Редакционная коллегия

В конце XIX - начале ХХ в. на территории Намангана существовала местная художественная школа зодчества, основанная на традициях этого времени. Здания, возводимые ее мастерами, отличались богатством объемно-пространственных решений и художественного декора. Большое значение в зодчестве Намангана имели мечети, которые строились в основном в центре махалли или кишлака, "всем миром" (хашаром) или на средства состоятельных людей. Многие мечети стали называться "Сирли". Этот термин обычно употреблялся по отношению к глазурованным изразцам, однако на местном наречии - чаще к орнаментальному декору, созданному масляными красками. Вместе с тем слово "сирли" имело еще и значение - "тайный". Таким образом, вид архитектурного декора, используемый для квартальных мечетей, послужил основой для названия этих культовых сооружений. Названия "Сирли" (декорированная масляной краской, глазурью) и "Гулли" (расписанная цветочным орнаментом) имеют мечети, возведенные в конце XIX - начале ХХ в. в Намангане и в Наманганском, Туракурганском, Чустском и Папском районах. Следует отметить, что со временем декор мечетей претерпел заметную эволюцию. В описаниях "Жизни пророка Мухаммада" сказано: "Стройте мечети пониже, а города ваши -...
Read More

Академия художеств Узбекистана. Горизонты международного сотрудничества (1997 — 2001 гг.)

Мало кто мог предположить, разрабатывая в свое время концепцию деятельности Академии художеств, что один из разделов, связанный с ее международным сотрудничеством, будет включать такое большое и разнообразное количество аспектов и направлений. Уже первый год работы республиканской академической организации оказался насыщенным различного рода мероприятиями. Мастера изобразительного, прикладного искусства активно участвовали в проведении Дней культуры Узбекистана в ФРГ, Азиатской биеннале искусств в Народной Республике Бангладеш, XII Международного ташкентского кинофестиваля и др. Накопленный опыт, анализ эффективности участия в международных мероприятиях позволили Академии художеств в кратчайший срок расширить сферу своей деятельности, включив в план проекты и акции, разработанные в результате переговоров с зарубежными партнерами на основании двусторонних договорных документов, соглашений. Деловые контакты были установлены с Ассоциацией художников Республики Корея, Институтом шелкового пути, Буддийским миротворческим обществом Сока Гаккай Интернэшнл, Университетом Сока (Япония), Международной конфедерацией Союзов художников (Российская Федерация), Хелуанским университетом (АРЕ), Индийским Советом по культурным связям с зарубежными странами, картинными галереями "Ателье оф Арт" (ФРГ), "Пинк Бридж Арт Геллери" (США). Свое согласие на предложение о сотрудничестве...
Read More

Народное музыкальное творчество Сурхандарьи

Сурхандарья - этнофольклорный регион, сохранивший в себе элементы архаической культуры со времен, как минимум, кушанской Бактрии. Здесь переплелись история и культура тюркских и иранских народностей, поэтому основная масса населения свободно владеет узбекским и таджикским языками, что в определенной мере находит отражение и в народном творчестве. В искусстве, обрядах и материальной культуре Сурхандарьи заметно взаимопроникновение этнокультур древних согдийских, тюркских и восточно-иранских народностей, которое проявляется в антропологической специфике, традициях и обычаях, жанрах фольклора и их исполнении, музыке, танцах, изобразительном и прикладном искусстве. Народное музыкальное творчество Сурхандарьи складывалось веками в зависимости от социально-бытовых функций, социально-психологических особенностей этноса. Большинство вокальных (народных песен, речитаций, песнопений, плачей-причитаний) и инструментальных жанров (чолгу куй) было связано с народными обрядами. Музыкальное творчество региона образует две большие группы прикладных и неприкладных жанров, получивших особенно большое распространение во всех туманах вилоята. Это обрядовые (календарные, свадебные, похоронно-поминальные, культово-ритуальные), колыбельные, трудовые, лирические песни, реже - исторические и бытовые. Распространены и специфические песенные жанры - терма, кошук, лапар, ялла и ашула. Своеобразные территориальные условия региона и...
Read More

