НЕВИДИМЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ЖЕМЧУЖИНЫ В ЗДАНИИ МАССОВОЙ БИБЛИОТЕКИ

Архитектурные памятники Ближнего и Среднего Востока поражают своей пропорциональностью и геометрической гармонией, а также философским подходом к проектированию здания. Начиная с IX в., в связи с распространением ислама в Средней Азии строятся медресе, библиотеки и учебные учреждения. Библиотеки создавались и в резиденциях правителей Бухары, Самарканда, Мерва, Ургенча и других больших городов. Особенно много их было в Бухаре. Известна знаменитая богатая библиотека династии Саманидов (1, с. 151). Библиотека X - XIV вв. представляла собой цельное помещение квадратной формы для удобства размещения книг и читательских мест. Если посмотреть на библиотеку с определенного расстояния, то можно было увидеть, что портальная часть ее выступает над общей частью здания, которое в верхней части портала было отделано керамическими глазурованными плитками, что создавало единое целое благодаря рисункам, изображающим растения, или арабским надписям, представляющим цитаты из Корана или хадиса. Арабские надписи, цитирующиеся из Корана на портале библиотеки, обычно содержали первые пять аятов из суры "Сгусток". Например, такие: "Читай, во имя Господа твоего, который сотворил. Он сотворил человека из сгустка...
Read More

ОБРАЗ АМИРА ТЕМУРА В СЦЕНИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЗАПАДА

ОБРАЗ АМИРА ТЕМУРА В СЦЕНИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЗАПАДА Личность Амира Темура всегда была в центре внимания европейских исследователей. Большой вклад в изучение его деятельности и в целом династии Темуридов внесли учёные, историки и писатели разных стран. В их числе такие известные, как Р.Клавихо, И. Шильтбергер, Л. Ланглэ, К. Марло, И. Гете, Эд. По, Вольтер, Г. Вамбери, X. Хукхэм, Л. Керен и др. Не случайно феномен Амира Темура запечатлён в европейских образцах художественной и музыкальной литературы. Сражение войск А. Темура и турецкого султана Баязета при Анкаре в 1402 г. не оставило равнодушными не только восточные государства, но и всю Европу. Это историческое событие, взволновавшее умы многих передовых деятелей культуры и искусства Европы, явилось центральным сюжетом многих литературно-художественных, сценических и музыкальных произведений будущего. Н. Роу Амир Темур и Баязет, начиная с XVI и вплоть до XX...
Read More

«От Борса-Келмас до Возрождения»

Высыхающий Арал является одной из трагедий в истории человечества. Сознательный же выбор этой темы для выставки "От Борса-Келмас до Возрождения" обусловлен ее значимостью и, к сожалению, непреходящей актуальностью. При жизни одного поколения, всего за четверть века, лишённый стока рек Амударья и Сырдарья, стремительно усыхает Арал. На стыке Каракумов и Кызылкумов рождается третья пустыня, получившая уже название - Аралкум. Проблеме Арала посвящено немало научных статей, учёные пытаются выяснить причины и последствия аральской катастрофы и, по возможности, предпринять все возможное для спасения региона. Эта глобальная проблема не оставляет равнодушными также многих живописцев, которые писали Арал. Представленная в экспозиции выставки обширная коллекция произведений таких известных каракалпакских художников, как Ф. Мадгазин, Р. Матевосян, А. Еримбетова, Б. Серекеев, Ж. Изентаев, К. Торемуратов, Б. И. Жаксыбаева, С. Бойбосинов, М. Антонов, и др., - свидетельство тому. Отдали дань этой проблеме и фотографы. На выставке в ЦСИ АХ Уз Ташкентским домом фотографии 26 мая - 6 июня были представлены фотоматериалы первой половины XX в. и современные художественные фотографии В. Вяткина, В....
Read More

ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ АРХИТЕКТОРОВ НА ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЗОДЧЕСТВА УЗБЕКИСТАНА

