Сурхандарья — этнофольклорный регион, сохранивший в себе элементы архаической культуры со времен, как минимум, кушанской Бактрии. Здесь переплелись история и культура тюркских и иранских народностей, поэтому основная масса населения свободно владеет узбекским и таджикским языками, что в определенной мере находит отражение и в народном творчестве. В искусстве, обрядах и материальной культуре Сурхандарьи заметно взаимопроникновение этнокультур древних согдийских, тюркских и восточно-иранских народностей, которое проявляется в антропологической специфике, традициях и обычаях, жанрах фольклора и их исполнении, музыке, танцах, изобразительном и прикладном искусстве.

Народное музыкальное творчество Сурхандарьи складывалось веками в зависимости от социально-бытовых функций, социально-психологических особенностей этноса. Большинство вокальных (народных песен, речитаций, песнопений, плачей-причитаний) и инструментальных жанров (чолгу куй) было связано с народными обрядами. Музыкальное творчество региона образует две большие группы прикладных и неприкладных жанров, получивших особенно большое распространение во всех туманах вилоята. Это обрядовые (календарные, свадебные, похоронно-поминальные, культово-ритуальные), колыбельные, трудовые, лирические песни, реже — исторические и бытовые. Распространены и специфические песенные жанры — терма, кошук, лапар, ялла и ашула.

Своеобразные территориальные условия региона и его этнический состав в определенной мере повлияли на определенные виды и жанры музыкального фольклора. Во многих туманах и в отдельных кишлаках большое место занимают обрядовые и трудовые песни, на свадебных торжествах звучит инструментальная музыка, сопровождаемая сурнаями и дойрой. Для ряда туманов характерны и типичны свои, определенные песенные виды и жанры. Так, в кишлаках Байсуна групповые культово-ритуальные песнопения «жахр», идущие от суфийских обрядов, несущих врачевательные функции, исполняются с определенным эмоциональным зарядом, без инструментального сопровождения, с использованием сур Корана, оригинальных словосочетаний в виде ритмоформулы, а так-же поэтических текстов Ахмеда Яссави.

Отголоском древней эпохи являются песни трудовые и календарно-обрядовые, а также песни, связанные с проведением первой борозды, обработкой земли, севом, уборкой урожая, молотьбой — «куш хайдаш», «майда», «ёзи», «шохмойлар», «обло барака», исполняемые мужчинами сольно или сольно-групповым методом без музыкального сопровождения эмоционально-приподнято. Сохранились сведения о том, что календарно-обрядовые песни бытовали в изначальных жанрах, в их числе «Суст хотин», сопровождающая обряд вызывания дождя в сольно-групповом исполнении. Среди календарных до сего времени бытуют разнообразные песни, связанные с празднованием Навруза, — это «Бойчечак», «Йил боши», «Навруз келди». Песни «Ё рамазон» или «Ё раббим» представляют собой своеобразную форму народно-музыкального творчества с веселыми, жизнерадостными интонациями. Они уходят своими корнями в глубокую древность. Прототипами их, вероятно, были старинные «песни-колядки» поздравительно-величального характера, ставшие неотъемлемой частью фольклорного репертуара с самой широкой сферой бытования. В музыкальной стилистике ощущаются остатки языческого славления новогоднего цикла, свидетельство чему — обходной магический обряд, календарные сроки, манера и характер исполнения.

Существует много трудовых песен, непосредственно связанных с определенными процессами труда. Так, в Байсуне до сего времени землю иногда обрабатывают волы, запряженные деревянным плугом, функционируют ручная мельница, ручная прялка, водяная мельница, маслобойка, кузница с мехами. Признаками архаики отмечена группа речитативных песен, связанных с доением коровы, овцы или козы — «Хуш-хуш», «Турей-турей», «Чурей-чурей», исполняемых женщинами сольно без инструментального сопровождения. К женским песням также относятся «Чарх», «Ёргучок», «Урмак», которые поются во время пряжи, работы у ручной мельницы и при обработке шерсти.

При этом ряд трудовых и календарных песен по своим функциональным признакам может быть отнесен и к группе заклинательных песен, песен-заговоров, тесно связанных с широкоразвитыми в древности мифическими, языческими, анимистическими представлениями и верованиями, пережитками тотемизма и шаманизма, составляющих один из древних пластов песнетворчества сурхандарьинского региона. Содержание этих песен чаще всего являло собой обращение к силам природы, стихиям или мифическим покровителям. Главным организующим фактором в музыкальном строении их является четкий метроритм и темп, ускоряющийся к концу, что вообще характерно для жанров шаман-бахши, применяемых в разного рода кампаниях — «жахр», «куч», «садр». Древние истоки имеют и другие жанры трудовых песен, в частности связанных с определенными ремеслами и профессией — «Нонвойлар кушиги», «Узум шинни», «Ошпаз кушиги», «Зан-зан», «Хавор-хавор», «Тегирмон кушиги». В некоторых районах получили распространение и лирико-календарные песни «Бахор келди», «Турналар келди», «Кор ёгди».