Узбекский государственный камерный оркестр народных инструментов "Согдиана"

Звучание оркестров узбекских народных инструментов в Узбекистане знакомо каждому с детства. Узбекская народная музыка, произведения современных композиторов республики, переложение и обработка популярной музыки народов мира стали привычной частью нашего музыкального быта. Растет количество профессиональных, учебных, самодеятельных коллективов, оркестров, ведущих активную концертную деятельность. Узбекский оркестр народных инструментов "Согдиана" был создан в сентябре 1991 г. по инициативе Анвара Хакимовича Ливиева - заведующего лабораторией по усовершенствованию узбекских народных инструментов, прекрасного знатока оркестрового искусства и Фирузы Равшановны Абдурахимовой - заведующей кафедрой оркестрового дирижирования Ташкентской государственной консерватории имени М.Ашрафи, замечательного музыканта и организатора. В условиях суверенного государства, интенсивного возрождения национальных традиций появление нового исполнительского коллектива ознаменовало еще один шаг в деле развития узбекской музыкальной культуры. Узбекский оркестр народных инструментов "Согдиана" органично соединил в себе богатейшие национальные традиции и опыт современного развития узбекского музыкального искусства с достижениями других национальных культур. Исполнительский коллектив сразу же обратил на себя внимание музыкальной общественности. И это неудивительно, ведь в его составе музыканты самого высокого класса - преимущественно лауреаты международных, региональных и...
Read More

Новые книги

За последние два года библиография книг, посвященных культуре и искусству Узбекистана, пополнилась рядом работ, которые мы предлагаем вашему вниманию Материалы Тохаристанской экспедиции. Вып. 1. Археологические исследования Кампыртепа. (Под ред. акад. АН РУз Э.Ртвеладзе, канд. искусствоведения Дж.Ильясова). Ташкент, 2000. Данный выпуск открывает серию публикаций результатов археологических исследований, проводимых на одном из самых интересных древних памятников Узбекистана - городище Кампыртепа. Тематически он охватывает важные аспекты истории материальной и художественной культуры этого городища, а в хронологическом плане ограничен периодом от первых веков до н.э. до второй половины II в. н.э. Издание осуществлено при финансовой поддержке Японского агентства международного сотрудничества Japan International Cooperation Agency. На русском языке. Ахборотнома. Бюллетень Научно-исследовательского института искусствознания Академии художеств Узбекистана. Вып. 1. (Под ред. докт. искусствоведения М.Кадырова). Ташкент, 2001. Выпуск посвящен актуальным проблемам современных музыки, театра, цирка и других видов зрелищного искусства. На узбекском и русском языках. Галина Пугаченкова. Биографический очерк. Автор и составитель С.Горшенина. Ташкент, 2000. Работа знакомит читателя с основными этапами жизни Г.Пугаченковой - выдающегося ученого, автора многочисленных трудов по истории искусства Узбекистана, основателя Узбекистанской искусствоведческой экспедиции, академика...
Read More

Новые имена. Камалиддин Бабаев

После успешного окончания 2-го курса Национального института живописи и дизайна им. Камалиддина Бехзада (1998 г.) Камалиддин стал обладателем Президентского фонда "Умид", получив возможность обучаться в течение четырех лет в Academia di Belle arti Aldo Galli в итальянском городе Комо. В апреле 1999 г. он завоевал 3-е место в интернациональном конкурсе монументальной живописи "Земля этрусков" в городе Клози (Италия), а в июне этого же года, стал обладателем золотой медали конкурса "Акварельная живопись" при Академии искусств Витторио Вивиани в городе Нова Миланезе (Италия). В 2000 г. принимал участие в выставке "Живопись Узбекистана в Италии" (г. Леццено, Италия). В декабре 2000 г. состоялась первая персональная выставка художника "Юбилей 2000. Рим" в итальянском городе Кассина Риццарди. "Придерживаюсь ли я каких-либо концепций в моем творчестве? Сегодня мне трудно ответить на этот вопрос. Но годы учебы в Ташкентском национальном институте живописи и дизайна им. К. Бехзада на отделении монументальной живописи определили мою любовь к большим плоскостям и дерзким решениям. Мой творческий опыт начинался непосредственно на стенах, окнах...
Read More

