История и современность в документальном кино Каракалпакстана

Понятие "каракалпакское документальное кино" возникло сравнительно недавно. Да и фильмов вышло за это короткое время не так уж много. Однако если попытаться определить, что неизменно и прочно в этих нескольких десятках документальных лент местных кинематографистов, ответ приходит один: любовь к своему краю, жадный интерес к людям, желание разобраться в каждом новом характере, встретившемся на пути. Документальное кино в Каракалпакстане начинает свое развитие с конца 1950-х гг. До этого времени и в последующие годы здесь снимались отдельные киноленты, созданные приезжими, главным образом кинематографистами из Ташкента. Огромную роль в становлении национального кино и киножурналистики сыграл выдающийся узбекский кинорежиссер Малик Каюмов. При его поддержке в Нукусе появляются первые каракалпакские документальные и научно-популярные ленты, большинство которых снято учениками этого киномастера. Одним из них был оператор Нагмет Давкараев, заложивший основы национальной кинодокументалистики. Его работы открыли счет национальным кинопроизведениям. Рост мастерства местных киножурналистов заметно осложнялся крайне ограниченным съемочным оборудованием и отсутствием современной аппаратуры. 19 февраля 1970 г. согласно решению правительства Узбекистана в Нукусе был открыт...
Read More

Летописец азербайджанского искусствоведения Мурсал Наджафов (1918 — 1997)

Становление профессионального искусствознания Азербайджана, изучение и пропаганда истории развития изобразительного искусства страны тесно связаны с именем доктора искусствоведения, профессора Мурсала Наджафова, в научных изысканиях которого нашли отражение практически все виды изобразительного искусства. Большое внимание М. Наджафов уделял исследованию теоретических проблем искусства, художественной критики, творчества художников. Работа в Музее искусств им. Р. Мустафаева, а затем в Союзе художников Азербайджана определила выбор Наджафова в пользу искусствоведения. В своих публикациях, посвященных актуальным проблемам изобразительного искусства, автор критически обосновывал критерии художественности и идейности, уделяя особое внимание вопросам творчества. Одну из первых своих статей в области исследования и пропаганды изобразительного искусства М. Наджафов посвятил жизни и творчеству талантливого азербайджанского художника начала XX в. Бехруза Кенгерли. В ней он рассматривал сложный жизненный путь и творческую манеру живописца и графика. М. Наджафов занимался также изучением работ театральных художников. В целом ряде статей он анализирует их творчество, а также наиболее яркие работы известных живописцев Азербайджана, принимавших участие в оформлении спектаклей, выявляя их достоинства и недостатки, намечая пути их...
Read More

Размышления об узбекской художественной фотографии

Искусство художественной фотографии - это сиюминутная фиксация зрительной памяти, фактор "присутствия", документальность, достоверность изображения, возможность запечатлеть мгновенье, способ межличностного общения и средство диалога со зрителем. И в этом - отличие его от других видов искусства. Фотограф "направляет" объектив, стараясь "поймать" особенно характерный миг и показать его зрителям. Произведения художественной фотографии ценятся как "отражатель" - зеркало общеcтвенно-социальной жизни, где сочетаются художественная сила и значимость исторического документа. Позитив художественного фото заставляет зрителя воспринимать действительность по-новому, наводит его на размышление, действие. От умения композиционного построения кадра и его максимального художественного воспроизведения рождается фотоискусство, в котором моментальность и монументальность едины. Для создания шедевров, воздействующих на зрителя, автор должен обладать даром художника, цепким умом, острым взлядом, горячим сердцем. Лишь тогда сюжет заставит человека думать, мечтать, философски подходить к жизни. Узбекское национальное фотоискусство имеет свою предысторию. Богатое культурное и духовное наследие - летопись истории оставил Худойберди Деванов из Хивы (1879 - 1940 гг.). Оно значимо доказательством стремления людей Хорезмского оазиса к новой жизни, интересным...
Read More

