Дмитрий Янов — Яновский — один из тех современных композиторов Узбекистана, творчество которых хорошо известно далеко за пределами страны. Его знают не только как автора музыки, но и как человека, неутомимой деятельности которого обязан своим существованием в республике один из самых значительных и единственный в своем роде музыкальный проект — Международный фестиваль современной музыки «Ильхом — ХХ». Д. Янов — Яновский является инициатором и художественным руководителем этого фестиваля.

«Что наиболее впечатляет, так это мастерство, с которым он из красочных нитей, берущих свое начало от весьма различных традиций и влияний, ткет музыкальную ткань — всегда изысканную, прекрасно оформленную и ярко индивидуальную», — так характеризует известный английский композитор Джеральд Мак’Берни Д.Янов — Яновского — одного из наиболее интересных авторов, представляющих сегодня композиторскую школу Узбекистана.

Уже первые опыты Дмитрия как композитора были успешными. Годы учебы в Ташкентской консерватории, где он обучался композиции в классе своего отца Феликса Янов — Яновского, оказались ознаменованными крупными достижениями. Так, в 1983 г. его кантата «Мастера» заняла 3-е место на конкурсе молодых композиторов в Москве. Там же, в Москве, в 1985 г. за струнный квартет Янов-Яновский получает 1-ю премию, а за фортепианный концерт — поощрительный приз. В этом же году в Алма-Ате на XIX кинофестивале композитор стал обладателем приза за музыку к мультипликационному фильму «Золотой лист». 1990-е годы приносят Д.Янов-Яновскому ряд побед на международных конкурсах: 1991 г. — 2-я премия на Международном конкурсе духовной музыки во Фрибурге (Швейцария) за сочинение «Lacrumosa», 1992 г. — главная премия конкурса композиторов «Alea — III» в Бостоне (США) за произведение «Presentiment», а также приз за лучшую музыку на кинофестивале в Нанте (Франция) за музыкальное оформление картины «Камми», 1995 г. — приз союза кинематографистов Узбекистана «Грифон» за музыку к мультсериалу «История ислама», созданную в соавторстве с Феликсом Янов — Яновским.

Победы Д.Янов — Яновского на различных конкурсах — лишь внешние вехи его деятельности, хотя они и подтверждают плодотворность работы композитора. Лишь музыка может дать представление о ценности создаваемого композитором. Его сочинения исполняются на многочисленных международных фестивалях известнейшими музыкантами и коллективами мира. Среди них — Дан Апшоу — американская певица, виолончелист Йо-Йо Ма (США), чрезвычайно популярный в настоящее время в Америке и странах Запада, клавесинистка Элизабет Хойнацка (Франция), ударник Герт Соренсен (Дания), «Kronos Quartet» (США), «Arditi Quartet» (Англия), ансамбль «Xenia» (Италия), оркестр Бруклинской академии музыки и т.д. Диски с музыкой композитора были выпущены в Италии, Франции, США. Хотелось бы только, чтобы его сочинения исполнялись чаще и в нашей республике.

В музыке Д.Янов — Яновского глубокая содержательность сочетается с оригинальностью замысла, обусловливающей и новые, необычные формы. Не случайны поэтому поэтические названия его произведений: «Sotto voce» («Тихим голосом»), «Ad amorem» («К любви»), «Lux aeterna» («Свет вечный»), «Ритуал», «Соприкосновение», «Пробуждение», «Музыка сновидений». Кажется, в самих этих названиях уже звучит музыка. Одно из сочинений имеет в названии лишь … многоточие. В нем композитор использовал стихи А.Пушкина, причем отдельные фразы из них. Однако он так скомпоновал их, что стихи приобрели совершенно новую окраску, иной смысл и звучат так, словно написаны не в XIX столетии, а сегодня. Эксперимент автора несколько другого рода — «Мадригал» для виолончелиста, где музыкант не только играет, но и читает текст.

