Художественный колледж Узбекистана

1949 году в результате воссоединения Ташкентского художественного техникума, образованного на основе преобразования разрозненных художественных школ, существовавших в Ташкенте в 20-30-е годы, и Самаркандского художественного училища, которое ведет свою историю с 1919 года, в Ташкенте было создано Республиканское художественное училище имени П. П. Бенькова. Вначале в училище были открыты отделения учителей рисования, театральной декорации и скульптурное, в 1952-53 годах - отделения прикладного искусства (ганч и резьба по дереву, ковроткачество и др., с 1981 года - отделение лаковой миниатюры), театральных оформителей (техника сценического освещения, художники-оформители сцены, грим, бутафория, сценические костюмы), в 1975 году - отделение художественного оформления. В училище в разные годы преподавали такие известные мастера и художники, как Уста Ширин Мурадов, Т. Арсланкулов, Е. Раупов, Ж. Хакимов, М. Касымов, Т. Тухтаходжаев, М. Рахимов, В. Рыфтин, Ч. Ахмаров, А. Абдуллаев, Т. Татевосьян, П. Беньков, А. Волков, Н. Кузибаев. За период своей деятельности это учебное заведение подготовило около 5 тысяч высококвалифицированных специалистов, успешно работающих в различных областях изобразительного и декоративно-прикладного искусства...
Read More

Халчаянские находки. Баходир Тургунов

Халчаян... Впервые об этом памятнике античности юга Узбекистана стало известно еще в конце 1959 г. Тогда при земляных работах на территории машинно-тракторного парка колхоза им. Калинина Денауского района Сурхандарьинской области из-под ковша бульдозера были подняты куски каменной и фрагменты крашеной глиняной скульптуры. Прибывшая туда видный ученый Г. Пугаченкова установила, что эти находки, по-видимому, были частью оформления скрытой под землей постройки. Первые же разведочные зачистки бугра приоткрыли новую страницу в истории бактрийской культуры. Все это явилось результатом учреждения в системе Института искусствознания с 1960 г. искусствоведческой экспедиции, в задачи которой входило как исследование памятников искусства и архитектуры прошлого на территории Узбекистана, так и традиций современных художественно-прикладных ремесел. В результате проведенных работ на Ханака-тепа с 1960 по 1963 год были открыты остатки дворцового здания I в. до н.э., когда-то богато оформленного глиняной пристенной скульптурой и росписью. Дворец был невелик (35x26 м) и очень компактен по планировке. Он состоял всего из 10 помещений. Главный фасад с входом был обращен на восток. Функционально дворец был...
Read More

В поисках невидимок (Из рассказов о коллекциях и коллекционерах). Борис Голендер

Собиратели произведений искусства, можно сказать, всю жизнь охотятся за невидимками, и никогда нельзя предугадать, посетит тебя госпожа Удача или нет. Но если это все-таки случается, тогда из неизвестности вдруг возникает ранее неведомый памятник культуры и появляется реальная возможность добавить к сокровищнице искусства пусть малую, но новую частичку. В этом и заключается, на мой взгляд, главная притягательная сила коллекционирования. Я очень интересовался ташкентской стариной и усердно посещал "биржу антикваров", располагавшуюся по выходным дням в скверике у бывшего кукольного театра, не столько для приобретения коллекционных предметов, сколько для того, чтобы восторженно внимать речам столпов и корифеев "биржи". Благо, здесь можно было встретить, пожалуй, весь интеллектуальный Ташкент. Особенно доверительные отношения сложились у меня с завсегдатаем еженедельных сходок - Алексеем Христофоровым. Он в молодости был актером ташкентского русского драматического театра, а затем, когда вышел на пенсию, целиком посвятил себя книжному собирательству. Его знали и уважали буквально все, называя не официально - по имени-отчеству, а как-то по-домашнему - дядя Леша. Это был на редкость спокойный, доброжелательный и...
Read More

