История и современность в документальном кино Каракалпакстана

Понятие "каракалпакское документальное кино" возникло сравнительно недавно. Да и фильмов вышло за это короткое время не так уж много. Однако если попытаться определить, что неизменно и прочно в этих нескольких десятках документальных лент местных кинематографистов, ответ приходит один: любовь к своему краю, жадный интерес к людям, желание разобраться в каждом новом характере, встретившемся на пути. Документальное кино в Каракалпакстане начинает свое развитие с конца 1950-х гг. До этого времени и в последующие годы здесь снимались отдельные киноленты, созданные приезжими, главным образом кинематографистами из Ташкента. Огромную роль в становлении национального кино и киножурналистики сыграл выдающийся узбекский кинорежиссер Малик Каюмов. При его поддержке в Нукусе появляются первые каракалпакские документальные и научно-популярные ленты, большинство которых снято учениками этого киномастера. Одним из них был оператор Нагмет Давкараев, заложивший основы национальной кинодокументалистики. Его работы открыли счет национальным кинопроизведениям. Рост мастерства местных киножурналистов заметно осложнялся крайне ограниченным съемочным оборудованием и отсутствием современной аппаратуры. 19 февраля 1970 г. согласно решению правительства Узбекистана в Нукусе был открыт...
Read More

Академия художеств — детище независимого Узбекистана.

Редакция журнала "San'at", как и весь народ Узбекистана - в преддверии яркого и знаменательного праздника - 20-летия независимости, коренных преобразований во всех сферах жизни страны, включая культуру и искусство. В сложный период своего становления государство взяло на себя ответственность за судьбу художественной культуры, особое внимание уделяя сфере изобразительного искусства. Появилась необходимость в создании сильной государственной структуры, способной консолидировать художественные силы и стимулировать развитие таких составляющих творческого процесса, как художественное образование, выставочно-творческая деятельность, а также научно-исследовательская, критическая и пропагандистская работа. В январе 1997 г. Указом Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова была создана Академия художеств, перед которой стояли такие задачи, как хранение, изучение, обогащение уникальных традиций различных школ национального искусства, сформировавшихся на территории Узбекистана; популяризация шедевров национального изобразительного и прикладного искусства и миниатюры; создание в соответствии с требованиями времени системы художественного образования; подготовка высококвалифицированных специалистов; дальнейшее совершенствование академической научно-исследовательской работы. Государство всячески поддерживает созданную структуру, будучи основным заказчиком в области изобразительного искусства и скульптуры. Плодом совместных усилий стало появление на площадях...
Read More

Искусство Узбекистана в контексте времени

Кардинальные социально-политические и экономические трансформации, начавшиеся в 1991 г., открыли новую страницу в истории художественной культуры Узбекистана. Благодаря обретению независимости за небольшой исторический срок в стране были заложены беспрецедентно продуктивные основы для будущего развития в ХXI в., созданы принципиально новые политические основы государственного и общественного устройства Узбекистана. В качестве основного ценностного ориентира новой культурной политики был провозглашен симбиоз национальных и общечеловеческих ценностей. Две эти составляющие придали своеобразие современным эстетическим поискам в искусстве Узбекистана. Развитие культурных и художественных процессов начала 1990-х гг. во многом определял целый ряд социально-политических и экономических факторов, которые сопровождали первые шаги молодого независимого государства. Так, внешняя политика страны - вхождение Узбекистана в международные организации и установление дипломатических отношений со многими странами мира в качестве субъекта международного права - открыла "железный занавес" в сфере культуры и искусства и позволила творческой интеллигенции страны не только глубоко ознакомиться с достижениями современного мирового художественного процесса, но и самой представить достижения национальной культуры и искусства на мировой арене. Членство в ООН,...
Read More

Хроника художественной жизни (апрель-июнь 2011)

31 марта - 20 апреля, ТДФ Фестиваль юмора "Посмеемся вместе", прошедший под девизом: "Мир выжил, потому что смеялся", был организован АХ Уз, Творческим объединением художников Узбекистана, журналом "Муштум" и ТДФ. На выставке были представлены работы известных карикатуристов, в том числе вошедших в рейтинг "100 лучших карикатуристов" и "Большую энциклопедию карикатуры". В рамках фестиваля состоялись импровизированные выставки плакатов и каталогов юмористического содержания, конкурсы карикатур, шаржей, афоризмов, розыгрыши, просмотр юмористических видеороликов и слайдов. 31 марта - 20 апреля, Дом-музей Урала Тансыкбаева Свыше 60 произведений было представлено на персональной выставке "IN PLENO", познакомившей зрителей с творчеством семьи Кузиевых-Латыповых. Керамические ляганы и декоративные подсвечники Назиры Кузиевой, пейзажи Нигоры Латыповой, графика, выполненная в стиле кубизма и художественная фотография, запечатлевшая городские пейзажи в интерпретации Анвара Латыпова, пользовались у зрителей большим успехом. 1 - 10 апреля, ТДФ "Укрощая свет" так называлась выставка молодых ташкентских фотохудожников Руслана Ахметова и Дмитрия Омельченко, организованная АХ Уз и ТДФ, на которой демонстрировалось 60 работ...
Read More

