Архитектура миниатюр в XV-XX вв. Шукур Аскаров

В ранних миниатюрах архитектура с ее объемами и пространствами лишь подразумевается фронтально развернутыми декоративными плоскостями фасадов. Столкновение нескольких таких плоскостей дезориентирует, и лишь фигуры людей и предметы быта помогают отличить интерьер от экстерьера. Радует глаз декоративизм тщательно расчлененных, расчерченных и расцвеченных плоскостей. Из-за незнания миниатюристами аксонометрии и перспективы, архитектурный объем или пространство передаются посредством косых плоскостей ромбических и шестигранных в плане зданий. Такие плоскости не укладываются в нормы обычного восприятия, поэтому и приковывают внимание зрителя. Часто здание в три и более этажей вокруг двора представлено сверху в ложной аксонометрии, что создает иллюзию головокружительной высоты. Иллюзию вызывает и введение перспективного фрагмента в двухмерную миниатюру. Подобный прием выделения главного архитектурного пространства будет впоследствии широко использоваться умелыми миниатюристами и архитекторами. Блеск дворцовой архитектуры XV-XVI вв. демонстрируется Камалиддином Бехзадом в стереотипной композиции, состоящей понизу из забора или стены, в середине - площадки двора, а сбоку или в верхней части - из великолепно вычерченного здания. Но иногда бехзадовский стереотип композиции предстает в упрощенном варианте...
Read More

Темуридская керамика: сложение нового стиля. Сурайё Алиева

Эпоха Темуридов была ознаменована беспрецедентным взлетом во всех сферах культуры и искусства. Под знаком напряженных поисков и поразительных достижений идет и развитие художественной керамики. Крупнейшим ведущим центром керамического производства в эпоху Темуридов был Самарканд, вместе с тем близкую по стилю самаркандской керамике продукцию производили в Ташкенте, Бухаре, Шахрисабзе, Мерве, Нисе. Темуридскую бытовую керамику характеризует совершенно новый в сравнении с предшествующим периодом стиль. На смену эпиграфическому декору и стилизованным зооморфным мотивам керамики X-XII вв. приходят более реалистически трактованные образы птиц и растений: колористический комплекс белого, красно-и темно-коричневого, роспись зеленым под мутноватыми глазурями сменяется сине-белой гаммой или силуэтной черной орнаментацией под ярко-голубой поливой. Это радикальное изменение колорита и декора среднеазиатской керамики в конце XIV-XV в. было в определенной степени спровоцировано китайским влиянием, сыгравшим роль своеобразного катализатора в поисках нового облика керамики Мавераннахра. Ввоз китайских керамических изделий осуществлялся еще в предшествующие века - на старых среднеазиатских городищах нередки находки фарфоровидных селадонов с прекрасным матовым отсветом глазури и мягкими фисташково-зелеными оттенками расцветки. Но селадоны...
Read More

Гератские узоры в бухарских сюзане. Эльмира Гюль

На протяжении XV в. столичный город Темуридской империи Герат являлся крупнейшим культурным центром и своего рода законодателем мод в искусстве Среднего Востока. Еще в 1420-е г. его прославила мастерская-китабхане, созданная царевичем Байсонкуром, при которой работал огромный штат каллиграфов, миниатюристов и орнаменталистов. Позже, во второй половине века, при Султане Хусейне, придворное искусство получило новый импульс к развитию, на этот раз под покровительством выдающегося поэта и государственного деятеля Алишера Навои. Имя Бехзада, выдающегося художника гератского двора, стало символом высочайших культурных достижений темуридской эпохи. В мастерских Герата совместно работали местные и пришлые художники, что вело к взаимообмену творческим опытом, преемственности и связи различных художественных школ Переднего и Среднего Востока. Миграция мастеров, насильственная или добровольная, была одной из характерных особенностей художественного процесса в средние века, способствовавшая выработке и распространению единых канонов мусульманского искусства. После завоевания Герата Шейбанидами в 1507 г. художники покидают город и уезжают в столицу Сефевидов Тебриз и крупные города молодого шейбанидского государства Самарканд и Бухару, привнося в местную культуру лучшие...
Read More