Амфитеатр художника Эркина Воробьева

Из автобиографической справки. Эркин Рауфович Воробьев родился в 1950 г. в селе Каракчикум. 1973 - 1977 гг. - учеба на декоративно-оформительском отделении Фрунзенского художественного училища. До поступления и после окончания училища работал в Андижанских художественно-производственных мастерских. Поводом к написанию статьи послужил случайный взгляд, брошенный на календарную страницу: Э. Воробьеву - 60! 60 лет - не много и не мало, но для художника десятилетия, показавшиеся по прошествии времени быстролетными, наполнены неистовой работой, в которой, подчиняясь велению таланта, соучаствуют рука, сердце, мысль. Знакомство с произведениями Э. Воробьева состоялось 30 лет назад, и сейчас давние впечатления ожили со всей свежестью новизны. Не картинный - обычный мотив, увиденный мимоходом и повседневно, стоит лишь выйти за калитку: вода, размывшая берег арыка, повалила кряжистое дерево, резко наклонив его над водой, и оно - покорность и сопротивление - топорщит ветки. Сюжет преображается сквозь призму его восприятия живописцем. Внешнее - предстояние перед ликом природы - переходит к внутреннему - срастанию с художественно-поэтическим осмыслением - и хочется найти...
Read More

Жизнь — это миг

2010 год стал для города Намангана особенным: в эксплуатацию были сданы два больших государственных объекта. В работе по оформлению сооружений - Центра молодежи "Ешлар Маркази" и Театра музыкальной драмы им. А. Навои - приняли участие многие замечательные художники Республики Узбекистан. Среди мастеров, создавших орнаментальные росписи потолков театра и прекрасные витражи Центра молодежи, - Аскаров Агзамходжа Исматович из Ташкента - один из немногих художников по стеклу. Он тонко чувствует материал, с которым работает, создавая удивительные по красоте и сложные по исполнению витражи, украшающие такие здания, как Дом приемов зарубежных гостей, комплекс Хастимом, Министерство здравоохранения республики, Институт ядерной физики и др. Сегодня на страницах нашего журнала А. Аскаров рассказывает о работе над этими проектами. - Агзамходжа Исматович, в каком возрасте Вы начали рисовать? - Это было еще в школе. Сейчас смешно вспоминать о причине, по которой я записался в кружок орнаментальной росписи. В одном классе со мной учился мальчик, который ничем особенным не отличался, но был объектом всеобщего внимания. На одной...
Read More

Портрет Алишера Навои работы художницы Эльмиры Шахтахтинской

Среди плеяды выдающихся художников Азербайджана особое место принадлежит художнику, графику Эльмире Шахтахтинской (1930 - 1997 гг.). Выбор ею пути художественного творчества не был случайным: род Шахтахтинских дал Азербайджану немало деятелей культуры и науки. Окончив в 1950 г. Азербайджанское государственное художественное училище имени А. Азимзаде, Э. Шахтахтинская поступила в Московский Институт живописи имени В. И. Сурикова, в мастерскую плаката. В середине 50-х гг., в самом начале своего творческого пути, молодая художница создала ряд политических и социальных плакатов, посвященных актуальным темам советского времени. Кратко выражая основную мысль плаката, Э. Шахтахтинская заявила о себе как о мастере, творчески решающем поставленные задачи, находя новые, порой необычные формы выражения повседневных проблем. Широкую известность Э. Шахтахтинской принесла серия культурно-зрелищных плакатов "Азербайджан - страна древнейшей культуры" (1, с. 3 - 4). В течение 15 лет ею создан цикл плакатов-картин, раскрывающий перед зрителем многообразие истории и культуры азербайджанского народа. Тщательное изучение исторического и фактологического материала, продуманность основной идеи, умелое использование фона и вспомогательных деталей позволили Шахтахтинской создать...
Read More

