Сцены сражении Александра Македонского в древнем искусстве Средней Азии

Археологические раскопки в Узбекистане и Таджикистане обогатили сокровищницу мирового культурного наследия новыми памятниками искусства древней Бактрии и Согдианы. Согдийское монументальное искусство достигло своего апогея в VII-VIII вв. н.э. Это засвидетельствовано впечатляющим комплексом настенных росписей, найденных во дворцах, в резиденциях и храмах на таких городищах, как Самарканд (Афрасиаб) и Варахша в Узбекистане, Пянджикент и Шахристан в Таджикистане. Использование повествовательных сюжетов является отличительным признаком этого искусства, охватывающего широкий круг тем из области мифологии, эпической литературы, сказок, а также исторических событий. Истоки согдийских повествовательных сюжетов, думается, следует искать в первой половине I тысячелетия н.э., а может быть, даже раньше. Однако данные по археологии и истории искусства этого периода очень ограничены, и, следовательно, ранние стадии согдийского искусства по большей части остаются окутанными туманом истории. В начале 80-х гг. XX в. Узбекистанская искусствоведческая экспедиция, возглавляемая Г. Пугаченковой, вела раскопки Орлатского могильника примерно в 50 км к северо-западу от Самарканда. Из кургана N 2 этого могильника археологи извлекли большой комплекс погребального инвентаря, включающий предметы вооружения и произведения искусства....
Read More

Орнамент — воплощение мира и неба

Эпоха Бехзада вошла в историю искусств не только как время блестящего расцвета миниатюрной живописи. Наряду с миниатюрой, высочайшего уровня развития достигает орнамент. И сам Бехзад, и многие другие художники-миниатюристы виртуозно владели искусством составления узоров. Вместе с тем были мастера, специализировавшиеся исключительно на орнаменте, который широко использовался при оформлении рукописных книг - обложек, титульных листов, маргинальных пространств миниатюр. Лучшие орнаменталисты создавали также эскизы для оформления монументальных зданий, ковров, тканей, художественного металла и т. д. В результате был выработан единый стиль, объединивший различные виды искусства мусульманского Востока. Орнамент стал важнейшим концептуальным и визуальным акцентом художественной культуры региона. Его тотальное распространение в рамках исламской культуры было связано со стремлением искусства говорить на адекватном его ценностям языке, с позиций неизобразимости божества, присущей этой религии: раз Аллах не имеет конкретных человеческих черт, значит, и созданный им мир должен воплощаться с помощью абстрагированных от реалий форм. Не запрет на изображение реального мира, а потребность в идеальных формах лежит в основе орнаментальной природы исламской художественной культуры. Сложение орнаментальных систем,...
Read More

Братья-живописцы из Зарабага

Нарзулла Хабуллаев Дети одних родителей, они идут разными путями в жизни и искусстве, и даже фамилии у них разные: у одного - фамилия отца, у другого - по имени деда. Правда, оба получили одинаковое воспитание и образование в деревне Зарабаг Шерабадского района Сурхандарьинской области. Нуралла Худоймуродов Родители Нуруллы Худоймуродова и Нарзуллы Хабуллаева очень скромные люди; именно эта черта характера перешла от родителей к ним, в остальном же их взгляды на мир, творческая позиция, образ жизни, личные качества различны, и в этом различии - несхожесть судеб. Младший из братьев - Нурулла Худоймуродов первоначальное образование получил в республиканском художественном училище им. П. Бенькова (ныне -Республиканский художественный колледж) под руководством покойного художника Мадхиддина Умарова. Затем учился в Институте живописи и скульптуры им. И.Репина в Санкт-Петербурге, постигая секреты художественного мастерства у таких известных педагогов, как Н.Сузданова, Б. Лавренко, Б. Угаров. Заканчивая образование, он по приглашению парижанки Романы Масной в феврале 1994 г. принимал участие в "Выставке городов мира", которая открылась в Париже. Молодой художник Нурулла Худоймуродов представил на...
Read More