Хроника художественной жизни

46 произведений живописи и скульптуры экспонировались на выставке, посвященной празднику Навруз, в Посольстве Узбекистана в Соединенных Штатах Америки. На ней были представлены работы таких корифеев живописи, как А.Абдуллаев, Р.Ахмедов, Ч.Ахмаров, В.Бурмакин, Л.Ибрагимов, Ж.Изентаев, А.Икрамджанов, Ж.Умарбеков, Д.Рузыбаев, Ж.Куттымуратов и многие другие. Многообразны и несхожи творческие поиски художников и скульпторов, представленных на выставке, которую американские зрители встретили с большим одобрением. С 22 марта по 2 апреля 2001 года в Ташкенте в Центральном выставочном зале Академии художеств проходила выставка чешской графики 90-х годов, представленная самыми известными авторами. Как отметил на открытии выставки посол Чехии в Республике Узбекистан Ярослав Лудва, "Чешская графика прошла свой сложный, но плодотворный путь развития с начала XV века до сегодняшних дней. Современная чешская графика включает в себя стилистически разнообразные художественные направления, олицетворяющие разные художественные приемы и установки новаторских устремлений со строгим сохранением традиций". По своей оригинальности и неподражаемости она ищет своеобразное, собственное восприятие мира. Вместе с тем в ней прослеживаются различные художественные направления XX века -...
Read More

Загадочная статуэтка. Галина Дресвянская

Еще в начале 50-х годов при изыскательско-геологических работах в отрогах Гиссарского хребта на границе Узбекистана и Таджикистана была найдена бронзовая скульптурная группа, с которой было сделано несколько фотоснимков. Вскоре находка оказалась в музее истории народов Узбекистана, где в течение более 20 лет входила в состав экспозиции. Две фотографии, снятые в полевых условиях, были переданы автору доктором геолого-минералогических наук А.Малаховым. Судя по фотографиям, статуэтка представляла собой изображение двух людей, сидящих верхом на собаковидном животном, при этом более крупная фигура сидела на спине животного, а перед ней находилась другая - значительно меньшего размера. В 1968 г. в журнале "Советская археология", № 1 появилась статья Л. Рутковской "Бронзовая статуэтка из Беговата", в которой было дано внешнее описание, определялись ее принадлежность к тюркскому кругу и предположительное время изготовления - V-VII вв. При этом датировка исходила из интерпретации изображения, которое связывалось с общеизвестными данными о тотемном представлении происхождения тюрок. По легенде из китайских источников, враги уничтожили целый род, а мальчика, последнего его представителя, ослепили,...
Read More

Возрождая традиции крымскотатарской вышивки. Исмет Заатов

Вышивка традиционно была одним из самых распространенных и развитых видов декоративно-прикладного искусства крымских татар. Еще в средние века существовали профессиональные цеховые объединения вышивальщиков "кезаджей", в которых вышивкой занимались мужчины. Эти цеха работали по заказу ханского двора, знати и духовенства; поставляли свою продукцию в страны Средиземноморья, Малую Азию, Россию. Цеховые организации имелись в каждом крупном городе Крыма - в Феодосии (Кафа), Евпатории (Кезлев), Белогорске (Карасубазар), Бахчисарае. Однако наиболее массовый размах вышивка как форма домашнего рукоделия приобрела в народной среде, и занимались ею в основном женщины. Устойчивое сохранение традиций ткачества и вышивки было обусловлено тем, что орнаментированные ткани были непременным атрибутом домашнего быта, национального костюма и религиозных обрядов (обручение, свадьба и т.п.). В конце XIX - начале XX в. широкое бытование имели такие изделия, как белые домотканые покрывала, скатерти, салфетки, головные шарфы-накидки ("марама", "шербенти"). Эти изделия составляли непременную часть приданого невесты. Кроме того, к обручению невеста должна была собственноручно вышить серебром учкур (пояс-шнур для мужских шаровар, преподносится во время сватовства), тизбез...
Read More

Гирих в архитектурном декоре Узбекистана. Хуршида Салиева

Богатейший декор архитектурных памятников Узбекистана привлекает внимание всего мира. Высокое мастерство и художественный талант древних зодчих, создавших неповторимый облик Самарканда, Бухары, Хивы, Ташкента, Коканда, Ферганы, Узгена, волнуют душу и наполняют нас чувством гордости за свой народ и свою родину. Декоративная отделка памятников гармонична, рациональна и универсальна, соответствует назначению здания, его пропорциям и культурным традициям народа. Впечатляющую композицию в архитектурном декоре создают различные сочетания трех типов орнамента: растительного, геометрического и эпиграфического. Из них самым распространенным является геометрический орнамент (гирих). В искусстве Средней Азии он появился в средние века и с тех пор применяется в резьбе по дереву, ганчу, мрамору, в терракоте, кирпичной кладке, мозаике и настенной росписи. Расцвет гириха, обусловленный успехами в строительстве, приходится на IX-XII вв. Достижения точных наук и строительного дела открыли орнаменту широкий путь для отвлеченных построений. Получив научную основу для развития и благодаря усовершенствованиям методов расчета, геометрический орнамент, смог найти применение не только на ровной плоскости, но и на сферических поверхностях арок и сводов (1). Выдающийся математик,...
Read More

