Известный режиссер Юрий Норштейн считает, что чистая кинематография – это мультипликация. «Она (мультипликация. – М.М.) творит, не беря с натуры, начинает с чистого листа, с первой точки, которая появляется на белом пространстве и постепенно превращается в кинокадр», – сказал он в интервью об этом виде искусства (1, с. 18).

Эти качества анимации притягивают художников, уводя в страну чудес и необыкновенных приключений, толкая их на поиск «ключа» к раскрытию возможностей, граничащих с открытиями.

Дмитрий Власов – художник и режиссер Мультстудии «Узбекфильм». Закончив в 1992 г. художественный факультет Ташкентского государственного педагогического института им. Низами и получив диплом преподавателя рисования, он пришел в Мультобъединение (Мультстудия с 2011 г.) и, конечно же, не знал о секретах анимации, о работе людей редких профессий: художника-мультипликатора, аниматора – «оживителя» и «одушевителя». Эти кадры тогда не готовил ни один вуз, и только с помощью терпеливых наставников в результате многолетней практики приобретался опыт и профессионализм.

Удача сопутствовала новичку – его назначили ассистентом режиссера Мавзура Махмудова, художественного руководителя «Мультобъединения». С ним Д. Власов работал как художник над его анимационным фильмом «Приключения Синдбада», приобретая первый опыт и навыки.

Экономическая нестабильность начала 1990-х гг. коснулась и «Мультобъединения» – кукольные фильмы почти не снимались. Оставшиеся без государственной поддержки художники были вынуждены уехать из Узбекистана

В 1994 – 1995 гг. Д. Власов работал в Москве, иллюстрировал серию книг «Ожившие сказки» (на основе мультипликационных фильмов). Душа же тянулась к анимации, к людям, с которыми  работал прежде, к земле, на которой вырос. В 1997 г. он вернулся на родину. В это время была создана Государственная акционерная компания «Узбеккино», а студия «Мультобъединение», став бюджетной организацией, начала снимать анимационные фильмы. Воодушевленный новыми веяниями, Д. Власов активно включился в творческий процесс реорганизации узбекской анимации.

Время требовало новых идей и методов работы, принятия кардинальных творческих решений, создания героев новых типов – активных, практичных, не унывающих, побеждающих силой ума. Национальные черты характера персонажей с помощью их поведения, интонации речи Д. Власов раскрыл в фильме «Янчар Қуён» («Заяц-топотун») (автор сценария Р. Рамазанов, режиссер и художник Д. Власов, 1997). Здесь в форме аллегории эмоционально показано, как находчивому Зайчонку удалось спастись от лап сильного, злого, но глупого Волка. Действие разворачивается в замкнутом пространстве – логове зверя, поэтому в фильме основной акцент делается на диалог героев. Интересные, краткие диалоги понятны маленькому зрителю.

Если в фильме «Заяц-топотун»  главная движущая сила – слово, то в фильме «Моцарт» (автор сценария Р. Рамазанов, режиссер Д. Власов, художник П. Воловик, 1998) его противоположность – визуальность. Переход от словесной анимации к бессловесной, от детской аудитории к взрослой, передача мыслей, идей через пластику в художественном изображении – поиск автора. Д. Власов снял этот фильм (совместно со студией «Ирисфильм»), используя компьютерную графику в тот период, когда наша анимация еще не освоила ее приемов и необходимая техника не поступила в «Мультобъединение». Этот удачный эксперимент направил в новое русло его деятельность.

Фильм-притча, названный фамилией австрийского композитора, – о самовыражении, процессе творческого поиска, который ассоциируется с силой гения. Серьезная тема: для творчества необходимы определенные условия – на экран выносится в легкой, юмористической форме. Персонаж, образ которого создан простыми штрихами, нигде не может сыграть задуманную мелодию до конца. Тогда он по воле создателя фильма взбирается на Луну и там, в пустом пространстве, играет мелодию на дудочке.

Возможности мультипликации не ограничены, фантазии нет предела. Использование элементов фантастики в анимационном фильме «Моцарт» – художественное отображение реальности. Новшества, найденные при создании этого фильма, режиссер развивает в последующих работах, в частности, в фильме для взрослых «Гончар» (автор сценария С. Муратходжаева, режиссер и художник Д. Власов, 2002). Этот фильм, созданный с применением компьютерной графики, – о созидательном труде гончара и бедах, свалившихся на него с началом войны. Неожиданные, парадоксальные ситуации усиливают эмоциональный накал. В картину мирной жизни врываются тревожные звуки музыки и марша солдат, оповещающие о приближающейся опасности. Жена мастера, ушедшего на фронт, поет колыбельную песню ребенку. Гончар возвращается с войны с развевающимися на ветру пустыми рукавами вместо рук. В нагнетаемой авторами атмосфере возникает «светлый луч» – веселый смех ребенка, сидящего на крутящемся гончарном станке. Смягчается суровое лицо мастера, что дает оптимистический настрой всему фильму. Находка режиссера – одна улыбка героя. Значит, есть кому продолжить его дело…

На Международном кинофестивале анимационных фильмов в 2005 г. в Тегеране (Иран) фильм «Гончар» удостоен «Golden Prize» в номинации «За лучший фильм на философскую тему».

