Буддийские мандалы и символика саманидов

1. Мандала на монете амира Мансура ибн Нуха. В Институте археологии АН РУз в Самарканде хранится необычная саманидская монета 969 - 970 гг. с именами амира Мансура ибн Нуха и Ахмада ибн Мансура. Это медный фельс традиционного для мусульманского мира образца, но имеющий квадратный знак с неисламской символикой. Внутри круговой надписи находится квадрат, окаймленный линейным текстом. В квадрат вписан круг с восьмилепестковой "ромашкой" (рис. 1). На первый взгляд, это знак доарабской символики, которую чеканили на своих монетах еще аббасидские наместники. Например, на монете cамаркандского чекана 760 - 761 гг. размещены солярный знак розетки и символ плодородия в виде трех точек, а на тахиридской монете из Хорезма (1, с. 101; рис. 2) - знак "округлой свастики". Совмещение на монетах имени Аллаха с неисламскими сакральными знаками хорошо укладывается в политику культурных компромиссов Аббасидов и Саманидов. Оно легитимизировало местные культы, но, включая в круг исламской культуры, ставило их в подчиненное положение. Однако "бросается в глаза" другое. Знаковая композиция фельса Мансура ибн Нуха имеет тождество с...
Read More

Архитектурная керамика Бухары

Памятники монументального зодчества Бухары, сохранившиеся на ее территории, вносят весомый вклад в сокровищницу мирового искусства. Богатейшее историко-культурное наследие города свидетельствует не только о достижениях в области архитектуры и градостроительства, но и дает представление об основных этапах развития архитектурного декора. Новые принципы архитектурного декора, которому суждено было сыграть столь видную роль в эстетике средневекового зодчества Средней Азии, разрабатываются на рубеже IX - X и XI - XII вв. Это такие шедевры ранне исламской среднеазиатской архитектуры, как мавзолей Саманидов, минарет Калян и наиболее ранняя из сохранившихся бухарских мечетей - Магоки Аттари. Подъем архитектуры на качественно новый уровень был тесно связан с достижениями в области строительных техники и материалов - использование жженого кирпича открыло перед зодчими неожиданные возможности его комбинаций, создающих геометрический узор. Так, в декоративной разработке отдельных памятников господствует фактура кирпича с меняющимся в своем узоре орнаментом, присущим региональным школам Мовароуннахра, Ферганы и северо-туркестанских областей. В целом резные фигурные кирпичи - "бантики", вкрапленные в кладку парных горизонтальных кирпичей, и кладки "в елку" особенно...
Read More

Львы в уединении: Темуридский павильон XVI — XVII ВВ.

О ветер, ты за день весь облетаешь свет, Лети в ту землю, где я не был много лет. Кто позабыл меня, тех не тревожь напрасно, Кто помнит обо мне, тем передай привет З.Бабур Дав новорожденному по-арабски имя Захириддин Мухаммад, домашние звали его кратким узбекским Бабур, то есть "Тигр", "Лев". Основатель империи Темуридов Индии известен строительством там садов, дорожных и мемориальных сооружений, мавзолеев и мечетей, знаменовавших его деяния. В яркой и порой громкой истории этих объектов от внимания исследователей ускользала, а то и неверно истолковывалась малоизвестная "архитектура уединения", которая еще ярче раскрывает великую личность Бабура. Более того, эта архитектура была развита его наследниками. И в результате в ней изменилось то, что было известно как темуридский сад и его павильон. Бабур правил в Индии всего 5 лет - с 1526 по 1530 г. И с самого начала этого недолгого правления он искал соответствующий себе и местному климату тип сада и павильона для уединения, исходя при этом из темуридских павильонов Центральной Азии и построек правившей до него в...
Read More