С каждым годом все больше внимания в нашей республике уделяется благоустройству городов. Отрадно, что в их архитектурном обновлении участвуют молодые зодчие. Чтобы лучше узнать молодых архитекторов и понять их взгляд на проблемы современного зодчества, доктор архитектуры, профессор Додо Авазович Нозилов вел разговор с молодыми авторами проектов ряда зданий, построенных в Ташкенте. Беседу Д. Нозилова с Шухратом Хидоятовым, Исламом Машариповым, Айбеком Файзуллаевым мы предлагаем вниманию наших читателей. Д. Нозилов. Давайте начнем нашу беседу с градостроительства. Ведь известно, что строительство города начинается с генплана. За короткое время в Узбекистане, особенно в градостроительстве Ташкента, произошли значительные изменения. Расширены улицы, на оживленных перекрестках сделаны узловые развязки по двум-трем направлениям, в композиции архитектурных комплексов появились большие парковые зоны, площади с фонтанами. Эти зоны и площади соответствуют климатическим условиям города и отвечают нормам градостроительства. Что вы можете добавить к этому? Ш. Хидоятов. С точки зрения градостроительства, создание открытых пространств не является чем-то случайным. Площади и газоны считаются частью здания. Композиция многих высотных сооружений вместе с прилегающим пространством обладает...
Read More

Человек нового Востока. Портрет в живописи Узбекистана 20-х — 30-х гг. ХХ в.

Выделение портретного жанра в живописи Узбекистана 20-х - 30-х гг., связанное с проблемой формирования жанровой системы, указывает на его значительную роль в данный период развития. Будучи прочно связан с комплексом специфических черт идеологии и культуры первых послереволюционных лет, он отразил сложности и характер адаптации к европейскому опыту, смешение разнообразных тенденций - от реализма, импрессионизма до различных течений авангарда. В целом портрет оказался не только одним из ценных документов той непростой эпохи, запечатлев удивительный мир и лица нового Востока, но и стал тем фундаментом, на котором в дальнейшем стали формироваться многие образные и стилистические принципы живописи Узбекистана. Неудивительно, что оценка этого периода не всегда соответствовала его реальной творческой практике, в чем отразились идеологические и другие причины. Так, ранее в исследованиях по портретной живописи этот период почти не затрагивался. Одним из первых изучение этой проблемы начал А. Умаров (1). Постепенно, с утверждением более свободных взглядов на развитие искусства, в монографических публикациях того или иного мастера увидели свет материалы о портретах той поры. Это...
Read More

Хроника художественной жизни

6 - 12 апреля В ГИИ Уз. проходила выставка-ярмарка узбекских художественно-керамических изделий Риштана и российского фарфора объединения "Гжель". Развитие и канонизация творческих традиций - одна из основных примечательностей выставки. Здесь можно было наблюдать конкурентоспособность обоих объединений. 25 апреля - 2 мая В ЦВЗ состоялась выставка в честь совещания министров культуры, стран членов ШОС. На открытии выставки присутствовали министры культуры стран ШОС, председатель АХ Уз Т. Кузиев. В числе стран-участниц, представивших произведения своих художников, Кыргызстан - более 40 произведений живописи, Таджикистан, продемонстрировавший творения своих живописцев, Россия, ознаменовавшая свое участие работами лоскутного шитья, Казахстан - экспонировавший изделия декоративно-прикладного искусства из дерева, кожи, металла и т. д., Китай, демонстрировавший народное живописное искусство из провинции Фуцзянь. Узбекистан представил живописные и графические произведения. Кроме того, экспонировались ювелирные украшения стран-участниц. Видео-арт познакомил зрителей с последними достижениями в области искусства в этих странах (подробнее см. статью в этом номере журнала). 29 апреля - 29 мая В холле театра "Ильхом" состоялась персональная выставка известной художницы Шахноз Абдуллаевой, где было представлено 44 живописные...
Read More