К творческому методу Бехзада. Эльмира Исмаилова

Творчество легендарного гения миниатюрной живописи Среднего Востока Бехзада изучается уже с конца ХК в. и, по-видимому, еще долго будет притягивать внимание исследователей магией своей светлой гармоничной ауры, чарующей красотой воплощенного в нем многообразного мира природы, глубиной погружения в земную и духовную жизнь человека-труженика и творца. В наше время творчество Бехзада требует адекватного истолкования и объяснения, внимательного проникновения в его суть. Одним из способов плодотворного решения такой задачи считается сравнительное изучение произведений разных художников, близких типологически и по времени, на одну тему, особенно более ранних прототипов. Анализ известного сюжета облегчает понимание его внутреннего смысла в связи с мировоззрением и культурой эпохи, определение мотивов избранных художественных средств и пр. Сравнения такого рода, когда "проводником выступает смысл, который, пробираясь сквозь дебри сходного и различного, как луч света из тьмы, выхватывает новые смыслы, мотивы, связи, которые в конце концов образуют "новый материк", полезны" (В.Топоров). Именно при помощи сопоставления можно уловить живую, ищущую мысль художника, его индивидуальное видение и понимание проблемы, момент творческого прозрения, вдохновения,...
Read More

ЕХРО-2000

"Человек-природа-техника: возникновение нового мира" - под таким девизом 1 июня 2000 г. открылась Всемирная выставка в Германии в городе Ганновере, которая продлится до 31 октября. За это время около 200 стран и организаций - больше, чем когда бы то ни было, - наглядно продемонстрируют, как человечество будет решать задачи будущего тысячелетия. ЭКСПО-2000 - это выставка нового типа. Она не ставит перед собой цели показать высокие достижения в науке и технике, а дает представление о том, как человек с их помощью может обрести гармонию с природой. Выставка нового тысячелетия имеет замечательную возможность стать всемирным генератором идей для решения сложных проблем будущего. Впервые за 150-летнюю историю проведения ЭКСПО в ней принял участие Узбекистан в качестве независимого суверенного государства. Экспозиция нашей страны, развернувшаяся на площади 1500 квадратных метров, призвана показать Узбекистан как государство с богатым культурным наследием и современной высокоразвитой экономикой. В результате посетители получили возможность познакомиться с многообразием жизни и историей узбекского народа. Павильон условно поделен на две части, в одной из которых представлено историко-культурное...
Read More

Бехзад — портретист и портрет в миниатюрной живописи Среднего Востока. Галина Пугаченкова

В мусульманской среде изображение человека было подвергнуто запрету. Он сформулирован в комментариях к Корану - хадисах: "Несчастье тому, кто будет изображать живое существо! В день последнего суда лица, которых художник представил, сойдут с картины и придут к нему с требованием дать им душу. Тогда тот человек, не могущий дать своим созданиям душу, будет сожжен в вечном пламени". И еще: "Бог послал меня уничтожить людей троякого рода: гордецов, многобожников и живописцев. Берегитесь изображать Господа или человека, а пишите только деревья, цветы и неодушевленные предметы (1). Запрет этот, однако, нарушался еще в первые века хиджры и соблюдался лишь применительно к предметам культово-религиозного назначения. В светских же зданиях наряду с широким развитием орнамента предстают реальные и фантастические животные (тигры, драконы, птица-феникс), а иногда появляется и тематическая живопись. Изобразительные мотивы и среди них образы птиц, животных и даже человека (особенно с XII в.) присутствуют в средневековых изделиях прикладных искусств. Предметная живопись получает широкое развитие в иллюстрировании книг, особенно в XIV-XVII вв. Ее нет...
Read More

Музыкальные инструменты в миниатюрах Бехзада. Жасур Расултаев

Анализировать жанр миниатюры довольно сложно, поскольку за внешней ясностью и логичностью изображенного мира всегда скрывается глубинный смысл, нуждающийся в истолковании; реалистические, жизненно правдивые сюжеты миниатюр неожиданно вовлекают исследователя в необыкновенно мечтательный мир. Очень часто в работах миниатюристов, в том числе Камалиддина Бехзада, мы встречаем изображения музицирующих персонажей. Они, как правило, не являются основными действующими лицами, но с введением в сюжет музыкальных инструментов тема произведения значительно обогащается; музыка помогает полнее раскрыть внутренний мир и настроение героев. Музыкальные инструменты непременно включаются в композиции, изображающие сцены дворцовых пиров. Миниатюры этого круга ярко демонстрируют традиционную дворцовую музыкально-литературную жизнь. Судя по изображениям, наиболее популярными инструментами были чанг, издающий нежные, мягкие звуки, и задающая ритм дойра. На этих инструментах в основном играли женщины. В тех же сценах, где изображаются дружеские пирушки и кутежи мужчин, присутствуют такие инструменты, как уд, най и танбуры различных форм и размеров. Исполнение на гиджаке практиковалось как музыкантами-мужчинами, так и женщинами. Это деление на две группы инструментов (для женщин и мужчин),...
Read More