Века процветания

доисламских идеальных правителей Каюмарса и Джамшида в двух миниатюрах Тема "идеального правителя" - олицетворения высшего и всеобщего блага - издавна актуальна в государствах восточной цивилизации. Так, в зороастрийских дидактических андарзах (наставлениях) содержатся советы по мудрому управлению государством и правилам поведения высшей аристократии, оказавшие влияние в дальнейшем на определенную часть арабской литературы, в частности, по адабу. К VIII в. в Халифате возросла потребность в книгах, трактующих вопросы управления. Отсюда - возросшее внимание к литературе пехлевийского андарза, что нашло отражение в сочинениях Ибн ал-Мукаффы, Байхаки, Ибн Кутейбы и др. (1, с. 21; 2, с.28), способствовало появлению огромного комплекса литературы типа трактата по этике, рассуждений о правах и обязанностях носителей власти, в том числе "Сирадж ал-мулук" ("Светоч царей") Абу Бакра ат-Тартуши, "Поучение владыкам", "Законы везирства" Абу-л Хасана ал-Маварди (XI в.), "Чистейшего золота поучение владыкам" Абу Хамида ал-Газали (XII в.), "Сиясет-наме" Низам ул-Мулка (XII в.) и пр. В создании концепции "идеального правителя" участвовали и мыслители-философы, хронисты, поэты, в частности Фирдоуси, Табари, Балъами, Низами, Амир Хусрау...
Read More

Рельеф памяти

Прошло более ста лет со дня рождения Вадима Николаевича Гуляева. Кто он? Он - художник в широком смысле этого слова, и не только по профессии. В.Гуляев родился в 1890 г. в городе Барнауле Алтайского края. Его дед, Степан Гуляев - крупный собиратель былин и сибирских сказаний. Отец - Николай Степанович - служащий, увлеченный краевед, занимался этнографией, историей, археологией. Собранные им предметы старины вошли в собрание Алтайского музея. Н.С.Гуляев сыграл большую роль в формировании художественного мировоззрения не только своего сына Вадима, но и его товарищей, которые оставались друзьями и сподвижниками до конца своих дней. Деликатный и немногословный, Вадим Николаевич был одержим "бесом" сатиры, что прорывалось в кpугy близких ему людей актерскими костюмированными постановками, каскадом острот во время застолья или в эпистолярном жанре и графических набросках. Да и взглянуть на его портрет: это затишье стреноженной силы. В Узбекистан В.Гуляев впервые попал после окончания фельдшерской школы при мобилизации в армию в годы первой мировой войны. В 1915 г. служил в Катта-Кургане, в 1916 г. был...
Read More

Sanat

Прошло более ста лет со дня рождения Вадима Николаевича Гуляева. Кто он? Он - художник в широком смысле этого слова, и не только по профессии. В.Гуляев родился в 1890 г. в городе Барнауле Алтайского края. Его дед, Степан Гуляев - крупный собиратель былин и сибирских сказаний. Отец - Николай Степанович - служащий, увлеченный краевед, занимался этнографией, историей, археологией. Собранные им предметы старины вошли в собрание Алтайского музея. Н.С.Гуляев сыграл большую роль в формировании художественного мировоззрения не только своего сына Вадима, но и его товарищей, которые оставались друзьями и сподвижниками до конца своих дней. Деликатный и немногословный, Вадим Николаевич был одержим "бесом" сатиры, что прорывалось в кpугy близких ему людей актерскими костюмированными постановками, каскадом острот во время застолья или в эпистолярном жанре и графических набросках. Да и взглянуть на его портрет: это затишье стреноженной силы. В Узбекистан В.Гуляев впервые попал после окончания фельдшерской школы при мобилизации в армию в годы первой мировой войны. В 1915 г. служил в Катта-Кургане, в 1916 г. был...
Read More

Традиционное наследие в узбекской музыкальной эстраде

Формирование узбекской музыкальной эстрады как нового направления в поп-культуре относится к 50 - 60-м годам XX в. Именно с этого времени все более актуализируется создание в эстрадной музыке своеобразного национального стиля. При этом слияние (синтез) этого нетрадиционного для узбекской культуры вида искусства с традициями национальной музыки становится важной творческой задачей. Однако данный художественный процесс протекал неоднозначно и имел свои особенности. Так, если первые творческие опыты в этом направлении по стилю больше напоминали характерное для того времени направление "псевдоджаз", то в 70-е годы в связи с появлением большого числа вокально-инструментальных ансамблей начинается практическое освоение различных проявлений рок-музыки. В формировании и развитии музыкальной эстрады значительную роль сыграли эстрадно-симфонический оркестр при республиканском Радиокомитете, а также такие ведущие вокально-инструментальные группы"", как "Ялла", "Синтез", "Наво" и др. Дня практики этих коллективов характерен творческий подход к интонационно-ритмическим основам узбекской музыки и создание на этой базе оригинальных образцов национальной эстрады. Так, группа "Ялла" в числе первых обратилась к жанру эстрадной обработки народной музыки и на ее основе...
Read More