Загадка Аристотеля

На пятой юбилейной церемонии M&TVA (декабрь 2010 г.) в номинации "Лучшее шоу года" наиболее достойным был признан проект "ART Week Style.Uz" Фонда "Форум" Узбекистана. В рамках этой недели искусств проводилась выставка "Загадка Аристотеля, участники которой представили такие оригинальные способы художественного изложения, как инсталляция, фото- и видео-арт, хепенинг, скульптура, графика... Председатель Попечительского совета фонда "Форум" Г. Каримова во время церемонии объявила о решении фонда вручить эту награду академику А. Хакимову - автору идеи выставки. Идея проекта связана с учением Аристотеля о мимесисе - правилах в искусстве, главный критерий которых - подражание природе и реальной действительности. Именно это учение является основой развития всего мирового реалистического искусства. При всей своей прогрессивности теория мимесиса утверждала абсолютное значение принципа подражания и ограничивала свободу творческой фантазии и автономного видения реальности художником. Говоря о канонах искусства в изображении явлений природы и живых существ, Аристотель утверждал важность соблюдения реальных форм и размеров изображаемого: "Существо чрезмерно большое не является прекрасным по той причине, что обозрение его...
Read More

Особенности керамики Ферганской долины

Крупнейшими центрами художественной керамики в Средней Азии IX - XIII вв. были Самарканд, Бухара, Чач, Фергана, Хорезм. Как один из значимых видов прикладного искусства керамика получила широкое распространение в связи с развитием торгово-ремесленных городов, которые были центрами этого вида прикладного искусства, где появлялись технологические новшества и новые приемы оформления. В IX - XII вв. Ферганская долина переживала период подъема экономического развития, который отразился и на производстве керамической посуды, центры которой находились в основном в городах Ахсикент, Ош, Узген, Кува и др. Узоры над белым ангобом желтой и синей глазурью, а иногда - под нею, свидетельствуют об общности стилевых тенденций с афрасиабской керамикой, завезенной сюда из Согда. Кувшины покрывались тонкой светло-желтой глазурью и украшались расписным или гравированным орнаментом. Ляганы были четырех видов, отличающихся формой и размерами. На их внутренней части - в центре - располагались пяти- или семиконечные звезды, края украшались растительными или геометрическими узорами в виде повторяющихся чередований кругов и ромбиков. Лицевую часть ляганов покрывал простой узор, расположенный по...
Read More

Синие олени, красные слоны, или тенденции китча в текстиле Узбекистана

Во второй половине XIX - начале XX столетия немецким словом "kitsch" называли дешевые безвкусные массовые изделия, которые имитировали подлинные произведения искусства, рассчитанные на внешний эффект. Начиная с 1960-х гг. и по сей день предметы китча - довольно-таки распространенное явление массовой культуры. Его тенденции постепенно проникли и в изделия текстильной продукции Узбекистана с той лишь разницей, что массовыми их пока не назовешь. Игнорирование отдельными вышивальщицами или ткачами подлинно традиционных композиций и узоров приводит к их "конвертации" на дешевые фантазийно-сюжетные темы, уводящие с пути, на который веками выводили нас настоящие народные мастера декоративно-прикладного искусства. Наряду с раскрашенными гипсовыми копилками в виде кошечек и собачек (наследие начала XX в.), которые бойко раскупались на местных базарах, в продаже стали появляться и небольшие по размеру декоративные вышивки (такияпуши), выполненные мастерицами специально для свадеб, суннат-тоев и других торжеств в "стиле" примитив. Используя традиционные швы басма, канда-хайол, ильмак, юрма и др., вышивальщицы производят изделия с изображением влюбленных юношей и девушек в окружении сердечек, летящих...
Read More

Итоги ТОР — ART — 2010.

В 2010 г. лучшие выставочные залы страны весь год радовали зрителей великолепными экспозициями и выставками как персональными, юбилейными, так и проводившимися в рамках различных фестивалей и конкурсов. С интересом открывали для себя неповторимый мир узбекского искусства и жители зарубежных стран. Наполненная событиями культурная жизнь года дала возможность поиска и самовыражения личностей творческих и подарила чувство сопричастности к прекрасному у почитателей талантов. По итогам года Академия художеств Узбекистана по уже сложившейся традиции провела 26 января ежегодную церемонию награждения победителей самых интересных мероприятий, выставок, проектов в области художественного искусства, огласила имена лучших работников сферы искусства, отметила журналистов, активно освещавших события, происходившие в культурной жизни страны. Церемония награждения ТОР-ART - это яркий праздник, предоставляющий творческим людям возможность общения и обмена мнениями. Нынешняя церемония не стала исключением, тем более, что проведена она была в торжественной, и в то же время теплой и непринужденной атмосфере. Некоторые из победителей ТОР-ARTа поделились с нами своими впечатлениями. "Бывая в других странах и общаясь с художниками, - рассказывает...
Read More

