Новые симфонические произведения молодых композиторов Узбекистана

Музыкальная культура Узбекистана вступила в новую историческую эпоху с уникальным творческим багажом, созданным такими корифеями  композиторской школы Узбекистана, как Сулейман Юдаков, Муталь Бурханов, Манас Левиев, Тулкун Курбанов, Икрам Акбаров и др. Творческая зрелость Мустафо Бафоева, Нуридина Гиясова, Дилором Сайдаминовой, Дмитрия Янов-Яновского пришлась на последнее десятилетие ХХ в. Благодаря обретению Республикой Узбекистан независимости они сумели заявить о себе на мировой сцене. Безграничные возможности открыты перед молодым поколением узбекских композиторов. Нет спускаемых сверху директив,  плановых рамок, цензурных запретов, идеологических заказов. В результате стали появляться интересные  масштабные сочинения, связанные с историческим прошлым нашей страны, с ее культурой. Выдающимся событием культурной жизни страны стал состоявшийся 10 марта 2012 г. в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана Концерт симфонических произведений группы молодых композиторов – преподавателей кафедры композиции и инструментовки Консерватории. Концерт организован заведующей кафедрой Композиции и оркестровки  Ойдин Абдуллаевой. В числе исполняемых произведений – Симфония №2 «Жадидлар хотираси» лауреата Государственной премии имени Зульфии Ойдин Абдуллаевой. Симфония, будучи достижением венского классического симфонизма, является одним из сложнейших жанров. О. Абдуллаевой...
Read More

Хроника художественной жизни

12 – 26 июня, ТДФ Персональная выставка известного художника-монументалиста, живописца и графика, обладателя ордена «Мехнат шухрати» Улугбека Балтабаева познакомила зрителей с сюжетными композициями, портретами и пейзажами, графическими работами последних 5 лет (около 200 экспонатов). Организаторы выставки – АХ Уз, ТОХ Уз и Ташкентский Дом фотографии. Для  работ У. Балтабаева характерно монументальное построение композиции  и лаконичность форм («Продавец хурмы», «Строят новый дом»), состояние природы, характер и настроение героев («Тишина», «Фиолетовый вечер», «Портрет ветерана»). Графические листы мастера отличает стремление наполнить их глубоким философским смыслом. 23 июня – 7 июля, ТДФ На персональной выставке Шамсиддина Аликулова «Изтироб акси» художника из Карши, члена ТОХ Уз, участника многочисленных выставок в республике и за рубежом, было представлено свыше 60 картин, привлекающих внимание зрителей неожиданным сочетанием различных стилей, особым философским настроением. Для его полотен характерны приверженность авангарду («Венера», «Музыканты»), реалистическое изображение («Натюрморт с белыми розами», «Кашкадарья – «Мост Карши»). Особое место в творчестве автора занимают автопортреты и портреты современников («Учитель», «Отец», «Ван Гог и я» и др.). 28 июня – 13...
Read More

Музыка для глаз

Художник-монументалист, член Творческого объединения художников Узбекистана автор сюжетных и орнаментальных мозаик, сграффито, росписей и панно Хамидулло Юлдашев   родился 20 апреля 1948 г. в кишлаке Сарай Туракурганского района Наманганской области в семье дехканина. Синева родного неба, чистота изумрудной зелени полей, окружавших дом, ряды высоких тополей, виноградные лозы, увешанные золотистыми и синими ягодами, желтые плоды айвы – все это с детства одаривало художника яркими впечатлениями. Как вспоминает Хамидулло-ака, ему хотелось рисовать все, что окружало его в повседневности. Это желание привело его после окончания средней школы в Республиканское художественное училище им. П. П. Бенькова (ныне Республиканский художественный колледж Академии художеств Узбекистана). По окончании первого курса училища Хамидулло призвали в армию. В часы досуга он занимался любимым делом – рисовал портреты сослуживцев, работал в штабе художником-оформителем. Завершив воинскую службу, продолжил учебу в художественном училище и получил специальность живописец-педагог. Вся его дальнейшая деятельность была связана с изобразительным искусством. Поначалу он преподавал азы изоискусства в школе Туракурганского района, затем служил художником-оформителем в Наманганском городском спортивно-техническом клубе СТК, в...
Read More