История и современность в документальном кино Каракалпакстана

Понятие "каракалпакское документальное кино" возникло сравнительно недавно. Да и фильмов вышло за это короткое время не так уж много. Однако если попытаться определить, что неизменно и прочно в этих нескольких десятках документальных лент местных кинематографистов, ответ приходит один: любовь к своему краю, жадный интерес к людям, желание разобраться в каждом новом характере, встретившемся на пути. Документальное кино в Каракалпакстане начинает свое развитие с конца 1950-х гг. До этого времени и в последующие годы здесь снимались отдельные киноленты, созданные приезжими, главным образом кинематографистами из Ташкента. Огромную роль в становлении национального кино и киножурналистики сыграл выдающийся узбекский кинорежиссер Малик Каюмов. При его поддержке в Нукусе появляются первые каракалпакские документальные и научно-популярные ленты, большинство которых снято учениками этого киномастера. Одним из них был оператор Нагмет Давкараев, заложивший основы национальной кинодокументалистики. Его работы открыли счет национальным кинопроизведениям. Рост мастерства местных киножурналистов заметно осложнялся крайне ограниченным съемочным оборудованием и отсутствием современной аппаратуры. 19 февраля 1970 г. согласно решению правительства Узбекистана в Нукусе был открыт...
Read More

Неделя изобразительного искусства — 2011

С 21 по 25 апреля 2011 года в Ташкенте, Республике Каракалпакстан и во всех областях Узбекистана прошла VIII "Неделя изобразительного искусства + 5". В ее работе приняли участие художники, искусствоведы, преподаватели, учащаяся молодежь, поклонники и ценители искусства. Так, в Ташкенте на глазах прохожих в саду, прилегающем к музею им. К. Бехзада, проходило удивительное действо: ученики республиканских колледжей ткали, рисовали, лепили, расписывали и вырезали по дереву, крутили гончарные круги, раскрывая таинство творческого процесса. В распоряжение "Недели изобразительного искусства" в этом году были отданы такие экспозиционные пространства Ташкента, как Центральный выставочный зал АХ Уз и прилегающие к нему территории, а также Национальный музей искусства миниатюры им. К. Бехзада и Музей прикладного искусства. Постоянные организаторы "Недели изобразительного искусства" - Академия художеств Узбекистана и Творческое объединение художников АХ Уз при поддержке Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства внутренних дел, Министерства здравоохранения, Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Узбекского агентства по печати и информации, Национальной компании "Узбектуризм", Национального агентства "Узбеккино". "Неделя изобразительного искусства+5" праздничным маршем прошла по городам...
Read More

Традиционное искусство Узбекистана периода независимости

Узбекистан издавна славился своими ремеслами. ХХ век стал сложным испытанием для всех форм традиционной культуры, в том числе и для ремесел, многие из которых практически исчезли в результате распространения продукции промышленного производства. С обретением независимости в Республике Узбекистан были предприняты необходимые меры для полноценного развития всех видов прикладного искусства. В первую очередь, изменилось отношение государства к традиционному искусству Это изменение связано с новой идеологической политикой Узбекистана, направленной на провозглашение ценности национального наследия. Приоритет традиционных видов искусства подтверждает выводы культурологов о том, что с обретением независимости в обществе актуализируются этнокультурные ценности, в том числе художественный опыт прошлых веков. Как результат, это приводит к его новому "прочтению" и активизации развития. Важность поддержки национального культурного наследия в наши дни - осознанная необходимость, доказанная опытом развития современного общества. В этой связи следует отметить, что в республике за последние 20 лет накоплен значительный позитивный опыт в деле возрождения традиционной художественной культуры. Прежде всего в Узбекистане проекты по поддержке и возрождению традиционного искусства обрели статус...
Read More

Основные тенденции монументальной скульптуры Каракалпакстана периода независимости

