Замечательное архитектурное наследие Узбекистана привлекает большое количество туристов, а также специалистов из зарубежных стран, для которых памятники республики интересный объект для исследователей. Искусные мастера, построившие шедевры мирового значения, использовали различные методы и технологии, иногда уникальные. И хотя многое было позабыто и утеряно, современные узбекские мастера – усто и ученые-реставраторы из разных стран постепенно пытаются понять и восстановить древние технологии.

Aвтор данной статьи в рамках научной работы в спецвузе города Потсдам (Германия) изучала настенные росписи, исполненные в технике «кундаль» – в виде позолоченной рельефной живописи (1). В исследованиях особое внимание уделялось технологическим аспектам.

На территории Узбекистана сохранилось несколько памятников, в интерьерах которых встречаются росписи «кундаль», или по крайней мере – их остатки. Это касается зданий, построенных примерно с 1450 по 1650 г., большинство их находится в Самарканде и Бухаре. Состояние росписей различно. Некоторые памятники недавно были отреставрированы или полностью реконструированы, как, например, в Самаркандском мавзолее Ак-Сарай, построенном около 1470 г. Существует ряд строений, где настенная роспись сохранилась сравнительно неплохо, хотя c большими повреждениями, например мечеть Балянд (Бухара, начало XVI в.). Известны также сооружения, украшенные некогда росписью «кундаль», не сохранившиеся до наших дней (например, мавзолей Барак-хан в Ташкенте) (2, с. 148 – 149).

Термин «кундаль» в специальную научную литературу ввел в 1928 г. русский художник И. К. Мрочковский – один из первых ученых, занимавшихся исследованием украшений интерьеров темуридских сооружений в Узбекистане. И. К. Мрочковский узнал, что название «кундаль» связано с видом рельефной стенописи, которую он обнаружил в мавзолее Ак-Сарай, от Самаркандского мастера уста Абдукадыра Бакиева, согласно которому слово «кундаль» означает «валик» – имеется в виду выпуклость материала, например узора парчи (3).

Росписи напоминают стенной занавес из драгоценной парчи со слегка возвышенными узорами из золотой нити на голубом шелке. Имитация драгоценной парчи, видимо, и была намерением, приведшим к возникновению этой техники. Игра светотени – основной принцип в архитектурном декоре мусульманского искусства, который играл большую роль и в технике «кундаль». Свет, падающий в помещение сквозь решетки окон, отражался на выпуклых поверхностях позолоченных элементов в разных углах, образуя таким образом сверкающий блеск в помещении (рис. 1).

Росписи «кундаль» характеризуются живописным рисунком и, как правило, разнообразием форм. Орнаментика преимущественно растительная, встречаются также геометрические формы, например медальоны и картуши, дающие интересную противоположность живописным растительным орнаментам (рис. 2). Эпиграфические орнаменты выступают в форме поясов или картушей-надписей – при этом часто образуя один переплетающийся почерк – «сулс» и геометрический – «куфи».

Растительные орнаменты стилизованы. Встречаются разновидные формы цветов и листьев, в том числе лотосов, пионов, хризантем и их бутонов. Мотивы цветов часто связаны один с другим побегами в виде арабесок. В орнаментике медресе Абдулазиз-хана заметно влияние китайского искусства.

В росписях «кундаль» преобладают золото и голубой цвет с добавлением белого, красного, зеленого, фиолетового и других тонов. Золотые и цветные орнаменты расписаны тонким рисунком, обводки – черного цвета. В отличие от других рельефных техник среднеазиатской стенописи, где рельеф создается гипсом или папье-маше, выпуклости техники «кундаль» выполняются красной глиной – кизыл-кессаком (рис. 3). Как полимент в распространённой в Европе технике золочения, кизыл-кессак выполняет функцию грунтовки для лежащего на ней слоя золота. Высота рельефа «кундаль» – несколько миллиметров, она может значительно варьировать в одной и той же росписи. При этом у росписей «кундаль» всегда есть части орнамента, покрытые золотом, которые не выпуклые, а плоские. Так, софиты и щитовидные паруса юго-восточной галереи мавзолея Ишрат-хана украшены слегка возвышенными орнаментами, а на вертикальных поверхностях стен позолоченные узоры – плоские. Здесь становится очевидной невозможность четкого разграничения росписи «кундаль» от других, плоских, видов настенной росписи, которые применялись во времена Темуридов и их преемников. В них также использовался кизыл-кессак как грунтовка с последующей позолотой, но грунтовка не выпуклая, а плоская (мавзолей и мечеть Бибиханым, построенные около 1400 г. в Самарканде).