Следует отметить, что сам композитор считает излишним разъяснять смысл названий своих работ. Одно из несомненных достоинств музыки автора — ее необычайно яркая образность, способность вызывать в воображении слушателей яркие зрительные ассоциации. Может быть, именно это — одна из причин успешной работы композитора в кино и театре. Д. Янов — Яновский создал музыку более чем к сорока художественным, документальным и мультипликационным фильмам, а также почти к двадцати театральным постановкам. Так, кинофильм «Кя дя», музыку к которому он написал , был удостоен призов на семи международных фестивалях и демонстрировался в Ретроспективе лучших фильмов в центре Дж.Помпиду в Париже.

Спектакли, музыку для которых написал Д.Янов — Яновский, идут на сценах театров различных стран. Например, пьеса «Императорский безумец» входила в репертуар Московского драматического театра. Для театра «Ильхом» была написана музыка к спектаклю «Дом, который построил Свифт» (режиссер М.Вайль). Совместно с группой современного американского балета «Shapiro and Smith Dance» коллективом этого же театра был осуществлен еще один проект — фильм-спектакль «Отель Вавилон», заказанный организаторами Европейского международного фестиваля театров в Реклинг — Хаузене (Германия), где в 1997 г. и состоялась его премьера. Спектакли «Девочка со спичками» и «Притча о любви дарованной» на музыку Д. Янов — Яновского ярко обозначили новую линию в Молодежном театре столицы: в них отсутствует, казалось бы, самый необходимый компонент любого драматического спектакля, а именно — слово, текст. Зато на первый план выходят такие стороны театрального действия, как сценическое движение, хореография и, конечно же, музыка. Именно она задает ритм действу, определяет его характер и во многом обусловливает успех представления в целом.

В тесном содружестве композитора с художественным руководителем Молодежного театра Наби Абдурахмановым проходила работа над спектаклями «Холстомер», «Созвездие Омара Хайяма», «Принцесса Турандот», «Тартюф», которые утвердили статус Молодежного как театра самобытного, зрелищного. Ощущение чуда — одно из необходимых условий постижения любого вида искусств. Завораживающая атмосфера возникает при исполнении сочинений Д.Янов-Яновского. Одна из причин этого — фактурные, тембровые особенности произведений, построенных так, что в них почти теряется грань между звучанием и тишиной — понятиями почти равнозначными, потому что создается впечатление звучания не только музыки, но и окружающего пространства. Характерно в этой связи название одного из произведений композитора —«Звучащая темнота». И еще: звуковое пространство сочинений обладает волнующими душу свойствами и потому, что оно являет собой не просто, так сказать, «готовый продукт» творчества, а словно предстает в процессе своего возникновения, словно рождается прямо на глазах. Для сочинений Д.Янов — Яновского характерна импровизационность. Так построено, например, произведение «Presentiment» («Предчувствие») для камерного оркестра и магнитофонной ленты — из насыщенного, но «расплывчатого» пространства постепенно возникают все более определенные мелодические фразы. Как результат этого долгого восхождения торжественно звучат интонации азана, записанного на пленку и обработанного так, словно его исполняет не один человек, а хор.

Слушатель произведений композитора ощущает себя сопричастным к таинственному акту творчества — рождению Гармонии из Хаоса. У Д.Янов — Яновского есть ряд сочинений, обнаруживающих его связь с традициями узбекской музыки. В произведениях «Такыр» для ударных инструментов и струнного оркестра, в «Музыке сновидений» для клавесина, чанга и магнитофонной ленты узбекские интонации получают оригинальную трактовку, звучат в неожиданном контексте. Д.Янов — Яновский умеет извлечь из традиционных инструментов нетипичные для них звуки и интонации. Или, наоборот, использует приемы звучания какого-либо узбекского традиционного инструмента. Так построены, например, несколько сочинений из цикла «Chang — music» для разных составов. Кажется, что в них звучит чанг, хотя на самом деле его здесь нет.

В январе 2002 г. Д.Янов — Яновский представлял музыкальное искусство Узбекистана в Европе, где в рамках Международного проекта «Шелковый путь» в концертных залах Брюсселя, Кельна и Амстердама с огромным успехом исполнялось его сочинение «Ночная музыка: голос в листве», которое наряду с другими произведениями автора показывает, как много может дать талантливому человеку общение с культурами разных народов.

Автор: Лола Уралова