Грани художественной жизни. Выставки Академии художеств

Ответ на вопросы, что представляет собой художественная жизнь, как и какие в ней отражаются идеи в полной мере могут дать, пожалуй, только выставки. Именно экспозиции произведений узбекских художников 90-х годов стали отражением новых черт и контуров нашего искусства, а также его нового институционального положения в обществе со времени образования в 1997 г. Академии художеств Узбекистана. Ее высшая миссия - создание условий для расцвета национального искусства, которое должно стать выражением самостоятельности и самобытности нашего государства как полноправного члена мирового сообщества. Поэтому наряду с основными приоритетными направлениями в ее деятельности, связанными с подготовкой профессиональных кадров, углубленной и планомерной научно-исследовательской работой по вопросам истории национального искусства и современности, ведущее положение занимает, безусловно, выставочная. После обретения страной независимости в ситуации формирования нового общественного и экономического контекста, развития идей свободы творчества и плюрализма мнений, активного укрепления международных культурных связей выставочная деятельность начала приобретать небывалую ранее динамичность и широту. Поэтому предлагаемый материал по выставочной практике последних пяти лет является лишь небольшим обзором. Несмотря на ее актуальность в...
Read More

Новые имена. Максим Бондаренко

В 1998 г. М. Бондаренко окончил Национальный институт художеств и дизайна им. Камалиддина Бехзада. Несмотря на молодость, он уже заявил о себе как интересный представитель современного искусства Узбекистана. Его картины демонстрировались в Ташкенте на концептуальной выставке "Моя территория" (1997 г.), Молодежной выставке (2000 г.), выставках "Восток - Запад. Диалог во времени" (2000 г.), "Рождается миниатюра" 2001 - 2002 г. (Вильнюс) и др. "В чем для меня заключается побудительный мотив творчества? Скорее всего, это можно сравнить с любовью, это просто потребность. Зрителя часто интересует, что я хотел выразить тем или иным произведением, чем вводят меня в замешательство. Я не могу объяснить, почему я выбрал тот или иной сюжет. Ведь не всегда рационализм в творчестве помогает самому процессу. Чаще именно отсутствие такового провоцирует большую убедительность; искренность - ключевые составляющие искусства. Зачастую художник выбирает решение - стилистическое или сюжетное, - опираясь на бессознательное, на интуицию. Я нахожу это наиболее метким, удачным выбором, освобождающим от наносного, модного лоска. Со временем понимаешь, что по-иному произойти не...
Read More

Знак — Жест

Творческий поиск для художника - это всегда отрыв от опыта предшествующего поколения и преодоление традиционных форм выражения, будь то реализм, авангардизм или модернизм. Только в процессе творческого поиска возникает новое постижение реальности; поиск провоцирует возникновение нового образного языка, помогающего материализовать сознание художника. Вышесказанное можно отнести к творчеству ташкентского художника Александра Николаева, к его стремлению выработать собственную художественную концепцию, организовать целостную систему эстетических принципов на основе индивидуального творческого опыта. "Как и многие живописцы, начавшие свой творческий опыт с освоения реалистических форм, в процессе творческого поиска я ощутил необходимость новой логики познания мира, иных форм художественного выражения"' - декларирует художник и продолжает: "Я пытаюсь выразить то, что глубоко таится в нашем сознании, находится на подсознательном уровне, в наших этнокультурных корнях". Свое право на поиск художник подтвердил серией картин, с которой он дебютировал на Республиканской выставке скульптуры и графики 1999 г. и выставке "Восток-Запад" 2000 г. В своих живописных полотнах художник рассматривает двухмерную плоскость как место напряжения графических элементов, выявляя ритмичной структурой ярко выраженный динамизм...
Read More

