Агзамходжа Аскаров 2010 год стал для города Намангана особенным: в эксплуатацию были сданы два больших государственных объекта. В работе по оформлению сооружений — Центра молодежи «Ешлар Маркази» и Театра музыкальной драмы им. А. Навои — приняли участие многие замечательные художники Республики Узбекистан. Среди мастеров, создавших орнаментальные росписи потолков театра и прекрасные витражи Центра молодежи, — Аскаров Агзамходжа Исматович из Ташкента — один из немногих художников по стеклу. Он тонко чувствует материал, с которым работает, создавая удивительные по красоте и сложные по исполнению витражи, украшающие такие здания, как Дом приемов зарубежных гостей, комплекс Хастимом, Министерство здравоохранения республики, Институт ядерной физики и др.

Сегодня на страницах нашего журнала А. Аскаров рассказывает о работе над этими проектами. — Агзамходжа Исматович, в каком возрасте Вы начали рисовать? — Это было еще в школе. Сейчас смешно вспоминать о причине, по которой я записался в кружок орнаментальной росписи. В одном классе со мной учился мальчик, который ничем особенным не отличался, но был объектом всеобщего внимания. На одной из перемен я — ужасный задира и драчун, прижав к стенке этого мальчика, выяснил, что он рисует одноклассникам орнаменты. На следующий же день я отправился в Республиканский Дворец пионеров. Кружком орнаментальной росписи руководил народный художник Узбекистана Хаким Джалилов. Он учил меня на протяжении четырех лет.

Эскизный вариант фасада для дома моделей Заркайнар После 8 класса решил расписать потолок своей комнаты. Он казался мне слишком белым и оттого скучным, к тому же хотелось на деле применить приобретенное в кружке умение, чтобы зарабатывать и помогать семье. — …И, несмотря на это все время учились. У Вас, насколько мне известно, одно экономическое образование и два художественных. — Да. Окончив школу, я поступил в Ташкентский институт народного хозяйства на вечернее отделение планово-экономического факультета по специальности экономика труда. Летом мы случайно встретились с Хакимом Джалиловым. Учитель был немало удивлен моему выбору, посетовав, что пропадает такой талант. Некоторое время спустя он позвонил мне и сказал, что в художественное училище им. П. Бенькова можно поступить по свидетельству об окончании восьмилетки. Последовав его совету, я стал учиться вечером — в институте, днем — в училище.

— А как Вы попали в Училище им. В. Мухиной? — Это целая история. В 1975 г. я приехал на летнюю практику в Ленинград. Пока куратор и однокурсники разбирали вещи, я убежал искать Высшее художественно-промышленное училище им. В. Мухиной. Вошел в фойе — и попал в другую реальность. Даже Эрмитаж не произвел подобного впечатления. С тех пор мечтал только об этом вузе. По окончании Института народного хозяйства и художественного училища им. П. Бенькова сразу уехал в Ленинград. Три года учился на подготовительных курсах при училище, затем пять лет в Высшем художественном училище им. В. Мухиной. Параллельно окончил курсы рисования при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина, а также учился в студии рисования у В. Соколова и А. Зайцева работе по стеклу и керамике.

— Значит, стекло уже в ту пору не оставляло Вас равнодушным. Чем оно Вас привлекало, ведь не многие работают по стеклу? — Стекло — очень вредный неорганический минерал, разрушающий структуру земли и практически не разлагающийся. Меня привлекала возможность трансформации этой негативности в радость от созерцания красоты. Сейчас я уже могу сформулировать эту мысль, а вначале просто чувствовал интуитивно. Для того, чтобы быть художником по стеклу, важно не только его чувствовать, но и знать технологию производства. Во время учебы в Ленинграде мне была предоставлена возможность полугодичной стажировки в лаборатории Ленинградского технологического института, занимавшегося раскрытием различных технических возможностей стекла. Знания, полученные там, бесценны и очень пригодились в дальнейшем.

Я и сейчас слежу за всеми новшествами в области современных технологий, касающихся стекла, изучаю их и стараюсь применять в своей работе. Это необходимо для творчества. — Глядя на Ваши витражи, украшающие, к примеру, комплекс Хастимом, или на варианты эскизов для Государственного музея истории Темуридов, приходишь к выводу, что орнаменты и по рисунку, и по цвету несут в себе определенную смысловую нагрузку.