Гармония красоты и мудрости в искусстве каллиграфии. Хабибулла Солих

В культурном наследии Востока особое место занимают эпиграфические памятники. Они не только несут в себе информацию о прошлом, но и являются своего рода самоценными произведениями искусства. В истории Средней Азии известны такие образы письменности, как согдийская, арамейская, орхоно-енисейская (тюркские руны), уйгурская. В них удивительным образом отразились талант и природа народа. Особое внимание письменности уделяли в исламскую эпоху. Тогда она стала одним из показателей высокого уровня развития науки и искусства. Стремление к наукам было заложено в самом Коране, ставшем одним из гимнов знанию. Сочетая таинство с разумом, он побуждал к исследованиям. Ислам поощрял верующих к занятию науками, не случайно мусульманское средневековье вошло в историю мировой цивилизации как эпоха просвещенности. Всему миру известны имена наших соотечественников, таких, как Замахшарий, Имам аль Бухари, Аль Фараби, Бурхониддин аль-Маргинаний, Мухаммад ал-Хорезми, Камалиддин Бехзад. По сей день мы черпаем знания из их трудов. Вклад наших предков в мировое развитие в области науки и культуры поистине велик. Арабский алфавит получил повсеместное распространение в исламском мире, объединяя разноязыкие народы...
Read More

Духовное пространство Бехзада в искусстве XX века. Нигора Ахмедова

Без преувеличения можно констатировать, что в XX в. во всем мире искусство изменило характер своего развития. На Западе произошел коренной пересмотр его онтологических и формальных пределов, вызванный небывалой интенсивности потоком творческих открытий авангарда, на Востоке череда сильнейших политических и социальных потрясений также стала катализатором формирования новых историко-культурных образований, художественного синтеза различных культур. В то же время совершился настоящий переворот в представлениях о границах мирового искусства, в результате чего идея о приоритете европейской культурной цивилизации начала обнаруживать свою узость и неполноту. Вслед за учеными-ориенталистами почти все новаторы европейской живописи XX в. начали открывать несомненную ценность великих культур Азии и Африки и осознавать их как часть общей истории мирового искусства, полноправными наследниками которой они себя ощущали. В этом ряду и миниатюра Среднего Востока, ярким олицетворением которой является творчество Камалиддина Бехзада, стала источником новых эстетических и пластических исканий для европейцев. Достаточно напомнить опыт А.Матисса и фовистов, мастеров русского ориентализма рубежа веков, выставки мусульманского искусства в Мюнхене, Москве в начале века, знаменитые коллекции...
Read More

Ирония и улыбка Тельмана Мухаммедова. Нодир Норматов

В творчестве средневековых художников-миниатюристов были произведения, в которых они прибегали к ироничному изображению жизненных ситуаций или людей. К примеру, в своих мемуарах "Бадое ул вокеа" Зайнуддин Васифи утверждал, что и Бехзад писал сатирические произведения. Нарисовав шаржи на эмира Бобо Махмуда, художник даже показал их правителю Хусейну Байкаре. К сожалению, они не сохранились до наших времен. Искусством "говорящих" деталей великий художник мастерски пользовался для раскрытия основной темы произведения. Так, в известной работе Бехзада "Дехканин и лошадь" худоба лошади изображена столь выразительно, что просматриваются ребра. Но все же для художников-миниатюристов, таких, как Хайдар Али, Мир Сайд Али, Касим Али, Ходжи Мухаммад, Махмуд Музаххиб, Мухаммад Мурад Самарканди, Абдулла, сатира не стала ведущей темой. В те времена сама обстановка, духовно-этические взгляды формировались под воздействием суфизма, призывавшего к любви и единению с Богом. Тельман Мухаммедов пришел к выводу, что умело используя жанр миниатюры, можно поднимать несвойственные для него темы, развенчивать пороки современного общества: алчность, разгильдяйство, лживость, распутство, воровство. Творческий путь молодого художника начинается...
Read More