Новая находка на юге Узбекистана

Раскопки весеннего полевого сезона 2001 года на городище Кампыртепа принесли ряд важных в историческом плане открытий, находок отдельных, по существу, уникальных предметов. Среди них особый интерес представляет обнаруженная в помещении на втором от дневной поверхности полу бронзовая чаша, рядом с которой, вероятно, находилась миниатюрная керамическая база, служившая, очевидно, подставкой для нее. Чаша имеет плоское дно, выпуклые бортики с отогнутыми под прямым углом верхними краями. С одной из сторон к чаше прикреплена ручка, верхняя часть которой выполнена в виде львиной головы, обращенной к резервуару. В пасти льва, размещенной на уровне верхнего края чаши, зажат округленный брусок цилиндрической формы. Нижняя часть ручки выполнена в виде выпуклого медальона, несущего рельефное изображение мужского лица, которое по ряду признаков можно считать принадлежащим одному из персонажей древнегреческого пантеона, а именно - Дионису. Завоевание Александром Македонским южных областей Средней Азии в 329 327 гг. до н н.э. способствовало распространению здесь эллинских традиций, наложивших отпечаток на развитие местных форм изобразительного искусства. Судя по наличию данных изображений, чаша, видимо, имела культовое...
Read More

Уникальная бронзовая чаша с городища Кампыртепа

Весной 2001 г. на городище Кампыртепа, расположенном в 20 км к западу от Термеза, Тохаристанской археологической экспедицией были найдены два металлических изделия - целая плоская бронзовая чаша с ручкой в виде головки льва и изображением вакхического персонажа в ее нижней части, а также оддон курильницы, изготовленной в комбинированной технике - деревянная основа, обложенная листовой бронзой с типично эллинистическим орнаментом в виде полосы пальметт. Обнаружение металлических изделий в слое, датирующемся концом первой половины II в. н.э. уже само по себе исключительное явление. Чаша - это единственный образец торевтики данного времени, обнаруженный на территории юга Узбекистана, и единственный сосуд подобного типа на территории Бактрии. Более того, декоративное оформление чаши, которой и посвящена данная статья, в виде фигурки льва, совмещенное с изображением вакхического божества, придает этим находкам и важное художественно-семантическое значение. Интересно рассмотреть эти изделия и в контексте формирования школ торевтики Центральной Азии античного и раннесредневекового времени. Генезис ремесленной традиции. Наиболее близкие аналоги фигурному изображению льва встречаются в торевтике и керамике Средней Азии еще за...
Read More

К истории древнего стеклоделия

В течение многих веков в нашей стране развивалась культура стеклоделия, которое достигло своего апогея в средние века, о чем свидетельствуют результаты археологических исследований. Среди материалов, будь то природный или искусственный, нет никакого другого, который мог бы сравниться со стеклом. Оно по своей прозрачности и чистоте по душе любому и необычайно устойчиво против воздействий внешней среды. Именно эти его качества с древних времен привлекали внимание ремесленников, ученых и даже поэтов, вдохновляя их на создание многочисленных произведений. В развитие искусства стеклоделия внесли свою лепту народы различных стран, в том числе мастера, творившие на территории нашего государства. Изучая ремесло стеклоделия, можно понять и оценить многие аспекты истории и культуры человечества. Появление этого вида ремесла требовало известных условий и необходимых знаний и опыта. Немаловажным фактором в этом деле являлось наличие необходимого сырья: минеральных красок, огнеупорной глины, специальных печей для обжига. Позволяющих достигать высокой температуры. При изучении древнего стеклоделия руководствуются в основном двумя источниками. Во-первых, это сохранившиеся стеклянные изделия и остатки технических приспособлений, использовавшихся в этом...
Read More

Замок Балалыктепа: раскопки, стратиграфия, датировка, интерпретация настенной живописи