Мода Узбекистана сегодня. Лейла Джураева

Мир культуры - мир вещей, символов, знаков и значений. Постигая и осваивая природу, человек опредметчивает мир, систематизирует. С того момента, когда человек открыл значение одежды как средства защиты от неблагоприятных воздействий природы, она является тем символом, в котором наиболее полно отразилась способность человека к художественному формообразованию, созданию предмета, соединяющего в себе утилитарную, практическую и эстетическую ценность. Историческое развитие одежды человека неразрывно связано с модой и между ними, как правило, ставят знак равенства. Каждая эпоха создает свой эстетический идеал, а поскольку именно человеческое тело является предметом модной стилизации в поиске абсолютно прекрасного, то одежда лишь подчеркивает или скрывает определенные части тела для приближения силуэта к общепринятым нормам. Мода - это определенный язык, посыл, средство выражения мыслей и идей целого поколения. Сегодня она представлена двумя направлениями (Haute couture) - высокая мода, где каждая модель становится самостоятельным произведением искусства это торжество творческого духа, эксцентричности и выразительности. Второе направление - линия "прет-а-порте"- создание авторских коллекций повседневной одежды. В обоих направлениях отправной точкой исканий модельеров...
Read More

Перелистывая страницы истории узбекского театра. Марфуа Хамидова

Общеизвестно, что история театра - это история его этапных спектаклей, то есть спектаклей идейно и художественно завершенных, новаторских в плане реализации замысла, поисков и обретений. В числе таковых опера "Ер-Таргын" Е.Брусиловского, поставленная на сцене Узбекского государственного музыкального театра в 1939 г. Примечательной ее особенностью является то, что это была первая работа коллектива на оперном поприще, во многом определившая дальнейшую его судьбу. Кроме того, это было и первое оперное произведение, прозвучавшее на узбекском языке в исполнении узбекских артистов (дирижер М.Ашрафи, режисеры Э.Юнгвальд-Хилькевич, С.Мухамедов, художник С.Афанасьев). О спектакле "Ер-Таргын" писали и писали, восторженно и вполне справедливо, когда речь касалась выбора материала, режиссерского, актерского мастерства, качества художественного оформления. Однако в сказанном больше патетики и официоза, нежели критического анализа того, что же на самом деле составляло подлинную ценность данной постановки, ту ценность, которая была заложена в глубине ее контекста, выражая силу иронии по отношению к действительности. Но в те годы вслух об этом говорить было нельзя. В основе сюжета оперы - легенда о Ер-Таргыне, доблестном рыцаре...
Read More

Лола Бабаева. Грани творчества. Наргис Ташпулатова

О ее творчестве я слышала давно. Много раз, посещая выставки живописи и графики, подолгу задерживалась возле ее работ, внимательно рассматривая почти что сказочные образы восточных красавиц в ярких, необычных костюмах. Вглядываешься в прекрасные черты грациозных азиаток, и в голове назревает вопрос: "А какая она сама, Лола Бабаева?" Однажды удача улыбнулась мне. В салон культурного центра "Зумрад" вошла красивая женщина и сказала, улыбнувшись: "Здравствуйте, я Лола". И сразу стена между зрителем и творцом разрушилась. Передо мной стояла открытая и простая женщина со своими проблемами, радостями и печалями. Итак, Лола Бабаева. Она родилась в 1961 г. в Ташкенте, в семье известного живописца - Бахтиера Бабаева. В 1981 г. поступила в знаменитый тогда еще Всесоюзный государственный институт кинематографии, в мастерскую известного педагога Лидии Нови. Диплом об окончании подобного рода учебного заведения становился своеобразной "визитной карточкой" его обладателя. Полученные знания Лола сразу же применила на практике, осуществив дипломный проект на съемочной площадке фильма Камары Камаловой "О том, чего не было". Это был успешный дебют...
Read More