«Вестники Дальних Миров»

18 мая 2010 г. – в Международный День музеев – в залах Государственного музея искусств Каракалпакстана им. И. В. Савицкого открылась выставка с необычным и красивым названием – «Амаравелла», посвященная творчеству художников-космистов. Из 175 работ данного направления, хранящихся в фондах музея, 96 экспонировалось на выставке. Яркое и самобытное творчество замечательных художников, объединившихся в середине 1920-х гг. в творческий союз, не было в свое время оценено по заслугам. Художники разделили судьбу многих талантливых людей, живущих в тоталитарном государстве, сурово каравшем любые проявления инакомыслия. Однако несмотря на то, что огромный творческий потенциал, которым обладала группа, не был раскрыт до конца и реализован, сделанное «Амаравеллой» навсегда войдет в историю не только русского, но и мирового искусства. История этого содружества началась в 1923 г. когда четыре художника – Петр Фатеев, Вера Пшесецкая, Александр Сардан и Борис Смирнов-Русецкий – образовали группу «Квадрига». Позднее к ним присоединились Сергей Шиголев и Виктор Черноволенко, и в 1927 г. группа стала называться «Амаравеллой». Это название не имеет однозначного перевода; существует...
Read More

Бытие вне времени и места

 В 2003 г. в Ташкенте прошла выставка «Художники Бухары: другая реальность», на которой были представлены работы мастеров изобразительного искусства Бухары, в том числе Зелимхана Саиджанова. По словам Н. Ахмедовой, одного из авторов проекта этого мероприятия, «на выставке в полной мере можно оценить мощь удивительного таланта Зелимхана Саиджанова, который…вопреки всем обстоятельствам, словно созревал, «питаясь» своим обостренным субъективизмом, одиночеством и непримиримостью. Каждое его произведение – отражение размышлений о трагическом несовершенстве жизни, ее хрупкой гармонии, усмиряющей пыл творчества» (1). З. Саиджанов родился в Бухаре в 1948 г. Определившись со своими жизненными интересами в пользу искусства, он, тем не менее, не делает попытки поступить в художественный вуз. Вместо этого учится на заочных курсах по рисованию в Москве. Обучение проходило по переписке – художник отсылал по почте работы и получал отзывы и консультации от педагогов. Таким образом, не имея ни прямого наставника, ни руководителя, он был полностью предоставлен самому себе в выборе тематики и стилистики своих картин. Формирование представлений об искусстве как о феномене сугубо личном...
Read More

Жрица у огня (О творчестве Елены Камбиной)

Идеи подобны рыбам. Если хотите поймать мелкую рыбешку, оставайтесь на мелководье. Но если вам нужна крупная рыба, придется идти в глубину. Там, в глубинах, рыбы мощнее и чище. Они крупнее и абстрактнее. И невероятно красивы. Дэвид Линч Возможно, банально говорить о том, что Елена Камбина долго у меня училась, ибо имеем дело с уже сложившимся мастером, но это дает мне возможность говорить о ней не отстраненно, а пристрастно. В начале пути ей меньше нужен был учитель, а больше – художественная среда, помогавшая ее росту. И она нашла ее в моем окружении. А окружение было сильное. В экспериментальной студии тогда учились Д. Ахунбабаев, И. Кулагина, А. Иванова, Е. Ли, Д. Каипова и др. Е. Камбина не только многолика как художник, но и очень подвижна и масштабна по замыслам и находкам. Широта и диапазон охватываемых ею стилей и направлений в искусстве не дают возможности на этом этапе оконтурить ее творчество, оно – в развитии, притом очень динамичном. Думается, что «дегустация» столь сложной по организации...
Read More