Со времени публикации Л.Альбаумом материалов раскопок замка Балалыктепа прошло более 40 лет. Исследователи до сих пор обращаются к ним ввиду их важности для изучения истории и культуры раннесредневекового Тохаристана. При этом выводы Л.Альбаума относительно стратиграфии, датировки памятника и интерпретации настенной живописи, обнаруженной в одном из его помещений, были пересмотрены. Например, дата, предложенная для Балалыктепа Т.Аннаевым, позже первоначальной на 200 - 250 лет (2, с.8). Однако в отдельных новых публикациях, характеризующих замок, эти важные поправки не учитываются (3, р.67; 4, с.78 - 79). Данное обстоятельство позволяет нам рассмотреть еще раз комплекс вопросов, связанных с изучением Балалыктепа. I. Раскопки и стратиграфия. Замок Балалыктепа расположен в Ангорском тумане Сурхандарьинского вилоята Узбекистана. Он был обнаружен Л.Альбаумом. Раскопки велись под его руководством в 1953 - 1955 гг. Ученый выделил в истории замка два строительных периода. Во время первого, по его мнению, была возведена платформа (30x30 м) высотой 6 м, а по ее периметру сооружены оборонительные стены, вдоль которых располагались коридорообразные сводчатые помещения, имевшие по две бойницы...
Read More

Мавзолей Абат-Байтак — памятник XIV-XV вв.

Согласно легенде, Абат-Байтак - один из замечательных памятников мемориально-культового зодчества Западного Казахстана XIV-XV вв., находящийся южнее поселка Талдысай Хобдинского района Актюбинской области на берегу реки Хобда, был построен на месте гибели сына известного казахского философа-утописта XV в. Асана Кайги-батыра Абата, который во время перекочевки свадебной процессии упал со споткнувшегося верблюда. Сочувствующее горю население за кратчайший срок воздвигнул этот великолепный памятник сообща, "всем миром", отсюда вторая часть названия - Байтак. Впервые памятник был зафиксирован П.И. Рычковым в конце XVIII в. под названием "Байтан". Более полное описание уникального мавзолея в начале XX в. приводит французский ученый, член Оренбургской архивной комиссии И.А. Кастанье. Долгое время считалось, что мавзолей разрушен и навсегда потерян для научного сообщества. Однако в 1979-1980 гг. экспедиция "Казреставрация" Министерства культуры под руководством специалиста культового зодчества С. Аджигалиева ввела его в реестр охраняемых памятников республиканского значения. По классификации казахстанских мавзолеев, Абат-Байтак относится к портально-купольным сооружениям, "шатровым мавзолеям" с двойным покрытием (1, с.20). На сегодняшний день портал памятника полностью разрушен. Сохранился четырехгранный остов,...
Read More

Наследие Нажмиддина Кубро и его теория "латоиф"

Шейх Нажмидцин Кубро - известный представитель суфизма ХТТТ в., ученый, оставивший после себя богатое наследие в области многих наук. Его учение, получившее название "Кубравия", т.е. величайшее, или "Захабия" - золотое, оказало большое влияние на духовную жизнь не только империи Хорезм-шахов, но и на весь исламский мир. Нажмиддин Кубро - не только мыслитель, основоположник нового течения в суфизме, но и выдающийся психолог, знаток человеческих душ. По его мнению, человек - микрокосмос ("олами сугро"), в котором сосредоточены все свойства макрокосмоса ("олами кубро"). В процессе духовного совершенствования человека пир (наставник) должен вести мурида (ученика) по лестнице тариката, состоящей из десяти ступеней (Товба, Зухд, Таваккул, Каноат, Узлат, Таважжух, Сабр, Мурокаба, Зикр, Ризо), к истине - Аллаху. В своих произведениях "Ал-усул ал ашара", "Рисола ат турук", "Фи ахбаб-ус-соликин", "Фавойид ул жамол" и многих других Нажмиддин Кубро важное место отводит теории "латоиф", согласно которой космос состоит из невидимого центра, находящегося в окружении сознания, чувств, духа и тела. Суфий с помощью специальных упражнений должен чувствовать и видеть этот...
Read More

