Перелистывая страницы истории узбекского театра. Марфуа Хамидова
Общеизвестно, что история театра - это история его этапных спектаклей, то есть спектаклей идейно и художественно завершенных, новаторских в плане реализации замысла, поисков и обретений. В числе таковых опера "Ер-Таргын" Е.Брусиловского, поставленная на сцене Узбекского государственного музыкального театра в 1939 г. Примечательной ее особенностью является то, что это была первая работа коллектива на оперном поприще, во многом определившая дальнейшую его судьбу. Кроме того, это было и первое оперное произведение, прозвучавшее на узбекском языке в исполнении узбекских артистов (дирижер М.Ашрафи, режисеры Э.Юнгвальд-Хилькевич, С.Мухамедов, художник С.Афанасьев).
О спектакле "Ер-Таргын" писали и писали, восторженно и вполне справедливо, когда речь касалась выбора материала, режиссерского, актерского мастерства, качества художественного оформления. Однако в сказанном больше патетики и официоза, нежели критического анализа того, что же на самом деле составляло подлинную ценность данной постановки, ту ценность, которая была заложена в глубине ее контекста, выражая силу иронии по отношению к действительности. Но в те годы вслух об этом говорить было нельзя.
В основе сюжета оперы - легенда о Ер-Таргыне, доблестном рыцаре...