Техника настенной росписи «кундаль» в памятниках Узбекистана

Замечательное архитектурное наследие Узбекистана привлекает большое количество туристов, а также специалистов из зарубежных стран, для которых памятники республики интересный объект для исследователей. Искусные мастера, построившие шедевры мирового значения, использовали различные методы и технологии, иногда уникальные. И хотя многое было позабыто и утеряно, современные узбекские мастера – усто и ученые-реставраторы из разных стран постепенно пытаются понять и восстановить древние технологии. Aвтор данной статьи в рамках научной работы в спецвузе города Потсдам (Германия) изучала настенные росписи, исполненные в технике «кундаль» – в виде позолоченной рельефной живописи (1). В исследованиях особое внимание уделялось технологическим аспектам. На территории Узбекистана сохранилось несколько памятников, в интерьерах которых встречаются росписи «кундаль», или по крайней мере – их остатки. Это касается зданий, построенных примерно с 1450 по 1650 г., большинство их находится в Самарканде и Бухаре. Состояние росписей различно. Некоторые памятники недавно были отреставрированы или полностью реконструированы, как, например, в Самаркандском мавзолее Ак-Сарай, построенном около 1470 г. Существует ряд строений, где настенная роспись сохранилась сравнительно неплохо, хотя c большими повреждениями,...
Read More

Хранитель традиций

(К 75-летию художника Гафура Абдурахманова) Г. Абдурахманов – живописец, который в своем творчестве продолжает традиции таких мастеров, стоявших у истоков формирования изобразительного искусства Узбекистана, как П. Беньков, А. Волков, Усто Мумин (А. Николаев), В. Уфимцев, З. Ковалевская. Он – один из уважаемых и «старейших» не по возрасту, а по служению музе живописи художник, мастер сложных по композиции жанровых холстов, автор замечательных пейзажей Крыма, человек своего времени, чье творчество формировалось в русле национальной художественной школы. Гафур Абдурахманов – участник многих республиканских, международных художественных выставок. Он относится к художникам-«шестидесятникам», творческая биография которого начиналась на рубеже 60-х – 70-х гг., когда он создал такие произведения, как «Ангрен. Осень» (1960), «Утро» (1963), «Сенеж» (1965), «Семья» (1971). Выразительность этих работ строилась больше на чувстве, чем на пластической содержательности и мастерстве. «Визитной карточкой» художника стали его пейзажи. Истоки этого предпочтения – в годах его ученичества в мастерской Р. Ахмедова, который очень часто вне программы возил своих воспитанников на пленэрные этюды. Творческая эволюция Г. Абдурахманова происходила последовательно, без резких скачков. Его...
Read More

Маг страны чудес и приключений

Известный режиссер Юрий Норштейн считает, что чистая кинематография – это мультипликация. «Она (мультипликация. – М.М.) творит, не беря с натуры, начинает с чистого листа, с первой точки, которая появляется на белом пространстве и постепенно превращается в кинокадр», – сказал он в интервью об этом виде искусства (1, с. 18). Эти качества анимации притягивают художников, уводя в страну чудес и необыкновенных приключений, толкая их на поиск «ключа» к раскрытию возможностей, граничащих с открытиями. Дмитрий Власов – художник и режиссер Мультстудии «Узбекфильм». Закончив в 1992 г. художественный факультет Ташкентского государственного педагогического института им. Низами и получив диплом преподавателя рисования, он пришел в Мультобъединение (Мультстудия с 2011 г.) и, конечно же, не знал о секретах анимации, о работе людей редких профессий: художника-мультипликатора, аниматора – «оживителя» и «одушевителя». Эти кадры тогда не готовил ни один вуз, и только с помощью терпеливых наставников в результате многолетней практики приобретался опыт и профессионализм. Удача сопутствовала новичку – его назначили ассистентом режиссера Мавзура Махмудова, художественного руководителя «Мультобъединения». С ним Д. Власов...
Read More