Подробные исследования на росписях, сохранившихся в юго-восточной галерее и в главном помещении мавзолея Ишрат-хана, выявили три разных метода построения слоев (варианты «А», «Б» и «В»; рис. 4, 5, 6):

Вариант «А»: Построение слоев с белой грунтовкой (нумерация слоев снизу вверх)

Описание слоя
0 Штукатурка (грунт росписи)
1 Белый слой (грунтовка, частично с предварительной насечкой)
2 Частично имеющийся чёрный красочный слой (предварительная прорисовка для орнаментов)
3 Красный слой (орнаменты, подкладка под золото, частично многослойный и слегка возвышенный)
4 Тёмно-красный слой (клеящий слой для позолоты)
5 Золото (на красных орнаментах)
6 Голубой красочный слой (между золотыми орнаментами)
7 Красочный слой синего или других цветов (орнаменты на голубом слое)
8 Чёрный красочный слой (обводки золотых орнаментов)

Этот вариант очередности слоев наблюдается в юго-восточной галерее мавзолея Ишрат-хана на софитах, щитовидных парусах и куполах, а также в росписях мечети Балянд в Бухаре и в украшениях некоторых других зданий.

Вариант «Б»: Построение слоев с белой грунтовкой и сплошным наложенным голубым красочным слоем

Описание слоя
0 Штукатурка (грунт росписи)
1 Белый слой (грунтовка, частично с предварительной насечкой)
2 Голубой красочный слой (между золотыми орнаментами)
3 Частично имеющийся: темно-красный красочный слой (тонкая предварительная прорисовка для орнаментов)
4 Красный слой (орнаменты, подкладка под золото, частично многослойный и слегка возвышенный)
5 Тёмно-красный слой (клеящий слой для позолоты)
6 Золото (на красных орнаментах)
7 ? Черный красочный слой (обводки золотых орнаментов)

Этот вариант очередности слоев наблюдается в юго-восточной галерее мавзолея Ишрат-хана на округлых орнаментах, лентах и поясах надписей, а также на вертикальных поверхностях стен. Из-за очень плохого состояния росписей невозможно точно определить, существовали ли черные обводки на позолоте. Местами на голубом слое наблюдается тонкая предварительная прорисовка темно-красного цвета.

Вариант «В»: Построение слоев без белой грунтовки

№. Описание слоя
0 Штукатурка (грунт росписи)
1 Частично имеющийся черный красочный слой (предварительная прорисовка для орнаментов)
2 Красный слой (подкладка под золото, у орнаментов многослойный и слегка возвышенный)
3 Темно-красный слой (клеящий слой для позолоты)
4 Золото
5 Голубой красочный слой (на плоских поверхностях)
6 Частично имеющийся белый, красный, зеленый и др. красочные слои (цветные орнаменты)
7 Черный красочный слой (обводки золотых орнаментов)

Вариант «В» имеется у большей части сохранившихся росписей главного помещения мавзолея Ишрат-хана, а также у трех фрагментов оригинальной росписи мавзолея Ак-Сарай, находящихся в Самаркандском музее истории культуры и искусства.

