Архитектура миниатюр в XV-XX вв. Шукур Аскаров
В ранних миниатюрах архитектура с ее объемами и пространствами лишь подразумевается фронтально развернутыми декоративными плоскостями фасадов. Столкновение нескольких таких плоскостей дезориентирует, и лишь фигуры людей и предметы быта помогают отличить интерьер от экстерьера. Радует глаз декоративизм тщательно расчлененных, расчерченных и расцвеченных плоскостей. Из-за незнания миниатюристами аксонометрии и перспективы, архитектурный объем или пространство передаются посредством косых плоскостей ромбических и шестигранных в плане зданий. Такие плоскости не укладываются в нормы обычного восприятия, поэтому и приковывают внимание зрителя. Часто здание в три и более этажей вокруг двора представлено сверху в ложной аксонометрии, что создает иллюзию головокружительной высоты. Иллюзию вызывает и введение перспективного фрагмента в двухмерную миниатюру. Подобный прием выделения главного архитектурного пространства будет впоследствии широко использоваться умелыми миниатюристами и архитекторами.
Блеск дворцовой архитектуры XV-XVI вв. демонстрируется Камалиддином Бехзадом в стереотипной композиции, состоящей понизу из забора или стены, в середине - площадки двора, а сбоку или в верхней части - из великолепно вычерченного здания. Но иногда бехзадовский стереотип композиции предстает в упрощенном варианте...