Головные уборы каракалпаков

Одной из выразительных и своеобразных частей одежды являются головные уборы, которые играют важную роль в практической и опознавательной функциях костюма. Они устойчиво сохраняют возрастные и социальные признаки их обладателей. В старинной национальной одежде каракалпаков прослеживается сходство с одеждой других народов Средней Азии и Казахстана, а также некоторых народов Зауралья и Поволжья. Сохранившиеся в настоящее время коллекции каракалпакской национальной одежды разбросаны по различным музеям мира, что затрудняет их комплексное изучение. В материалах настоящей статьи использованы экспонаты Краеведческого музея Академии наук Казахстана и Музея искусств Каракалпакстана. В данных коллекциях каракалпакская одежда представлена в своих основных видах, однако отдельные из них не сохранились, и внешний вид одежды можно восстановить лишь по рассказам стариков и описанию в литературных памятниках. Головные уборы каракалпаков отличаются разнообразием. Это войлочные и меховые шапки, тюбетейки. Об их популярности в национальном костюме свидетельствует и само название народа - "черные шапки". Однако, по мнению исследователей этнографии каракалпаков, термин "калпак" здесь употреблен неправильно. Каракалпаки применяли термин "борик" (шапка), отсюда, по их предположениям, название...
Read More

Дотронувшись до нити золотой…

Пожалуй, всем: будь-то литературовед, музыковед, музейный работник или коллекционер, перед кем хоть раз стояла задача атрибуции художественного произведения, наверняка, хотелось бы "перенестись" в эпоху изучаемого периода, чтобы подтвердить или опровергнуть свои доводы и предположения. И только тот, кому после долгих поисков методом "проб и ошибок" удавалось доходить до сути, поймет истинную цену пусть даже маленького, но открытия. К сожалению, уже многие произведения искусства прошлого никогда не смогут рассказать о художниках их создавших, о точном времени их появления, об их бывших владельцах. Безусловно, "бриллиант" не станет от этого менее блестящим, если он, конечно, "бриллиант", но дополнительные сведения о каждом подлинном предмете искусства - "живительный глоток" на пути к его истории. Задумывалось ли, скажем, большинство мастеров декоративно-прикладного искусства Узбекистана над вопросом сохранения своего имени для будущих поколений? Конечно, нет. Каждодневно создавать изделия для семьи и быта становилось, как правило, их обыденным делом, но делали они это совсем не обыденно. Поэтому-то нас сейчас и не перестает удивлять уровень мастерства народных умельцев прошлого: вышивальщиц и...
Read More

Тайны мечетей Сирли

В конце XIX - начале ХХ в. на территории Намангана существовала местная художественная школа зодчества, основанная на традициях этого времени. Здания, возводимые ее мастерами, отличались богатством объемно-пространственных решений и художественного декора. Большое значение в зодчестве Намангана имели мечети, которые строились в основном в центре махалли или кишлака, "всем миром" (хашаром) или на средства состоятельных людей. Многие мечети стали называться "Сирли". Этот термин обычно употреблялся по отношению к глазурованным изразцам, однако на местном наречии - чаще к орнаментальному декору, созданному масляными красками. Вместе с тем слово "сирли" имело еще и значение - "тайный". Таким образом, вид архитектурного декора, используемый для квартальных мечетей, послужил основой для названия этих культовых сооружений. Названия "Сирли" (декорированная масляной краской, глазурью) и "Гулли" (расписанная цветочным орнаментом) имеют мечети, возведенные в конце XIX - начале ХХ в. в Намангане и в Наманганском, Туракурганском, Чустском и Папском районах. Следует отметить, что со временем декор мечетей претерпел заметную эволюцию. В описаниях "Жизни пророка Мухаммада" сказано: "Стройте мечети пониже, а города ваши -...
Read More