. Своеобразность этого уникального полиса выразилась в ее эпитетах "благородная", "священная", "славная обитель". Веками вырабатывались здесь уникальные традиции этикета, эстетической восприимчивости, органично переплетаясь с повседневной жизнью ее населения, входя в его кровь и плоть. Ярким носителем традиционной городской культуры Бухары был и выдающийся композитор Узбекистана Мутаваккиль Бурханов. Музыкальное наследие народов Центральной Азии, развивавшееся на протяжении веков в пределах монодии, в традициях фольклорных и изустно-профессиональных жанров, и сегодня является духовным сокровищем вдохновения композиторов. Средневековые мыслители Востока Абу Наср Фараби, Абу Али Ибн Сино, Кутбидин Шерази, Угмави, Абдурахмон Джами, Дарвиш Али Чанги (Бухари) обосновали музыкально-теоретические основы строения всего традиционного классического музыкального наследия, главным образом центральноазиатского средневековья. Впоследствии это получило свое продолжение и в изысканиях современных музыковедов как Узбекистана, так и многих других...
Read More

Mutavakkil Burkhanov

(1916-2002) Bukhara - one of the ancient centers of the world civilization, a thesaurus of knowledge, science, theology, unique architecture and rich musical traditions, which are crowned by Shashmakom, always was the cradle of outstanding people. Bukhara got Imam al-Bukhari, Rudaki, Dakiki, Abu Ali ibn Sino, Baha ad-Din Naqshband and Ahmad Danish to the world. Originality of this city - state found reflection in its epithets "grandeur", "sacred" and "glorious shrine". For ages, here have been growing unique traditions of etiquette and aesthetic standards naturally weaving with everyday life of its inhabitants and becoming enfleshed. Mutavakkil Burkhanov, the outstanding Uzbek composer, was one of the brightest bearers of Bukhara's urban culture. Until now, musical heritage of Central Asian people, having developed for ages within monody and traditions of musical and poetic folklore, has kept a role of spiritual source inspiring composers. Medieval oriental thinkers, Abu Nasr Farabi, Abu Ali ibn Sino, Qutb ad-Din Shirazi, Utmawi, Abdurahmon Djami and Darvish Ali Changhi (Bukhari)...
Read More

Новые имена. Абдувохид Каримов

Абдувохид Каримов родился в 1977г. в городе Каган Бухарской области. Окончил школу искусств им. Р.Хамраева в Бухаре. Будучи школьником, учился у народного мастера гиждуванской школы А.Нарзуллаева и у К.Бабаевой из с.Уба Вабкентского района. В 1998г. закончил отделение художественной керамики Республиканского художественного училища. В настоящие время учится в Национальном институте художеств и дизайна им. К.Бехзада. Большое влияние на окончательное решение Абдувохида Каримова стать керамистом оказало творчество известных мастеров этого вида искусства М.К.Рахимова и его сына А.Рахимова. Участие в археологических экспедициях дало возможность А.Каримову познакомиться с древними образцами орнаментов керамики различных периодов истории развития узбекского государства. В своих работах Абдувахид старался использовать традиционные элементы, познать секреты мастерства древних керамистов. В число его работ - чайный сервиз, набор для сока, пластические скульптуры "Орзуларим канот бергай" и "Пегас", ваза, посвященная Амиру Темуру, ляганы "Терпение", "Старый образ", "Шах Бабур" и др. Кроме того, им сделано много проб на керамику Средней Азии IX - X вв. Абдувохид Каримов - участник ряда республиканских выставок, в том числе таких как...
Read More

New name. Abduvohib Karimov

Abduvohib Karimov was born in 1977 in Kagan city, Bukhara region. He finished the school of arts named after R. Khamraev in Bukhara. His teachers were the national master from the Ghijduvan school, A. Narzullaev and K. Babaeva from Uba settlement of Vabkent district. In 1998, he graduated from the Republican Art College, department of Art Ceramics. Now, he studies at the National Institute of Fine Arts and Design named after K. Bihzad. The art of famous masters, M.K. Rakhimov and his son, A. Rakhimov greatly influenced the decision of Abduvohid Karimov to become a master in ceramics. Participation in archeological expeditions gave to A. Karimov the opportunity to acquaint with ancient samples of ornamented ceramics related to different historical periods of the Uzbek state. Abduvohib tried to use them in his works and to open secrets of ancient masters. Among his works - tea - service, juice set, plastic sculptures "Orzularim kanotbergai" and "Pegas", the vase devoted to Amir Temur, lyagans "Patience",...
Read More

