Художник — керамист Ашур Мухаммад Мамасолиев

Мастер-керамист Ашур Мухаммад Мамасолиев окончил отделение монументальной живописи Ташкентского государственного института искусств, однако сферой его творчества стала керамика, пластика малых форм. Его первые произведения выполнены в стиле традиционной для Узбекистана керамической игрушки. Уже в этих работах заметно стремление мастера к поискам новых средств художественной выразительности, которые, однако, не принесли ему творческого удовлетворения. Несомненный творческий рост мастера наблюдается в работах, созданных за последние 3 - 4 года. Композиции Мамасолиева тематически связаны с обычаями и традициями узбекского народа. Еще ребенком он наблюдал за мамой и тетушкой, сшивающими из кусочков ткани одеяла, подбирая подходящие лоскутки и составляя из них своеобразную композицию, выпекающими красивые румяные лепешки в земляных тандырах (такие тандыры и поныне сохранились в кишлаках Чимкента, Сайрама (карамур), Хонарика, Манкента, в Белых водах, кишлаке Икон Туркестана. Разные люди: шутники, добряки, любители почаевничать, охотники, виноградари, словно за малым дитем ухаживающие за саженцами, - привлекали его детский взор, становясь впоследствии образцами для его произведений, вдохновляя на творчество. Так были созданы произведения "Бедана оханги" ("Мелодии перепелки"), "Эски...
Read More

Новый памятник первобытного искусства в Центральной Азии

Долина Кашкадарьи вплоть до 2001 г. оставалась "белым пятном" на карте первобытных памятников Узбекистана. Лишь подъемные находки в долине Танхаздарьи, где были обнаружены отдельные остатки кремневых изделий, да труднодоступная пещера по Такаликсаю на перевале Тахтакарача, где в свое время Д.Левом было найдено несколько изделий из камня мустьерского времени, указывали на то, что долина Кашкадарьи обживалась человеком каменного века. Во время разведочных работ, проводимых осенью 2001 г. по правобережью Кашкадарьи, в 25 км к северо - западу от г. Китаб, при обследовании долины Аякчисая, склоны которого сложены из хорошо карстующегося мраморизованного известняка, была найдена и обследована целая серия пещер и гротов, в двух из которых находились остатки жизнедеятельности человека каменного века. Большая удача ожидала нас в соседней долине Куруксая, где, согласно информации доцента Каршинского ирригационного института А.Жуманова, находились навесы с непонятными изображениями, нарисованными красной краской. Сообщалось и название этого местонахождения - Сийпанташ. Уже в г.Карши при демонстрации А.Жумановым любительских видеосъемок, зафиксировавших отдельные рисунки Сийпанташа, стало понятно, что перед нами - уникальный памятник искусства...
Read More

Гава Сугда — Наутака — Кеш

Кеш - средневековая область, состоящая из отдельных рустаков - районов в пределах Зарафшанского хребта и Гузардарьи, одноименный столичный центр которой, как считают археологи, находился на месте Китаба и Шахрисабза. История Кеша значительно древнее средних веков, ее истоки связаны с периодом развития древнейших городов на территории Узбекистана и Средней Азии в целом. Еще в 80-х годах прошлого века в Китабо-Шахрисабзском оазисе археологи Ташкентского университета обнаружили руины крупного городского центра - Узункыр площадью 70 га. В VII - VI вв. до н.э. Узункыр был окружен мощной оборонительной стеной и имел также внутреннюю крепость. Недалеко от Узункыра находилась цитадель Сангиртепа, которая была обнесена двумя линиями глинобитных оборонительных стен толщиной 10 м каждая. Поэтому она получила название Сангир - Каменная крепость. Древнейшая архитектура Сангира датируется IX - VIII вв. до н.э. В то далекое время одна из областей Согдианы была известна как Гава Сугда (дословно - "Согдийское селение"). Эти сведения содержатся в Яштах, одной из ранних частей "Авесты". Интересно, что термин "Гава" (Гау) широко распространен в...
Read More