Процесс формирования идеологических приоритетов молодого независимого государства, необходимость пропаганды идеи национального самосознания и самоидентификации усилили значение и актуальность монументального искусства Узбекистана в целом. В Каракалпакстане пафос созидания нового общества, основанный на переосмыслении широкого пласта культурных и духовно-нравственных ценностей, наиболее ярко отразился в произведениях монументальной скульптуры. Монументальное искусство не существует вне архитектуры. Так, градостроительное оживление, наступившее в республике во второй половине 1990-х гг., появление новых общественных сооружений и площадей как следствие изменений в политической и социальной сферах государства способствовали созданию целого ряда монументальных работ. Это активизировало поиск новых пластических средств в монументальной скульптуре и вместе с тем выявило проблему синтеза архитектуры и монументального искусства. В градостроительстве сформировалось направление, ориентированное на усиление пластической выразительности архитектоники зданий формированием прилегающих площадей посредством идейно наполненных мемориальных монументов, цветущих аллей и садово-парковых комплексов. Для разработки включения в новые мемориальные комплексы архитекторам и скульпторам-монументалистам были предложены здания с преобладанием крупных монолитных объемов, с использованием железобетонных каркасов прошлой эпохи, а также новые административные здания, построенные в современном...
Read More

Редакционная коллегия (2-11)

Процесс формирования идеологических приоритетов молодого независимого государства, необходимость пропаганды идеи национального самосознания и самоидентификации усилили значение и актуальность монументального искусства Узбекистана в целом. В Каракалпакстане пафос созидания нового общества, основанный на переосмыслении широкого пласта культурных и духовно-нравственных ценностей, наиболее ярко отразился в произведениях монументальной скульптуры. Монументальное искусство не существует вне архитектуры. Так, градостроительное оживление, наступившее в республике во второй половине 1990-х гг., появление новых общественных сооружений и площадей как следствие изменений в политической и социальной сферах государства способствовали созданию целого ряда монументальных работ. Это активизировало поиск новых пластических средств в монументальной скульптуре и вместе с тем выявило проблему синтеза архитектуры и монументального искусства. В градостроительстве сформировалось направление, ориентированное на усиление пластической выразительности архитектоники зданий формированием прилегающих площадей посредством идейно наполненных мемориальных монументов, цветущих аллей и садово-парковых комплексов. Для разработки включения в новые мемориальные комплексы архитекторам и скульпторам-монументалистам были предложены здания с преобладанием крупных монолитных объемов, с использованием железобетонных каркасов прошлой эпохи, а также новые административные здания, построенные в современном...
Read More

Поощрительная премия Икуо Хираямы — престижная награда в области археологии

15 июня 2011 г. в Международном караван-сарае культуры состоялась церемония вручения Поощрительной премии Икуо Хираямы в области археологии, в которой приняли участие Посол Японии в Узбекистане Ёшихиса Курода и Председатель Академии художеств Узбекистана Турсунали Кузиев, представители зарубежной и отечественной научной, творческой общественности, пресса, телевидение и радио. Икуо Хираяма - всемирно признанный художник, выдающийся ученый-исследователь и общественный деятель Японии, гуманист и меценат, основатель Фонда Великого шелкового пути, Музея восточных культур (Токио), Фонда по спасению памятников культуры и истории в Афганистане - неоднократно говорил о необходимости возрождения древних традиций Великого шелкового пути, исследователем и популяризатором которого он был. Ученый придерживался придерживался мнения о том, что Узбекистан - исторический и духовны центр Шелкового пути, связывавший страны Востока и Запада. Японский ученый-просветитель своей многогранной деятельностью способствовал расширению контактов японских и узбекских деятелей культуры, проведению совместных искусствоведческих экспедиций, выставок, форумов. Поощрительная премия Икуо Хираямы - престижная награда в мире международного научного сообщества - присуждается ежегодно, начиная с 2010 года, пяти молодым...
Read More

Театр: время перемен

В начале 1990-х гг. обостренное внимание к проблеме исторической памяти, усилившийся интерес к культурному наследию, духовным сокровищам народа вовлекли театр в общественно-исторический поток движения к национальному прошлому. Сцена осмысливает события и факты отечественной истории в контексте обновляющейся социальной реальности, отвечает на возросший интерес общества к жизни и деятельности крупнейших личностей ушедших эпох. Историческая драма - жанр для узбекского театра коронный. Прежде спектакли о давно минувшем, нечасто появляясь, как правило, вызывали повышенный интерес, оставались в памяти. Драма искала в истории образцы доблести, патриотизма, духовности; театр - яркого выражения национального начала. В первой половине 1990-х гг. историческая драма заняла ведущее место в репертуаре узбекского театра. Столичные и областные театры ставят исторические спектакли, посвященные таким крупным фигурам, как Амир Темур, Бобур, Аль Фаргони, Джалалетдин Мангуберди, Собир Термези... При всем обилии постановок далеко не все театры выдерживают испытание сложным жанром исторической драмы. Многим спектаклям присуща традиционность решений, драматургический схематизм. Подлинный интерес вызвали спектакли, рожденные на пересечении двух культурных потоков - общего движения к возрождению...
Read More