История становления кафедры «Дизайн». К 35-летию создания

Сегодня слово «дизайн» (итал. – «disegno») – популярный в профессиональной и повседневной жизни термин. В эпоху Ренессанса этим термином обозначали проекты, рисунки, а также лежащие в основе работы идеи. В ХVI в. в Англии появилось понятие «design», которое дошло до наших дней и переводится на русский язык как замысел, чертёж, узор и, кроме того, – проектирование, конструирование. Дизайн – это проектно-художественная деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами, деятельность по организации комфортной для человека предметной среды: жилой, производственной и социально-культурной. Это понятие сегодня ассоциируется с самыми прогрессивными явлениями и техническими достижениями. Создаваемые произведения дизайна не только созвучны своему времени, но и, как правило, на полшага впереди него. Появившись на рубеже ХХ столетия и стремительно развиваясь на волне промышленной и научно-технической революции, дизайн превратился в один из самых влиятельных видов проектно-художественной деятельности. Сегодня трудно представить какую-либо сферу, где бы не трудился дизайнер, деятельность которого облегчает человеку работу, упрощает быт, влияя на стиль жизни. Представление человека о красоте меняется со...
Read More

Тысяча ангелов и один художник

Синтез элементов средневековой восточной миниатюры и приемов современного европейского авангарда,  фундаментом которого служат философия и мудрость культуры Центральной Азии, наполняют творения народного художника Узбекистана, академика АХ Уз, Почетного члена Российской академии художеств, профессора Лекима Ибрагимова особой аурой. Творчество для мастера – возможность поделиться со зрителем сокровенным, помочь ему ощутить радость бытия, зажечь в сердце каждого человека надежду. Эта идея является основополагающей и в уникальном арт-проекте Ибрагимова «Тысяча ангелов и одна картина»,  не имеющем аналогов в современном искусстве. Организаторы проекта подали заявку в Книгу рекордов Гиннеса с тем, чтобы работу Лекима Ибрагимова признали «Самой большой картиной, состоящей из тысячи самостоятельных частей». Ее высота – 8 метров,  ширина – 66 (!). Но, как утверждает сам маэстро, главное для него в искусстве – не мировые рекорды, а диалог со зрителем, постоянная работа души. …Держу в руках небольшую репродукцию одной из самостоятельных, композиционно завершенных частей огромного полотна Лекима Ибрагимова и не устаю восхищаться изяществом и плавностью линий, утонченностью рисунка. Рядом с гранатом, символизирующим вечное движение...
Read More

Настроение цветов «радуги» в сюите Ибрагима Валиходжаева

Каждый холст для живописца И. Валиходжаева – поиск  творческого пути, гармонии формы и цвета. Возможно, именно в этом стремлении выразить себя и заключается успех мастера. Работы И. Валиходжаева, обладателя Золотой медали Академии художеств Узбекистана, хранятся в музеях республики, в частных коллекциях, галереях США, Канады, Италии, Франции, Южной Кореи и других стран. Широкий резонанс получил проект «Начало», представленный мастером вместе с другими  узбекскими художниками на XV Московском международном художественном салоне «ЦДХ-2012. Пути-дороги». Все работы И. Валиходжаева, демонстрировавшиеся в этом проекте, приобретены ценителями искусства. Большой успех у ташкентских зрителей имела персональная выставка художника «21 день в Монтенегро», прошедшая на столичной экспозиционной площадке  «Выставки культуры и искусства Узбекистана» Министерства по делам культуры и спорта Республики Узбекистан. В своих работах,  по словам художника, он стремится «убежать» от натуры, идти против устоявшихся правил, канонов в искусстве. «Самый лучший художник – природа, и мы не можем копировать ее произведения. Писать надо по-своему», – убежден живописец. Прочувствованная красота цветового авангарда, грамотная постановка и решение композиционных задач, символизм образов...
Read More

Забытые лакайцы – волшебный мир степных аллюзий (к истории лакайской вышивки)