Новые имена

Тимур Рахметов Тимур Рахметов родился в 1980 г. в Ташкенте. В1999 г. окончил Республиканский лицей изобразительных искусств, в 2006 г. - Национальный институт художеств и дизайна им. К. Бехзада отделение монументальной живописи. Мастерская Б. Джалалова. Участие в выставках:   1999 г. - выставка, посвященная юбилею К. Бехзада 2002 г., 2004 г. - "Природа и человек"   Тимур говорит, что: "Основные критерии творчества - это найти свой путь, свой мир в нашей действительности. Использовать интуитивный подход в творчестве, хотя другого нам не дано, если мы действительно хотим творить. В своих работах я пытаюсь отразить ту тонкую вибрацию красоты, которая нас окружает, избегать "манерности" в работе, и еще я против того тезиса, что у художника должна быть своя собственная манера, свой стиль. Я думаю, что так сковывать себя нецелесообразно, это мешает художнику и ограничивает его в выборе способов самореализации. Моя дипломная работа - "А. Македонский и Спитамен", 2004 г. Эта роспись задумывалась как сугубо историческая, но в процессе работы над ней под руководством Баходира Джалалова она приобрела больше философичности, появились...
Read More

Наши авторы

Акилова Камола доктор искусствоведения, главный ученный секретарь АХ Уз Кузиева Назира Художник-керамист, член творческого объединения АХ Уз Нодир Бинафша искусствовед Хакимов Акбар доктор искусствоведения, профессор, академик АХ Уз Пайзиева Лола искусствовед, аспирантка НИИ искусствознания АХ Уз Ходжакулиева Гунеш студентка 4-го курса института искусств им. М. Уйгура Салиева Хуршида искусствовед, аспирантка НИИ искусствознания Таджибаева Олтыной кандидат искусствоведения Турсунова Рафшаной искусствовед, аспирантка НИИ искусствознания Тухтабаева Регина искусствовед Умаров Азиз архитектор, аспирант Ташкентского архитектурно- строительного института Усманова Юлия музыковед, аспирантка НИИ искусствознания Ульмасов Акмаль научный сотрудник НИИ искусствознания...
Read More

Становление жанра камерной оперы в Узбекистане

Сцены из оперы Ф. Янов-Яновского "Оркестр". Интерес к камерной опере в республике проявился во второй половине ХХ в. Первая камерная опера "Дуэль" Н. Закирова была написана в 1972 г., а последующие возникли намного позже. Дань времени и мировое музыкальное мышление позволили появиться последующим операм такого рода лишь в 90-х гг. Это "Сердце матери" Х. Рахимова (1987), "Оркестр" Ф. Янов-Яновского (1991), "Come and go" Д. Янов-Яновского (абстрактно-психологические этюды для трех героев и 7 инструментов) (1995), "Аккомпаниатор" Ф. Янов-Яновского (1997), "Лебединая песня" Н. Черёмухиной (1999), "Пир во время чумы" К. Усмановой (1999), "А, Джо?" Д. Янов-Яновского (2001), "Спасение?" Ф. Янов-Яновского (2005). Возникновение камерной оперы в Узбекистане не было случайным. Сам ход развития современного оперного искусства как зарубежного, так и узбекского способствовал её становлению. Причина тому - камернизация почти во всех отраслях искусства Узбекистана. Все произведения, написанные в русле жанра, различны по литературным первоисточникам, но объединяются единым направлением - лирико-психологической драмой. Интерес к жанру камерной оперы объясняется несколькими причинами: мобильностью жанра и возможностью его реализации на...
Read More

НА РОДИНЕ ТЕМУЧЖИНА

С 20 июня по 3 июля 2005 г. в Монголии проходил VII смотр ежегодного благотворительного фестиваля искусств. В числе приглашенных из Узбекистана была член творческого объединения художников АХ Уз Назира Кузиева, которая делится своими впечатлениями о поездке с читателями нашего журнала. Родоначальники монголов Нукуз и Киян скрывались со своими женами от врагов в недоступном урочище Эргунекун. Вера в духов предков и поклонение войлочным идолам - онгонам помогла этому племени выжить в сложных климатических условиях. Разросшееся племя постепенно вышло из теснины, расплавив горный кряж, содержащий руду. Так повествует иранский историограф при дворе Хулагунов Рашид ад-Дин, живший в XIV в. Есть и другие источники, говорящие о происхождении монголов. В "Сокровенном сказании" говорится и об их тотемических предках - Борте Чинно (сивый волк) и Хо Марал (каурая лань). Древние монголы поклонялись небу - тенгри, в монгольских источниках именуемому "синим" или "вечным", и земле. Кстати, не потому ли в их национальных костюмах часто используется синий цвет, а в центре государственного флага Монголии - широкая синяя полоса? Небо...
Read More