Основное различие между этими тремя вариантами – изначальный белый слой, наложенный по поверхности штукатурки и являющийся грунтовкой росписи. Такая грунтовка имеется у вариантов «А» и «Б», а у варианта «В» красный слой находится прямо на штукатурке. Варианты «А» и «Б» можно отличить по времени нанесения голубой краски фона росписей. У варианта «А» она наносилась только в конце, после позолоты возвышенных орнаментов, а у варианта «Б» нанесение голубого слоя следовало прямо за нанесением белой грунтовки – при этом сплошной.

Грунтом живописей «кундаль» служит штукатурка из гипса (ганч), нередко содержащая добавки очень мелкого песка и глины. Белая грунтовка – слой гипса, который наносили тонким, равномерным слоем. К гипсу, вероятно, добавляли вещество, замедляющее схватывание гипса (это мог быть глютиновый или растительный клей), которое давало возможность нанесения его тонким слоем.

Орнаменты композиции переносились частично предварительной прорисовкой или насечкой на поверхность штукатурки или гипсовую грунтовку. Предполагается, что только основная часть орнаментальной композиции заранее определена и перенесена на готовую штукатурку, а другая часть – в основном более мелкие формы, как, например, орнаменты ячеек сталактитов, – была выполнена произвольно, от руки и на глаз. В некоторых росписях явственно видно, что красная грунтовка кизыл-кессак наносилась многослойно на местах выпуклостей. Самые высокие рельефы наблюдаются в росписях мечетей Балянд и Хожа Зайнуддин (первая половина XVI в.). Здесь выпуклости достигают высоты 7 – 8 мм (рис. 7). Кизыл-кессак – красная охра, содержающая железо и силикаты. Он и в наше время добывается в нескольких местах, например, в окрестностях города Гиждуван (Бухарская область). Несмотря на то, что кизыл-кессак иногда нанесен очень толстым слоем, трещины в грунтовке наблюдаются лишь в немногих росписях. В пробе материала, взятой с росписи на сталактитах главного помещения мавзолея Ишрат-хана, микроскопические исследования выявили дополнителный слой красной краски между красной грунтовкой и слоем зеленой краски (орнаментов). Инструментальные анализы элементов этого слоя выявили свинец, т. е. красный пигмент – свинцовый сурик. Над поверхностью грунтовки из кизыл-кессака во всех росписях виден темно-красный слой. Как правило, он имеется в полигональных формах и напоминает листик сусального золота. Этот слой, возможно, являлся клеем для сусального золота, т. е. связующим веществом. В литературе по теме упомянуты, между прочим, мед и растительный клей (4, с. 29; с. 517).

На подготовленные кизыл-кессаком и покрытые темно-красным слоем местах росписи наложен слой золота (рис. 8). По данным ряда авторов, в росписях использовались «кундаль» как сусальное золото, так и «твореное» золото (растертое листовое золото с добавлением связующего вещества) (5, с. 171). В исследованных автором данной статьи росписях часто заметно, что золото наложено кусочками, с просветами между ними грунтовки. Такой метод нанесения золота может иметь экономические причины, но в любом случае таким образом позолоте придавался эффект легкости, что лучше интегрируется оптически в расписанные красками места композиции. При этом можно увидеть, что на небольших промежутках красный цвет грунта придает позолоте более теплый тон. На микрошлифах проб, взятых из мавзолея Ишрат-хана и медресе Шир-Дор, наблюдается тончайший слой золота, вероятно, сусального (рис. 6). Путем инструментальных анализов проб из мавзолея Ишрат-хана удалось обнаружить золото. Других металлов в значительном количестве обнаружено не было, что указывает на применение золота в чистом виде, а не в смеси с другими металлами.