Философия цвета

Цвет - это особый предмет философского размышления. Как знак познания он с давних времен был широко представлен в народном творчестве. Например, народные легенды за четырьмя сторонами света закрепили следующие цветовые свойства: для севера - белый, для юга - коричневый, для востока - желтый, для запада - голубой. За временами года также закреплена своя цветовая гамма: весна - бело-розово-зеленая, лето - тёмно-зелёное, осень - желто-оранжево-золотая, зима - белая. Историко-археологические источники свидетельствуют о том, что различные народы по-своему определяли цвета месяцев года, дней недели и времени в целом. Чем меньше обобщения в понятиях явлений, тем больше оттенков цветов они представляют. Но при определении абстрактных состояний сознания все народы мира вновь возвращаются к общему видению цветовых свойств. Например, белый - мир и спокойствие, синий - призыв к общению, красный - символ любви. Самостоятельный подбор цвета одежды для верующих в различных религиях различен: у буддистов - оранжевый, у христиан - черный, у мусульман - белый. Психологи считают, что цвета по-разному воздействуют на сознание человека: желтый...
Read More

Хроника художественной жизни (июль 2005 — январь 2006)

Июль Свыше 500 произведений станковой и книжной графики, рисунков художников Узбекистана были представлены на выставке "Черно-белое", прошедшей в ЦСИ. Работы В. Кайдалова, К. Башарова, М. Кагарова, К. Чепракова, А. Хатамова, Д. Умарбекова и многих других замечательных художников подтвердили возможности черно-белой гаммы. 2О июля - 5 августа Персональная выставка Акрама Бахрамова, включающая живописные произведения, графические работы и плакат, прошла в ЦВЗ. 27 июля - 1 5 августа Произведения художников Каракалпакстана - народного художника Узбекистана, академика АХ Уз Ж.Изентаева, Б.Серекеева, У.Сапарова и С.Бойбосинова демонстрировались в залах ЦВЗ. 5 - 17 августа Секция декоративно-прикладного искусства Творческого объединения АХ Уз представила на выставке "Сезон" произведения художников, которые работают в различных жанрах - графика, дизайн, керамика, художественная вышивка и др. Среди участников - Н. Кузиева, Б. Усаров, Р. Газалиева, А. Бабаев и др. 12 - 22 августа В ЦВЗ прошла персональная выставка художницы Диларом Мамедовой "Старый город". Несмотря на молодость, ее работы хорошо известны не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами. 19 августа - 3 сентября На выставке "Мелодии Гилана", проходившей в...
Read More

Проблемы реставрации историко-культурного наследия в современном социокультурном контексте развития Центральной Азии

25-26 ноября 2005 г. в Ташкенте впервые состоялась международная научно-теоретическая конференция "Проблемы реставрации историко-культурного наследия в Центральноазиатском регионе. Основная стратегия развития". Ее организаторами выступили Представительство ЮНЕСКО в Узбекистане, Фонд "Форум - Культура и Искусство Узбекистана", Министерство по делам культуры и спорта республики Узбекистан, Академия художеств Узбекистана, Международная неправительственная организация "Реставраторы без границ". Караван-сарай культуры Икуо Хироямы в дни конференции объединил специалистов-реставраторов, историков, археологов, архитекторов, искусствоведов, культурологов более чем из 20 стран мира. Форум имел не только научно-теоретическое, но и большое практическое значение: его результатом стало создание Регионального центра реставрации в Ташкенте. Различные проблемы историко-культурного наследия, вернее, отношение социума к нему, к его различным периодам и памятникам, всегда было связано с характером состояния общественного сознания в конкретный исторический период. Прослеживая развитие такой специфической сферы, как реставрация движимых и недвижимых объектов историко-культурного наследия в Центральной Азии со второй половины XX в. до современного этапа, нельзя не заметить, как из узкопрофессиональной, "цеховой структуры" она превратилась в сферу, фокусирующую в себе стык проблем не только...
Read More

