Выступление народного фольклёрно-этнаграфического ансамбля Байсун) Социальный и культурный взлёт Узбекистана — одна из характерных черт жизни нашей страны в годы независимости. Революционные преобразования страны за 20 лет обусловили знаменательный перелом в судьбе узбекской национальной культуры. Чрезвычайно интенсивен оживленный диалог традиций в сфере музыкального искусства. Можно говорить о своеобразном ренессансе узбекской музыки, ее активном и многообразном функционировании в нашу эпоху, явной актуализации ее стилистических и выразительных возможностей.

С начала 90-х гг. ХХ в. в Узбекистане вслед за изменениями в политической жизни происходят радикальные социокультурные перемены. Одна из значимых позитивных тенденций — вхождение Узбекистана в мировое информационное пространство. С исчезновением информационных «границ» республика принимает участие в культурном обмене с международным сообществом, включившись в мировой культурный процесс. Обретение Узбекистаном независимости способствует переоценке художественных, в частности музыкальных, ценностей. Пример тому — возрождение праздников, например «Навруза», демонстрация всех сфер традиционной и современной культуры; организация ряда международных музыкальных фестивалей; участие республики во многих программах и проектах ЮНЕСКО; внедрение в жизнь законов «Об охране объектов культурного наследия и их использовании», постановлений правительства «О совершенствовании эстрадно-песенного искусства» и «О государственной программе укрепления материально-технической базы и дальнейшего улучшения детских школ музыки и искусства на 2009 — 2014 гг.» и т.д.

Как и другие области художественного творчества, музыкальное искусство несет на себе печать времени. Сегодня оно многожанрово, богато по содержанию и средствам выразительности, подлинно современное по духу и характеру и вместе с тем по-прежнему опирается на лучшие традиции прошлого. Свидетельство тому — обрядовая музыка и традиционное инструментальное творчество, народный эпос — дастаны и макомное искусство; песенное и сценическое творчество узбекских бастакоров (творцов монодийной культуры — самых активных носителей музыкальных традиций); музыкально-сценическая и симфоническая музыка композиторов Узбекистана, киномузыка и массовая песня эстрады.

Музыкальная культура современного Узбекистана включает в себя, помимо традиционного триединого пласта (музыкальный фольклор, изустно-профессиональная музыка и бастакоровское творчество, а также традиционное исполнительство), так называемую академическую (в современном понимании — профессиональную) музыкальную культуру (композиторское творчество, исполнительство, музыкальное образование). Традиционная музыка не стала прошлым, она вошла в современную художественную жизнь как её важнейшая составная часть, основа, фундамент. Она сохраняется и существует в наши дни как часть нашей современной фоносферы.

Уже сегодня музыкальное искусство Узбекистана заявляет о себе достаточно уверенно в разных областях творчества и исполнительства — победа наших музыкантов-исполнителей на международных музыкальных конкурсах (пианисты У. Палванов, Г.и Н. Алимовы, Р. Абдуллаев, М. Файзиева, И. Гулзарова; вокалисты А. Гузаирова и С. Мамадалиева, виолончелисты Д. Назаров и С. Ибрагимов и др.), на международных конкурсах композиторов, где призами были отмечены М. Таджиев, Ф. Янов-Яновский, Д. Янов-Яновский, Д. Сайдаминова, М. Бафоев, А. Латиф-заде, П. Медулянова, А. Эргашев. Произведения композиторов Узбекистана (И. Акбарова, Ф.и Д. Янов-Яновских, Т. Курбанова, Д. Сайдаминовой, Ф. Алимова, Р. Абдуллаева, А. Эргашева и др.) все чаще исполняются за рубежом. В концертах и гастрольных поездках во многие зарубежные страны принимают участие ведущие музыканты-виртуозы в области традиционного исполнительства — Т. Алиматова (танбур, сато и дутар), А. Исмаилова (гиджак), М. Юлчиева и М. Саттарова (пение), ансамбли «Виртуозы Узбекистана», Макомный ансамбль им. Ю. Раджаби, Национальный симфонический оркестр Узбекистана, Узбекский камерный оркестр народных инструментов «Согдиана», балетная труппа Государственного Академического Большого театра оперы и балета им. Алишера Навои.

