Понятие «санои-нафис» (изящные искусства) известно еще со времен Ал-Хорезми и А.Навои, тогда оно употреблялось по отношению к творчеству талантливых ремесленников и каллиграфов. Это название не случайно было выбрано для творческой группы, организованной в 1980 г. Оно стало отражением творческого кредо молодых художников, поставивших перед собой цель возродить традиции средневековой живописи. Почти все они начинали свою биографию как художники по лаковой миниатюре. Однако впоследствии, вдохновленные опытом работы своего учителя и наставника, известного художника-монументалиста Чингиза Ахмарова, использовавшего в росписях темы и стилистику восточной миниатюры, приходят к идее вынести ее на стены зданий.

Живопись издревле использовалась в архитектуре Среднего Востока. Древние бактрийские храмы, а также дворцы Афрасиаба и Варахши сохранили замечательные образцы настенной росписи, доносящей до нас особенности быта и обычаев периода античности и раннего средневековья. В эпоху Темуридов продолжается развитие монументальной живописи, связанной с архитектурой, с оформлением интерьера. Средневековые источники сообщают, что стены самаркандских дворцов, воздвигнутых Амиром Темуром, были украшены картинами, изображавшими его пиршества-меджлисы, портреты самого государя, сцены битв и осады городов, приемы, приношения даров, охотничьи забавы. Так, на стенах дворца Дилькуша были запечатлены триумфальные победы Амира Темура в Индии (1, с. 284).

К сожалению, сами росписи до нас не дошли, однако источники свидетельствуют о разнообразии жанров, серийности работ. Что касается стиля сюжетной монументальной росписи, то, по убеждению ученых, он был аналогичен стилю миниатюры (1, с. 285), поэтому мастера «Санои-нафис» в своем творчестве отталкиваются именно от традиций книжной миниатюры.

В деятельности этой группы особое место отводится произведениям исторического плана и сюжетам из восточной поэзии. Создавая авторские композиции на классические темы, художники стараются сохранить колористическое своеобразие и богатство миниатюры. Доминирует в росписях голубой цвет, словно вторящий голубой керамике эпохи Темуридов, с дополнением драгоценных вкраплений желтых и алых красок. Выразительные силуэты рисунка подчеркнуты тонкими контурными линиями. Художники включают в свои композиции традиционные орнаменты гирих и ислими, элементы архитектурного и эпиграфического декора.

С самого начала своего существования творческая группа «Санои-нафис» стала получать заказы на художественное оформление интерьеров домов отдыха и административных зданий городов Узбекистана и Таджикистана, России, Украины, Прибалтики. Уже в первых произведениях монументальной живописи, созданных в 1986 г. на темы поэмы «Сабъаи-сайер» («Семь планет») из «Хамсе» Алишера Навои, художники старались сохранить традиции миниатюры. Впоследствии появляются роспись «Восточные мотивы» в доме отдыха «Зумрад», цикл «Ешлик» в Доме бракосочетания Ургенча, роспись «Школа Улугбека» в здании ГРЭС Нового Ангрена, цикл картин «Навруз» на стенах ресторана «Вахт» в Ташкенте, миниатюры «Лирика» и «Влюбленные» в торговом и культурном центре Узбекистана в Ганновере (Германия).

Одна из наиболее значительных работ этой группы — росписи в Музее истории Темуридов, открытие которого состоялось в 1996 г. Сюжет центрального триптиха «Великий созидатель» посвящен Амиру Темуру и включает в себя темы: «Рождение», «Возвышение», «Наследие». Остальные росписи — увеличенные копии миниатюр из рукописи Шарафеддина Али Иезди «Зафар-наме» («Книга побед» ). Художникам удалось сохранить традиции восточной миниатюры и вместе с тем наполнить росписи духом современности, создав в интерьере музея единую органичную среду.

Миниатюра — искусство глубоко условное. Раскрытию образов здесь способствует не передача психологического состояния персонажей, а цвет, композиция, характеризующие персонаж атрибуты. Художники особое внимание уделяют традициям ведущих школ миниатюрной живописи. В росписях используется плоскостной принцип заполнения пространства, разворачивающегося снизу вверх, присущий ширазской и тебризской живописи, в то время как пейзажи, интерьер, свобода в изображении людей, диагональное размещение композиции на плоскости стены напоминают традиции багдадской школы.

Особую роль в становлении группы сыграло творчество Бехзада, его передача образа человека. Произведения средневекового мастера миниатюры отличает законченная целостность, и не случайно многие композиции Бехзада строятся на основе круга. Стремление к емкой образности и гуманистической наполненности работ, характерное для Бехзада, стало своеобразным эталоном и для творческой группы «Санои-нафис». В ряде работ художников прослеживаются и традиции бухарской школы, особенно в колорите (звучность цвета, тонкая графическая линия).

Художники группы «Санои-нафис» в поисках своей творческой манеры стараются следовать стилю миниатюрной живописи, развивать характерные для нее сюжеты, композиции и колорит. Неотъемлемая черта росписей — условность художественного языка и тонкий, проникновенный лиризм. В монументальном искусстве есть своя специфика — оно рассчитано на восприятие с определенного расстояния. Поэтому в техническом отношении художники сохраняют традиции монументальной живописи. Творчество художников группы «Санои-нафис» стало отражением одной из тенденций в развитии современной монументальной живописи Узбекистана, в которой главное — опора на традиционное искусство.

Литература
1. Г.А. Пугаченкова, Л.И.Ремпель. История искусств Узбекистана. М., 1965. С. 284.

Саида Ильхамова