Архитектурные шедевры изумрудного города

Шахрисабз - один из городов Узбекистана. Пышной зеленью садов раскинулся он в верховьях Кашкадарьи. Многочисленные горные ручьи и саи, стекающие к главному руслу реки, несут не только живительную воду, но и плодородный ил. Именно на массовых отложениях водных протоков, образовавших небольшую равнину, еще в древности возник локальный земледельческий округ. Археологические исследования выявили в его границах большое количество поселений и усадеб поры античности и средневековья. Сегодня Шахрисабз далеко перерос средневековые границы, но, как и раньше, он утопает в изумрудной зелени садов, а над ними, словно вырвавшись из морской глубины, возвышаются величественные творения зодчих XIV - XV вв. Общеизвестно, что страна, город или селение обретают популярность и всеобщее признание благодаря какой-либо исторической достопримечательности, событию или иной особенности, что и становится его своеобразной визитной карточкой. Шахрисабз прежде всего ассоциируется с дворцом Ак-сарай. С историей возведения дворца связано много удивительных легенд. Согласно одной из них, Темур, задумав построить величественное здание, призвал к себе зодчего и изложил свою цель. Зодчий, выслушав правителя, попросил соизволения допустить его...
Read More

Вышивки Шахрисабза

К концу XIX в. в Узбекистане сложился ряд локальных школ вышивки, которые, с одной стороны, имели много общего в характере композиций и орнаментального декора, с другой - отличались своими, неповторимыми особенностями, разнообразием трактовки орнаментальных мотивов и колористических решений. Большой интерес в этом ряду вызывают вышивки Шахрисабза (Кашкадарьинский вилоят) - одного из старейших городов Средней Азии. Свое название - "зеленый город" - он получил "благодаря обилию зелени и ослепляющих глаз цветов" (1, с. 20). Шахрисабз был вотчиной рода Барласов, к которому принадлежал Амир Темур. Знаменитые архитектурные памятники города - дворец Ак-сарай, фамильная усыпальница темуридов Дорус Саодат, мечеть Кок-Гумбаз - свидетельствуют о том, что в XIV - XV вв. это был крупный административный и культурный центр Мовароуннахра. Амир Темур привозил сюда огромное количество мастеров и ремесленников из разных стран мусульманского Востока, что способствовало превращению города и в один из крупнейших центров ремесла. В XIX в. Шахрисабз был центром одного из бекств Бухарского эмирата, где по-прежнему процветали торговля и ремесла. Крупнейшими заказчиками и потребителями...
Read More

Sanat

К концу XIX в. в Узбекистане сложился ряд локальных школ вышивки, которые, с одной стороны, имели много общего в характере композиций и орнаментального декора, с другой - отличались своими, неповторимыми особенностями, разнообразием трактовки орнаментальных мотивов и колористических решений. Большой интерес в этом ряду вызывают вышивки Шахрисабза (Кашкадарьинский вилоят) - одного из старейших городов Средней Азии. Свое название - "зеленый город" - он получил "благодаря обилию зелени и ослепляющих глаз цветов" (1, с. 20). Шахрисабз был вотчиной рода Барласов, к которому принадлежал Амир Темур. Знаменитые архитектурные памятники города - дворец Ак-сарай, фамильная усыпальница темуридов Дорус Саодат, мечеть Кок-Гумбаз - свидетельствуют о том, что в XIV - XV вв. это был крупный административный и культурный центр Мовароуннахра. Амир Темур привозил сюда огромное количество мастеров и ремесленников из разных стран мусульманского Востока, что способствовало превращению города и в один из крупнейших центров ремесла. В XIX в. Шахрисабз был центром одного из бекств Бухарского эмирата, где по-прежнему процветали торговля и ремесла. Крупнейшими заказчиками и потребителями...
Read More