Магия движения неживой куклы

Размышляя о природе современного кукольного театра, невольно отмечаешь, что в отличие от традиционных, народных, его форм, в нем отсутствует некая жесткая система правил. Средствам кукольного театра доступно отражение любой жизненной реальности, так как его специфика - оживление неживой материи, его главный атрибут - кукла, которая не подчиняется физическим законам и зависит только от жизненного импульса кукольника. Этот важный инструмент кукольного театра оживает лишь благодаря движению в пространстве, сообщенному кукловодом. В последнее время широко распространено мнение о том, что кукла - это лишь жалкая имитация человека, и в ней должно быть как можно меньше сходства с ним. Но тогда не противоречит ли это суждение самой специфике оживления, символизирующей движения и поступки человека? Иными словами, если лишить куклу сходства с человеком, включая не только внешние черты, но и мотивы поведения и действия, этот факт нисколько не умаляет значения Театра Предметов, так как это также неживая природа, только в отличие от кукол лишенная еще и внешнего сходства с человеком, но при оживлении обладающая достаточным...
Read More

Штрихи к портрету художника Алишера Аликулова

Алишер Аликулов вошел в мир изобразительного искусства в 90-е годы прошлого века. В это же время определился стержень его творчества - исторический и батальный жанры. Важным импульсом для деятельности молодого мастера стало обретение Узбекистаном независимости; именно национальная история, традиции богатой духовной и материальной культуры играют важную роль в его творчестве. Выпускник (1995 г.) отделения монументальной живописи Национального института художеств и дизайна им. К.Бехзода, художник получил признание за очень короткий промежуток времени. Алишер отдает предпочтение многофигурным композициям, реалистическому методу отображения действительности. Отличительной чертой его почерка является точность деталей, внимание к сюжетам, достоверная передача исторических событий. А.Аликулов - участник многих республиканских и зарубежных художественных выставок. В 1996 г. за серию исторических произведений, посвященных эпохе Амира Темура и Темуридов, он был награжден медалью "Шухрат", а в 2001 г. удостоен Золотой медали Академии художеств Узбекистана. В монументальных росписях "Шохона ов" ("Королевская охота") (1995), "Спортивные игры Древней Бактрии" (1996), "Великие мыслители", "Народное восстание и движение джадидов" (2000), "Амир Темур во всемирной истории" (2001), выполненных в жанре миниатюры,...
Read More

Хроника художественной жизни (сентябрь — декабрь 2002)

30 сентября - 27 октября В Центре современного искусства состоялось торжественное открытие Дней культуры Японии в Узбекистане и выставки "Современное прикладное искусство Японии". На ней были представлены работы, отображающие наиболее характерные черты японского ремесла, - керамика, окрашенные материалы, лаковые изделия. 2 - 12 октября В выставочном зале Совета обществ дружбы и культурно-просветительских связей Узбекистана с зарубежными странами состоялась персональная выставка Т.Инаридзе - члена Академии художеств Грузии, организованная Обществом дружбы "Узбекистан - Грузия". Около 50 работ, выполненных в технике шелкографии, были впервые представлены в Средней Азии. 2 октября - 20 ноября В музее С. Есенина экспонировались работы художника В.Будаева, представившего на суд зрителей около 70 живописных и графических работ. 10 - 18 октября На персональной выставке Юсифа Гусейнова в Центральном выставочном зале было представлено около 30 работ художника. "Театральный" круг тем пронизывает станковые, а также сценические и киноработы Гусейнова. Выставка проходила при содействии Посольства Азербайджанской Республики в Республике Узбекистан. 11 - 21 октября "Женщины: Новый век, Новый образ, Новая роль" так называлась международная фотовыставка, организованная региональным офисом Женского фонда развития...
Read More

Праздник для души

Закончился Ташкентский международный конкурс детского рисунка. Первый, но есть все предпосылки, уверенность, в том, что за этим последуют другие, с новыми открытиями, ожиданиями, радостью успешного выступления, возможностью общения несмотря на большие расстояния. Наряду с юными любителями живописи из Узбекистана в этом творческом состязании участвовали юные представители Азербайджана, Египта, Бангладеш, Беларуси, Германии, Грузии, Индии, Индонезии, Ирана, Кореи, Кыргызстана, Литвы, Молдовы, Пакистана, России, Словакии, США, Таджикистана, Туркменистана, Украины, Чехии, Эстонии, Японии и других стран. Отбросив сомнения, опасения совершить ошибки, жюри, возглавляемое известным графиком Маратом Садыковым, выбрало более чем из трех тысяч поступивших "живописных сочинений" на предложенную тему "Я и моя мама" самые лучшие. При этом учитывалось мнение юных посетителей, которым было предложено принять участие в отборе работ, достойных участия в выставке лауреатов, призеров конкурса и претендующих на награды различного достоинства. С чувством ответственности за порученное дело они решали, насколько удачно их зарубежным коллегам по творчеству удалось красками, цветными мелками, фломастерами, а порой и простым карандашом передать на листах бумаги свои чувства к родному,...
Read More

