Узбекская музыкальная классика бесценна по своей значимости. Произведения, созданные на основе узбекских эпических сказаний — народных дастанов и их мелодий, занимают прочное место в классической музыке, в репертуаре хафизов, бахши. Песня «Найлайин» («Как мне быть?»), написанная народным артистом Узбекистана, Каракалпакстана и Тукменистана Камилжаном Атаниязовым — одна из них. В ее основу полотен отрывок из дастана «Ошик; Гариб и ШоХ,санам» («Влюбленный Гариб и Шахсанам»), где печальная Шахсанам рассказывает своей придворной служанке — верной помощнице Акче о разлуке с любимым — Гарибом, которого шах Аббас сослал на чужбину. Стиль направления музыки — «зоринжи» (узб. — «зорланувчи» — сетующий на свою судьбу). В хорезмских дастанах каждый напев имеет название — «нома» — музыкальные сочинения диапазоном от пятиладового объема — си-бемоль большой октавы до ноты до второй октавы, которые предваряются специальным словесным текстом, определяющим их содержание. Песни бывают самых разных размеров и сочиняются самостоятельно автором или заимствуются им из истории, народного сказания, какого-либо художественного произведения и т.п. Название подсказывает их содержание (например, «прощание», «жалоба», «стон» и т.д.). К. Атаниязов, глубоко прочувствовав содержание отрывка дастана, написанного в силлабическом размере, написал музыку к нему. Мелодичность, сила звука, диапазон и технические возможности национального инструмента дутара, слившись воедино с голосом, создали щедевр. Произведение-песня «Гулузорим» («Цветник мой») сочинил Ходжи Абдулазиз Абдурасулов — певец и бастакор (композитор для одного инструмента и одноголосого исполнения и для множества инструментов и многоголосого пения). Фактов, подтверждающих его поездку в Хорезм, нет, но отдельные письменные архивные источники подтверждают его частое общение с хорезмскими хафизами (народные певцы). Думается, что толчком к созданию песни «Гулузорим» стало искусство хорезмских певцов. X. Абдурасулов из «Шашмакома» взял и мастерски использовал места с резким переходом в верхний регистр «Авжи Турк». Пролог — вступительная часть песни «Гулузорим» — это синтез мелодий «Курт Эшвой» и шашмакома.
Эшвой бахши (сказитель, народный певец) был родом из хорезмского Шавата. Расцвет его творчества приходится на период правления Аллакулихана (1825 — 1842 гг.). Среди множества воспитанных им учеников самым одаренным и известным был Матнияз гуржа — слепой на оба глаза, поэтому туркмены к его имени добавили приставку-произвище гуржа. Каракалпаки знают его как Гарибнияз. Матнияз написал стихи о своем наставнике Эшвое бахши, а потом сочинил к ним музыку. В песне воспеты его происхождение, острословие, лучшие человеческие качества:

В свое время соревновался с Оташ и Нурхон бахши в красноречии и искусстве петь. Он сочинял мелодии, напевы (нома) к тем дастанам, которые исполнял сам. До нас дошли его несколько сочинений, в частности, для речитативного исполнения — силлабический вариант дастана «Эшвой», заново рифмованного им одиннадцатислотовым стихом. Для исполнения в инструментальном варианте сохранились такие его произведения, как «Эшвой Урганжий» и «Туркман Эшвойи». «Курт Эшвойи» известна как ашула. В народе Эшвоя звали Куртом — именем священной прародительницы древних тюрков Бури-Кашкир (узб. «бури» — волчица). Песня названа по имени и прозвищу создателя. В Ферганской долине есть одноименное произведение, лады и музыкальное строение которого однотипны, но содержание и строение стихов различаются в силу локальных воздействий.
