Народный художник Узбекистана, академик АХ Уз, обладатель ряда государственных премий Рузы Чарыев занимает достойное место среди мастеров кисти. Без малого сорокалетняя деятельность корифея живописи вбирает в себя различные этапы его творческой деятельности.

Его первыми учителями были В.Петров и другие известные мастера, преподававшие в старейшем Ташкентском художественном училище им. Бенькова. Продолжил свое образование Рузы Чарыев в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Репина. Воспитанный в традициях академической школы, Р.Чарыев на раннем этапе своего творчества выступал как художник-реалист. Академический метод помог художнику отточить мастерство владения кистью, постичь такие важные для живописца факторы, как умение писать с натуры, усовершенствование зрительной памяти, чувство композиции, цвета, света и тени, построение перспективы.

Однако знакомство в Эрмитаже с произведениями Ренуара, Сезанна, Гогена, Пикассо способствовало пониманию молодым художником того, что выразительные возможности языка живописи гораздо шире достоверной передачи натуры, провозглашаемой реализмом. Поэтому уже в студенческих работах «Госпитальный рынок», «Тополя Маргилана» (1963 г.), «Беседа», «Бухара. Мири-Араб», «Бухара. Двор», «Медресе Улугбека» (1964 г.), он отходит от академического стиля. В этих картинах основное внимание уделяется гармонии цвета и линии, передаче душевных переживаний.

Интересна работа Р.Чарыева «Свадьба в Шурчи» (1971). На ней отсутствуют реальные люди, мы видим лишь смутные очертания фигур пришедших на свадьбу женщин и детей. Изобразительный эффект здесь строится на колористических контрастах преимущественно теплых тонов с темными силуэтами, что придает полотну необычный вид.

Картина «Мать» (1981) написана в теплых тонах, вобравших в себя краски степных пейзажей Сурхандарьи. Перед нами женщина в национальной одежде, напоминающая женщин с картин Поля Гогена; ярко-красные цветы, окружающие ее, помогают передать эмоциональное состояние созданного образа. В ее гордом, серьезном взгляде чувствуется дух человека, закаленного в борьбе с жизненными перипетиями.

Картины Р.Чарыева в основном написаны по памяти и воображению, и лишь в отдельных случаях — с натуры. В портретах художник передает душевное состояние своего героя различными методами, в частности, используя игру цвета и линий («Портрет Р.Такташа»), («Портрет Батыра Закирова»). Ему свойственно также достижение подлинной глубины в раскрытии психологического состояния своих героев. Он тонко может подчеркнуть их характерные черты.

Р.Чарыеву важно на своих полотнах передать отношения людей друг к другу, к природе, к искусству, к труду. Например, в картине «Яблоки Кумкургана» любовь к природе, стремление к красоте просматриваются через спор девушек о том, чьи яблоки красивее. Идея эта раскрыта в своеобразном композиционном решении и цветовой игре. Кажется, что в картине нашла свое художественное воплощение известная песня «Наманганские яблоки».

Художник обладает даром очаровываться благородством и красотой, дивиться ими и привносить их в свое творчество. Для него не важна фотографическая достоверность изображаемого на картине. Об этом он сказал как-то в одной из бесед: «…даже работая над этюдом, я пишу, вкладывая свою фантазию.

Иные люди, не понимая этого, винят меня в том, что написанное мной не похоже на натуру». Однако, отходя от академического стиля, художник никогда полностью не отрицал его. Это особенно чувствуется в его жанровых полотнах и в портретах, таких, как триптихи «Реквием», «Первые», «Рождение девочки».

Р.Чарыев увлеченно пишет портреты стариков и пожилых женщин. Эти многое пережившие люди дороги его сердцу. Встречи и беседы с ними оказали большое влияние на художника. Через образы этих простых и наивных людей из глубинки он смог выразить широту их души и степенность, свободу и непосредственность, доброту, чистосердечность и безмерную любовь к жизни.

«Портрет друга моего отца» (1970) можно назвать одним из лучших произведении, созданных художником в начале 70-х годов. На нем изображен старик, живущий в одном из кишлаков Сурхандарьи. Портрет построен на контрастах. Загоревшее дочерна под южным солнцем лицо, длинная с проседью борода, снежно-белая чалма, рубаха в красно-желтую полоску с узкой тесьмой, желтое марево жаркого лета, зелень деревьев — все это свидетельствует о том, сколь мастерски живописец владеет цветом. Печален пристальный взгляд старца, отражающий и далекие воспоминания, и мысли, навеянные нынешним днем. Однако контрастные тона портрета не являются самоцелью. Они способствуют передаче гармонии духовного мира героя полотна с его образом жизни.

В некоторых произведениях Р.Чарыева присутствуют черты монументализма, свидетельствующие об интересе художника к настенным росписям Афрасиаба, Варахши, его стремлении к новому интерпретированию этого метода («Яблоки Кум-кургана», «Рождение девочки»). Но, как писал художник-академик Р.Ахмедов, «невзирая на то, что творческие поиски Рузы Чарыева широкомасштабны, композиционные решения многообразны, техника и метод исполнения порою различны, произведения его можно узнать сразу».

Р.Чарыев от природы человек жизнерадостный, неравнодушный, энергичный, беспокойный, и все эти качества его характера благотворно влияют на его творчество, которое питают солнечная, богатая теплыми красками Сурхандарья и люди родного края.

Осенью 2000 г. состоялась персональная выставка художника в Турции (Стамбул). Там же был написан ряд пейзажей — «Залив», «К морю», «На берегу». По словам художника, он не раздумывает о том, в какой форме и о чем ему писать, работает по велению сердца. Он утверждает, что сердце художника всегда должно быть молодым. Возможно, по этой причине трудно поверить, что Р.Чарыеву, работающему с такой энергией и с таким пылом, уже исполнилось 70 лет. В его творчестве царит молодость, цветет весна, звучат задорные песни. Думаем, что это настоящее счастье для художника.

Иные люди, не понимая этого, винят меня в том, что написанное мной не похоже на натуру». Однако, отходя от академического стиля, художник никогда полностью не отрицал его. Это особенно чувствуется в его жанровых полотнах и в портретах, таких, как триптихи «Реквием», «Первые», «Рождение девочки».

Р.Чарыев увлеченно пишет портреты стариков и пожилых женщин. Эти многое пережившие люди дороги его сердцу. Встречи и беседы с ними оказали большое влияние на художника. Через образы этих простых и наивных людей из глубинки он смог выразить широту их души и степенность, свободу и непосредственность, доброту, чистосердечность и безмерную любовь к жизни.

Нодир Норматов