Хроника художественной жизни (январь-март 2011)

18-30 января,ТДФ По итогам проводимого АХ Уз и ТДФ конкурса в рамках государственной программы "Год гармонично развитого поколения" состоялась выставка "Я Вами горжусь", на которой были представлены работы известных узбекских фотомастеров старше 35 лет, среди которых В. Ан, В. Вяткин, К. Минайченко, А. Туров и др. Впервые в фотовыставке Узбекистана приняли участие члены фотографического общества организации "Qatif Photography Group" Амин Ахмед Эйд, Насим Абдул Жаббар и др. Согласно теме конкурса и выставки, фотографии были представлены в основном портретами выдающихся деятелей современности - ученых, врачей, художников, актеров и т.д. 25 января-25 февраля, ДТМ На выставке "Рисунки светом", проводимой фондом "Форум" совместно с АХ Уз и ДТМ, демонстрировались работы художника В. Апухтина и его учениц Нигины Суннатовой и Ойгуль Хашимовой, выполненные в виде монохромной фотографии - одной из новых форм визуального искусства, отображающих мир, пропущенный сквозь призму объективов и личное видение каждого участника. 26 января На церемонии награждения "Топ-арт-2010", проведенной АХ Уз, были подведены итоги года, оглашены имена лучших деятелей сферы искусства,...
Read More

Контаминация мелодии народного эпоса

Узбекская музыкальная классика бесценна по своей значимости. Произведения, созданные на основе узбекских эпических сказаний - народных дастанов и их мелодий, занимают прочное место в классической музыке, в репертуаре хафизов, бахши. Песня "Найлайин" ("Как мне быть?"), написанная народным артистом Узбекистана, Каракалпакстана и Тукменистана Камилжаном Атаниязовым - одна из них. В ее основу полотен отрывок из дастана "Ошик; Гариб и ШоХ,санам" ("Влюбленный Гариб и Шахсанам"), где печальная Шахсанам рассказывает своей придворной служанке - верной помощнице Акче о разлуке с любимым - Гарибом, которого шах Аббас сослал на чужбину. Стиль направления музыки - "зоринжи" (узб. - "зорланувчи" - сетующий на свою судьбу). В хорезмских дастанах каждый напев имеет название - "нома" - музыкальные сочинения диапазоном от пятиладового объема - си-бемоль большой октавы до ноты до второй октавы, которые предваряются специальным словесным текстом, определяющим их содержание. Песни бывают самых разных размеров и сочиняются самостоятельно автором или заимствуются им из истории, народного сказания, какого-либо художественного произведения и т.п. Название подсказывает их содержание (например, "прощание", "жалоба",...
Read More

Хроника художественной жизни

Хроника художественной жизни 1 октября, Таиланд Фотовыставка "Узбекистан - сердце Центральной Азии", посвященная 20-летию независимости Республики Узбекистан, состоялась в крупном торговом центре Юго- Восточной Азии "Сиам Парагон" в Бангкоке. Ее посетили принцесса Таиланда Маха Чакри Сириндхорн, главы дипломатических миссий, представители государственных, деловых и общественных кругов, а также центральных СМИ Таиланда. На выставке демонстрировалось более 300 работ тайских фотографов, в том числе фотографии принцессы Маха Чакри Сириндхорн, снятые в ходе ее визита в Узбекистан в 2005 г., которые посвящены природе, архитектуре, жизни и традициям узбекского народа. 6-12 октября, Мемориальный музей Камолпдднна Бехзада Молодежная художественная выставка-конкурс "Ибн Сино в моем воображении", посвященная жизни и творчеству великого ученого-энциклопедиста, была организована по инициативе Международного фонда Абу Али Ибн Сино при...
Read More

К вопросу развития деканской школы живописи в XVI — XVII вв.

