Рабочий момент съёмок фильма Гум-Гум. 1989 Понятие «каракалпакское документальное кино» возникло сравнительно недавно. Да и фильмов вышло за это короткое время не так уж много. Однако если попытаться определить, что неизменно и прочно в этих нескольких десятках документальных лент местных кинематографистов, ответ приходит один: любовь к своему краю, жадный интерес к людям, желание разобраться в каждом новом характере, встретившемся на пути.

Документальное кино в Каракалпакстане начинает свое развитие с конца 1950-х гг. До этого времени и в последующие годы здесь снимались отдельные киноленты, созданные приезжими, главным образом кинематографистами из Ташкента.

Огромную роль в становлении национального кино и киножурналистики сыграл выдающийся узбекский кинорежиссер Малик Каюмов. При его поддержке в Нукусе появляются первые каракалпакские документальные и научно-популярные ленты, большинство которых снято учениками этого киномастера. Одним из них был оператор Нагмет Давкараев, заложивший основы национальной кинодокументалистики. Его работы открыли счет национальным кинопроизведениям.

Рабочий момент съёмок фильма Гум-Гум. 1989 Рост мастерства местных киножурналистов заметно осложнялся крайне ограниченным съемочным оборудованием и отсутствием современной аппаратуры. 19 февраля 1970 г. согласно решению правительства Узбекистана в Нукусе был открыт филиал студии документальных и научно-популярных фильмов республиканской студии хроники. Однако это не решило насущных вопросов его технической оснащенности. Положение стало меняться вместе с открытием в 1990 г. в автономной республике самостоятельной студии, которая напрямую начала получать заказы на производство кинопродукции из Москвы.

Постепенно филиал набирал темпы, исторические события и современная жизнь народа находили свое воплощение в целом ряде картин, созданных республиканскими и местными кинематографистами. В их числе несколько документальных киножурналов «Советская Каракалпакия», а также ряд интересных по содержанию и авторской интерпретации кинокартин о Каракалпакстане, созданных ташкентскими коллегами Давроном Салимовым, Баходыром Музаффаровым, Шухратом Максудовым и московскими кинематографистами. Среди специалистов, выросших в автономной республике, — режиссер и оператор выпускник ВГИК Валерий Алламяров, в настоящее время работающий на республиканской студии документальных и научно-популярных фильмов в Ташкенте.

Творчеству В. Алламярова присущ дух поиска, отказ от поверхностного, информативного документализма, поворот к проблемности, которая ему близка и понятна как представителю своей родины. Он хорошо знает проблему гибнущего Арала, нашедшую отражение в его работах «Трагедия Арала», «Каким был Арал», «Мелодии Арала», получивших широкий общественный резонанс.

Оператор Валерий Алламяров. 2005 О широте возможностей оператора В. Алламярова свидетельствует фильм «Гум-гум» (автор М. Туйчиев, О. Абдирахманов, режиссер Ж. Давлетов) вышедший в 1992 г., который достойно представлял Каракалпакстан на кинофестивале в Сан-Франциско (США).

Большую роль в популяризации национального киноискусства играет деятельность видного каракалпакского режиссера Торенияза Калымбетова, возглавлявшего студию в начале 1970-х гг. Он — автор ряда удачных картин, свидетельствующих о смелых стилистических поисках в области кинодокументалистики. Произведения документального жанра Т. Калымбетова своеобразны и самобытны. Его работы «Отбеги», «Колодец», «Охотник», «Степной Страдивари» отличаются неожиданным ракурсом видения, художественной убедительностью. Созданные его вдохновением ленты близки национальному духу и мышлению, отличаются простотой решения. Выполненные в стиле репортажа и наблюдения они поражают зрителя красотой и сдержанной гармонией, необычной манерой трепетно и любовно воспевать быт и обычаи народа, удивляться увиденному, извлекать из кадра его суть.

Творчество Т. Калымбетова получило высокую оценку как в Узбекистане, так и за его пределами. Так, фильм «Отбеги» (оператор Э. Мамедов) — призер международного кинофестиваля в Инсбруке (Австрия, 2003 г.), фильм «Колодец» (оператор Р. Галиев) получил приз «Серебряный полумесяц»» на фестивале в Бильбао (Испания, 2005 г.). В 2007 г. документальная работа Т. Калымбетова «Одержимые» была тепло принята на фестивале в Риме (Италия).