Художники Бухары: другая реальность

В ноябре 2003 года в Центральном выставочном зале Швейцарским бюро по сотрудничеству Посольства Швейцарии в Узбекистане и Академией художеств Узбекистана был представлен концептуальный проект "Художники Бухары: другая реальность". Выставка дала возможность познакомить широкого зрителя и арт-критику с одним из малознакомых пластов в искусстве Узбекистана, заострить проблемы развития современного искусства. Одного восхождения к вершине достаточно, дабы наполнить до краев сердце человека. Надо представлять себе Сизифа счастливым. А.Камю. Миф о Сизифе. В конце 70-х годов Бухара - один центров мусульманской духовной культуры представляла собой " величественный город с областной судьбой", глухую провинцию искусства даже в республиканском масштабе. Отсутствовала художественная среда, в которой могли формироваться интересные идеи, местные художники работали оформителями на ниве советской политагитации, заезжие - запечатлев, красоты средневековой архитектуры возвращались к себе. Баходыр Саломов - один из первых художников Бухары, получивших профессиональное образование, объединил З.Салимджанова, М. Абдуллаева, П.Гулькарова, Н.Бабаева, Х. Евдаева высокой целью - заниматься серьезными пластическими идеями. Он призывал своим творчеством способствовать формированию в Бухаре почвы для развития живописи, вовлеченной в поиски современной духовной проблематики....
Read More

Bukhara’s Artists: another reality

In November 2003, in the Central Exhibition Hall, the Switzerland Cooperation Agency at the Embassy of Switzerland in Uzbekistan jointly with the Academy of Arts of Uzbekistan presented the Conceptual Project "Bukhara's Artists: another reality". The exhibition gave a chance to familiarize wide circles of spectators and art critics with one of little-known strata in art of Uzbekistan, to draw their attention to problems of modern art development. Just single ascent of a top is enough to fill up a human heart. It is necessary to think of Sisyphus as happy. A.Kameu. Myth about Sisyphus. At the late 1970s, Bukhara, one of the centers of Muslim spiritual culture, represented "a majestic city with provincial destiny", a periphery of art even in the republic. Art environment within which interesting ideas could be generated was lack. Local artists worked as designers in the field of Soviet political agitation and guests having just fixed wonders of medieval architecture hurried to leave for their places. Bahodir Salomov, one of...
Read More

Взгляд на творчество скульпторов Бухары

Выпускники Ташкентского государственного театрально-художественного института (ныне Национальный институт художеств и дизайна им. Бехзода) скульпторы Х.Заиров, Б.Пулатов, К.Норхурозов, У.Уроков начали работать в Бухаре в 1980-е гг., создавая произведения в жанре монументальной, станковой и декоративной скульптуры. Для их творчества характерно глубокое знание традиций народного искусства, а также неустанный последовательный поиск новых, нестандартных средств художественного воплощения. Особого внимания заслуживают произведения Курбана Норхурозова и Улаша Урокова. Стремясь глубоко постичь внутренний мир создаваемых образов, они воплощают его с помощью оригинальных пластических решений. С 1999 г. К.Норхурозов и У.Уроков работают совместно в мастерской известного скульптора Улугбека Мардиева, и, наверное, не случайно под влиянием творчества последнего в эти годы в их произведениях главенствует тема "бунта", внутренних переживаний. Вместе с тем, несмотря на единую тематику, каждый из мастеров имел собственный почерк, свой стиль. При создании образов преобладают абстрагированные, далекие от реальных, формы, которые тем не менее убедительно передают внутренний накал произведений; для скульпторов важнее истолкование и передача характеров героев, а не их портретное сходство. Внутренние переживания человека раскрываются К.Норхурозовым в...
Read More