К вопросу развития деканской школы живописи в XVI - XVII вв. Миниатюрная живопись средневековой Индии, где особое внимание уделялось развитию жанра портрета, процветала благодаря покровительству правящих династий. Так, Джалалуддин Мухаммад Акбар (1156-1605) имел обыкновение позировать лично и при этом строго обязывал позировать перед художниками и чиновников. В результате была создана целая галерея портретов государственных лиц. Вследствие этого, по образному выражению историка Абул Фазла Аллами, "те, что умерли, как бы возродились вновь, а тем, кто жив, было обеспечено бессмертие! " Наивысший расцвет портретной живописи совпадает со временем правления Нуриддина Мухаммада Джахангира (1605 - 1627) и Шихабуддина Мухаммада Шахджахана (1627 - 1658). Особенно благоприятные условия для развития этого жанра искусства были созданы при Джахангире, уделявшем ему большое внимание, будучи тонким знатоком и покровителем искусств. Шахджахан, продолжая традиции своего отца и деда, наиболее приоритетным направлением считал архитектуру и зодчество, наглядным примером чему служит возведение легендарного Тадж Махала. Что касается изобразительного искусства, то оно как специальное направление в искусстве средневековой Южной Индии развивалось под глубоким воздействием...
Read More

Конференция "Взаимосвязи культур Азербайджана и Узбекистанa"

Конференция "Взаимосвязи культур Азербайджана и Узбекистанa" Давние исторические азербайджанско-узбекские связи в начале XXI в. развиваются на равноправной договорной основе, свидетельство чему - официальные визиты глав государств, подписанные договоры и мероприятия политического, экономического, социального и культурного значения, которые воспринимаются как важный знак дружбы между нашими народами. Важное место среди принятых документов занимает "Договор о сотрудничестве между Академией художеств Узбекистана и Институтом архитектуры и искусства Академии наук Азербайджана", подписанный 27 сентября 2011 г. в ходе визита Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева в Узбекистан. В соответствии с этим Договором в Ташкенте 25 октября с.г. в Азербайджанском культурном центре имени Гейдара Алиева была проведена научная конференция "Взаимосвязи культур Азербайджана и Узбекистана ". Непосредственными организаторами конференции выступили Академия художеств...
Read More

В чем ходили, что носили…

В чем ходили, что носили... Искусством изготовления туфель и сапожек владели мастера - усто. Обувь шили из различных сортов кож, которые ремесленники - чармгар - кунчилар - вырабатывали из бараньих (чарм), козлиных (кайроки, бузи), воловьих (булгар) и иных шкур. Кожу окрашивали в разные цвета. В Ташкенте сапожным делом занимались в основном в Бешагачской и Сибзарской частях города. Сапоги, изготовленные здесь, вывозили и в другие города. Наиболее популярной мужской обувью были туфли - кавуш, или кауш, которые в каждом регионе имели свои особенности. Например, ташкентские кавуши отличались высоким каблуком и крученым носиком. Другой обувью мужчин были сапоги мукки, чорик. Одна из разновидностей таких сапог - мала этик, или кун этик, как их называли в Фергане. Их шили из толстой, но мягкой...
Read More

В чем ходили, что носили…

Поклонник солнца Писать и быть беспристрастным в оценке творчества друга, которого знаешь более 40 лет, трудно. Мой друг - известный художник Владимир Ким - мастер с европейским охватом жизни. Но мне всегда казалось, что у истоков его творчества многое - из детства. Я помню его рассказы о том, когда мальчишкой на луковых и рисовых полях у вечернего костра он слушал беседы захмелевших бомжей из России, работавших летом за вечернюю выпивку и корм. Эти надломленные, но зачастую талантливые люди очень многое в себе несли, и все их рассказы впитывал восприимчивый одаренный мальчик, проходя великую школу жизни. Путь в искусство у В. Кима был достаточно сложен. В начале пути - учеба на художественно-графическом факультете Ташкентского государственного педагогического института, который он успешно окончил в 1970 г. (мастерская Н. Банникова и Н. Тена). Попав в водоворот быта, борясь за кусок хлеба, занимаясь оформительской работой, он не сразу пришел в искусство, тяга к которому жила в нем постоянно. Приехав в 1984 г. ко мне в Ташкент,...
Read More