— Многим кажется, что орнаменты ничего особенного собой не представляют, сиди, рисуй, большого ума не надо. На самом деле — это язык, овладев которым можно выражать свои мироощущения, чувства, мысли как в поэзии, только вместо слов — ритмичные линии. В этом мире все ритмично: восход и закат, день и ночь, прилив и отлив, смена времен года. Орнамент — самый природный, космический, если хотите, элемент искусства. И философский одновременно. — Вашими последними творческими работами были большие государственные проекты. Расскажите о них подробнее.

 Эскизный вариант фасада для дома моделей Заркайнар — Мы работали в городе Намангане над двумя проектами. Это Театр музыкальной драмы им А. Навои, где нужно было оформить фойе и вестибюль. Триптих в стиле восточной миниатюры, отображавший единство поэзии, музыки и искусства, был выполнен заслуженным деятелем искусств Узбекистана Хуршидом Назировым и членом творческого объединения АХ Уз Мирхамидом Собировым, которому помогали его ученики. Автор замечательных резных дверей — кокандский мастер Герой Узбекистана Абдугани Абдуллаев. А орнаментальной росписью на потолке были заняты я и преподаватель дизайна Колледжа им. Ходжаева Дильшод Хаитметов, который работает в новом направлении в стиле миниатюрной орнаментальной росписи в интерьере, совмещающей традиции и современные тенденции в орнаменте. Д. Хаитметов — прекрасный преподаватель. Я знаю, что многие студенты поступают в этот колледж для того, чтобы именно у него учиться мастерству.

Комплекс Хазрати имом.Фасадный портал здания Муфтията.2007 Второй объект — Наманганский центр молодежи «Ёшлар маркази», над которым мы трудились с апреля по июнь 2010 г. Проект был разработан в рамках государственной программы благоустройства города и села по принятому Кабинетом Министров постановлению. Работа — синтез национальной резьбы по ганчу и витражу так же, как и в Театре музыкальной драмы, была выполнена в едином ключе. Мы совместно с членом творческого объединения АХ Уз Каюмжаном Махкамовым и его учениками оформляли подвесные потолки. По краям они выполнены в технике витража, включающего национальные элементы, а в центре — резьба по ганчу.

— Задумывались ли Вы о передаче детям тех духовных, интеллектуальных и профессиональных знаний, обладателем которых являетесь? У Вас есть ученики? — Передача знаний и мастерства происходила и происходит постоянно. В Ленинграде, например, я вел кружок при местном Доме пионеров, в котором русские мальчики и девочки рисовали узбекские орнаменты. В Ташкенте, в мастерской при Межшкольном учебно-производственном комбинате учил школьников азам работы со стеклом. Позже в мастерской проходили практику студенты Республиканского художественного колледжа.

Говорят, что учитель приходит тогда, когда ученик готов. Я — открыт, и охотно передаю свои знания тем, кто интересуется моей работой. — Я знаю, что Вы пишете стихи. Как уживаются в Вас Поэт и Художник?

— Я всегда интересовался восточной поэзией. Люблю А. Навои, особенно его «Лисон-ут-тайр», произведения многих персидских поэтов. Свои творения показал другу, отец которого был известным филологом, переводчиком и поэтом. Его одобрения мне было достаточно. — Так кто же Вы: поэт, философ или художник?

— Я думаю, что любой человек может быть философом и поэтом. Поэты и художники — ищущие люди, выражающие свой поиск, одни — посредством слов, другие — сочетая различные цвета и краски. Они относятся к жизни философски.

Торцевая часть здания цветочного магазина Mia Fiori по улице Ш.Руставели.2005 Художники, например, могут скрывать свой мир в определенных образах и аллегориях, орнаментах и символах, а могут и обнажить свою душу до предела. Они должны творить, не навязывая зрителям своих мыслей, ставя в произведениях многоточие, оставляя что-то недосказанным. Если зритель найдет в произведении художника свое прочтение и созвучные ему мысли — это и есть высшая похвала художнику, так как он смог сотворить не одну, а несколько реальностей. И это прекрасно. В 11 лет я в первый раз задумался над тем, кто я и зачем пришел в этот мир. С тех пор много раз пытался ответить на эти вопросы, в разные периоды жизни — по-разному. Сегодня я могу сказать, что мы все пришли в этот мир, чтобы прочувствовать каждый прожитый миг. Не надо жить прошлым, откладывать все на будущее. Нужно любить сейчас, прощать сейчас, творить сейчас, радоваться жизни сейчас.

Динара Шамухамедова