Новые имена

Рубрика "Новые имена" продолжает представлять молодых художников, чей творческий путь в искусстве только начинается. Василий Хапов и Тимур Аюпов - выпускники национального института художеств и дизайна им. К. Бехзада, участники ряда выставок. Работы молодых художников выполнены в различных стилях, что еще раз подтверждает разноплановость поисков в современном искусстве Узбекистана. Василий Хапов: "Я человек по натуре своей склонный к мистике. С детства интересовался различными религиями, философиями. Мне всегда нравились художники, которые могли передавать мистические настроения - Врубель, Эль Греко, Микеланджело. В своих работах хочу отобразить видимый мир во взаимодействии с миром ирреальным. Хочу заглянуть в Мир Горний и в Бездну. Мне интересны образы, символы, аллегории, которые концентрируют в себе космическую энергию. Хочется, чтобы люди помнили, что воздух пронизан не только волнами радио- и телеэфира, а и духовной культуры, чтобы они чаще смотрели на небо, и, может, увидели там трубящего ангела..." Тимур Аюпов: "Нужно любить красивые вещи, любоваться окружающим миром. Считаю, что это очищает взгляд смотрящего. Поэтому, перепробовав...
Read More

Поиски духовности на новых пространствах искусства… Нигора Ахмедова

Нет никаких сомнений: тот, кто полагает, что современное искусство является деградацией искусства, не в состоянии по настоящему постигнуть великое искусство прошлого. Необходимо усвоить, что любое произведение искусства следует сначала разложить на буквы, затем научиться складывать их в слова и только тогда нам откроется смысл. Г. Гадамер...
Read More

В объятьях красоты. Нодир Норматов

Народный художник Узбекистана, академик АХ Уз, обладатель ряда государственных премий Рузы Чарыев занимает достойное место среди мастеров кисти. Без малого сорокалетняя деятельность корифея живописи вбирает в себя различные этапы его творческой деятельности. Его первыми учителями были В.Петров и другие известные мастера, преподававшие в старейшем Ташкентском художественном училище им. Бенькова. Продолжил свое образование Рузы Чарыев в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Репина. Воспитанный в традициях академической школы, Р.Чарыев на раннем этапе своего творчества выступал как художник-реалист. Академический метод помог художнику отточить мастерство владения кистью, постичь такие важные для живописца факторы, как умение писать с натуры, усовершенствование зрительной памяти, чувство композиции, цвета, света и тени, построение перспективы. Однако знакомство в Эрмитаже с произведениями Ренуара, Сезанна, Гогена, Пикассо способствовало пониманию молодым художником того, что выразительные возможности языка живописи гораздо шире достоверной передачи натуры, провозглашаемой реализмом. Поэтому уже в студенческих работах "Госпитальный рынок", "Тополя Маргилана" (1963 г.), "Беседа", "Бухара. Мири-Араб", "Бухара. Двор", "Медресе Улугбека" (1964 г.), он отходит от академического стиля. В этих...
Read More

ОФАРИН. Преамбула

Вот уже второй раз в нашей Республике проводится конкурс на звание лучшего творческого работника года "Офарин". Лауреатами конкурса, проходившего под девизом "Славим и воспеваем дорогую Родину, наш народ, чистое небо и родную землю", вновь стали писатели, журналисты, режиссеры, актеры, музыканты, художники и другие представители искусства и культуры Узбекистана. 14 марта в столичном Дворце Дружбы народов в торжественной обстановке состоялась церемония награждения победителей конкурса. В приветствии к собравшимся отмечалось, что удостоиться такого признания большая честь, а сам конкурс свидетельствует о том, что наша страна богата талантливыми людьми, чей труд всегда получает достойную оценку. 21 номинант награжден "Золотым павлином" - символом "Офарина". В числе победителей в области изобразительного искусства стали: в номинации "Лучший художник года" Джамал Усманов за произведения, представленные на выставке "Рух ва хаел" ("Путь познания духа"), в номинации "Лучший мастер года прикладных искусств" Алишер Нарзуллаев за возрождение традиций Гиждуванской гончарной школы, в номинации "Лучший дизайнер года" Халида Камилова за вклад в развитие дизайна узбекского костюма и коллекцию женской одежды, созданной...
Read More

Фольклор и традиционная культура. А. Хакимов

Традиционная культура и фольклор сегодня - это своего рода легендарная Атлантида, которая на наших глазах уходит под воду и важно остановить или, во всяком случае, зафиксировать процесс ее пока еще живого бытования. Здесь явно недостаточно автономных усилий отдельной страны. Только в контакте с учеными других, в первую очередь сопредельных, а также зарубежных стран можно зафиксировать или в необходимых случаях реконструировать картину функционирования всех упомянутых форм фольклора и традиционной культуры, исследовать характер его бытования в современной жизни, в том числе проанализировать и формы негативной трансформации (потеря исконных традиций нематериального наследия, эклектика), выработать программу по сохранению своеобразия эстетики традиционной культуры каждого народа или этноса стран региона. Последнее десятилетие XX века ознаменовано созданием независимых государств на постсоветском пространстве. Каждое из них обладает собственными законодательными институтами и общественным устройством, собственной политикой в отношении традиционных ценностей. Эта политика, при всех особенностях, в целом исходит из приоритета национальных ценностей, декларирует стремление к сохранению и возрождению традиционных пластов культуры, одновременно подчеркивая приверженность к общечеловеческим гуманитарным достижениям. На...
Read More