Роль женщин в хореографическом искусстве

В 1920-е годы - годы становления узбекского женского профессионального танца, от исполнительниц требовалось настоящее мужество. Танец был призывом к борьбе за раскрепощение, за утверждение мечты о светлом, счастливом будущем. В борьбе за свою свободу многие женщины стали жертвами. В их числе Нурхон, Тупахон, Халима, отдавшие свои жизни за то, что без паранджи, с открытым лицом танцевали на сцене. Продолжая их дело, мы чтим память Тамары Ханум, Мукаррамы Тургунбаевой, Гавхар Рахимовой, Марии Кузнецовой, Маъсумы Корневой, Розии Каримовой, стоявших у истоков становления узбекского танца. Тамара Ханум, армянка по происхождению. Ее учителями были такие деятели искусства, как Мухиддин Кори Якубов, доирист Уста Олим Комилов, Юсупжон кизик Шакаржонов, Тухтасин Жалилов, Жура Султонов, Хожи Сиддик Исломов. Исполняя танцы народов мира, Тамара Ханум стала и искусным балетмейстером. В 1932 г. она вместе со своим учителем Уста Длимом подготовила большую программу массовых и сольных танцев для проводимой в Узбекистане Олимпиады народного искусства. Наиболее интересным в ней был поставленный на старинные ритмы танец "Шелкопряд", ставший одним из наиболее...
Read More

Памяти Рузы Чарыева

Народный художник Узбекистана Рузы Чарыев имел огромное число поклонников. Я - один из них. Но лишь немногие, как я, были свидетелями сокровенных мгновений - работы художника над автопортретом и изображением обнаженной натуры. Это сугубо личное, интимное состояние, по-моему, свойственно живописцам. Рузы ака каждый год рисовал автопортрет. Лишь в 2003 г., за год до кончины, в мастерской торжественно, перед собравшейся публикой объявил, что отныне не будет делать этого. Внешне тогда он был чем-то удручен, а точнее - подавлен и выглядел как футболист, навсегда оставляющий поле. Я не знаю, почему художник пришел к такому решению, возможно, интуитивно чувствовал приближение кончины. Его последний портрет выполнен на белом фоне - грустный, потухший взгляд, какая-то неимоверная, усталость всего облика Двери мастерской художника в часы творческого подъема были открыты для почитателей и поклонников его таланта. Начну рассказ издалека - хочу рассказать об одном случае. Это было в 1973 г. Я уже закончил университет. Жил в арендованной однокомнатной маленькой комнатке. Однажды, видимо, накопилось, я начал жаловаться Рузы Чарыеву:...
Read More

Семантика древних архитектурных форм и художественных образов

Декор части зданий античной эпохи Бактрии достаточно изучен, хотя все еще не исследованными остаются важные аспекты проблемы. Среди них - определение конструктивных и художественных задач декора, раскрытие их философской сути и религиозно-идейного толкования, т.е. проблемы семантики. Толкование образов ряда архитектурных деталей нашло освещение в фундаментальной монографии Л.И. Ремпеля и научных работах Г.А. Пугаченковой. Сведениям архитектурного декора и его мотивам уделено определенное внимание и в монографии Х.С. Кароматова. Настоящая статья посвящена рассмотрению отдельных архитектурных форм и их художественных образов, которые функционально разделены на несколько групп. В восточной архитектуре деревянные колонны издревле широко применяли для поддержания конструкции перекрытий айванов и крупных помещений. Мастера Бактрии не оставили каких-либо сведений о семантике деревянных колонн, а греки утверждали, что мастера уподобляли дерево (деревянные колонны) живому организму: ствол сравнивали с костями, новый слой - с мясом, корку - с кожей, воду - с кровью и считали, что эти особенности присутствуют во всех видах дерева" Каменные базы, служившие основой для деревянных колонн, изготавливали на специальных станках из местного известняка двух...
Read More

