Гератские узоры в бухарских сюзане. Эльмира Гюль
На протяжении XV в. столичный город Темуридской империи Герат являлся крупнейшим культурным центром и своего рода законодателем мод в искусстве Среднего Востока. Еще в 1420-е г. его прославила мастерская-китабхане, созданная царевичем Байсонкуром, при которой работал огромный штат каллиграфов, миниатюристов и орнаменталистов. Позже, во второй половине века, при Султане Хусейне, придворное искусство получило новый импульс к развитию, на этот раз под покровительством выдающегося поэта и государственного деятеля Алишера Навои. Имя Бехзада, выдающегося художника гератского двора, стало символом высочайших культурных достижений темуридской эпохи. В мастерских Герата совместно работали местные и пришлые художники, что вело к взаимообмену творческим опытом, преемственности и связи различных художественных школ Переднего и Среднего Востока. Миграция мастеров, насильственная или добровольная, была одной из характерных особенностей художественного процесса в средние века, способствовавшая выработке и распространению единых канонов мусульманского искусства.
После завоевания Герата Шейбанидами в 1507 г. художники покидают город и уезжают в столицу Сефевидов Тебриз и крупные города молодого шейбанидского государства Самарканд и Бухару, привнося в местную культуру лучшие...