Танец весны Годы независимости внесли существенные коррективы в музыкальную картину не только Узбекистана, но и всего региона Центральной Азии и даже мира, во многом меняя привычные соотношения сил. Узбекистан все увереннее входит в мировое сообщество. И этот знаменательный факт не может не сказаться на облике музыкальной карты: наша республика обретает известность как страна подлинно музыкальная, все чаще становясь центром международных музыкальных фестивалей. Традиционным стал в Узбекистане Международный музыкальный фестиваль «Шарк тароналари» (Мелодии Востока), проводимый в Самарканде с 1997 г. по инициативе Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова. В 2009 г. в VII фестивале приняли участие музыканты более 50 стран и международных организаций. В рамках фестиваля в Самарканде и близлежащих районах области проводятся конкурсы традиционного исполнительства, концерты и встречи ведущих певцов и музыкантов, а также исполнительских коллективов многих стран, выставки, научные конференции по различным проблемам восточной музыки и мастер-классы известных музыкантов. Проведение в Ташкенте таких мероприятий, как Международный фестиваль современной музыки «Ильхом-ХХ» (1996 — 2006), цель которого — продемонстрировать музыкальной общественности Узбекистана панораму музыки ХХ в., преимущественно авангардного направления, представленную в творчестве наиболее интересных композиторов и исполнителей из различных стран Европы, США, России и Центральной Азии; Международный фестиваль симфонической музыки в Ташкенте, Самарканде и Хиве (начиная с 1998 года) по инициативе Союза композиторов Узбекистана, позволило познакомить слушателей с малоизвестными либо не известными произведениями современной музыки. Все это способствует формированию нового слушательского восприятия и исполнительской традиции; оказанию влияния как на общую музыкальную ситуацию республики, так и на художественное мышление многих музыкантов. При этом повышается имидж композиторского творчества; у молодёжи пробуждается интерес к современной музыке, вкус к эксперименту, к поиску новых форм и средств выражения, к симбиозу национальных традиций и современного музыкального языка.

Народный фольклорно-этнаграфический ансамбль Байсун Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Ташкентская весна» (2008 и 2011 гг.) знакомит зрителей с лучшими традициями классического оперного и балетного искусства при участии певцов и дирижёров зарубежных стран совместно с творческим коллективом ГАБТа им.А. Навои.

Все сферы традиционной культуры были представлены на открытом фольклорном фестивале «Бойсун бахори» (Весна Байсуна, 2002 — 2006 гг.) в г. Байсуне Сурхандарьинской области и на фестивале традиционной культуры «Асрлар садо» (Эхо веков), прошедшем в Китабском районе Кашкадарьинской области (2008), Паркентском районе Ташкентской области (2009), в древних городах Хиве (2010) и Бухаре (2011).

Вместе с тем фестивали, а также различные ежегодные смотры-конкурсы (фольклорных, семейных и макомных ансамблей, исполнителей катта ашула, алла, лапаров, бахши-шоиров и др.) дают возможность широко продемонстрировать наше богатое духовное наследие, оказывать поддержку тем, кто работает в различных направлениях традиционной культуры.

Макомный ансамбль Самарканда Сегодня восточное (национальное) начало проявляет себя все более полно и интенсивно. Оно представлено во всех видах музыкального творчества и исполнительства. Это узбекская традиционная музыка во всем богатстве её форм и жанров; бастакоровское творчество, где наряду в традиционными направлениями (О. Хотамов, Р. Турсунов, А. Дадаев), прослеживаются и современные тенденции в создании музыкальных произведений, в частности, киномузыки и эстрадной песни (А. Исмаилов, У. Расулов, Д. Агзамов); композиторское творчество, включая авангард с освоением новейших композиторских техник (И. Акбаров, М. Бурханов, Т. Курбанов, Ф. Янов-Яновский, М. Таджиев, М. Махмудов, Д. Сайдаминова, Р. Абдуллаев, М. Бафоев, Ф. Алимов, Н. Гиясов, П. Медулянова, Д. Янов-Яновский, О. Абдуллаева), а также массовая музыкальная культура, включающая в себя эстрадное песнетворчество, поп и рок музыку (А. Икрамов, А. Расулов, Д. Омонуллаева, Х. Хасанова, В. Сапаров, Ш. Закиров). Все эти виды сосуществуют, развиваясь параллельно, в соответствии с неповторимой художественной логикой каждого.

