Алишер Аликулов вошел в мир изобразительного искусства в 90-е годы прошлого века. В это же время определился стержень его творчества — исторический и батальный жанры. Важным импульсом для деятельности молодого мастера стало обретение Узбекистаном независимости; именно национальная история, традиции богатой духовной и материальной культуры играют важную роль в его творчестве.

Выпускник (1995 г.) отделения монументальной живописи Национального института художеств и дизайна им. К.Бехзода, художник получил признание за очень короткий промежуток времени. Алишер отдает предпочтение многофигурным композициям, реалистическому методу отображения действительности. Отличительной чертой его почерка является точность деталей, внимание к сюжетам, достоверная передача исторических событий. А.Аликулов — участник многих республиканских и зарубежных художественных выставок. В 1996 г. за серию исторических произведений, посвященных эпохе Амира Темура и Темуридов, он был награжден медалью «Шухрат», а в 2001 г. удостоен Золотой медали Академии художеств Узбекистана.

В монументальных росписях «Шохона ов» («Королевская охота») (1995), «Спортивные игры Древней Бактрии» (1996), «Великие мыслители», «Народное восстание и движение джадидов» (2000), «Амир Темур во всемирной истории» (2001), выполненных в жанре миниатюры, он воспел богатые культурные и исторические ценности нашего народа.

Работа «Королевская охота» стала дебютной в творчестве молодого художника. А.Аликулов, придерживаясь советов своего учителя Б.Джалалова, совместно с группой своих коллег — А.Агаханяном, Б.Олимхоновым, Ш.Бахриддиновым, М.Азлар-ходжаевым — стремился найти новые подходы в решении многофигурных панно. Изображая сцену охоты, он большое внимание уделяет максимальной передаче динамики сюжета, экспрессивной выразительности происходящих событий. Профессионализм художника проявился в выразительной пластике фигур, в колористической гармонии всей композиции. Приковывает внимание зрителя и способ художественного изложения — условность, яркая цветовая палитра красок навевают прямые ассоциации с произведениями миниатюрной живописи.

Монументальная роспись «Спортивные игры Древней Бактрии», находящаяся в музее олимпийских побед, — доказательство тому, что художник находится в постоянном поиске. Спорт — вестник мира. Сближение народов и наций, вековые традиции и духовные ценности определяют содержание этого произведения. В величественном панно с помощью изображения персонажей стрельцов, борцов, всадников переданы страницы истории и культуры Бактрии. Каждая деталь композиции доведена до максимальной реалистичности. О серьезных стилистических исканиях автора свидетельствуют костюмы персонажей, различные орнаментальные решения, выполненные в стилистике той или иной эпохи.

Изобразительный язык настенной росписи «Сказки народов мира» (1996) в интерьере здания Театра юного зрителя лаконичен, выполнен с использованием насыщенных цветов. В ней герои сказок различных народов раскрыты в соответствии с возрастом детей. Сюжет росписи максимально насыщен, его дополняют пейзажные виды. Художник рационально использовал некоторые архитектурные части интерьера, обыгрывая, к примеру, в композиции входные двери.

Роспись «Подводный мир» (1997 — 1998 гг.)», выполненная в Ташкентском зоопарке, рассказывает о подводном царстве. Сюжеты картины обогащены сказочно-аллегорическими образами, при этом достигается органичное сочетание композиции, цвета и стиля. В настенной росписи «Великие предки» в обобщенных образах представлено богатое духовное достояние и величие наследства нашего народа. «Имам Бухарий, Имам Термизий, Ходжа Бахоуддин Накшбанд, Ходжа Ахмад Яссавий, Аль-Хорезмий, Беруний, Авиценна, Амир Темур, Мирзо Улугбек, Захириддин Бабур и другие великие наши предки внесли огромную лепту в развитие национальной культуры и стали гордостью народа. Их имена, их вклад в развитие мировой цивилизации сегодня известны всему миру» (1, с.23). В основе композиции использован мотив Великого шелкового пути. Включение памятников архитектуры древнего Самарканда и Бухары придает коллажному произведению ощущение законченности.

Одна из картин, созданных для Государственного музея истории Узбекистана, была названа «Народное восстание и движение джадидов». В ее основе — страницы драматической истории Узбекистана начала XX в. В целом картина смотрится как единый экспозиционный раздел в интерьере музея. Настенная роспись «Амир Темур в мировой истории» (2001) украшает зал Амира Темура в этом же музее. В центре картины — Амир Темур на коне. Произведение отличается четким художественным решением и богатым колоритом, интересным сюжетом. Облик Темура и исторические события, связанные с его эпохой, впечатляюще отображены в гармонии холодных и теплых цветов, с помощью легких графических штрихов.

А.Аликулов во всех своих монументальных и прикладных произведениях стремится передать внутренний мир и сложное психологическое состояние изображаемых персонажей. Такие картины, как «Победа Амира Темура над Тухта-мышсм» (1996), «Бой за знамя» (1996), «Штурм крепости» (1999), привлекают внимание именно этими качествами. Вместе с тем художник стремится максимально достоверно передать характер происходившего события. В настенных росписях «За Родину» (1999 — 2000), «Прорыв» (бой Ж.Мангуберди с Чингизханом) (2001) художник очень реалистично и детально показывает поле боя — дым, пыль, ураганы и унылую природу. Глубоко чувствуя исторические события, он стремится вложить в образы героев самоотверженность, патриотизм, наделяя их индивидуальными, портретными чертами. Так, использование холодных и теплых топов в портрете «Мухаммад Султон» (1998) позволило ярко раскрыть внутренний мир этого героя. Как и в других картинах, художник умело использовал здесь этнографические мотивы и элементы традиционного быта. А в картинах «Рынок Самарканда» (1996), «Музыканты» (1997) и «Беседа» (1997) повседневный быт передан путем передачи характерных особенностей восточного колорита.

По утверждению художника, искусство — это самопожертвование, которое должно быть направлено на благие дела. Мастер стремится в своем творчестве понять сущность искусства миниатюры и плодотворно использовать его при освещении исторических событий, сохраняя стиль и методы классических школ, продолжая народные традиции. Творчество Алишера Аликулова — яркий пример того, что в монументальной и прикладной живописи сегодня происходят большие и сложные процессы.

Автор: Сайда Илхомова