В средние века на Востоке искусство рукописной книги достигло небывалого расцвета, став воплощением лучших достижений интеллектуального и художественного гения исламской культуры. Однако постепенно дорогостоящая рукопись уступает место малохудожественной продукции, которую в свою очередь вытесняют типографские издания. Тем не менее, традиции каллиграфии, миниатюры и переплетного дела сохраняются и в XX в.

В числе представителей последнего поколения мастеров — художник-миниатюрист и каллиграф Садриддин Поччаев, работавший в Бухаре в 20-е годы, известный каллиграф Абдукадыр Мурадов, работавший в Ташкенте в 60-70-х годах, а также специалисты Института востоковедения имени Абу Райхона Беруни АН Узбекистана, занимавшиеся реставрацией средневековых манускриптов и, по мере возможности, каллиграфией. И поныне переписанные ими книги привлекают внимание своим изяществом и красотой.

Как подлинно синтетическое искусство средневековая рукописная книга создавалась долгим совместным трудом различных специалистов: мастеров по изготовлению бумаги (когозгаров), каллиграфов, миниатюристов, переплетчиков, орнаменталистов-позолотчиков и других. С течением времени сложные технологические приемы и художественное оформление упрощались и забывались, соответственно упразднялись и некоторые связанные сними специальности. В конечном итоге рукописная книга стала творением каллиграфов, которые писали тексты на бумаге фабричного производства, не украшая ее миниатюрами и орнаментацией.

Работая в реставрационном отделе Института востоковедения, я поставил перед собой цель восстановить весь технологический цикл создания рукописной книги. В средние века необходимые для нее материалы изготовляли сами исполнители работ. Моя творческая деятельность начиналась с миниатюрной живописи, поэтому мне пришлось самостоятельно, опытным путем познавать и осваивать ряд сопутствующих специальностей — изготавливать бумагу, чернила и краски, необходимый инструментарий и т.д. Этот подготовительный этап при создании книги имеет исключительно важное значение, ведь лишь обладая высококачественными материалами можно создать книгу, которая станет настоящим произведением нетленного искусства.

В результате кропотливого многолетнего труда мне удалось создать авторские образцы рукописной книги, которые по составу материалов и художественному оформлению близки средневековым аналогам. Первым итогом этой работы стал в 1976 г. вариант книги Махмуда Кашгарий «Девони лугати — турк», проиллюстрированный миниатюрами, в настоящее время он хранится в Музее истории Узбекистана. В 1980 г. появилась на свет еще одна книга, по мотивам произведения «Калила и Димна». Ее приобрел нью-йоркский «Метрополитен музеум».

В основе производства рукописной книги лежит изготовление бумаги, для чего я использую древесину тутового шелкопряда. На основе опытов мне удалось возродить способ изготовления так называемой «кокандской» бумаги, которую делали вплоть до начала XX в. Бумага должна быть очень прочной и устойчивой к внешним воздействиям, обеспечивающей сохранность книги на долгие годы. Для этого ее необходимо подвергнуть шлихтовке (лощению) и глянцовке. Средневековые мастера применяли различные способы шлихтовки. Один из самых популярных состоял в том, что на бумагу кистью наносили крахмал, после высыхания бумагу лощили (полировали) хрустальным яйцом или камнем (агат). Крахмал, закрывая поры бумаги, препятствует впитывание ею влаги из чернил и не дает им расплываться. На подобной бумаге краски и чернила не блекнут, не расплываются, а жидкие золото и серебро ярко блестят.

В оформлении рукописной книги немаловажную роль играют цвет и декоративные качества бумаги, которые доставляют человеку не меньшее эстетическое наслаждение, чем каллиграфия и миниатюра. При окрашивании бумаги в различные цвета использовались растительные красители. Желтый цвет достигался путем окрашивания в соке корня шафрана (зарчава), красный же — путем замачивания в соке цветов петушиного гребешка. В 1999 г. я изготовил книгу небольшого формата с газелями Алишера Навои из его «Дивана», страницы которой тонированы красителями, приготовленными из растительных материалов (в настоящее время эта книжка хранится в Японии в Kyoto Unifversiy of foregn Studies for Islamic Culture).

К числу наиболее оригинальных восстановленных рецептов относится и способ изготовления мраморной бумаги или «абри бахор» (весеннее облако), отличающейся рисунком в виде мраморных или облачных разводов. При ее изготовлений я использую смолу дерева, называемого «катиро», натуральные красители и бычью желчь.

Для художественных произведений у узбекских мастеров основным видом письма считался насталик. Каллиграфу необходимо было не только в совершенстве владеть искусством письма, но и знать, как приготовить перо (для этого использовался тростник нескольких видов, тщательно очинённый ножом) и чернила (обычно они приготовлялись путем смешивания копоти льняного масла и клея ствола урюка или персика на специальной пластине из кости). Текст располагался на странице книги при помощи различных трафаретов. Для украшения титульного листа и заключительных страниц текстов надписи делались жидким золотом.

В искусстве рукописной книги одно из главенствующих мест принадлежит миниатюре. Рисунок будущей миниатюры воспроизводился на отдельном листе тонкой бумаги, после чего все его линии прокалывались иглой. Затем подготовленный таким образом лист накладывался на собственно книжную страницу и припорашивался черным порошком. В результате на странице книги проявлялись контуры будущей миниатюры. Их обводили красным карандашом, и с помощью заранее приготовленных красок миниатюра обретала законченную форму. При создании красок в большинстве случаев использовались окислы различных металлов.

Наконец, когда книга уже была готова, страницы сшивались и вставлялись в переплет. В средние века существовало два основных вида переплета: дубленая кожа, на которую наносился рисунок с помощью штампов; картонные переплеты, которые украшались риунками в виде цветов или какими-либо сюжетными картинками, а поверх них наносился лак.

Создание рукописной книги в ее классическом варианте — трудоемкое и кропотливое дело. Оно требует качественных натуральных материалов, специально изготовленного инвентаря. И меня радует, что сегодня вновь возрождается интерес к этому прекрасному виду искусства. Я горжусь тем, что в его возрождении есть и толика моего труда.

Шомахмуд Мухамеджанов