Весенняя радуга стран ШОС в Ташкенте

28 апреля 2006 г. в Ташкенте в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана состоялось открытие выставки произведений живописи и декоративно-прикладного искусства "Весенняя радуга". Она была приурочена к очередной встрече министров культуры стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества - Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан. Ее организаторами выступили Академия художеств Узбекистана, Министерство по делам культуры и спорта Республики Узбекистан, Фонд "Форум культуры и искусства Узбекистана". На сегодняшний день Шанхайская организация сотрудничества имеет свою историю, стратегию, свои приоритеты. Ею проведен и ряд важных мероприятий, ставших определенными вехами во взаимоотношениях наших стран. Отдельно хотелось бы остановиться на мероприятиях в сфере художественной культуры. Причем сегодня можно констатировать как многостороннее, так и двустороннее культурное сотрудничество между нашими странами, что имеет большое позитивное значение для развития современного искусства. Несмотря на специфику историко-политического и социально-экономического развития наших стран, сегодня нас многое объединяет, в том числе и в сфере художественной культуры. Общими для стран ШОС являются задачи сохранения национальной самобытности в эпоху глобализации, передачи...
Read More

Новые грани в нетрадиционном декоративно-прикладном искусстве Узбекистана

Одним из ярких событий в художественной жизни Узбекистана этого года стала выставка современного декоративно-прикладного искусства "POP olam", проходившая в ЦСИ АХ Уз. В рамках ежегодно проводимого традиционного Фестиваля искусств в этом престижном выставочном зале в дни праздника "Навруз" экспонировались работы двух молодых талантливых художников - керамиста Ануш Авакян и ювелира Улугбека Халмурадова. Выставка поражала своей концептуальностью, доминантой креативного начала, и, конечно, высоким уровнем профессионализма. Но главное - был дан повод для размышления о современном искусстве Узбекистана, его новых гранях, проблемах и перспективах развития. Современная мировая художественная практика накопила достаточно емкий позитивный опыт в развитии этого пласта культуры. И на сегодняшний день он имеет свою историю, теорию, эстетику, современные течения и даже "иконографию", охватывающую творчество крупнейших персоналий. Это искусство, порожденное ХХ в., несущее в себе его быстротечные импульсы, векторы развития, потребности, представления. Особый его взлет пришелся на вторую половину ХХ столетия. В Соединенных Штатах Америки, представляющих один из всемирно известных центров этого искусства, оно получило название "сontemporary crafts movement" (движение современных ремесел)...
Read More

Театральный художник Мария Сошина

Мария Сошина родилась в 1978 г. в г. Ташкенте. Окончила художественное училище им. П.П.Бенькова по специальности сценография. Еще будучи студенткой училища, Маша проходила практику в театре А. Хидоятова, выполняя самую мелкую и в то же время сложную работу, кропотливо создавая бутафорские вещи и расписывая декорации. Наставниками ее практической работы были последователи талантливого художника-декоратора Г. Брима, который подчеркивал, что талант художника - это умение чувствовать фактуру любого материала и предугадать, как он будет выглядеть на сцене, а также превратить простые вещи в произведение искусства. Окончив училище, Мария продолжила образование в Национальном институте живописи и дизайна им. К. Бехзада. Ей удавалось совмещать учебу в институте и серьезные проекты-постановки. За шесть лет ею оформлено более 10 спектаклей, не оставивших никого равнодушным. Для лучших работ художника характерна смелая композиция, яркая красочность, чувство ритма. Декорации Марии мобильны, лаконичны, многофункциональны, условны и символичны. Она не любит загромождать сцену, и большая часть ее - это пустое пространство. Костюмы, оригинальные в ритмических повторениях восточных цветовых узоров, искусно характеризуют...
Read More