Космогония тюбетейки, или "антиминдаль"

Относительное время скоротечно, рожденный исчезнет быстро в нем М. Фозили Вопросы семантики форм и орнамента являются одной из интересных областей искусствознания. В традиционном искусстве Востока любое изображение обычно наделялось определенным значением, несущим в себе сложный комплекс мировоззренческих представлений людей о мире, явлениях природы, выраженных языком символов. Орнамент сохраняет давно забытые или утерянные со временем значения предметов. И хотя каждый знак и сочетание их имеют лаконичную форму, они могут быть расшифрованы, объяснимы и позволяют получить определенную информацию. Предлагаемая вниманию читателей статья выходит за рамки сложившихся представлений о символике форм в традиционном искусстве. Версия, предлагаемая автором, выглядит неожиданной и является тем более интригующей. Редакция сочла возможным предложить ее читателям, надеясь на продолжение разговора о символике и мотивах орнамента, отражающих практический опыт человека. М. Фозили. Антиминдаль. 1999 Темный купол бесконечного пространства, усеянный звездами, создает упорядоченную структуру Вселенной, своеобразный орнамент Космоса. Сакральная наполненность орнамента - неотъемлемая часть культуры Востока. На вышивках сюзане и резных колоннах, витиеватых узорах на ганче мы видим растительный орнамент, отображающий живую планету, и геометрический орнамент...
Read More

Взгляд молодежи на искусство Узбекистана

Активное изучение молодыми специалистами искусства Узбекистана актуально не только для искусствоведческой науки, но и для нравственного развития молодежи и общества в целом. Вузами республики, специализирующимися на подготовке кадров искусствоведов, совместно с академическими научными подразделениями, в том числе Научно-исследовательским институтом искусствознания, в стране ведется большая работа по подготовке профессиональных кадров искусствоведов. В настоящее время различные направления искусствоведческой науки изучают молодые педагоги, аспиранты и магистранты Национального института художеств и дизайна им. К.Бехзада, Института искусств им. М.Уйгура, Государственной консерватории Узбекистана, Института культуры им. А.Кадыри и многих других вузов страны. Именно эти специалисты - участники конференции "Искусство Узбекистана: традиции и процессы трансформации", которая продемонстрировала сегодняшний потенциал академической и высшей образовательной системы искусствоведческих наук. Открытие конференции состоялось 12 декабря 2005 г. в здании Центрального совета общественного молодежного движения "Камолот". 13 декабря работа конференции по секциям была продолжена в Научно-исследовательском институте искусствознания АХ РУз. Ее участники отмечали, что изучение проблем искусствоведческой науки, являясь одной из актуальных задач молодых ученых, протекает очень активно, а анализ и оценка исторических...
Read More

Декларация

Декларация конференции "Проблемы реставрации культурно-исторического наследия в Центральноазиатском регионе. Основная стратегия развития". В ходе нашей работы выявилась следующая ситуация в области реставрации культурного наследия в регионе Центральной Азии: 1. Проблемы реставрации движимых объектов в странах Центральной Азии являются важными актуальными проблемами, от решения которых зависят проблемы сохранения культурного наследия, поисков национальной самобытности, развитие уникальных многовековых традиций художественной культуры данного региона; 2. Проблемы реставрации произведений искусства на современном этапе необходимо решать на основе культурной интеграции стран Центральной Азии; 3. Современный мировой опыт в области реставрации движимых объектов культурно-исторического наследия представляет собой высокоразвитую и постоянно обновляющуюся сферу научных изысканий, современных методов и технологий. Исходя из вышеизложенного, участники международной конференции принимают данную Декларацию, важными положениями которой являются: - создание Центральноазиатского центра реставрации историко-культурного наследия в Ташкенте на базе Дирекции художественных выставок Академии художеств Узбекистана; - создаваемый региональный центр реставрации призван выявить ситуацию в музейных коллекциях Центральной Азии, с целью определения данных о произведениях искусства, нуждающихся в реставрации и консервации; - региональный центр реставрации разрабатывает стратегию своей деятельности, согласовывая основные направления работы...
Read More