Развитие музыкального образования в последние двадцать лет происходило в процессе взаимодействия двух социальных институтов — профессионального музыкального образования и общего музыкально-эстетического воспитания. Следует отметить, что независимость внесла свои коррективы и в систему музыкального образования: введены новые стандарты — бакалавриат и магистратура. В высших и средних специальных учебных заведениях (академические лицеи и колледжи) и в музыкальных школах открыты факультеты и отделения традиционного и эстрадного исполнительства, подготовка звукооператоров. На музыкальных факультетах областных университетов значительное внимание уделяется изучению музыкальных традиций соответствующих регионов. К примеру, в Ургенчском университете, наряду с освоением традиций исполнительства хорезмских макомов занимаются также научной разработкой и расшифровкой хорезмской танбурной нотации; в Ферганском университете — освоением исполнительских традиций катта ашула и фергано-ташкентских макомов, в Термезском — музыкальных традиций обрядового песнетворчества, домбровой музыки и искусства бахши-шаиров. За годы независимости в Ташкенте построено новое здание консерватории (2002 г.), которая получила статус национальной; построены новые здания колледжей искусств в Самарканде, Карши; реконструированы здания республиканских музыкальных академических лицеев им.Р.Глиэра и В.Успенского.

Процесс сохранения музыкальных ценностей (начиная от фольклорных песен до симфонических и музыкально-сценических произведений современности) — это вопрос большой важности. За последние десятилетия они стали частью огромного культурного наследия, которое в прошлом было доступно избранным, а теперь — и широкой публике. Средства массовой информации стали той сферой культурного пространства и времени, с помощью которых мы можем слушать и наслаждаться как музыкой прошлого, так и современными музыкальными опусами. Но при этом нельзя сторониться и реального звучания музыки. И здесь хотелось отметить деятельность международных обществ в деле сохранения и возрождения ряда исконных музыкальных традиций Узбекистана.

Большое значение имело вступление Узбекистана в ЮНЕСКО (1992 г.) в качестве самостоятельного субъекта международного права, что способствовало повышению внимания мирового сообщества к богатейшему культурному наследию нашей страны. Узбекистан — одна из первых в регионе Центральной Азии страна, ратифицировавшая Конвенцию ЮНЕСКО 2003 г. «Об охране нематериального культурного наследия» (2008 г.), что стало поводом принятия Законодательной палатой Олий Мажлиса Закона «Об охране культурного наследия и его использовании» (апрель 2009 г.), и на основе этого — Национальной программы «О сохранении и развитии нематериального культурного наследия Узбекистана на 2011-2020 гг.».

Программа ЮНЕСКО по провозглашению «Шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества», которая началась в 2000 г., стимулировала действия Правительства Узбекистана, общественных организаций и фондов в области сохранения и развития нематериального культурного наследия. В настоящее время во Всемирный репрезентативный список ЮНЕСКО вошли четыре «Шедевра» Узбекистана: это культурное пространство Байсуна (2001), уникальный пример сельской формы всех видов художественных традиций; Шашмаком (2003) — уникальное музыкальное наследие макомного искусства нации, феномен духовной культуры народов Центральной Азии; Катта ашула (2009) — самобытный песенный жанр Ферганский долины со своими особенностями музыкально-поэтического языка и исполнительства; Навруз (2009) — общенациональный праздник, один из самых древних составных частей человеческой культуры.