Музыкант и бастакор Шавкат Мухаммедов переложил на инструментальную мелодию «Фаргона Эшвойи» газель Лутфи «Качон ким гамзаси куз крнима даво килсанг» и подготовил ее вместе с народной артисткой Узбекистана Мунажат Юлчиевой для ее репертуара. Ботир Матёкубов в книге «Достон наволари» («Мелодии дастанов») отмечает, что распространение в XVIII — XIX вв. в долине таких мотивов, как «Эшвой», «Илгор» («Передовой»), классических произведений «Калабанди», «Аликамбар», «Норим-норим», «Галдир», свойственных хорезмской школе, подтверждает факт тесного культурного сотрудничества между Хивой и Кокандом. Согласно составленной Гулямом Зафари и в 1930 г. опубликованной родословной таблице музыкантов и певцов Ферганы — Ташкента конца XIX — начала XX в. (таблица находится в доме-музее Ю. Раджаби), Худайберды — музыкант родом из Кашкадарьи в течение 18 лет жил и обучался музыке в Ургенче и сам воспитал плеяду учеников, приехавших из Ферганы, Кашкадарьи, Ташкента и других городов Мавераннахра. Согласно утверждению М. Рахмонова, «хан Коканда Мухаммад Умархан (1808 — 1822) пригласил к себе в столицу жившего тогда в Хиве известного музыканта и бастакора Худайберды устода. Позже, по совету Худайберды устода, Мадалихан (1822 — 1842) пригласил в Коканд хивинских музыкантов и бастакоров Солихбека и Муминбека. О творческой деятельности Худайберды в Коканде рассказывает А. Одилов: «Худайберды устод, Солихбек и Муминбек с учениками учили хорезмские произведения, хорошо исполняемые ими самими. Эти произведения в результате творческого осмысления обрели другое звучание». Есть много произведений, созданных на основе напевов дастанов. Ашула «Гулузорим» («Цветник мой»), «Кушчинор» («Две чинары»), «Лазиз» («Сладостный») написаны бастакора- ми других регионов края. До наших дней дошла одна из самых известных ашула «Бозиргоний». Ее создатель и первый исполнитель — Ходжи Абдулазиз Абдурасулов. Это произведение — переинтонирование напева «Найларман II» (Кичик найларман) из дастана «Базирен», раскрывающего образ Бозиргона в эпизоде, когда падишах Исфахана Гузалыпах предлагает ему половину царства, если он победит или убьет Гуругли.
Эта часть произведения является кульминационной. В ней X. А. Абдурасулов профессионально использовал и переложил газель Фазли из аруза-квантитативного размера на мухаммас- пятерицу мелодию «Зебопари» из «Шашмакома». Некоторые следы дастанных напевов встречаются в хорезмских макомах. В частности, в «Накши Наво» после инструментального вступления вслед за вторым куплетом в сайкалях использована мелодия «Нолиш» (узб. «нолиш» — стон). Подобные инструментальные вступления мы встречаем и в савтах (муз. жанр) Феруза. Народный артист Узбекистана, певец и бастакор Орифхон Хотамов, известный в народе как автор песен «Сенсан севарим» («Моя любовь»), «Фирокингизда» («Тоска»), «Билдингизму» («Знаете ли вы?»), в песне «Коши ёсинму дейин» («Чернобровая»), написанной на газель Алишера Навои, мастерски использовал инструментальное вступление мелодий «Нолиш» без ущерба общему музыкальному строю. Народные дастаны, их мелодии — бесценное духовное наследие, бережное отношение и сохранение которого во многом зависит от исполнителей-бастакоров и исследователей. Слушателям же необходимо более критично подходить к интерпретации классики, ввода различных, не свойственных ей мелодий.
Внешний облик, взгляд, жест артиста тоже «работают» на текст. Выход на сцену в рваной одежде, заплатках, непонятные для большинства населения хаотичные телодвижения якобы, по мнению исполнителя, раскрывающие суть номера, происходят от незнания народной традиционной культуры. Узбекское национальное искусство всегда опиралось на поэзию с глубоким философским смыслом, на проникновенную музыку. Воспитание подрастающего поколения на богатом музыкальном наследии узбекского народа, его широкая пропаганда и разъяснение — задача музыковедов, наставников, композиторов и поэтов, а также его слушателей.

Шамухамедова Динара