Дильшод Эшматов

Эшматов Дильшод родился в 1977 г. в Ферганской области Узбекистана. Окончил отделение живописи Ташкентского художественного училища им. П. Бенькова. Первая выставка состоялась в 1999 г. в училище, где он представил 20 работ. 1-е место, которое Дильшод занял на выставке, обеспечило ему поступление в 2000 г. без экзаменов на отделение станковой живописи Национального института художеств и дизайна им. К. Бехзада. Сначала он занимался в мастерской Н. Кузыбаева, а затем - С. Рахметова Участие в выставках: 2004 г., октябрь - "Ешлигим - олтин даврим", проводимая молодежной организацией "Камолот". 2005 г., февраль - Государственный выставочный зал на Каширке, г. Москва. ...
Read More

Одежда и украшения дунган

Статьей Ларисы Левтеевой "Одежда и украшения дунган" редакция журнала открывает рубрику "Из коллекции музеев". Государственный музей истории Узбекистана АН РУз, основанный на базе Ташкентского публичного музея в 1876 г., является крупнейшим в республике хранилищем историко-культурных ценностей. В настоящее время музейный фонд насчитывает свыше 250 тыс. предметов. До конца 1930-х гг. фонды музея формировались из коллекции предметов, собранных во время экспедиций, проводившихся не только в Узбекистане, но и в Казахстане, Таджикистане, Киргизии, Туркменистане, а также в странах зарубежного Востока (Иран, Афганистан и др.). Только этнографический фонд музея состоит почти из 90 коллекций, в которых находится свыше 16 тыс. предметов, освещающих различные стороны жизни народов Центральной Азии, в том числе национальных меньшинств, проживающих в регионе, - бухарских евреев, дунган и др. В составе коллекций - образцы одежды, обуви, вышивки, ковров, домашней утвари, медной и железной посуды, сельскохозяйственных орудий, ювелирных изделий, инструментов для кустарных промыслов и т.д. В Государственном музее истории Узбекистана АН РУз хранится коллекция более чем из трехсот оригинальных предметов дунганской культуры и быта конца...
Read More

Из истории головных украшений Узбекистана

Во все времена люди стремились быть привлекательными, одевать красивую одежду, о чем свидетельствуют многочисленные археологические, исторические и этнографические материалы. Особое внимание уделялось головным уборам. Это, очевидно, связано с тем, что "головной убор соотносился с сакральным верхом и соответственно украшался солярными символами" (1). У многих народов голова воспринималась как священная часть тела, где якобы обитала душа. Головной убор был обязателен во всех обрядах (рождение, смерть, свадьба и т. д.). Он, как и волосы, отражал возрастное, социально-экономическое положение человека в обществе, ввиду чего всегда украшался разнообразными ювелирными изделиями. В Средней Азии до сих пор считается неприличным выйти из дома без головного убора. В древний и античный периоды одним из распространенных головных уборов была диадема. Она представляла собой узкую, богато украшенную повязку. Носили ее кушанские и согдийские правители, жрецы, знатные женщины. На территории Бактрии простые диадемы встречаются уже во II тыс. до н. э., в эпоху бронзы, но большее распространение они получили в античный период. Со временем они усложняются. Так, своеобразный тип головного убора...
Read More