На съёмках фильма Хор замонга бир замон. 2008 Своим становлением национальное кино Каракалпакстана обязано самоотверженным усилиям местных киноэнтузиастов, руководителей филиала студии, возглавлявших его в разные годы. Это писатели Жолмирза Аймурзаев, Оразбай Абдирахманов, режиссер Сатбай Алланазаров, организатор кинопроизводства Парахат Сабуров. В разные годы студией руководили Генжемурат Изембетов, Камал Мамбетов, Нагмет Давкараев, Коныс Жандуллаев. С 2003 г. киностудию возглавляет Муратбай Нызамов. Документальное кино в своих лучших образцах дало мощный импульс зарождению игрового кино, мультипликации, появлению в кинематографическом деле одаренных кинохудожников. «Каракалпакфильм» начинает выпускать игровые киноработы.

Искусство образной публицистики, как справедливо называют телевизионную кинодокументалистику, требует от художника, несомненно, тех же высоких профессиональных знаний и навыков, какими должен обладать любой истинно талантливый автор так называемого «большого» кино. Об этом помнят в своем творчестве и совсем ещё молодые работники Каракалпакского телевизионного кино, специалисты телекинопублицистики, история которого в республике в историческом плане коротка.

В конце 1998 г. по инициативе руководства Государственной телерадиокомпании Узбекистана при студии «Узбектелефильм» была создана творческая группа «Природа и духовность». Ее возглавил известный каракалпакский писатель и сценарист О. Абдирахманов. Основными задачами деятельности творческой группы были определены оперативная съемка уходящей натуры, хроникальные съемки тех или иных событий, происходящих в Каракалпакстане, которые впоследствии могли быть использованы в документальных фильмах.

На съёмках фильма Хор замонга бир замон. 2008 В 1999 г. помимо специальных передач на телеканале «Узбекистан» Государственной телерадиокомпании Узбекистана и серийных сюжетов в информационной программе «Ахборот» были показаны два документальных фильма о природе Узбекистана — «Шундай маскан» («Есть такой край») и «Куйи Амударё табиати» («Природа Аму-Дарьи»), автор сценария О. Абдирахманов, режиссер И. Мирзаев, оператор А. Аскаров, директор фильма Р. Шакиров.

В 2001 г., исходя из результативной деятельности творческой группы «Природа и духовность», был открыт филиал студии «Узбектелефильм» в Каракалпакстане. Техническая база филиала первоначально была оснащена одной видеокамерой «Panasonik-950».

С 1999 по 2001 г. Каракалпакский филиал совместно с Главохотой Узбекистана организовали экспедицию с целью ознакомить зрителей Узбекистана с красотами родной природы, флоры и фауны.

За короткое время деятельности филиала студии «Узбектелефильм» в Каракалпакстане с 1998 по 2007 г. было снято около 50 фильмов и сюжетов для информационной программы «Ахборот». Среди них созданные в 1999 г. «Есть такой край» («Шундай маскан бор») — автор О. Абдирахманов, режиссер И. Мирзаев, оператор Х. Аскаров г., «Природа Аму-Дарьи» («Куйи Амударе») — автор О. Абдирахманов, режиссер И. Мирзаев, оператор Х. Аскаров, «Хива» — автор О. Абдирахманов, режиссер Э. Давыдов, оператор Х. Аскаров, «Вновь возвращая жизнь» («Кайта хаёт багишлаб») — о скульпторе Д. Турениязове, автор О. Абдирахманов, режиссер-оператор Н. Герасимов, «Искусство, покорившее мир» («Жахонни забт этган санъат») — о музее Н. Савицкого в Нукусе, автор Р. Эгамбердыева, режиссер-оператор H. Герасимов г.

Несмотря на скромное финансирование, творческими силами работников Каракалпакского филиала за 2001 — 2007 гг. создано около 40 документальных телефильмов, среди которых фильмы «Хива» из цикла «Жемчужины Узбекистана», «Миздакхан», «Аяз-кала» — о древних городищах, «Золотое кольцо Хорезма», снятый совместно с представительством ЮНЕСКО в Узбекистане, и многие другие ленты, внесшие ценный вклад в популяризацию региона.

Лучшие работы деятелей каракалпакского кино и теледокументалистов выделяются глубиной содержания, энергией, яркостью мироощущения, определенностью позиции и талантом их создателей. В наиболее талантливых произведениях отчетливо проявляются авторское личностное начало, запечатленное в кадрах Время, События и Люди заставляющие задуматься об особой значимости документалистов в современном мире, столь быстро меняющемся и сложном.

Баходыр Ахмедов