Программность в инструментальной музыке
Исследователь традиционной музыки народов Средней Азии В. Виноградов отмечал: "Программность - душа инструментальной музыки Средней Азии и Казахстана. Исполнитель всегда играет "о ком-нибудь", "о чем-нибудь", он всегда ответит на вопрос, по какому случаю возникла та или иная пьеса. Разумеется, программность выражается по-разному. Есть примитивные произведения, в которых натуралистически копируются звуки природы, крики животных, интонации человеческой речи, а есть пьесы, более сложные, созданные на разнообразнейшие жизненные сюжеты и темы. Порой же программный замысел находит выражение в лаконичном названии, имеющем символическое значение" (1, с. 110).
Первые композиторские опыты, по мысли В. Виноградова, представляют собой сочинения, "ещё не полностью отпочковавшиеся от породившей их среды". В этот период композиторы часто использовали метод цитирования или компиляции фольклорного мелоса, который, возникнув в 20-х гг., прочно укоренился на местной почве и сыграл положительную роль в становлении профессиональной музыки. Благодаря его широкому привлечению местная аудитория приобщалась к новым для неё формам и жанрам музыки, к новому ее содержанию. С помощью традиционных, любимых народом средств монодии легче было передать аудитории...