Гармония скрытых смыслов
Каждое из созданных на протяжении сорока лет произведений Жавлона Умарбекова, признанного мэтра национальной живописи, - явление индивидуальное и ценное. Рассматривая их в хронологической последовательности, можно проследить, как развивалось и менялось творческое видение мастера и происходило его самообновление.
Первое же участие студента художественного училища на республиканской выставке 1964 г. наряду с маститыми живописцами показало, что в искусстве Узбекистана появилась новая и неординарная творческая личность. Будучи студентом ВГИКа, Жавлон Умарбеков, увлеченный эстетикой русской иконописи и восточной миниатюры, в конце 1960-х гг. создает необычные по стилистике и цветовому решению картины "Хусайн Байкара и Алишер Навои в юности", "Песня", "Мой друг", "Сбор тутовника", которые во многом предвосхитили новые принципы живописного мышления той поры. Все эти произведения раннего периода сыграли важную роль в новом понимании задач живописи не только для самого художника, но и в целом стали знаковыми в истории национальной живописи. Камерная, задушевная интонация, философия, направленная на исследование внутреннего мира человека, становится альтернативой прагматическому стилю и коллективизированному сознанию живописи предшествующих лет.
Формирование Ж. Умарбекова как человека...