Сказочный шатер из Бухары

В летнее время, спасаясь от жары, зажиточные горожане ставили в садах палатки-шатры из ткани. Установка палатки занимала не более 15-20 минут, она чрезвычайно удобно разбиралась и собиралась, что позволяло перевозить ее на другое место. По словам художника Л. Е. Дмитриева - Кавказского, путешествовавшего по Средней Азии в 1887-1888 гг. и которому довелось жить в такой палатке, она "очень красивая, четвероугольная, в 4 кв. аршина (аршин = 0,71 м), снаружи холщовая, ярко-зеленого цвета, внутри адряс (полушелковая цветистая бухарская материя, из которой шьют халаты) и очень типичные вышивки из вырезных орнаментов. Ярко цветисто и характерно. Двое дверей дают легкий сквознячок". Внутри установленной палатки расстилали циновки, кошмы, ковры. Ее оригинальная конструкция и уютный интерьер создавали комфортные условия для отдыха в жаркие дни. Для приема гостей палатки были больших размеров. Так, Л. Е. Дмитриев-Кавказский описывает расшитый изнутри шатер, предназначенный для приема 200 человек. Разной формы палатки четырех -, восьмигранные, круглые можно было соединить между собой для того, чтобы вместилось больше людей. В 2008 г....
Read More

В театре нужно жить, а музыку нужно видеть

В октябре 2011 г. в Ташкенте в Министерстве по делам культуры и спорта Республики Узбекистан состоялась встреча главного редактора журнала "5АМАТ" Юлии Сырцовой со Станиславом Фесько - главным художником Екатеринбургского театра оперы и балета, заслуженным художником России, лауреатом премии "Золотая Маска" и (убернаторской премии, неоднократным участником выставок в России, Германии, Франции, США. Станислав Иосифович родился в лесной деревушке Вирков Бобруйской области, в Беларуси. Во время знаменитого освоения целины его родители переехали в южный Казахстан, в город Чимкент. Учился в Ташкенте - окончил Республиканское художественное училище, там же - в Ташкенте начал работать в Театре оперы и балета им. Алишера Навои. За 24 года работы прошел сложный путь от монтировщика декораций до художника-постановщика. "Работа и учеба одновременно - чрезвычайно полезный опыт, - вспоминает Станислав Фесько. - Без него мне бы никогда не добиться той четкости, с которой теперь я осуществляю на сцене все то, что придумываю как театральный художник. Кроме того, бесценен тот опыт, который я приобрел, общаясь с такими мастерами...
Read More

VI Ташкентская международная биенналетерритория художника и зрителя

"Тема биеннале: "Современное искусство: территория художника и социум" была продиктована социально - политической обстановкой в современном мире, - рассказал в интервью директор VI Ташкентской международной биеннале искусствовед Сардор Бабаев. - Художник, как часть общества, также принимает непосредственное участие в происходящих процессах. Поэтому в рамках биеннале мы исследуем с нашими участниками, а также и со зрителями вопросы о том, какую роль играет художник в социальных процессах современности, отражая реалии жизни в своем творчестве, каково его место, степень ответственности и влияния на социум и т.п. Поэтому, на мой взгляд, биеннале этого года охватывает широкий круг вопросов как в художественном и техническом плане, так и в концептуальном. На этом, собственно, и базировался отбор участников из 500 авторских работ и, исходя из специфики данной тематики, нынешняя биеннале включила целый ряд специальных проектов". В первый день работы VI Ташкентской международной биеннале открылись три выставки во Дворце творчества молодежи. Первая экспозиция - от Дома Фаберже "Стиль - это я" представила коллекцию из семи историй. Оригинально оформленные...
Read More