Художественное наследие Центральной Азии богато разнообразным текстилем – переливающимися всеми цветами радуги абровыми тканями и строгими по дизайну коврами, вышивкой, напоминающей цветущие райские кущи, и набойкой, с ее четким ритмом орнаментальных повторов и лаконичными бихромными сочетаниями. В этом изобилии видов совершенно отдельным, но очень выразительным островком, притаилась вышивка лакайцев, народа, чья жизнь и судьба были связаны с культурой Великой степи. Лакаи (локайцы) – весьма крупная в прошлом узбекская племенная группа, которая велая полукочевой образ жизни и обитала в XIX в. преимущественно на территории Душанбинского и Кулябского вилайетов Бухарского ханства и части Афганистана. Информация об этом племени довольно скудна (1). Считается, что лакаи являются потомками наиболее древней тюркской части населения азиатских степей. В начале XVI века вместе с другими тюркскими и тюрко-монгольскими племенами, возглавляемыми Шейбани-ханом, лакаи мигрировали из Дашти-кипчакских степей на юг, завоевывая оазисы и города Мавераннахра. Заняв обширные пастбища горных долин юга Таджикистана и Узбекистана, области вокруг Балха и Кундуза в северном Афганистане, они по-прежнему занимались скотоводством, вели полукочевой образ жизни,...
Read More

Режиссер на телевидении: проблемы художественного мастерства

Телевидение как продукт технологического века и интеллектуальный носитель времени занимает, благодаря многосложности структуры, многоаспектности вещательной деятельности, особое место в мировом культурно-информационном пространстве. Вызывая огромный потребительский интерес, осуществляя  задачи вовлечения человека в процесс наблюдения, сопереживания и анализа действительности, формируя его нравственно-эстетические, гражданские, мировоззренческие принципы, оно стало важнейшей составляющей социокультурной жизни второй половины ХХ - начала XXI в.,  неотъемлемой частью современного быта. В условиях постоянного контакта с аудиторией телевидение, наряду с коммуникативными и технологическими функциями, выполняет созидательно-творческие, связанные с художественным вещанием, созданием художественных образов и произведений искусства, рожденных как внутри ТВ, так и транслируемых прямо или в записи, пропагандой общечеловеческих ценностей и национальных традиций. В процессе подготовки программ и передач в рамках художественного вещания принимают участие творческие коллективы, состоящие из целого ряда специалистов, которые несут ответственность за тот или иной участок работы вплоть до ее завершения и сдачи художественному руководству. Наименее технологически и постановочно сложным представляется демонстрация на телеэкране готового материала (драматического спектакля, кинофильма, эстрадного и циркового представления, балетной и оперной постановки, концертов симфонической, камерной...
Read More

Метаморфозы в керамике Узбекистана: индивидуальность и традиция

Керамика – один из самых древних видов художественного ремесла Узбекистана. По технике исполнения она делится на неполивную и глазурованную. Наиболее консервативной, сохранившей аутентичные технологические и художественные приемы, является неполивная керамика. Сегодня она представлена крупными хозяйственными изделиями, используемыми сельским населением в быту. Это хумы, тандыры, кувшины и т.д., которые изготавливают мастера в некоторых центрах Узбекистана. Одним из таких малочисленных мест является Касби – известный в прошлом центр производства неполивной и глазурованной керамики. Здесь успешно работает династия керамистов Очиловых – это три-четыре дома, расположенные вдоль дороги. Можно остановить машину, зайти к ним и заказать или купить понравившееся изделие. Таких мастерских гончаров, творчество которых восходит к древним традициям, осталось немного, поскольку спрос на предметы хозяйственного обихода удовлетворяется более дешевыми и долговечными промышленными изделиями из металла и пластмасс. Здесь понятие традиции сохраняется в ее аутентичном виде. Изменения в технологии и формах минимальные, а орнаментальные украшения на них практически не встречаются. Эти изделия пользуются спросом лишь у местного населения. Летом лучше продаются хумы – большие корчаги для...
Read More

Наши авторы

Абдуллаева Ксения - журналист Алиева Сурайё – искусствовед, кандидат искусствоведения Гюль Эльмира – искусствовед, доктор искусствоведения Кадышева Оксана - журналист Кляйнманн Памела (Германия) – магистр спецвуза г.Потсдам Махмудова Малика - архитектор Мирзамухамедова Махсура – киновед, кандидат искусствоведения Нуртаев Уримбай – педагог, кандидат педагогических наук Поторочина Елена – философ Рахматкариева Гульчехра – искусствовед Салпинкиди Янис – художник Сычева Валентина - искусствовед Хакимов Акбар – искусствовед, академик АХ Уз, доктор искусствоведения Халитова Саида – филолог...
Read More