Итоги конкурса Нафосат 2010

В начале 2010 г. редакция журнала "San'at" совместно с Международным общественным фондом "Sharq ayoli" объявили конкурс "Нафосат", посвященный вопросам искусства, в котором могли принять участие авторы статей или книг, рассказывающих о женщинах, либо быть написанные женщинами. Мы благодарны всем принявшим участие в конкурсе авторам, ознакомившись с работами которых жюри подвело итоги и выделило наиболее достойные. 19 марта 2011 г. в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана состоялась церемония награждения победителей конкурса. Вот их имена: 1. Барно Караматова. Статья "Театр Движения ЛИК: искусство и милосердие" в номинации "Статья о женщине (или женщинах) в искусстве". 2. Шоира Нурмухамедова. Книга "Проблемы античной и средневековой архитектуры Средней Азии в исследованиях Г. А. Пугаченковой" в номинации "Книга о женщине (или женщинах) в искусстве". 3. Жанна Мартиросова. Статья "Хабибулла Рахимов: "Времена года Ташкента"" в номинации "Статья автора-женщины о проблемах или событиях в области искусства". 4. Сурайё Алиева. Книга "Художественная поливная керамика Узбекистана "IX - начала XXI в." в номинации "Книга автора-женщины, посвященная вопросам искусства". В номинации "Молодые...
Read More

На крыльях ангела.

Как-то, возвращая мне большой альбом с работами П. Пикассо, Николай Сергеевич Шин, наш современник, сказал: "Каждый настоящий художник в своем творчестве разрабатывает и несет по жизни одну или две темы". Основная тема в творчестве Василия Хапова - это прихотливо закрученный на живописной поверхности орнамент из человеческих тел. В. Хапов - ортодокс, жрец и поклонник обнаженного человеческого тела, влюбленный в это тело, так же, как Нарцисс - в самого себя, мастер, нашедший себя еще в юном возрасте. В своих картинах он несет любовь к искусству, словно слетевший с его листов ангел, посланник звездного неба. Он - монументалист по рождению и призванию, к тому же ему повезло с учителем, известным художником-монументалистом Б. Джалаловым. Вообще язык изобразительного искусства - это, конечно, пантомима, и этот язык блестяще освоил В. Хапов в своих холстах. Взять хотя бы то, как он изображает руки - они словно одушевленные водоросли, плывущие по реке жизни. Творческий метод художника - это прежде всего "распластанность" фигур, прихотливо орнаментированных на упрощенном и...
Read More

Перспективы международного сотрудничества

С 18 по 30 января 2011 г. в Ташкентском Доме фотографии проходил конкурс "Я вами горжусь", по итогам которого была проведена одноименная выставка. Кроме авторов конкурсных работ и широко известных узбекских фотографов, в ее работе приняли участие Амин Ахмед Эйд и другие представители Фотографического общества Королевства Саудовская Аравия и члены организации "Qatif Photography Group". Амин Ахмед Эйд (AMEEN AHMED EID) родился в 1980 г. в провинции Дахран Саудовской Аравии, получил высшее образование по специальности инженер-механик. Живет в г. Катиф. Фотографию, которой увлекся в 2001 г., а затем был участником многих международных фотоконкурсов и выставок, считает своей второй специальностью, ее осваивал на курсах проектной и цифровой обработки в Институте Zabel, в Нью-Йоркском институте фотографии NYIP, на курсах портретной и коммерческой фотографии и натюрморта у художника Мухаммада Шабиба (Muhammad Shabeeb) и у известных фотохудожников. Редакция журнала предлагает вниманию читателей интервью с Амином Ахмедом Эйд. - Господин Эйд, что Вас больше всего привлекает в фотографии? - Возможность запечатлеть уходящее мгновение, которое через...
Read More