Выступление ансамбля Байсун Программы ЮНЕСКО по сохранению и развитию этих шедевров с участием государственных и общественных организаций Узбекистана — положительный опыт по инвентаризации традиционной культуры и жанров традиционной музыки с учетом всех критериев (экспедиционная, информационная, исследовательская, издательская, образовательная, просветительская), способствовали разработке механизмов поддержки всех форм нематериального культурного наследия Узбекистана. Происходящие в наши дни «неофольклор» (создание новых видов в современной фольклорной культуре) и «фольклоризация» (современные сценические формы реализации жанров музыкального фольклора) ряда областей музыкально-сценической культуры обязывают к чуткой и заинтересованной культурной политике, основанной на знании законов функционирования традиционной музыки, народного танца и художественных ремесел и возможностей их адаптации к стремительным преобразованиям, характерным для нашей эпохи. Это позволяет сохранить нематериальное культурное наследие Узбекистана как живой и функционирующий пласт культуры.

Новые формы музыкально-театральных представлений проявляются в культурных мероприятиях местного сообщества, затрагивая как традиционный репертуар, так и способы исполнения, характеризующиеся введением новаций в традиционную культуру — это проекты «Рэпши» (объединение искусства народных сказителей — бахши Кашкадарьи, Хорезма, Каракалпакии и современного рэпа с народными и современными танцами); «Мавриги» (новое музыкально-сценическое воплощение традиционного песенно-танцевального цикла «мавриги» — искусства бухарских певцов-музыкантов); «Жырау-рок» (объединение искусства народных сказителей эпоса Каракалпакии — баксы и жырау при участии современного рок-ансамбля (композитор Артём Ким) с использованием видеоарта), инициированные Швейцарским агентством по развитию и сотрудничеству Посольства Швейцарии в Узбекистане (2006 — 2009 гг.).

Деятельность общенациональной неправительственной организации Фонд «Форум культуры и искусства Узбекистана» также направлена на развитие музыкальных традиций. Проводимые мероприятия существенно увеличили интерес молодого поколения к традиционной культуре, пример тому — ежегодное проведение среди различных возрастных групп молодежи конкурсов «Янги авлод» (Новое поколение) и «Келажак овози» (Голоса будущего). Деятельность Фонда связана с широким движением местных сообществ в развитии форм традиционной культуры (традиционное и современное музыкальное исполнительство и творчество), в особенности среди молодежи. Стало традиционным и проведение Фондом совместно с Представительством ЮНЕСКО в Узбекистане Фестиваля традиционной культуры «Асрлар садоси» (2008 — 2011), что также способствует сохранению нематериального культурного наследия.

О достижениях в музыкальном искусстве Узбекистана за 20 лет свидетельствует позитивные успехи и нынешнее состояние современной музыкальной культуры, композиторского творчества и всех форм исполнительства.

Навруз в Бухаре Современное музыкальное искусство Узбекистана, отличающееся богатством и многообразием форм и жанров, — неотъемлемая часть национальной культуры, один из путей общения с мировым культурным пространством. И музыка всегда звучала как сокровенная часть народной души (кем бы она ни создавалась!), как высшее музыкально-поэтическое и философское обобщение мира народных представлений. Прав великий Хафиз, говоря, что «жизнь вошла в человеческое тело с помощью музыки, но истина заключается в том, что жизнь — есть сама музыка».

Литература
1. Абдуллаев Р. Обряд и музыка в контексте культуры Узбекистана и Центральной Азии. Ташкент, 2006.

2. Абдуллаев Р. Байсун. Традиционная музыкальная культура. Ташкент, 2005.

3. Узбекская музыка на стыке столетий (ХХ-ХХI вв.): тенденции, проблемы. Ташкент, 2008.

4. Ўзбекистон санъати (1991-2001 йиллар). Тошкент, 2001.

5. Янов-Яновская Н. Узбекская музыка и ХХ век. Ташкент,2007.

Рустамбек Абдуллаев