Гайрат Ибрагимов

Мечеть. 2005 Гайрат родился в 1980 г. в семье художников. Его отец - Неким Ибрагимов - народный художник Узбекистана, мать - Марьям Ибрагимова - художник-график, брат - Мурат Ибрагимов - тоже художник-график. В такой семье выбрать профессию художника и легко, и трудно. С одной стороны, имеется множество шансов в овладении профессиональным мастерством, с другой стороны, можно попасть под влияние членов семьи - художников. С этой точки зрения, творческие поиски Г. Ибрагимова были нелегкими. Троица. 2004 В годы учебы в Республиканском художественном колледже в его творчестве чувствуется влияние своеобразного стиля отца, освободиться от которого ему помогла учеба на факультете живописи в Национальном институте художеств и дизайна им. К. Бехзада. Его педагогами были народные художники Узбекистана Немат Кузыбаев и Сабир Рахметов. Еще будучи студентом, Гайрат принимал участие в международных и республиканских выставках. Его работы получили высокую оценку на выставке, проводившейся в Германии в июне 2001 г. В 2004 г. он принимал участие в выставке, проводившейся в Посольстве Узбекистана в Австрии (г. Вена). Дипломная работа "Тукувчи...
Read More

К 80-летию Ф. Кароматова

В декабре 2OO5 г. музыкальная общественность страны отметила SO-летие со дня рождения и 55-летие творческой деятельности одного из ведущих искусствоведов современности, музыковеда Шайзуллы Музаффаровича Кароматова (Кароматли). В связи с этой знаменательной датой был выпущен сборник научных статей ученых "Санъатшунослик масалалари II илмий маколалар туплами" и в стенах Института искусствознания проведена научная конференция. М. Кароматов - доктор искусствоведения, заслуженный деятель науки известен в Средней Азии как крупный ученый, всемерно содействующий формированию молодых кадров музыковедов. Такие его труды, как "Узбекская инструментальная музыка", "Узбекская домбровая музыка", "Узбек халки мусика мероси XX асрда" и др., а также созданная им более полувека назад фольклорно-этнографическая экспедиция, внесли достойный вклад в развитие национальной музыкальной культуры и пропаганду художественного наследия. Файзулла Музаффарович, по словам Б.Ерзаковича, "впервые наиболее последовательно проследил, систематизировал и обобщил путь развития узбекской инструментальной музыки и народного инструментария за многие века бытования их в народе и показал их значение в музыкальной культуре современного Узбекистана". Ф. Кароматов ведет огромную работу по пропаганде музыкального искусства народов Востока, организации и...
Read More

Мастера Нового Востока, как часть мирового художественного процесса

В 1920-е гг. в Ташкенте действовало объединение "Мастера Нового Востока". Небольшой и кратковременный эпизод общей разнообразной картины художественной жизни тех лет, известный преимущественно в Узбекистане, неотступно приковывает интерес к этой группе художников, ее замечательным лидерам, их временному сплочению в процессе творчества и поиска обновленного художественного языка. "Мастера" продемонстрировали неизбывные силы станкового искусства, а также возможность соединения разных творческих темпераментов. Круг имен говорит о силе притяжения, которой обладали художники объединения, о значительности их личного творчества, чертах, свойственных искусству эпохи. Выбор участников основывался на том, что объединялись художники Ташкента. Исключение составил М. Гайдукевич - житель Казахстана, чья деятельность отвечала задачам "Мастеров". Широта профессионализма касалась как живописи, так и графики. Пластическая реализация отвечала требованиям мастерства, оригинальности в поиске национального стиля или универсального художественного языка. В деятельности художников объединения заметен неограниченный кругозор графических обладаний. Была еще одна область творчества, которая привлекала их и сплачивала, - театр. Фото (слева направо): В. Маркова, М. Гайдукевич, М. Курзин. Членами объединения были Вадим Гуляев (1890-1943), Михаил Курзин (1888-1957), Валентина Маркова (1904-1941), Александр Волков...
Read More