Похоронно-поминальные песнопения — «Йиги», «Йуклов», «Овоз солиш», «Овоз бароварди», «Нола» (своеобразные плачи-причитания, голошения) — до сих пор активно бытуют в народной жизни населения региона. Исполняются они обычно женщинами сольно или группой без инструментального сопровождения в лирико-скорбной или драматически протяжной манере не только на похоронах или поминальных обрядах, но и по поводу других печальных событий. Особый пласт представляют колыбельные песни «Алла», исполняемые только женщинами сольно без инструментального сопровождения в импровизационной манере.

Музыка занимает значительное место и в процессе свадебных обрядов. Таковы шественно-величальные «Ёр-ёр» или «Улан», поздравительные «Ал муборак», застольные «Туй муборак», приветственно-назидательные «Келин салом» или «Хазор али» («Поклон невесты») и др. В некоторых туманах Сурхандарьи ряд церемоний сопровождается инструментальными наигрышами на чанг-кобузе или инструментальными ритмами на дойре. Значительное место в свадебном обряде занимает исполнение дастанов известными сказителями. В прошлом, а в ряде туманов и сейчас, во время народных гуляний или семейных торжеств популярны представления канатоходцев (дорбоз), масхарабозов (скоморохов), хазил (состязания в острословии), кураш (состязания палванов в национальной борьбе), копкара или улок (козлодрание), разнообразные игры детские и взрослые, сформировавшиеся на основе охотничьих обрядов, связанных со скотоводством, народными промыслами и ремесленничеством.

Интересны мужские и женские народные танцы с характерными для данного региона движениями. Наиболее популярны байсунские. Среди них такие изящные женские танцы, как кошик уйни (танцы с ложками), кайрок уйни (танцы с кастаньетами), гишт уйини (танец на кирпиче. При этом исполнительница стоит одной или двумя ногами на кирпиче, движения танца воспроизводятся руками и телом). Мужские танцы более эпического, мужественного характера — сарбозча (воинственный танец), килич уйин (танец с саблями), якку-ку як, уфу уйин, дучава и др. Эпическое народное творчество Сурхандарьи отличается не только большим жанровым разнообразием, обилием тем, сюжетов, богатейшей палитрой выразительных возможностей и исполнительских приемов, но и наличием своеобразных локальных стилей. Бесспорно, их эстетическая значимость определяется всенародным почитанием нетленных сокровищ устной народной поэзии.

Художественное обаяние самобытных повествований о вековой мечте человека с особой силой и многогранностью проявилось в героическом эпосе. Таким представляется дастан «Алпамыш». Именно в Сурхандарье впервые в 1926 — 1929 гг. от Абдукарим-бахши был записан дастан «Алпамыш», относящийся к разряду монументальных произведений. Популярность и огромная ценность его в том, что в этом произведении с высоким поэтико-музыкальным мастерством отражены вечные темы торжества добра над злом, идеи справедливости и гуманизма. Сурхандарьинская исполнительская школа эпических сказителей подразделяется на несколько локальных школ. Дастаны и терма исполняются бахши в гортанной манере в сопровождении домбры, среди них популярные Шерабадско-байсунская, Денауская, кумкурганская и др. Исполнительские традиции совершенствуются в творчестве народного бахши Узбекистана Шоберди Болтаева, Хушвакта Мардонакулова, Боборайима Маматмуродова, Абдуназара Поёнова и др.

Музыкальный инструментарий Сурхандарьи представлен всеми группами — струнной, духовой и ударной. Древнейшие виды инструментов дошли до нас благодаря археологическим раскопкам. В их числе айртамский фриз — архитектурный орнамент с изображением трех музыкантов, играющих на трех разных инструментах, найденных в селении Айртам на юге Сурхандарьи. Наиболее богата и разнообразна струнная группа музыкальных инструментов, состоящая из щипковых — домбра, дутар, калта дутар, чилтор (старинный инструмент наподобие небольшой арфы); плекторных — рубаб; смычковых — кобуз и гиджак (причем трехструнный); струнно-ударных — чанг-кобуз (металлический, деревянный и костяной). Духовая группа представлена такими музыкальными инструментами, как сурнай, чупон най, гажир най, най шувуллак (глиняный най), сибизги, камыш най двух видов: думалак (круглый) и чумчукли (наподобие изображения птицы); ударные — дойра (здесь ее называют «дапп»), нагора, зилбом (нагора меньшего размера), дул или доул (наподобие большого барабана). Эти инструменты являются как сольными, так и ансамблевыми и сопровождающими. Наибольшей популярностью пользуются домбра, как ведущий инструмент сказителей-бахши, чанг-кобуз, бытующий среди женщин, и дойра.

Песни и мелодии, танцы, эпос не только сохраняются и живут в народной памяти, но и входят в репертуар многих фольклорно-этнографических и семейных ансамблей, таких, как народный ансамбль «Шалола», фольклорные ансамбли «Байсун», «Кунгрод», детский фольклорно-эстрадный ансамбль «Куралай» и др. Песня — это сама история, жизнь и быт людей, их думы и чаяния, мировоззрение и психология. И современные ансамбли проводят огромную работу по сохранению национальных традиций республики, в том числе Сурхандарьи и ее музыкального фольклора.

Автор: Рустамбек Абдуллаев