Размышляя о природе современного кукольного театра, невольно отмечаешь, что в отличие от традиционных, народных, его форм, в нем отсутствует некая жесткая система правил. Средствам кукольного театра доступно отражение любой жизненной реальности, так как его специфика — оживление неживой материи, его главный атрибут — кукла, которая не подчиняется физическим законам и зависит только от жизненного импульса кукольника. Этот важный инструмент кукольного театра оживает лишь благодаря движению в пространстве, сообщенному кукловодом. В последнее время широко распространено мнение о том, что кукла — это лишь жалкая имитация человека, и в ней должно быть как можно меньше сходства с ним. Но тогда не противоречит ли это суждение самой специфике оживления, символизирующей движения и поступки человека?

Иными словами, если лишить куклу сходства с человеком, включая не только внешние черты, но и мотивы поведения и действия, этот факт нисколько не умаляет значения Театра Предметов, так как это также неживая природа, только в отличие от кукол лишенная еще и внешнего сходства с человеком, но при оживлении обладающая достаточным потенциалом выразительности в обретении всевозможных символов. Таким образом, мы приходим к выводу, что главная магия кукольного искусства состоит в наличии тесной связи между куклой и человеком. И восторг зрительского восприятия заключается в неожиданной узнаваемости «человеческого» в застывшей неподвижности куклы. Как бы парадоксально это ни звучало — преимущество кукольного театра перед живым актёром — это безжизненность куклы. Важнейшими атрибутами кукольного театра являются сцена, декорации и элементы бутафории, они еще и партнёры куклы, непосредственные участники действа.

Сотрудники Республиканского театра кукол в последние десять лет взяли на себя труд по созданию собственного оригинального репертуара дня детей. Все спектакли, разные по жанру, чрезвычайно музыкальны, выразительны по форме, с определенными элементами вкуса, эстетической и нравственной установкой. Среди них наиболее ярко выделяются пьесы, возрождающие истоки традиционного народного кукольного театра и сохраняющие названия существовавших издревле его видов. Это «Чодир хаёл», «Чодир жамол», «Караван-сарай…» с перчаточными куклами на поясной ширме и марионетками. В этих современно изложенных традиционных формах сохраняются живая музыка национальных инструментов: дойры, ногора, дутара и обязательное участие кизикчи — маскарабозов (скоморохов), корформона (зазывалы). Сама сюжетная линия выстроена на основе известных анекдотов о Ходже Насретдине, искрометный юмор которого сродни приключениям узбекского кукольного героя Качала Полвана (Плешивого Богатыря). Одним словом, его величество «площадный театр» прошедших веков во всей красе является современному зрителю, чтобы ещё раз напомнить о себе, наполнить сердца зрителей добротой, веселым задорным смехом. В этой карусели народных форм не забыт и русский балаганный театр, близкий по духу и формам узбекскому традиционному кукольному искусству. Речь идет о спектакле «Веселый балаганчик» (режиссёры Ф Ходжаев и Д.Юлдашева).

Те же скоморохи, петушиные бои, сценки с Петрушкой, шуточные номера с Цыганкой, Чайником, Медведем и т.д. В упомянутых спектаклях используется целый арсенал кукольных систем — от перчатки, тростевых, планшетных, теневых до марионетки, партерных и штоковьтх кукол. Особое внимание уделяется в театре возрождению репертуара для взрослых. Это легендарный эпос народов Средней Азии «Алпамыш» по оригинальной пьесе Н.Туляходжаева о богатыре Алпамыше, который своими подвигами принес счастье народу. Уничтожив ярого врага, он сумел вернуть землю и мир родному краю. В спектакле под названием «Люди и птицы» ‘Ярко и самобытно решена сценография пьесы художником Б.Исмаиловым. Музыка композитора АЛатифзаде создает торжественную атмосферу. В целом коллективу удалось создать патриотический образ народного героя, воспеть любовь Алпамыша и Ойбарчин.

Спектакль «Иссумбоси» назван по имени героя японской народной сказки, переложенной Н.Норматовым на язык сцепы кукольного театра. Этот своеобразный мальчик с пальчик, посланный великим светилом Солнцем бездетным Старику и Старушке, творит добро на земле, пытается избавить людей от злодеяний коварных чертей. Режиссер Ш.Юсупов в содружестве с художником Р.Камалетдиновым и композитором А.Икрамовым создали музыкальную сказку со счастливым концом, где очень интересны находки в решении подводного царства, создающем полную иллюзию воды и ее обитателей.

Необычно решение спектакля «Язык птиц» Х.Расула по одноименной поэме А.Навои (режиссер заслуженный артист Узбекистана Ш.Юсупов, композитор А.Икромов), где притчевые сценки исполняются куклами, а сами птицы решены в пластической форме с огромными масками и разноцветной палитрой перьевых красок …

В течение многих лет в кукольном театре не могло даже идти речи о проблемах внутреннего мира человека. Такие слова, как «специфика», «кукольность » как бы давали право обойти вопросы человеческой души. Но спектакль «И снова Андерсен…» Д.Юлдашевой, по мотивам сказки Г.Х.Андерсена «Девочка со спичками», опровергает эту концепцию огораживать мир ребёнка от столкновения с подлинной жизнью, с ее жестокостью. Идиллические картины затрудняют правильно ориентироваться ребенку в дальнейшей жизни.

Трагическая история девочки, замерзшей на улице большого города в канун Нового года, не может не тронуть душу ребенка, оставить его равнодушным. Режиссёр Д.Юлдашева сталкивает в конфликте холодный равнодушный реальный мир с волшебным миром фантазии одинокой девочки, где она и обретает счастье, улетев на небо к своей давно умершей матери со всеми выдуманными ею героями. Художник С.Седухин и композитор А.Икрамов создают удивительный образ мечты, в которой девочка находит милых и смешных друзей, тепло их сердец, праздник новогодней елки, любимую маму. В спектакле впервые за много лет используются планшетные куклы, каждая из которых управляется тремя актёрами на «черном кабинете». Создается эффект мультфильма, полное ощущение того, что куклы двигаются самостоятельно. В настоящее время театр переживает период упорных поисков в формировании современного репертуара. И этот путь его плодотворен.

Автор: Тахир Юлдашев