Мифы Запада и мифы Востока

С1 по 20 октября 2005 г. проходила 3-я Ташкентская биеннале современного искусства. Инициаторы ее, как и биеннале-2001, 2003, - Академия художеств Узбекистана и хокимият г. Ташкента. 75 художников из 26 стран мира приняли участие в акции. С инсталляциями, видеопроектами, живописью, графикой и другими видами искусства можно было ознакомиться на экспозиционных площадках Центрального выставочного зала, Центра современного искусства, Национальной галереи и Караван-сарая культуры.В состав представительного международного жюри вошли: председатель - доктор Андре Иаков (Франция) - известный арт-критик, Мохсен Аттия (Египет), Хан Хен Сам (Корея) -председатель художественной Ассоциации современного искусства, Масут Фаткулин (Россия) - председатель исполкома Международной конфедерации союзов художников (МКСХ), Паулос Полис (Греция), Акбар Хакимов - академик АХ Узбекистана, доктор искусствоведения, Нигера Ахмедова -доктор искусствоведения (Узбекистан) 5 октября в Центре современного искусства в торжественной обстановке при громадном стечении народа были подведены итоги Ташкентской биеннале-2005. "Гран-при" выставки был вручен Ахмаду Надалиану Али (Иран); первое место присуждено Вячеславу Усеинову (Узбекистан); второе - Чанг Кил Хван (Корея). В числе награжденных специальными призами: МКСХ (Россия) -ФайзуллахонАхмадалиев...
Read More

Аллюзии портретных образов Гули Громовой

Кактус. 1992 Актуализация в современном художественном процессе неадекватной философии, приводящая к размыванию жанровых границ, порождает новые типы портретов - образов, символов, метафор и пр. И в этом смысле выход живописи в абстрактную трактовку не всегда необходим. Из духовного наследия и художественного опыта прошлого каждый черпает что-то своё. Это, в частности, подтверждается творчеством молодой портретистки Гули Громовой, проникнутым пристальным изучением человеческих образов и темой одиночества. Автопортрет с зеленым ухом. 1991 Еще в годы учебы в Республиканском художественном училище им. П. Бенькова (в классе Г. Пущина, X. Мирзаахмедова) в работах Г. Громовой проявились упорное желание обретения творческой эрудиции, пристрастие к реалистической трактовке объекта ("Автопортрет на фоне окна", "Портрет мамы", "Девочка у окна", "Рыженькая"), искреннее и проникновенное изучение многогранного творчества таких художников, как В. Серов и Г. Курбе с его жесткой и неподкупно правдивой трактовкой действительности. Реализм в натуралистическом видении - объемный, материально ощущаемый, с соблюдением законов световоздушной перспективы, был очень важным витком в профессиональном становлении Г. Громовой как художника. Бобур. 1993 Позже, во время учебы на отделении...
Read More

Национальные традиции и современный художник

В июле 2005 г. в ЦВЗ состоялась выставка работ каракалпакских художников. Одним из представленных авторов был Базарбай Серекеев, имя которого известно далеко за пределами Каракалпакстана. Его картины хранятся в Дирекции художественных выставок в Ташкенте, во многих частных коллекциях стран Европы, Азии, Африки. Никогда еще не придавалось такого значения и не уделялось столько внимания традициям в искусстве и самобытности в культуре, как в наши дни. Именно в искусстве формируются национальные черты, люди могут проявить свою индивидуальность, так как оно защищает от обезличивания и утверждает самобытность народа. Увлечение каракалпакских художников народным искусством, которое так богато собрано в Государственном музее искусств им. И.В.Савицкого в Нукусе, обращение к этому живительному источнику во многом повлияло на их творчество и значительно обогатило его. Особенно характерно это для произведений Базарбая Серекеева. В народной традиции он открыл нечто более серьезное, чем внешняя форма, а именно - само существо традиции и, сочетая ее с нашей современностью, создает подлинно национальные произведения. Уже на раннем этапе деятельности художник стремился выработать собственный почерк,...
Read More