Творчество Д. Власова многогранно. Он создает фильмы как для детской, так и взрослой аудитории. Зная психологию детей, художник обращается к традиционным сказкам и классике, которые научат их добру.

«90 процентов мультипликационных фильмов должны быть предназначены для детей, – говорит Д. Власов. – Нужно создавать их с любовью». По мнению Д. Власова, режиссер детских фильмов должен быть искренен, как ребенок, иметь активную фантазию, детское восприятие мира. «…Наш изумленный взгляд на мир, живую природу, на чудеса – такой же, как у детей», – говорит он. Пример тому – фильмы-сказки «Бор барака» («Была не была») (автор сценария М. Махмудов, режиссер и художник Д. Власов, 2004) и «Юз коп қор» («Сто мешков снега») (автор сценария, режиссер и художник Д. Власов, 2008). Автор выражает свою мысль просто и доступно. Нежные, иногда нейтральные краски здесь сменяются контрастными, яркими цветами, изображениями, нарисованными твердой рукой, черным карандашом. Смешные истории, неожиданные, парадоксальные поступки понятны ребенку. Озвучивание фильмов на русском языке с нотками узбекского акцента указывает, что созданы они в Узбекистане. Это – еще одна находка Д. Власова. Любовь к земле, к истории, культуре и обычаям узбекского народа – в его крови. В XIX в. его прадед, военный инженер, был направлен для строительства мостов в Среднюю Азию из России. Уехать не захотел, остался здесь.

Образы, события, сцены фильмов Д. Власов берет из жизни людей, живущих рядом. «На идею создания сценки с граммофоном в анимационном фильме «Была не была» натолкнул мобильный телефон, – говорит он, вспоминая начало 2000 г. – Мобильные телефоны у нас только-только появились. Я в чайхане видел старика, державшего в руках это новшество и изумленно разглядывавшего его».

В фильме, созданном по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Что муженек ни сделает, все хорошо», сохранилась идея писателя, но действие перенесено на узбекскую землю. Персонажи и их образ жизни соответственно изменены, введены дополнительные события; сцены, происходящие на ярмарке, перенесены на базар. Интересное толкование сказки, яркие национальные образы приковывают внимание зрителя.

Фильм «Была не была» – о волшебных свойствах доброго слова, которое поднимает настроение, вселяет уверенность, не исчезает бесследно. Такая сказка нужна как малышам, так и взрослым. Маленький зритель от души смеется над смешными ситуациями, нелепыми поступками, а «намек», скрытый за кадром, предназначен взрослым. Прочитанная в детстве сказка жившего в XIX в. датского писателя Г. Х. Андерсена в узбекской анимации зазвучала с новой силой.

В 2006 г. фильм «Была не была» удостоен специального приза Международного кинофестиваля «Анимаёвка» в городе Могилеве (Беларусь) и диплома III Евроазиатского фестиваля в городе Смоленске (Россия).

Д. Власов неустанно работает над собой. Он многому научился у своего наставника Мавзура Махмудова, у известного художника Сергея Алибекова. Фильм «Гончар» снимался параллельно с анимационным фильмом «Эхограмма» С. Алибекова, с которым Д. Власов часто советовался. «Он настоящий национальный художник. Он знает жизнь узбеков, их быт и образ жизни. Он же – ферганский», – рассказывает Д. Власов о талантливом режиссере Сергее Алибекове, внесшем достойный вклад в развитие узбекской анимации.

Сегодня Д. Власов пробует себя в авторских фильмах. Анимационные фильмы в основном создаются творческими силами автора сценария, режиссера и художника. Если работу делает один человек, то фильм становится авторским. Анимационный фильм «Сто мешков снега», снятый по мотивам узбекских народных сказок, фильм-притча «Белая курица» (авторы сценария Р. Рамазанов, Д. Власов, режиссер и художник Д. Власов, 2009) – дебюты в этой сфере. В фильме «Сто мешков снега» свойственный автору экспрессивный стиль выражен в диалогах, в фильме-притче без слов «Белая курица» для взрослых – в звуке скоростного поезда.

Анимационный фильм «Белая курица» награжден специальным дипломом кинофестиваля 2010 г., проходившего в городе Хиросима (Япония). Кроме того, он удостоен приза XIII Международного кинофестиваля в городе Могилеве (Беларусь). Творчество кинорежиссера высоко оценило правительство Узбекистана – он награжден орденом «Дустлик».

Анимацию сопоставляют с поэзией не случайно. Мысль, идея в ней передаются выпукло, эмоционально приподнято через метафору, иронию и юмор, в сжатой форме, в художественных и пластических образах, в изобразительной динамике. Это требует от художника, выражающего мысль автора через изображение, постоянного поиска. Один из мэтров узбекской мультипликации Мавзур Махмудов прав, говоря: «…если остановится творческий поиск, остановится и развитие мультипликации».

Д. Власов, первым использовавший в узбекской анимации компьютерную графику, с сожалением говорит о том, что в эту сферу иногда приходят люди, далекие от искусства, без новых идей. Себя же считает в долгу перед теми, кто создавал историю и формировал традиции узбекской анимации, выражая уважение к ним постоянным поиском и созданием новых интересных фильмов.

Литература

1. Огонек, 1988. № 43.