Маленький театр древнего города

Информация об этом театре в энциклопедическом справочнике заняла бы всего один абзац и выглядела примерно так: "Театр-студия "Эски мачит" - один из популярных театральных коллективов Узбекистана. Организованный в середине 90-х годов, за короткий срок приобретает широкую известность, благодаря ярким, эмоционально-выразительным спектаклям. Тщательно подобранный репертуар театра отличается философской насыщенностью и острой морально-этической проблематикой. Среди других здесь поставлены спектакли "Шейх Санан" по мотивам поэм Аттара и Навои, "Найман-она" по роману Ч.Айтматова "И дольше века длится день", "Каин и Авель" по драме Дж.Байрона "Каин", "Родненькая" - по пьесе грузинского драматурга А.Шаманадзе "Маленькая квартира с большой лоджией". Для постановки спектаклей приглашаются известные режиссеры Ф.Касымов, Б.Абдураззаков, А.Ходжакулиев. Театр успешно гастролирует за рубежом, его спектакли и актеры - призеры различных театральных фестивалей и смотров". У краткой истории театра была и предыстория. В конце 80-х годов из Каршинского обалстного театра имени М.Ташмухамедова выделилась студия "Мулокот". Инициатором ее создания и организатором был режиссер А.Абдуназаров. А в середине 90-х из этой студии отпочковалась другая, которая и получила название "Эски мачит"....
Read More

Бахтиер Тураев. Служение театру

Творческое лицо того или иного театра во многом определяется его художником-постановщиком. С 90-х годов прошлого века большинство постановок театра им. Хамзы (ныне Узбекский Национальный академический драматический театр) связано с именем главного художника театра Б.Тураева. Так же, как и его учитель Г.Брим, Б.Тураев изначально формировался в атмосфере театра, прежде всего, академического. Художник выработал свою собственную концепцию понимания и осмысления современной сценографии. На счету Б.Тураева - множество постановок, таких, как "Еркиной", "Проделки Майсары", "Садди Искандарий", "Абай" и другие. В 1998 г. на сцене театра была осуществлена постановка "Сохибкирон" по произведению А.Арипова, которое можно охарактеризовать как классическую историческую драму. Сценография Б.Тураева помогает актерам и режиссеру сориентироваться на тот настрой, который требует драматургия автора. Оплотом Темура, его детищем явился город Самарканд. Именно из этого исходит художник, решая сценическое оформление. В Самарканде под сводами его архитектуры происходит действие спектакля. Реальные узнаваемые черты города формируют художественный образ постановки. Иллюзия глубины и многоплановости сцены достигается за счет нескольких пар кулис, делящих пространство сцены. Умышленное искажение перспективы кверху (все...
Read More

"Красочные нити различных традиций…"

Дмитрий Янов - Яновский - один из тех современных композиторов Узбекистана, творчество которых хорошо известно далеко за пределами страны. Его знают не только как автора музыки, но и как человека, неутомимой деятельности которого обязан своим существованием в республике один из самых значительных и единственный в своем роде музыкальный проект - Международный фестиваль современной музыки "Ильхом - ХХ". Д. Янов - Яновский является инициатором и художественным руководителем этого фестиваля. "Что наиболее впечатляет, так это мастерство, с которым он из красочных нитей, берущих свое начало от весьма различных традиций и влияний, ткет музыкальную ткань - всегда изысканную, прекрасно оформленную и ярко индивидуальную", - так характеризует известный английский композитор Джеральд Мак'Берни Д.Янов - Яновского - одного из наиболее интересных авторов, представляющих сегодня композиторскую школу Узбекистана. Уже первые опыты Дмитрия как композитора были успешными. Годы учебы в Ташкентской консерватории, где он обучался композиции в классе своего отца Феликса Янов - Яновского, оказались ознаменованными крупными достижениями. Так, в 1983 г. его кантата "Мастера" заняла 3-е место на...
Read More

