Золотое шитье Бухары

Эпитет "золотая" неоднократно звучит в стихах поэтов, воспевших Бухару. И, наверное, немалая заслуга в этом - золотого шитья, которым жители города издавна украшали свой быт, блеск и красота которого поражали воображение. Искусство украшения одежды золотым шитьем в Бухаре имеет многовековую традицию. Письменные источники сообщают о золотом шитье уже в XIV в., а узоры и краски настенных росписей VI-VII вв. указывают на существование золотого шитья в раннем средневековье. Золотое шитье достигло особого расцвета в XIX в., им украшалась одежда состоятельных горожан. Эмирский двор делал свои заказы крупным городским мастерским, имевшим большие запасы материалов. Существовала и дворцовая мастерская, работу в которой организовывало финансовое ведомство - канцелярия диванбеги. Прекрасные образцы предметов золотошвейной одежды XIX-XX вв. сегодня можно увидеть в экспозициях Государственного музея истории Узбекистана, Государственного музея искусств Узбекистана, музея прикладного искусства Узбекистана, Государственного музея истории Темуридов (Ташкент), Самаркандского музея истории и культуры им. А.Икрамова. Богатым собранием одежды располагает Бухарский государственный архитектурно-художественный музей-заповедник. Музейные образцы сохраняются как прекрасные памятники культуры прошлых поколений, в которых гармонично сочетаются самобытность...
Read More

Lively colors of Bukhara’s suzaneh

Embroidery is one of the oldest applied arts in Uzbekistan. Defining this craft, V. Voronov pointed out: "This is clear and expressive speaking, free of vain and improper phrases". Actually, as clear and expressive speech excludes improper phrases, so art of embroidery excludes redundant pictures, patterns or colors; all art parameters are well balanced. Just that causes a charm of embroidery. Boundless love for the nature finds its reflection in embroidery pieces of Bukhara's masters. Their patterns have absorbed symbols and forms going from different epochs. The Bukhara's suzanehs of the 19th century are rich in flower and vegetative motives, which transmit absolute beauty of the nature - these are pictures of trees, flowering bushes, various flowers: carnations, tulips, peonies, chrysanthemums and others. Their compositions symbolize the blossom of the nature and life on the earth. From old times, flowers as symbols of love and faithfulness so close to spiritual world of women were symbols of procreation as well as fruits...
Read More

Редакционная коллегия

Главный редактор Нодир Норматов Зам. главного редактора Юлия Сырцова Хайрулла Джураев Ильхом Жаббаров Окилхон Ибрагимов Турсунали Кузиев Ильдар Мухтаров Эдвард Ртвеладзе Азамат Тохтаев Джавлон Умарбеков Нозим Хабибуллаев Акбар Хакимов Ниезали Холматов Зав. русской редакцией Эльмира Гюль Редакторы узбекского текста Абдулла Улугов Гульноз Шарипова Перевод на английский язык Елена Солдатова Редактор русского текста Ольга Кирилова Менеджер Юлия Тарасенко Художник-дизайнер Елена Андреева Корректор узбекского языка Нилуфар Жураева Фотограф Хусаинбек Нодир Дизайн, макет, верстка, печать "POLISPEKTR"...
Read More

Bukhara’s Gold Embroidery

Epithet "gold" often sounds in the poetry devoted to and celebrating Bukhara. Gold embroidery must have played a great role in it, which gloss and beauty from the old times boggled imagination and decorated the dwelling houses of the Bukharians. In Bukhara, the art of gold embroidery applied to costume design has centuries - old traditions. Written sources informs on existence of the gold embroidery from the 14th century, and in its own turn, ornaments and colors of wall paintings related to the 6th - 7th centuries prove that gold embroidery had already existed in the Early Middle Ages. Gold embroidery had reached its blossom in the 19th century. It decorated the costume of rich citizens. Emir's court did orders to big workshops, which had a copious supply of materials. At the same time a palace workshop subordinated to the ministry of finance - office of divanbeghi operated there. Today, brilliant samples of gold - embroidered dresses from the 19th - 20th cc....
Read More

Мутаваккиль Бурханов

Бухара - один из древнейших центров мировой цивилизации, сокровищница просвещения, науки, теологии, уникального зодчества, богатых музыкальных традиций, венцом которых является Шашмаком, всегда была колыбелью замечательных людей эпохи. Бухара дала миру Имам аль-Бухари, Рудаки, Дакики, Абу Али ибн Сину, Бахаваддина Накшбанди, Ахмада Дониша. Своеобразность этого уникального полиса выразилась в ее эпитетах "благородная", "священная", "славная обитель". Веками вырабатывались здесь уникальные традиции этикета, эстетической восприимчивости, органично переплетаясь с повседневной жизнью ее населения, входя в его кровь и плоть. Ярким носителем традиционной городской культуры Бухары был и выдающийся композитор Узбекистана Мутаваккиль Бурханов. Музыкальное наследие народов Центральной Азии, развивавшееся на протяжении веков в пределах монодии, в традициях фольклорных и изустно-профессиональных жанров, и сегодня является духовным сокровищем вдохновения композиторов. Средневековые мыслители Востока Абу Наср Фараби, Абу Али Ибн Сино, Кутбидин Шерази, Угмави, Абдурахмон Джами, Дарвиш Али Чанги (Бухари) обосновали музыкально-теоретические основы строения всего традиционного классического музыкального наследия, главным образом центральноазиатского средневековья. Впоследствии это получило свое продолжение и в изысканиях современных музыковедов как Узбекистана, так и многих других...
Read More