Несравненный в живописи. Пулат Захидов

"Из живописцев Бехзад был лучшим из лучших" Захириддин Бабур. Легендарный художник Мани (217-273), рассматривая картины своих учеников, был приятно удивлен: это были столь совершенные произведения, что изображенные на них предметы казались живыми. Но учитель поставил перед воспитанниками новую задачу - достичь еще более высоких вершин в своем творчестве. Он сказал им, что живописец лишь тогда сможет стать настоящим художником и считать, что полностью познал секреты мастерства, когда сумеет вдохнуть жизнь не только в изображенные на картине фигуры, но и в каждую линию, в каждую черточку на написанной им вещи. Из таких художников, овладевших глубокими тайнами живописи, был великий миниатюрист средневековья Камалиддин Бехзад. Еще при жизни современники называли его редкостным среди редкостных, лучшим из лучших. Удостоившийся высокого звания "Моний соний" (второй Мани), Бехзад занял достойное место в истории мирового изобразительного искусства. В Европе, дивясь мастерству и совершенству созданных художником произведений, его величали "Рафаэлем Востока". Камалиддин Бехзад родился в 1445 г. в Герате. Он рано осиротел. Заметив в мальчике дар живописца и склонности к резьбе...
Read More

Творчество группы "Санои-нафис". Саида Ильхамова

Понятие "санои-нафис" (изящные искусства) известно еще со времен Ал-Хорезми и А.Навои, тогда оно употреблялось по отношению к творчеству талантливых ремесленников и каллиграфов. Это название не случайно было выбрано для творческой группы, организованной в 1980 г. Оно стало отражением творческого кредо молодых художников, поставивших перед собой цель возродить традиции средневековой живописи. Почти все они начинали свою биографию как художники по лаковой миниатюре. Однако впоследствии, вдохновленные опытом работы своего учителя и наставника, известного художника-монументалиста Чингиза Ахмарова, использовавшего в росписях темы и стилистику восточной миниатюры, приходят к идее вынести ее на стены зданий. Живопись издревле использовалась в архитектуре Среднего Востока. Древние бактрийские храмы, а также дворцы Афрасиаба и Варахши сохранили замечательные образцы настенной росписи, доносящей до нас особенности быта и обычаев периода античности и раннего средневековья. В эпоху Темуридов продолжается развитие монументальной живописи, связанной с архитектурой, с оформлением интерьера. Средневековые источники сообщают, что стены самаркандских дворцов, воздвигнутых Амиром Темуром, были украшены картинами, изображавшими его пиршества-меджлисы, портреты самого государя, сцены битв и осады...
Read More

Искусство рукописной книги: традиции и современность. Шомахмуд Мухамеджанов

В средние века на Востоке искусство рукописной книги достигло небывалого расцвета, став воплощением лучших достижений интеллектуального и художественного гения исламской культуры. Однако постепенно дорогостоящая рукопись уступает место малохудожественной продукции, которую в свою очередь вытесняют типографские издания. Тем не менее, традиции каллиграфии, миниатюры и переплетного дела сохраняются и в XX в. В числе представителей последнего поколения мастеров - художник-миниатюрист и каллиграф Садриддин Поччаев, работавший в Бухаре в 20-е годы, известный каллиграф Абдукадыр Мурадов, работавший в Ташкенте в 60-70-х годах, а также специалисты Института востоковедения имени Абу Райхона Беруни АН Узбекистана, занимавшиеся реставрацией средневековых манускриптов и, по мере возможности, каллиграфией. И поныне переписанные ими книги привлекают внимание своим изяществом и красотой. Как подлинно синтетическое искусство средневековая рукописная книга создавалась долгим совместным трудом различных специалистов: мастеров по изготовлению бумаги (когозгаров), каллиграфов, миниатюристов, переплетчиков, орнаменталистов-позолотчиков и других. С течением времени сложные технологические приемы и художественное оформление упрощались и забывались, соответственно упразднялись и некоторые связанные сними специальности. В конечном итоге рукописная книга стала творением каллиграфов,...
Read More