АРХИТЕКТУРА БУДДИЙСКОГО ХРАМОВОГО КОМПЛЕКСА ФАЯЗТЕПА

Памятники буддизма в Средней Азии известны с начала XX в. Российский востоковед В. В. Бартольд, внесший большой вклад в изучение истории Средней Азии, на основе свидетельств мусульманских и древнекитайских источников отмечал, что буддизм сыграл важную роль в формировании культуры народов Средней Азии. Комплекс Фаязтепа служил форпостом распространения буддизма индийскими миссионерами на просторах Кушанской империи и был центром монашества. Буддийский монастырь Фаязтепа расположен в северо-западной части шахристана старого Термеза, в одном километре к северо-востоку от буддийского центра Каратепа. В 1968 - 1976 гг. археолог Л. И. Альбаум проводил раскопки на этом комплексе (1, с. 53). Изучение этого сооружения выявило ряд важных архитектурных, планировочных и конструктивных особенностей. Планировка основного здания представляет собой прямоугольник (117х34 м), вытянутый с севера на юг. Хотя найденные при раскопках комплекса настенные изображения и скульптурные памятники уже описаны в научной литературе, его архитектурно-конструктивные особенности изучены лишь частично. Первые сведения, относящиеся к архитектуре этого величественного сооружения, были приведены архитектором А. А. Асановым (2). Представляют интерес материалы, полученные в ходе последней...
Read More

ТРАДИЦИОННАЯ ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА БАЙСУНСКОГО РАЙОНА

Байсун - один из наиболее крупных районов Сурхандарьи, отличающийся смешением разных культур. Его население состоит из многочисленных этнических групп. Так, центр района и пригородные кишлаки (Кучкак, Пасурхи, Чинар, Бибиширин и т. д.) заселены в основном таджиками (таджики-чагатаи), а равнины и предгорья заняты преимущественно полукочевыми узбеками (кунграты, юзы) и узбеками тогчи, которые относят себя к племени катаган. Основными занятиями таджиков было земледелие, различные ремесла и домашние промыслы. Узбекские племена, ведущие полукочевой образ жизни, постепенно освоили земледелие, но отгонно-пастбищное скотоводство продолжало играть в их хозяйстве ведущую роль. Между вышеуказанными группами, каждой из которых присущ определенный тип хозяйствования, существовали тесные экономические связи, которые способствовали взаимовлиянию и взаимообогащению культур и в то же время позволяли каждой группе сохранять собственные особенности быта и культуры, в том числе и одежды. Несмотря на то, что в XIX - начале XX в. Байсунское бекство входило в состав Бухарского ханства, в народном костюме сохранились самобытные этнические черты региона. Традиционная женская одежда байсунцев делится на 2 основных типа: одежда таджикского оседлого населения; одежда узбеков даштикипчакского...
Read More

Творчество узбекских ганчкоров за рубежом

В создании гармоничного единства архитектурного образа, представляющего результат подлинного синтеза, велико значение декоративно-прикладного искусства. Резьба по ганчу является традиционным видом прикладного искусства, обладающим свойством перевоплощения в современный стиль. Большой популярностью резьба по ганчу пользуется не только в Узбекистане, но и за рубежом. Наши мастера часто получают заказы из стран ближнего (Казахстан, Таджикистан, Украина, Россия) и дальнего (Германия, Франция, Малайзия и др.) зарубежья. Особенно много творческих предложений поступает из-за рубежа в последние годы. Поступающие заказы в основном выполняют мастера-ганчкоры из объединения "Усто", работающие под руководством известного мастера М.Мансурова. Это Ш. Зайнутдинов, К. Ташмухамедов, Б. Хашимов, Р. Муслимов, Б. Султанов, Х. Мурадов, С. Тухтаходжаев, О. Ёкубов, А. Бегматов, Б. Аширов, Б. Абдуллаев, Р. Нурматов, У. Мурадов, А. Абдурасулов, Г. Рахимов, Г. Мурадов, Д. Абдуллаев, С. Каюмов, Г. Эрназаров, О. Шукуров, А. Гозиев, А. Ахроров, У. Пулатов, Ш. Абдуллаев, Д. Махкамов, А. Азизов, А. Тулаганов, А. Рахимбабаев. Все они успешно трудятся на строительных объектах современного Узбекистана, украшая резьбой по ганчу новые здания. В их...
Read More