Mutavakkil Burkhanov

(1916-2002) Bukhara - one of the ancient centers of the world civilization, a thesaurus of knowledge, science, theology, unique architecture and rich musical traditions, which are crowned by Shashmakom, always was the cradle of outstanding people. Bukhara got Imam al-Bukhari, Rudaki, Dakiki, Abu Ali ibn Sino, Baha ad-Din Naqshband and Ahmad Danish to the world. Originality of this city - state found reflection in its epithets "grandeur", "sacred" and "glorious shrine". For ages, here have been growing unique traditions of etiquette and aesthetic standards naturally weaving with everyday life of its inhabitants and becoming enfleshed. Mutavakkil Burkhanov, the outstanding Uzbek composer, was one of the brightest bearers of Bukhara's urban culture. Until now, musical heritage of Central Asian people, having developed for ages within monody and traditions of musical and poetic folklore, has kept a role of spiritual source inspiring composers. Medieval oriental thinkers, Abu Nasr Farabi, Abu Ali ibn Sino, Qutb ad-Din Shirazi, Utmawi, Abdurahmon Djami and Darvish Ali Changhi (Bukhari)...
Read More

Новые имена. Абдувохид Каримов

Абдувохид Каримов родился в 1977г. в городе Каган Бухарской области. Окончил школу искусств им. Р.Хамраева в Бухаре. Будучи школьником, учился у народного мастера гиждуванской школы А.Нарзуллаева и у К.Бабаевой из с.Уба Вабкентского района. В 1998г. закончил отделение художественной керамики Республиканского художественного училища. В настоящие время учится в Национальном институте художеств и дизайна им. К.Бехзада. Большое влияние на окончательное решение Абдувохида Каримова стать керамистом оказало творчество известных мастеров этого вида искусства М.К.Рахимова и его сына А.Рахимова. Участие в археологических экспедициях дало возможность А.Каримову познакомиться с древними образцами орнаментов керамики различных периодов истории развития узбекского государства. В своих работах Абдувахид старался использовать традиционные элементы, познать секреты мастерства древних керамистов. В число его работ - чайный сервиз, набор для сока, пластические скульптуры "Орзуларим канот бергай" и "Пегас", ваза, посвященная Амиру Темуру, ляганы "Терпение", "Старый образ", "Шах Бабур" и др. Кроме того, им сделано много проб на керамику Средней Азии IX - X вв. Абдувохид Каримов - участник ряда республиканских выставок, в том числе таких как...
Read More

New name. Abduvohib Karimov

Abduvohib Karimov was born in 1977 in Kagan city, Bukhara region. He finished the school of arts named after R. Khamraev in Bukhara. His teachers were the national master from the Ghijduvan school, A. Narzullaev and K. Babaeva from Uba settlement of Vabkent district. In 1998, he graduated from the Republican Art College, department of Art Ceramics. Now, he studies at the National Institute of Fine Arts and Design named after K. Bihzad. The art of famous masters, M.K. Rakhimov and his son, A. Rakhimov greatly influenced the decision of Abduvohid Karimov to become a master in ceramics. Participation in archeological expeditions gave to A. Karimov the opportunity to acquaint with ancient samples of ornamented ceramics related to different historical periods of the Uzbek state. Abduvohib tried to use them in his works and to open secrets of ancient masters. Among his works - tea - service, juice set, plastic sculptures "Orzularim kanotbergai" and "Pegas", the vase devoted to Amir Temur, lyagans "Patience",...
Read More

Художники Бухары: другая реальность

В ноябре 2003 года в Центральном выставочном зале Швейцарским бюро по сотрудничеству Посольства Швейцарии в Узбекистане и Академией художеств Узбекистана был представлен концептуальный проект "Художники Бухары: другая реальность". Выставка дала возможность познакомить широкого зрителя и арт-критику с одним из малознакомых пластов в искусстве Узбекистана, заострить проблемы развития современного искусства. Одного восхождения к вершине достаточно, дабы наполнить до краев сердце человека. Надо представлять себе Сизифа счастливым. А.Камю. Миф о Сизифе. В конце 70-х годов Бухара - один центров мусульманской духовной культуры представляла собой " величественный город с областной судьбой", глухую провинцию искусства даже в республиканском масштабе. Отсутствовала художественная среда, в которой могли формироваться интересные идеи, местные художники работали оформителями на ниве советской политагитации, заезжие - запечатлев, красоты средневековой архитектуры возвращались к себе. Баходыр Саломов - один из первых художников Бухары, получивших профессиональное образование, объединил З.Салимджанова, М. Абдуллаева, П.Гулькарова, Н.Бабаева, Х. Евдаева высокой целью - заниматься серьезными пластическими идеями. Он призывал своим творчеством способствовать формированию в Бухаре почвы для развития живописи, вовлеченной в поиски современной духовной проблематики....
Read More