Мир культуры — мир вещей, символов, знаков и значений. Постигая и осваивая природу, человек опредметчивает мир, систематизирует. С того момента, когда человек открыл значение одежды как средства защиты от неблагоприятных воздействий природы, она является тем символом, в котором наиболее полно отразилась способность человека к художественному формообразованию, созданию предмета, соединяющего в себе утилитарную, практическую и эстетическую ценность.

Историческое развитие одежды человека неразрывно связано с модой и между ними, как правило, ставят знак равенства. Каждая эпоха создает свой эстетический идеал, а поскольку именно человеческое тело является предметом модной стилизации в поиске абсолютно прекрасного, то одежда лишь подчеркивает или скрывает определенные части тела для приближения силуэта к общепринятым нормам.

Мода — это определенный язык, посыл, средство выражения мыслей и идей целого поколения. Сегодня она представлена двумя направлениями (Haute couture) — высокая мода, где каждая модель становится самостоятельным произведением искусства это торжество творческого духа, эксцентричности и выразительности. Второе направление — линия «прет-а-порте»- создание авторских коллекций повседневной одежды. В обоих направлениях отправной точкой исканий модельеров становится совершенство тканей, они должны отвечать всем потребительским качествам: быть эластичными, несминаемыми, обладать водо- и грязеотталкивающими свойствами, способностью сохранять форму.

Говоря о развитии моды в Узбекистане, хотелось бы подчеркнуть, что сегодня изменилось само отношение к ней. Она стала более демократичной, появилась возможность знакомиться со всеми модными тенденциями и направлениями через телевидение, журналы, Интернет. В республике выросли молодые талантливые художники-модельеры. Однако в целом ситуацию на рынке современной моды можно расценивать лишь как работу отдельных художников-модельеров, не зависящих от промышленного производства одежды, которые самостоятельно осваивают новые ткани и формы и имеют свой собственный, индивидуальный подход к дизайну одежды.

Если высокая мода делает в республике первые шаги, то линия прет-а-порте представлена широко и разнообразно.

Абдукарим Ашурбаев является автором ряда коллекций эксклюзивной одежды: коллекции женской и мужской одежды «Хлопок Узбекистана-2000» в рамках международного проекта по созданию конкурентоспособной ткани и одежды с использованием местного сырья, коллекции женской одежды «Она» из кожи местной выработки. Он также автор проекта и художественный руководитель Международного фестиваля моды профессиональных дизайнеров-модельеров » Хрустальное платье» и Международного фестиваля молодых дизайнеров «Азия-XXI век». Его повседневную и вечернюю одежду отличают великолепное качество, безупречный крой, использование хороших высокотехнологичных тканей. В его арсенале большой спектр моделей от молодежной моды до делового мужского и женского костюма.

В коллекции вечерних платьев с лифами и пышными юбками он сочетает различные по фактуре ткани — атлас и гипюр, изысканно использует каракуль. Он сторонник утонченной элегантности. Стилистику создаваемой им одежды можно определить как «классический романтизм»: даже традиционный деловой женский костюм основан на контрасте укороченных или длинных кожаных жакетов с легкими, воздушными платьями. Модели из кожи отличает простота и строгость линий, они универсальны и практичны. Главным для себя Абдукарим считает создание такой одежды, которая могла бы сойти с подиума на улицы городов, видит моделирование и производство промышленной сезонной одежды под авторской маркой, продажу в специализированных магазинах.

Победитель Международного фестиваля «Хрустальное платье» Людмила Байматова — профессионал высокого класса. «Трикотажная феерия» — так можно назвать коллекции «Черно-белый джаз», «Осенние ритмы», «Ностальгия». Байматова высвобождает женщину из плена тесной одежды, введя мягкие, струящиеся формы, вторящие линиям тела. Пастельные тона, прозрачные узоры из шелковых нитей, обнаженные части тела создают чувственный и выразительный образ. Прекрасным дополнением к платьям служат эффектные аксессуары: маленькие вязаные шапочки, традиционные женские ювелирные украшения и разноцветные платки, выполненные техникой батик.

Много лет не изменяет своему пристрастию — работе с кожей — известный мастер-модельер Дина Сайфи. Она создает всевозможные изделия: пальто, плащи, костюмы, пиджаки, платья, сарафаны, головные уборы. В отличие от других мастеров, работающих с кожей, Дина неординарно подходит к этому материалу, преображая его то в тонкий шелк, то в кружево. И если сегодня на Западе моден так называемый «жесткий шик», где образ женщины в кожаной одежде решен как агрессивный и неприступный с использованием минималистских конструкций и глубокого черного цвета, то женщина «в коже от Сайфи преимущественно яркой, сочной гаммы красок — это образец возвышенной и романтичной героини, которая покоряет женственностью и утонченной грациозностью.

Принципиально по-новому подходит к тканям и использованию их в современной молодежной моде профессиональный модельер Дмитрий Тен. Его последняя коллекция решена в стиле конструктивизма. В новых силуэтах классические узбекские национальные ткани — адрас, хан-атлас и шелк приобретают новый вид и иное звучание. Не случайно коллекция называется «ТИАМЗЕОКМУЛЬКИ». Благодаря своеобразному крою и форме каждая вещь новой коллекции становится очень подвижной, ее детали и элементы постоянно видоизменяются. Одежда-вещь используется как приглашение к игре, возможность подключить воображение зрителя, чтобы стать дизайнером собственного силуэта. Дмитрий Тен прекрасно владеет всеми аспектами творческой работы: здесь присутствует и хорошее знание технологии кроя, и художественный подход к создаваемой вещи. Отличительной особенностью работы является создание единого полноценного ансамбля — одежда, обувь, аксессуары.

