Сцены сражении Александра Македонского в древнем искусстве Средней Азии

Археологические раскопки в Узбекистане и Таджикистане обогатили сокровищницу мирового культурного наследия новыми памятниками искусства древней Бактрии и Согдианы. Согдийское монументальное искусство достигло своего апогея в VII-VIII вв. н.э. Это засвидетельствовано впечатляющим комплексом настенных росписей, найденных во дворцах, в резиденциях и храмах на таких городищах, как Самарканд (Афрасиаб) и Варахша в Узбекистане, Пянджикент и Шахристан в Таджикистане. Использование повествовательных сюжетов является отличительным признаком этого искусства, охватывающего широкий круг тем из области мифологии, эпической литературы, сказок, а также исторических событий. Истоки согдийских повествовательных сюжетов, думается, следует искать в первой половине I тысячелетия н.э., а может быть, даже раньше. Однако данные по археологии и истории искусства этого периода очень ограничены, и, следовательно, ранние стадии согдийского искусства по большей части остаются окутанными туманом истории. В начале 80-х гг. XX в. Узбекистанская искусствоведческая экспедиция, возглавляемая Г. Пугаченковой, вела раскопки Орлатского могильника примерно в 50 км к северо-западу от Самарканда. Из кургана N 2 этого могильника археологи извлекли большой комплекс погребального инвентаря, включающий предметы вооружения и произведения искусства....
Read More

Орнамент — воплощение мира и неба

Эпоха Бехзада вошла в историю искусств не только как время блестящего расцвета миниатюрной живописи. Наряду с миниатюрой, высочайшего уровня развития достигает орнамент. И сам Бехзад, и многие другие художники-миниатюристы виртуозно владели искусством составления узоров. Вместе с тем были мастера, специализировавшиеся исключительно на орнаменте, который широко использовался при оформлении рукописных книг - обложек, титульных листов, маргинальных пространств миниатюр. Лучшие орнаменталисты создавали также эскизы для оформления монументальных зданий, ковров, тканей, художественного металла и т. д. В результате был выработан единый стиль, объединивший различные виды искусства мусульманского Востока. Орнамент стал важнейшим концептуальным и визуальным акцентом художественной культуры региона. Его тотальное распространение в рамках исламской культуры было связано со стремлением искусства говорить на адекватном его ценностям языке, с позиций неизобразимости божества, присущей этой религии: раз Аллах не имеет конкретных человеческих черт, значит, и созданный им мир должен воплощаться с помощью абстрагированных от реалий форм. Не запрет на изображение реального мира, а потребность в идеальных формах лежит в основе орнаментальной природы исламской художественной культуры. Сложение орнаментальных систем,...
Read More