Композитор Мирсадык Таджиев

В 2001 г. исполнилось пять лет со дня смерти Мирсадыка Таджиева, композитора, доцента Ташгосконсерватории, заслуженного деятеля искусств республики. Его творчество оказало заметное влияние на развитие композиторского искусства Узбекистана. Имя Мирсадыка Таджиева по праву вошло в историю узбекской музыкальной культуры. Это крупнейший в Узбекистане композитор-симфонист. В числе его сочинений симфонии и музыкальные драмы, хоровая музыка и произведения для оркестра народных инструментов. Им создано девятнадцать симфоний в рамках узбекской композиторской школы. Пример беспрецедентный. Становление Таджиева - музыканта было ярким и стремительным. Он окончил музыкальное училище им.Хамзы историко-теоретическое отделение, класс композиции Малахова. В годы учебы в консерватории Таджиев активно работал в разных жанрах. В качестве диплома он представил Вторую симфонию-балет. Опираясь на традиции композиторов старшего поколения, Таджиев всегда стремился найти свой путь в искусстве. Интерес к поиску нового вновь и вновь помогал ему экспериментировать, что особенно ярко проявилось на примере симфоний. Одни из них отличаются масштабностью замысла и внушительным составом оркестра, а другие предназначены для камерного исполнения. М.Таджиев вошел в историю узбекской музыки как создатель...
Read More

Новые имена. Заур Мансуров

Заур Мансуров родился в 1979 г. в Ташкенте. В 1994 - 1998 гг. учился в Республиканском художественном колледже на отделении дизайна и книжной графики. С 1998 г. - студент Национального института художеств и дизайна им.Камалиддина Бехзада. Отделение монументальной живописи. Творчество Заура Мансурова было представлено на ряде выставок. В их числе "Моя территория" (1997 г.), "Молодые таланты" (1998 г.), "Новые имена" (1999 г.), "Молодежная выставка" (2000 г.), выставки, посвященные Дню независимости, юбилею Камалиддина Бехзада (2000 г.), празднику Навруз (2001 г.), "Летний вернисаж" (2001 г.). З.Мансуров - призер выставки, посвященной юбилею К.Бехзада. "В чем истоки моего творчества? Восток - вот точка отсчета, элемент, равносильный воздуху. Он разнолик и неисчерпаем для творческой личности. С другой стороны, Восток немыслим без Запада. Союз этих противоположных начал дает бесконечные возможности для открытия необыкновенных, порою неповторимых образов. Философская созерцательность и мистика Востока в союзе с чeтким рационализмом и свободой творческого мышления Запада... Сохранение традиций Востока и постоянные революционные преобразования Запада... Душа Востока и ум Запада (и наоборот)... Эти оппозиции...
Read More

Новые имена. Абдужаббор Назилов

Абдужаббор Назилов родился в Ташкенте в 1976 г. В 1996 г. окончил Республиканский художественный колледж. В 2001 г. получил диплом бакалавра Национального института художеств и дизайна имени Камалиддина Бехзада. 1997 г. - участник Республиканской выставки молодых художников Узбекистана. "Композиция моего первого рисунка была такова: на листе писчей бумаги скомпонован прямоугольник, разделенный одной линией на две половины. В одной из них нарисована мама, готовящая ужин на газовой плите, в другой - папа за письменным столом. Этот рисунок очень обрадовал моих родителей. Вдохновленный их радостью, я еще больше полюбил рисование. Живопись - искусство сложное, многогранное. Каждый художник по-своему воспринимает окружающий мир и решает его на холсте по-своему. Некоторые считают, что реализм уже сказал свое слово. Может быть, они и правы. Но я - сторонник реализма. Это не значит, что нужно просто копировать с натуры или смотреть на вещь глазами натуралиста, нужно относиться к природе с чувством осмысления. Тогда можно выявить характер человека или состояние природы и обобщить богатую палитру цветов, сохраняя ее разнообразие"....
Read More

Хроника художественной жизни (декабрь 2001 — апрель 2002)

23 декабря 2001г. - 10 января 2002г. В Ташкенте в Центре современного искусства проходила ретроспективная выставка с романтическим названием "Зимние узоры" - новогодний подарок жителям и гостям столицы накануне 2002 г. На выставке были представлены работы таких мастеров живописи Узбекистана, как Р.Ахмедов, И.Шин, Д.Умарбеков, Г.Кадыров и др. 10 - 23 января 2002 г. В Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана состоялась выставка, посвященная 10 - летию Республиканского интернационального культурного центра под патриотическим названием "Шу азиз Ватан - барчамизники!" В экспозиции было представлено 150 работ таких мастеров кисти, как Н. Кузыбаев, Р.Чарыев, С.Абдуллаев, инсталляции Э.Исхакова, скульптура Р.Миртожиева и Л.Рябцева, керамика А.Авакяна и др. 21 января 29 произведений живописи и 13 прикладного искусства были представлены на выставке - аукционе под названием "Молодые дарования Узбекистана для детей детских домов", проведенной в Посольстве Польской Республики. 30 января Академия художеств Узбекистана, представительство Росзарубежцентр и Центр современного искусства провели вечер, посвященный 170 - летию со дня рождения мастера русской пейзажной живописи И.И.Шишкина. Был подписан протокол сотрудничества между Росзарубежцентром и Академией художеств Узбекистана. 31 января "Моя...
Read More