Алишер Навои и музыка. Рустамбек Абдуллаев

Сквозь печаль я составил тюркские напевы, Сквозь хмель мечтал о птице напевов добрых, В стране без мелодий мелодии дарующим будь... Вот уже 560 лет газели Алишера Навои волнуют сердца многих поколений. Их отличает теплота, выразительность и мелодичность. Они близки, понятны и любимы народом. Алишер Навои больше, чем поэт. Ему принадлежат фундаментальные исследования по литературоведению, языкознанию, философии, истории, эстетике. Его труды по теории и истории искусства вошли в анналы мировой истории. Навои был создателем своеобразной системы социальной и нравственно-философской эстетики, которая по-своему отражала существенные стороны последнего периода правления династии Темуридов. Создатель бессмертных произведений, Алишер Навои был и вдохновителем ряда интересных трактатов по музыке и поэтике. Его этически возвышенная и углубленная эстетическая трактовка музыки как искусства, познания в композиции и науке о музыке (согласно источникам, по совету Навои были написаны "Трактаты о музыке" Джами и ал-Хусейни) отразились во многих поэтических и научно-философских произведениях. Именно его перу принадлежат такие строки: Дорога музыки - русло мое,   Игра на сазе - ремесло мое.   Постиг я, музыку держа в руках,   Науку о ритмических кругах.   Я...
Read More

Идольчик из Уструшаны. Алексей Грицина

В 1999 г. в Зааминский филиал Джизакского историко-краеведческого музея поступила терракотовая фигурка мужчины, найденная близ райцентра Заамин на раннесредневековом поселении Мазартепе (V-VIII вв. н. э.). Статуэтка, оттиснутая в матрице, выполнена из хорошо отмученной глины. На лицевой поверхности сохранились следы ангоба. Задняя часть и частично боковые края подрезаны ножом. С тыльной стороны, также частично залитой ангобом, имеются отпечатки пальцев мастера. Нижняя половина фигурки отколота. Сохранившаяся высота - 6,5 см. Фигурка изображена фронтально. Голова наклонена вперед. Прямые волосы гладко зачесаны назад. Лицо узкое, правая его половина слегка деформирована. Надбровные дуги почти прямые, вразлет. Миндалевидные с рельефными зрачками глаза слегка прикрыты. Нос отбит. Усы в виде одной изгибающейся нити необычайно длинны: их края достигают ушных раковин. Подбородок овальный, без растительности. Шея короткая. Плечи узкие, покатые. Левое плечо выше правого. Руки скрещены на груди, при этом правая рука проходит под левой. Четко изображены все пять пальцев левой руки, запястье которой украшают два браслета. Запястье правой руки спрятано под мышкой. По два таких же...
Read More

Современная живопись Узбекистана: в поисках диалога. Вячеслав Ахунов

В журнале "SAN'AT" (1/99) была опубликована статья искусствоведа А. Хакимова, посвященная живописи Узбекистана 1990-х гг. Ознакомившись с содержанием текста, можно занять две позиции: либо уважительно резонировать по поводу поставленного диагноза, либо отважиться на собственную интеллектуальную диагностику. В последнем случае для меня, художника, предпочтителен непосредственный творческий опыт, который позволяет относиться к творчеству не как к объекту стороннего созерцания. 90-е годы отмечены в вышеназванной статье возникновением в живописи Узбекистана движения под названием "новая волна". Однако, на мой взгляд, этот период был далек от обновленческих тенденций, характерных для мирового искусства XX столетия. Высокий художественный уровень и международный пафос изобразительного искусства для художников Узбекистана оказался явно недостижимым. И если А. Хакимов объясняет известную эволюционность, "особенностями историко-культурного генезиса народа", то почему тогда она затронула и узбекистанских художников с иными этнокультурными корнями? "Новая волна" как очередная ступень развития изобразительного искусства на самом деле оказалась не настолько сильна; ее не спасли ни косметические новации с привлечением этнокультурных элементов, ни прямые заимствования извне, вышедшие к этому времени из употребления. Сталкиваясь на...
Read More