Редакционная коллегия

Творчество узбекских ганчкоров за рубежом В создании гармоничного единства архитектурного образа, представляющего результат подлинного синтеза, велико значение декоративно-прикладного искусства. Резьба по ганчу является традиционным видом прикладного искусства, обладающим свойством перевоплощения в современный стиль. Большой популярностью резьба по ганчу пользуется не только в Узбекистане, но и за рубежом. Наши мастера часто получают заказы из стран ближнего (Казахстан, Таджикистан, Украина, Россия) и дальнего (Германия, Франция, Малайзия и др.) зарубежья. Особенно много творческих предложений поступает из-за рубежа в последние годы. Поступающие заказы в основном выполняют мастера-ганчкоры из объединения "Усто", работающие под руководством известного мастера М.Мансурова. Это Ш. Зайнутдинов, К. Ташмухамедов, Б. Хашимов, Р. Муслимов, Б. Султанов, Х. Мурадов, С. Тухтаходжаев, О. Ёкубов, А. Бегматов, Б. Аширов, Б. Абдуллаев, Р. Нурматов, У. Мурадов, А. Абдурасулов, Г. Рахимов, Г. Мурадов, Д. Абдуллаев, С. Каюмов, Г. Эрназаров, О. Шукуров, А. Гозиев, А. Ахроров, У. Пулатов, Ш. Абдуллаев, Д. Махкамов, А. Азизов, А. Тулаганов, А. Рахимбабаев. Все они успешно трудятся на строительных объектах современного Узбекистана, украшая резьбой...
Read More

Гармония скрытых смыслов

Каждое из созданных на протяжении сорока лет произведений Жавлона Умарбекова, признанного мэтра национальной живописи, - явление индивидуальное и ценное. Рассматривая их в хронологической последовательности, можно проследить, как развивалось и менялось творческое видение мастера и происходило его самообновление. Первое же участие студента художественного училища на республиканской выставке 1964 г. наряду с маститыми живописцами показало, что в искусстве Узбекистана появилась новая и неординарная творческая личность. Будучи студентом ВГИКа, Жавлон Умарбеков, увлеченный эстетикой русской иконописи и восточной миниатюры, в конце 1960-х гг. создает необычные по стилистике и цветовому решению картины "Хусайн Байкара и Алишер Навои в юности", "Песня", "Мой друг", "Сбор тутовника", которые во многом предвосхитили новые принципы живописного мышления той поры. Все эти произведения раннего периода сыграли важную роль в новом понимании задач живописи не только для самого художника, но и в целом стали знаковыми в истории национальной живописи. Камерная, задушевная интонация, философия, направленная на исследование внутреннего мира человека, становится альтернативой прагматическому стилю и коллективизированному сознанию живописи предшествующих лет. Формирование Ж. Умарбекова как человека...
Read More

«Алпамыш» — символ молодости

«Алпамыш» - символ молодости Героический эпос "Алпамыш", состоящий из 14 тысяч строк, являясь уникальным памятником устного народного творчества, вот уже более тысячи лет сохраняет свою привлекательность и завораживающую силу, служа источником вдохновения для новых и новых поколений творцов. Впервые он привлек внимание деятелей узбекского театрального искусства в 1942 г. Подготовка к празднованию 500-летия со дня рождения Алишера Навои и 1000-летия героического эпоса "Алпамыш" была отложена из-за начала второй мировой войны. Театровед Владимир Волькенштейн, эвакуированный в Ташкент, в соавторстве с Тимуром Фаттахом создали идею и фабулу первой драмы "Алпамыш". В этом произведении, состоящем из четырех действий и восьми картин, красной нитью проходит тема патриотизма. Алпамыш - это народный герой, защитник отечества, который воплотил в себе переживания и характерный драматизм простого человека. В. Жирмунский писал, что "Алпамыш" невозможно модернизировать, его...
Read More