View of Bukhara’s sculpture

Graduates of the Tashkent State Institute of Theatre and Arts (now, the National Institute of Fine Arts and Design named after Bihzad), sculptors Kh. Zairov, B. Pulatov, K. Norhurozov and U. Urokov began to work in Bukhara in the 1980s creating works in a genre of monumental and decorative sculpture. Competence in traditions of national art as well as tireless searching for new original art types are features of their creative work. Worthy of special attention are works of Kurban Norhurozov and Ulash Urokov. Aspiring to penetrate into inner life of characters, they materialize them by means of original plastic solutions. From 1999, K. Norhurozov and U. Urokov have worked together in a studio of the famous sculptor Ulugbeg Mardiev, and, probably, under his influence a theme of "insurrection" and inner conflict logically has occupied a leading place in their recent works. At that, in spite of the same theme, each of them has individual style. Abstract, far from reality, forms,...
Read More

Хроника художественной жизни (сентябрь — декабрь 2003)

30 сентября - 20 октября "Полет свободной птицы" - персональная выставка 11-летней Диёры Хасановой. Около 50 ее работ (живопись, графика, аппликации и акварель) были представлены в ЦСИ. Организаторы - Министерство по делам культуры Республики Узбекистан, АХ Уз и Республиканский центр детского художественного творчества. 4 - 16 октября В ЦСИ состоялась выставка "Счастливые глаза" заслуженного деятеля искусств Узбекистана Б.Котлова (1923-1995), посвященная 80-летию со дня его рождения. Экспозиция состояла почти из 80 графических работ художника. 4 - 25 октября "Из многих тысяч троп я выбрал бы одну" выставка П.Шведова - художника, мастера фотографии, покорителя горных высот. 80 работ - целая горная симфония, созданная автором, было представлено в ТДФ при содействии Института Открытое Общество Фонд Содействия - Узбекистан. 8 - 15 октября Почти 40 живописных работ Л.Лим составили экспозицию ее персональной выставки, прошедшей в ЦСИ. В работах художницы прослеживается неуловимое взаимодействие традиций казахстанского и узбекского изобразительного искусства, трансформированное своеобразие корейской национальной школы 8 октября - 15 декабря В Государственном музее искусств при содействии Министерства по делам культуры Республики Узбекистан и Института...
Read More

Из истории стекла и керамики Бухары

Ремесленное производство стекла в период средневековья было делом достаточно сложным и носило городской характер. Среди богатого археологического материала, полученного на территории Бухары, стеклянные изделия занимают значительное место. Наши прадеды уже давно владели тайнами производства стекла, его секреты передавались из поколения в поколение. Впервые о его производстве в Средней Азии мы узнаем из китайской хроники "Бейшу", где сообщается, что в 424 г. высококвалифицированные мастера-стекловары, прибывшие из владения Юечжи, путем плавки горных пород получали разноцветное стекло, которое по своим качествам превосходило изделия, привозимые из "западных стран". Позднее в хронике "Таншу" речь идет о том, что в 713-755 гг. из Средней Азии неоднократно присылали в Китай красного и изумрудного цветов стеклянные изделия, высоко ценившиеся в "поднебесной империи". Средняя Азия, в частности южные районы Узбекистана, являлась не только известным центром стеклоделия, но и впервые внедрила его производство в Китайской империи. Стеклянные изделия как в древности, так и в раннем средневековье, являлись достаточно дорогостоящими. Они представляли собой в основном небольшие флаконы для парфюмерии. Широкое распространение стеклянных изделий...
Read More

Chronicle of Art Life (September — December 2003)

September 30 - October 20 "Free Bird Fly" - a personal exhibition of 11-year old Diyera Hasanova. About her fifty works (painting, graphics, cut out and aquarelle) were exhibited at CMA. Ministry for Culture Affairs of the Republic of Uzbekistan, AA Uz and Republican Center of Child Arts became organizers of the exhibition. October 4 - 16 At CMA, the exhibition "Happy Eyes" of the honoured figure of arts of Uzbekistan, B.Kotlov (1923 - 1995), devoted to his 80th anniversary was held. The exposition presented about eighty works of the artist. October 4 - 25 "Among many thousands of tracks I would choose just one" - the exhibition of P.Shvedov, an artist, master of art photo and alpinist. Eighty works as a mountain symphony created by the artist were exposed at THPh by the agency of Open Society Institute - Uzbekistan. October 8 - 15 About forty painting works of L. Lim formed the exposition of her personal exhibition held at CMA. The works of the...
Read More