Наши авторы

Алиева Парвана (Азербайджан) - аспирант Института архитектуры и искусства Национальной Академии наук Азербайджана Алиева Сураё - искусствовед, кандидат искусствоведения Ахмедов Баходыр - киновед, кандидат искусствоведения Ахмедов Сабухи (Азербайджан) - историк, кандидат исторических наук Бабаев Сардор - искусствовед Богословская Ирина - искусствовед, кандидат искусствоведения Дехканов Султанбай - фотокорреспондент Еремян Римма - искусствовед Нам Наталья - музыковед Салпинкиди Янис - художник Шамухамедова Динара - журналист ...
Read More

Наши авторы

Алиева Парвана (Азербайджан) - аспирант Института архитектуры и искусства Национальной Академии наук Азербайджана Алиева Сураё - искусствовед, кандидат искусствоведения Ахмедов Баходыр - киновед, кандидат искусствоведения Ахмедов Сабухи (Азербайджан) - историк, кандидат исторических наук Бабаев Сардор - искусствовед Богословская Ирина - искусствовед, кандидат искусствоведения Дехканов Султанбай - фотокорреспондент Еремян Римма - искусствовед Нам Наталья - музыковед Салпинкиди Янис - художник Шамухамедова Динара - журналист ...
Read More

Программность в инструментальной музыке

Исследователь традиционной музыки народов Средней Азии В. Виноградов отмечал: "Программность - душа инструментальной музыки Средней Азии и Казахстана. Исполнитель всегда играет "о ком-нибудь", "о чем-нибудь", он всегда ответит на вопрос, по какому случаю возникла та или иная пьеса. Разумеется, программность выражается по-разному. Есть примитивные произведения, в которых натуралистически копируются звуки природы, крики животных, интонации человеческой речи, а есть пьесы, более сложные, созданные на разнообразнейшие жизненные сюжеты и темы. Порой же программный замысел находит выражение в лаконичном названии, имеющем символическое значение" (1, с. 110). Первые композиторские опыты, по мысли В. Виноградова, представляют собой сочинения, "ещё не полностью отпочковавшиеся от породившей их среды". В этот период композиторы часто использовали метод цитирования или компиляции фольклорного мелоса, который, возникнув в 20-х гг., прочно укоренился на местной почве и сыграл положительную роль в становлении профессиональной музыки. Благодаря его широкому привлечению местная аудитория приобщалась к новым для неё формам и жанрам музыки, к новому ее содержанию. С помощью традиционных, любимых народом средств монодии легче было передать аудитории...
Read More

Хроника художественной жизни (январь-март 2011)

18-30 января,ТДФ По итогам проводимого АХ Уз и ТДФ конкурса в рамках государственной программы "Год гармонично развитого поколения" состоялась выставка "Я Вами горжусь", на которой были представлены работы известных узбекских фотомастеров старше 35 лет, среди которых В. Ан, В. Вяткин, К. Минайченко, А. Туров и др. Впервые в фотовыставке Узбекистана приняли участие члены фотографического общества организации "Qatif Photography Group" Амин Ахмед Эйд, Насим Абдул Жаббар и др. Согласно теме конкурса и выставки, фотографии были представлены в основном портретами выдающихся деятелей современности - ученых, врачей, художников, актеров и т.д. 25 января-25 февраля, ДТМ На выставке "Рисунки светом", проводимой фондом "Форум" совместно с АХ Уз и ДТМ, демонстрировались работы художника В. Апухтина и его учениц Нигины Суннатовой и Ойгуль Хашимовой, выполненные в виде монохромной фотографии - одной из новых форм визуального искусства, отображающих мир, пропущенный сквозь призму объективов и личное видение каждого участника. 26 января На церемонии награждения "Топ-арт-2010", проведенной АХ Уз, были подведены итоги года, оглашены имена лучших деятелей сферы искусства,...
Read More