Древняя Корея и древний Узбекистан

Историко-культурные связи Констатация историко-культурных связей древней Кореи (государство Когурё) и одной из областей древнего Узбекистана - Согда стала возможной после открытия в 1965 г. на городище Афрасиаб выдающихся по своей научной значимости настенных росписей в дворцовом здании. Первоисследователь этих росписей Л.И.Альбаум распознал среди многофигурной композиции, в которой запечатлены посольства из разных стран, изображения двух фигур, интерпретированных им как представители древнего государства Когурё (Корея) (1, с. 74 - 75). Они изображены в своеобразных головных уборах, украшенных плюмажем из двух перьев. Прочитанная В.А.Лившицем многострочная согдийская надпись на отвороте халата одного из персонажей позволила предположить, что изображенные на этих стенах различные фигуры являются послами к согдийскому ихшиду Вархуману, правившему, по мнению О.И.Смирновой, в 650/655 гг. - не позднее 696 г. (2, с. 63). К характеристике этой живописи и ее интерпретации в последующем обращались многие ученые - Б.И.Маршак, А.М.Беленицкий, А.М.Моде, Ян Богин, С.Антонини и др. Молодая японская исследовательница Е.Кагеяма показала, что очень сходные изображения корейских послов имеются в росписях пещерных храмов Могао в Дуньхуане, где они...
Read More

Из истории среднеазиатских бус

Бусы относятся к одному из самых древних видов украшений. Наиболее ранние их образцы делались из раковин, зубов, клыков животных. Изобилие бус в древних и раннесредневековых могильниках среднеазиатского региона дает возможность сделать вывод о том, что бусы были очень популярны у его жителей. Ими украшались волосы, головные уборы, налобные повязки, расшивались ворот и рукава одежды, обувь. Из бус делали ожерелья, подвески для серег, браслеты для рук и ног. Кроме того, бусы считались символом богатства, здоровья, они служили продуктом обмена, свидетельствуя о связях с отдаленными регионами, наконец, с ними связывались понятия о магической, охранной силе. Бусы не только характеризуют моду эпохи, они расширяют наши представления о литье и ковке (металлические бусы), камнерезном, стекольном, косторезном ремеслах. Самые ранние украшения из бус в Средней Азии найдены в могильниках раннеэнеолитического периода. Их носили на шее по одной или две низки. Считалось, что нужно охранять входные отверстия одежды бусами, так как они якобы отпугивают несчастья, оберегают здоровье и притягивают удачу во всех делах. Так, широко известное захоронение...
Read More

Настенная живопись Тавки

Археологические раскопки, ведущиеся на территории раннесредневекового Тохаристана, дали богатейший материал для характеристики его художественной культуры. Наиболее ярко на сегодняшний день здесь представлено буддийское искусство. Важной находкой, которая, по нашему мнению, характеризует другую линию искусства - светскую, - является настенная живопись крепости Тавка, входящей в оборонительную систему таможенного пункта Нонидахона, расположенного южнее Железных ворот, у выхода в долину Шерабаддарьи со стороны Согда. Она была открыта в 1987 г. Э.Ртвеладче, раскопки его проводил в 1989 - 1993 гг. Ш.Рахмопов. О находке живописи стало сразу же известно, однако отсутствие публикаций о ней почти на десятилетие отодвинуло знакомство с нею специалистов. Наконец, вначале в совместной статье Ш.Рахманова и М.Реутовой (1, с. 13 - 16), а затем в монографии Ш.Рахманова (2, с. 30 - 61, 108, 122) были опубликованы материалы раскопок этого интересного памятника. Несколько фрагментов живописи выставлены в экспозиции нового Термезского областного археологического музея. Знакомство с ними даёт довольно полное представление о самой крепости и художественном убранстве её парадного зала. Раскопки Тайки не только обогатили...
Read More