Творить — значит являть себя

Виктор Апухтин. Грани творчества. Современная эстетическая наука разделяет множественность точек зрения на сущность, законы и природу художественного творчества. Появление оригинальных подходов наряду с традиционными - естественный путь развития человеческой природы в желании ответить на "вечные вопросы": какова природа эстетического, что есть искусство, каково его предназначение. Поиск новых форм и новых принципов приводит к пониманию того, что в современном мире происходит становление особого типа культуры, в которой множество самобытных и оригинальных культур подчиняется законам коммуникации, причем диалог и взаимодействие идут не только по оси настоящего времени, но и по оси "прошлое - будущее". В. Апухтин - известный художник, достигший успеха и славы в избранной им сфере творческой деятельности, в настоящее время серьезно увлечен философско-эстетическими проблемами художественного освоения мира, которые сформулированы в его курсе практических занятий под общим названием "Дизайн духа" в системе программы "Генетическая память - ноосферный интернет". Курс - продукт синтеза теории и практики, он дает представление о феномене творчества, показывает пути и способы визуализации собственных переживаний, осознанию себя как части культурного пространства....
Read More

Скульптор Равшан Миртажиев

Творческая биография Равшана Миртажиева началась еще в 1980 г., и с первых же работ скульптора определилась основная направленность его произведений, связанная с патриотической тематикой. Так, одна из его ранних скульптур "Мать и дитя", созданная в 1985 г. и установленная в Андижанском вилояте, была посвящена трагическим событиям второй мировой войны, тем узбекским юношам, которые не вернулись с фронта. Именно эта тема - тема любви к родному краю стала возможной для ее воплощения в 1990-е годы, с провозглашением Республикой Узбекистан независимости. В годы независимости в республике значительно возрос интерес к собственной истории, ее героям, событиям давних времен. История Узбекистана ныне стала тем стимулом, который питает творческую интеллигенцию республики. Обращение к исторической тематике, великим образам прошлого стало еще одной возможностью художника для воплощения идей патриотизма, насущных проблем современности, вечных тем, актуальных для любого народа и для любого времени. В этом плане можно отметить такие произведения Миртажиева, как "Темурмалик" (1990, бронза, 40 см), "Дождь" (1995, бронза), "Бабур. Тоска по Родине" (1996, бронза, 30х30 см), "Путник Бабур"...
Read More

Джурат Рахмани

Джурат Рахмани родился в 1952 г. Детство и юность его прошли в родном Намангане. В возрасте 15 лет он стал учеником в художественной мастерской, а в 1970 г. поступил в Республиканское художественное училище, из которого вскоре был призван в армию. В 1981 г. Джурат закончил Ташкентский театрально-художественный институт отделение живописи. С этого времени началась его самостоятельная творческая деятельность. Д. Рахмани объединяет в своем творчестве изысканную красочность и характерные приметы родного ему Востока с динамикой поисков и духом правдолюбия. Вдохновленный природой и бытием своей Родины Джурат одновременно открыт и тем ветрам, которые прибывали и приходят к нам с модернистского Запада. В произведениях художника сочетаются безусловная одаренность, основательный базис мастерства и стремление говорить о своем времени и своем народе правдиво, без уводящей от объективной истины идеализации. На его искусство художественные критики обратили внимание в связи с состоявшейся в 1984 г. в клубе творческой молодежи "Ильхом" групповой выставкой молодых художников. Интерес к его творчеству был подтвержден и в начале девяностых годов, когда в Намангане...
Read More