Анвар Мамаджанов

Шумит старый базар. У прилавков толпятся торговцы и покупатели, болельщики окружили борцов-курашистов, старики в чайхане под пение перепелок оживленно обсуждают городские новости, соревнуются в острословии аскиячи, как будто наяву слышны смех, восклицания, неумолчный гул толпы. Эти знакомые каждому будничные сюжеты приобретают в графической серии "Старый город" Анвара Мамаджанова почти эпическое значение национального духа узбекского народа. Льющийся непрерывной затейливой линией рисунок пером и тушью и подчеркнуто плоскостное решение графической композиции напоминают построение узора узбекского национального орнамента. Каждый лист бумаги вмещает огромное количество (несколько десятков и даже сотен) персонажей, причем все они наделены индивидуальной портретной характеристикой. Серия "Старый город" сродни народной узбекской песне, ее сюжеты окрашены тонким юмором и мягкой иронией, в них проскальзывает грубоватая, сдобренная солью, шутка, они увлекают зрителя не только множеством узнаваемых деталей, но, главным образом, силой темперамента, захватывают в круг нешуточных страстей и эмоций. Графическое искусство Узбекистана сегодня представляет целая плеяда художников-графиков, а творчество Анвара Мамаджанова давно привлекает пристальное внимание специалистов и любителей изящных искусств....
Read More

Игровое кино Узбекистана за 20 лет независимости

Принципиально новым этапом развития национального кино стал период последних 20 лет. Морфологически кинематограф Узбекистана сохранил свой прежний формат - игровое, документальное кино, анимация и детское кино и т.д. В самом начале 1990-х гг. стали очевидны проблемы, связанные с отсутствием достаточного финансирования, что отрицательно сказалось на кинематографе и соответственно на его социальном имидже. Фактически был утерян важный сектор зрительской аудитории. Кинопроцесс в Узбекистане начала 1990-х гг. ввиду экономического кризиса, охватившего все постсоветское пространство, был непростым. Однако к середине 1990-х гг., благодаря государственной поддержке, положение в национальном кино стало выправляться. Поиски идеологических альтернатив соцреалистическим схемам в искусстве также требовали времени для решения задач создания новых кинопроизведений и включения кино в процесс социальной реанимации общества. Основным достижением этого периода является снятие жестких рамок для творческого самовыражения кинематографистов, предоставление права выбора авторам кинопроизведений собственного видения пространства и пластического языка картины. Принципы соцреализма, общий диктат со стороны унитарного государства над творческим процессом были отвергнуты во всех сферах художественной культуры, свобода творческого мышления и...
Read More

Узбекистан музыкальный — богатство многообразия

Социальный и культурный взлёт Узбекистана - одна из характерных черт жизни нашей страны в годы независимости. Революционные преобразования страны за 20 лет обусловили знаменательный перелом в судьбе узбекской национальной культуры. Чрезвычайно интенсивен оживленный диалог традиций в сфере музыкального искусства. Можно говорить о своеобразном ренессансе узбекской музыки, ее активном и многообразном функционировании в нашу эпоху, явной актуализации ее стилистических и выразительных возможностей. С начала 90-х гг. ХХ в. в Узбекистане вслед за изменениями в политической жизни происходят радикальные социокультурные перемены. Одна из значимых позитивных тенденций - вхождение Узбекистана в мировое информационное пространство. С исчезновением информационных "границ" республика принимает участие в культурном обмене с международным сообществом, включившись в мировой культурный процесс. Обретение Узбекистаном независимости способствует переоценке художественных, в частности музыкальных, ценностей. Пример тому - возрождение праздников, например "Навруза", демонстрация всех сфер традиционной и современной культуры; организация ряда международных музыкальных фестивалей; участие республики во многих программах и проектах ЮНЕСКО; внедрение в жизнь законов "Об охране объектов культурного наследия и их использовании", постановлений...
Read More

Классицизм двадцатилетия

Создание национальной архитектуры декларировалось со второй половины XIX в. Варианты согласовывались со стилями мировой архитектуры - будь то модерн, конструктивизм, классицизм, современная архитектура или пост-модернизм. Типологически архитектура развивалась, стилистически традиции воплощались в тенденциях времени, но у советских провинций за "железным занавесом" отсутствовало главное - собственная инициатива. Распад СССР и образование независимой Республики Узбекистан открыли новые перспективы развития архитектуры. Республика стала распорядителем собственных ресурсов, определила связи с зарубежными странами и обрела свое место в мире, новые социальные и экономические программы изменяют ее жизнь. Архитектура отражает перемены, происходящие в обществе, поскольку базируется на социальном заказе, обновленных возможностях строительства и духовно новых устремлениях независимости. Столица Республики Узбекистан Ташкент формировала свою центральную зону между старым городом и (в двух километрах от него) новым городом колониального периода; центральную же площадь у разделявшего два города канала Анхор реконструировали после землетрясения 1966 г. Площадь оживала для редких грандиозных парадов, в остальном пустуя под палящими лучами солнца. Накануне распада СССР здесь прошел фестиваль индийской культуры...
Read More