Стоит добавить к модели сумочку или пояс (из того же хан-атласа, что и брюки) в качестве дополнительного аксессуара и она становиться нарядной, праздничной и уже не кажется мешковатой и бесформенной. Никогда не выходящий из моды любимый материал многих модельеров-дизайнеров — трикотаж — нашел оригинальное решение в авангардной коллекции Олмы Сырбаевой, плодотворно работающей в известном в Узбекистане трикотажном объединении «Агама». Коллекции Сырбаевой отличают высокий профессионализм: оригинальная техника плетения полотна, фактурное сопоставление за счет использования трикотажа различного плетения, создание целостного законченного ансамбля с головными уборами в виде металлических конструкций.

Коллекция дизайнера Эсенгали Сырбаева уходит корнями в традиции одежды европейского средневековья. Его костюмы напоминают одеяния святых и королей на фасадах и порталах готических соборов, знати на художественных миниатюрах. Как истинно восточный дизайнер, Эсенгали преломляет в своем сознании традиции европейского костюма и создает свои абсолютно оригинальные композиции в рисунке тканей, вводя элементы восточного орнамента и иероглифов. Новые модели получают иное звучание и предстают как оригинальный образец синтеза восточных и западных традиций в дизайне одежды.

Уникальным мастером по изготовлению кружев на коклюшках является Лариса Тен, которая вяжет кружевную одежду из шелковых и хлопчатобумажных нитей. Свое удивительное мастерство она воплощает в блузах и топах, платьях и роскошных шалях.

Неувядающие и актуальные в каждом сезоне натуральные ткани — шелк, адрас, хлопок, шифон, холщевка использует при создании своих коллекций модельер Надежда Петросова. В своем творчестве она также органично сочетает модельное искусство Востока и Запада. На конкурсе одного платья была отмечена премией жюри за лучшее использование национальных тканей в нетрадиционном дизайне. В последних работах на основе маргиланского шелка и холщевки Петросова создала прекрасную коллекцию женской одежды, используя традиционный крой узбекского платья в современной интерпретации. Шифоновые жабо, деликатные драпировки, воланы — все это принадлежит романтической даме от Надежды Петросовой.

Мода нового тысячелетия — это повсеместный отход от стиля минимализма конца 90-х годов. Сегодня стало хорошим тоном смешение стилей в одежде, на смену минимализму пришел эклектизм, остромодны этнографические мотивы. Яркий декоративизм, сочные краски, использование традиционных элементов узбекского прикладного искусства — вышивки, набойки, росписи по ткани характерны для коллекций Лолы Бабаевой и Лолы Сайфи. Они органично вписываются в тенденции современной моды, вызывая экзотический интерес у зрителей и обеспечивая творческий успех. На проходившем в Бишкеке Международном фестивале мод работы Лолы Сайфи получили заслуженное первое место в номинации «Этнография в моде».

Остромодным в последние годы стал натуральный мех. Кажется, все вокруг стало пушистым: жакеты и юбки, сумки, обувь, ремни и перчатки.

Узбекистан известен своими давними традициями обработки каракульчи. Модельер Умида Икрамова предлагает совершенно новый подход к этому меху. Она делает его легким и удобным, создает из него классический мужской и женским костюм. Ее последняя работа — результат большого труда по совершенствованию скорняжных технологий. Для того, чтобы тяжелые, громоздкие и негнущиеся меховые одеяния превратить в легкие и комфортные понадобились творческая изобретательность, совершенная, а подчас и изощренная обработка меха. Результатом подобных исканий стало создание женских деловых костюмов (юбка и пиджак), костюмов, состоящих из пиджака пореро и шорт, мужских пиджаков, выполненных из бухарского каракуля.

В прошедшем году в Ташкенте состоялось несколько фестивалей мод, всевозможных шоу с показом модных коллекций. Основной идеей Международного фестиваля мод «Азия-XXI век» было знакомство с молодыми талантливыми дизайнерами-модельерами. В показе приняли участие 14 молодых художников, представивших коллекции разные по стилю, использованию материалов и технике исполнения. Подлинным открытием фестиваля стали художники-модельеры Малика Кузиева и Махмуд Атакузиев. Их модели отличаются лапидарностью форм, четкими пропорциями, удачно наиденным силуэтом и оригинальным решением синтеза традиций национального узбекского костюма и современной стилистики модных форм. Удачно найденная лаконичная форма одежды гармонирует с разнообразными по колориту национальными тканями, придавая работам законченность и оригинальность.

Краткий обзор состояния узбекистанской моды показывает, что в Республике формируется национальная школа моделирования одежды, есть хороший интеллектуальный потенциал в лице молодых дизайнеров. Но, к сожалению, существует ряд проблем, без решения которых наша мода так и останется уделом узкого круга любителей и специалистов-модельеров. Для того, чтобы развивать и создавать одежду на конкурентоспособном уровне, необходима хорошая финансовая поддержка как со стороны государства, так и со стороны спонсоров, необходимо создание малых предприятий и мастерских по выпуску малотиражных партий одежды под авторской маркой, привлечение инвесторов, свежая информация об основных тенденциях современной моды, показ и обмен опытом. Текстильным предприятиям следует приложить усилия к тому, чтобы улучшить качество местных тканей. Эпоха массовой безликой многотиражной одежды закончилась, настал период авторских коллекций. Потребитель стремится к индивидуальности, он хочет носить качественную и модную одежду, одеваться в именных магазинах, ищет свой собственный, неповторимый стиль. Он вправе выбирать для себя хорошего отечественного дизайнера, удовлетворяющего его вкусы.

Лейла Джураева