Благородство Бухары

Если судить об архитектурных памятниках, исходя лишь из них самих - вне аналогий и сравнений - это будет только часть информации. То, что воздвигалось нашими предками, имело могучий резонанс в самых отдаленных странах. Свидетельства авторитета наших памятников поразительны, они позволяют увидеть достижения истории страны в новом свете. "Бухоро-и-Шариф" - Бухара Благородная - была в этом отношении особым, культовым городом. Если накануне пришествия арабов ее шахристан, обнесенный стеной, состоял из двух частей - северной и южной, - то с принятием ислама эта тюркская ориентация плана изменилась. К западу от шахристана Бухары расположена цитадель Арк. Город, обращенный на запад, к священной Мекке, носители новой веры восприняли как "политически правильный", и в IX в. обнесли цитадель и шахристан Бухары единой городской стеной. Родился образец города, отразивший идеологию раннего средневековья. Бухара и Самарканд В IX-X вв. к югу от Афрасиаба вырос его пригород-рабад - нынешний Самарканд, который, однако, тяготел к цитадели, расположенной на противоположном западе, что объясняется влиянием плана Бухары. С 874 г. Саманиды координировали политику...
Read More

From history of Bukhara’s glass and ceramics

In the medieval period, glass manufacture had rather complicated technology and developed mainly in cities. Archeological materials excavated on the territory of Bukhara contain significant sets of glass artifacts. From ancient times, our forefathers knew secrets of glass production and transferred them through generations. First evidences for glass production in Central Asia were found in the Chinese chronicle "Beishu" which informs that in 424 high - skilled glass - blowers coming from the domain of Yuichi-chi by means of rock mass melting manufactured colored glass that by properties overcame all things exported from "the west countries". Further, the chronicle "Tanshu" informs that in 713 - 755 from Central Asia the glass works of red and green emerald colors were exported to China and highly valued in "under-sky empire". Central Asia, in particular, the southern lands of Uzbekistan, was not just a center of glass production but first brought this technology to the Chinese empire. Glass works both in the ancient times...
Read More

Акваархитектура Бухарского Оазиса

Х - Начала ХХ в. В условиях жаркого и засушливого климата Средней Азии вода здесь имела особо важное значение. В регионе издревле использовали искусственное поливное земледелие, хорошо была развита система ирригации. Города традиционно возводились вблизи рек и снабжались каналами, от которых по всему городу расходилась ветвь арыков (небольших каналов). По мере возможности вырывались колодцы с грунтовой водой для питья. Для хранения воды и в целях благоустройства в городах и селах делали открытые водоемы - хаузы. Вдоль караванных дорог строили специальные крытые водоемы - сардобы, которые снабжали водой путников и животных. Наиболее древние и крупные сардобы в относительно большом количестве сохранились в Бухарском оазисе - крупном культурном и торгово-ремесленном центре на Великом шелковом пути. TЦентр оазиса - Бухара - один из древнейших городов Средней Азии с 2500-летней историей. Издревле он состоял из трех частей: крепости с резиденцией правителя; шахристана - древнего ядра города, расположенного к западу от крепости; окружавших их предместий - рабадов, обнесенных оборонительной стеной. В XVI в. план города получил вытянутое с...
Read More

Splendour of Bukhara

If we evaluated architectural monuments considering them as they are - out of analogues and comparison we would obtain just a part of information. The monuments our ancestors constructed caused a powerful resonance in the utmost places of the earth. Evidences proving a high value of our monuments are amazing; they give the opportunity to see the history of our country in a different way. In this regard, "Bukhoro-i Sharif" - Bukhara the Grand was a special cult city. Although shortly before the Arab invasion its walled shahristan consisted of two sections - northern and southern, after Islam coming this Turkic style of planning was changed. Westward from Bukhara's shahristan was located a citadel - Ark. Adherents of the new religion approved the city looking to the west, to sacred Mecca as "politically right", and in the 9th century they walled the Bukhara's citadel and shahristan. So, the archetype of a city reflecting ideology of the early middle ages occurred. Bukhara...
Read More