Позолоченные, выпуклые орнаменты расписаны тонкой обводкой по контурам черного цвета – свидетельство уверенной быстрой руки мастера (рис. 8 и 9). Этой обводкой вырисовывались формы золотого орнамента, выделялись и детализировались цветы и другие узоры композиции, а также усиливался световой контраст между золотым орнаментом и синим фоном. Плоские части росписи «кундаль» чаще всего раскрашивались голубым цветом. Часто этот слой лежит на белом грунте, как например, в юго-восточной галерее мавзолея Ишрат-хана или в помещениях медресе Абдулазиз-хана. Он бывает и на слое кизыл-кессака, как это наблюдается, например, у бордюра главного помещения мавзолея Ишрат-хана или в некоторых местах в дарсхане медресе Шир-Дор. В специальной литературе, как правило, отмечается ляпис-лазурь как пигмент голубого и синего цветов (6, с. 29; с. 105). Можно допустить, что синий минерал (лазурит), служивший исходным материалом пигмента, добывался в районе Бадахшана на территории современного Афганистана – до сих пор известное место разработки лазурита. Синий пигмент ляпис-лазурь был распространен долгое время и до эпохи Темура, и применялся в стенописях старинного городища Афрасиаб в Самарканде (VI – VII вв.) (7, с. 17). Для осветления голубого тона добавлялся белый пигмент (например, гипс). Микроскопические исследования поперечных шлифов проб из мавзолеев Ишрат-хана и Шир-Дор показывают относительно большие синие пигментные зерна различной величины и яркости – признак натурального минерала (рис. 10). Инструментальный анализ этих проб показал, что это ляпис-лазурь (лазурит).

Как связующее вещество разных красочных слоев росписи «кундаль» (а также других видов настенной росписи) в литературе упоминается растительный клей, а, точнее, «череше» – клей, принадлежащий к группе камеди, полученной, по мнению А. В. Виннер, из корня растения рода лилии Eremurus Spectabilis (8, с. 493; 518). Как связующее вещество для красок также упоминается желток яйца (9, с. 335; с.518).

Росписи «кундаль», сохранившиеся в Узбекистане до сегодняшнего дня, – свидетельство замечательного мастерства исполнителей, весьма искусные орнаментальные композиции в гармоничных световых гаммах, – производят в украшенных ими святынях впечатление божественности. Для этих художественных произведений применялись местные, очень часто драгоценные материалы, которые нельзя заменить другими (современными) материалами, не фальсифицируя в значительной мере оригинал. Также трудно понять и перенять техническое мастерство древних мастеров, владевших изготовлением и применением художественных материалов, совершенствовавших в течение столетий свое мастерство, сегодня, к сожалению, почти полностью утерянное. Поэтому особенно важно беречь сохранившиеся до наших дней росписи «кундаль», несмотря на их повреждения, поскольку это неповторимое свидетельство уникального мастерства и великой культурной истории Узбекистана.

Литература

1. Kleinmann, Pamela (2011): Die Wandmalereitechnik «Kundal» in Usbekistan (Техника настенной росписи «кундаль» в Узбекистане), Fachhochschule Potsdam, Fachbereich Bauingenieurwesen, Studiengang Bauforschung (неопубликованная магистерская работа).

2. Пугаченкова Г. А., Ремпель Л. И. Выдающиеся памятники Узбекистана, Ташкент, 1958.

3. Мрочковский И. К. Доклад о результатах обследования мавзолея «Ак-Сарай». 1925. Архив комитета по охране памятников. Инв. №. 2053. Ст. 26.

4. Мрочковский И. К. Указ. соч.; Виннер A. В. Материалы и техника монументально-декоративной живописи. Стенная, плафонная и декоративная живопись. М., 1953.

5. Мрочковский И. К. Указ. соч.; Бородина И. Ф. Мечеть Балянд в Бухаре // Архитектурное наследство. М., 1972, с.171.

6. Мрочковский И.К. Указ. соч.; Ремпель, Л. И. Резьба и роспись по ганчу и дереву. Ташкент, 1962.

7. Абдуразаков А. А., Камбаров М. К. Реставрация настенных росписей Афросиаба. Ташкент, 1975.

8. Виннер А. В. Материалы и техника монументально-декоративной живописи. Стенная, плафонная и декоративная живопись. М., 1953.

9. Ремпель Л. И. Архитектурный орнамент Узбекистана. История развития и теория построения. Ташкент, 1961.