From history of Bukhara’s glass and ceramics

In the medieval period, glass manufacture had rather complicated technology and developed mainly in cities. Archeological materials excavated on the territory of Bukhara contain significant sets of glass artifacts. From ancient times, our forefathers knew secrets of glass production and transferred them through generations. First evidences for glass production in Central Asia were found in the Chinese chronicle "Beishu" which informs that in 424 high - skilled glass - blowers coming from the domain of Yuichi-chi by means of rock mass melting manufactured colored glass that by properties overcame all things exported from "the west countries". Further, the chronicle "Tanshu" informs that in 713 - 755 from Central Asia the glass works of red and green emerald colors were exported to China and highly valued in "under-sky empire". Central Asia, in particular, the southern lands of Uzbekistan, was not just a center of glass production but first brought this technology to the Chinese empire. Glass works both in the ancient times...
Read More

Акваархитектура Бухарского Оазиса

Х - Начала ХХ в. В условиях жаркого и засушливого климата Средней Азии вода здесь имела особо важное значение. В регионе издревле использовали искусственное поливное земледелие, хорошо была развита система ирригации. Города традиционно возводились вблизи рек и снабжались каналами, от которых по всему городу расходилась ветвь арыков (небольших каналов). По мере возможности вырывались колодцы с грунтовой водой для питья. Для хранения воды и в целях благоустройства в городах и селах делали открытые водоемы - хаузы. Вдоль караванных дорог строили специальные крытые водоемы - сардобы, которые снабжали водой путников и животных. Наиболее древние и крупные сардобы в относительно большом количестве сохранились в Бухарском оазисе - крупном культурном и торгово-ремесленном центре на Великом шелковом пути. TЦентр оазиса - Бухара - один из древнейших городов Средней Азии с 2500-летней историей. Издревле он состоял из трех частей: крепости с резиденцией правителя; шахристана - древнего ядра города, расположенного к западу от крепости; окружавших их предместий - рабадов, обнесенных оборонительной стеной. В XVI в. план города получил вытянутое с...
Read More

Splendour of Bukhara

If we evaluated architectural monuments considering them as they are - out of analogues and comparison we would obtain just a part of information. The monuments our ancestors constructed caused a powerful resonance in the utmost places of the earth. Evidences proving a high value of our monuments are amazing; they give the opportunity to see the history of our country in a different way. In this regard, "Bukhoro-i Sharif" - Bukhara the Grand was a special cult city. Although shortly before the Arab invasion its walled shahristan consisted of two sections - northern and southern, after Islam coming this Turkic style of planning was changed. Westward from Bukhara's shahristan was located a citadel - Ark. Adherents of the new religion approved the city looking to the west, to sacred Mecca as "politically right", and in the 9th century they walled the Bukhara's citadel and shahristan. So, the archetype of a city reflecting ideology of the early middle ages occurred. Bukhara...
Read More

Бухарский костюм XVI — XVII вв. в миниатюрах Мовароуннахра

Восточная миниатюра - уникальный источник для изучения истории костюма далекого прошлого. Она доносит до нас не только образцы одежды, не дошедшей до нас в силу ее тленности, но и позволяет определить эстетический вкус жителей, местное своеобразие, манеру поведения. Благодаря этому источнику были исследованы костюмы Ближнего Востока, Индии, Турции, Средней Азии в различные периоды истории, выявлены недостающие звенья в эволюции одежды, которые невозможно было определить из-за отсутствия этнографического материала (1). Это особенно касается костюмов Бухары XVI - XVII вв., которые практически отсутствуют в музеях Узбекистана и коллекциях музеев мира, в то время как образцов более позднего времени (XIX - начало ХХ вв.) предостаточно. Интерес к бухарской одежде более раннего периода не ослабевает еще и потому, что с обретением Узбекистаном независимости, проведением массовых зрелищ актуальность изучения исторического костюма возрастает. Материал, который дает бухарская миниатюрная живопись XVI - XVII вв., в какой-то мере позволяет выявить социальные, возрастные, сословные признаки мужской и женской одежды, форму и особенности ношения головных уборов, дает представление о прическах, ювелирных...
Read More

Hydro Architecture of the Bukhara Oasis

in the 10th - the beginning of the 20th cc. The water was of important significance in conditions of a hot and droughty climate of Central Asia. From ancient times, in this region was practicing the irrigation farming with the irrigation system well developed. Traditionally the cities were constructed at the rivers and had water channels, from which were running aryks (small channels) involving the entire area of the city. If it was possible the wells with drinking-water were constructed. For storage of the water and for urban design in cities and villages were installed the uncovered reservoirs - hauzes. Special covered water reservoirs - sardobas were built along the caravan roads to supply travelers and animals with the water. The most ancient and largest sardobas have been preserved in the Bukhara oasis - a big cultural, trading and craft center on the Great Silk Road. The center of the oasis is Bukhara - one of the most ancient cities of Central Asia...
Read More

План-миниатюра Бухары середины XIX в.

Огромный интерес для исследователей Бухары представляют различные топогра-фические планы города, составленные в разное время и разными людьми. Предлагае-мый в настоящей статье план связан с именем известного востоковеда Петра Ивановича Лерха (1827 - 1884) - участника посольства Российской империи в Хиву и Бухару 1858 г. под руководством полковника Н.П.Игнатьева. В обязанности П.Лерха входила покупка монет для Эрмитажа и рукописей для Азиатского археологического общества (1, с. 367-377). В числе прочих приобретенных материалов находился и план Бухары, который был обнаружен в архиве П.И.Лерха лишь в 1964 г. востоковедом Р.Л.Гафуровой, проана-лизирован историком А.Р.Мухамеджановым и годом позже введен в научный оборот (2). Документ форматом 52х44 см выполнен в технике миниатюры разноцветными чер-нилами и акварелью на лощеной самаркандской бумаге. На план нанесено около 300 топографических пунктов, располагающихся как в самой Бухаре, так и в её окрестно-стях. Большая их часть сопровождается надписями на таджикском языке, в которых, помимо пояснений к отдельным элементам, содержатся различные сведения о Бухаре и бухарцах. Любопытно, что, следуя правилам европейской картографии, художник над-писал на...
Read More

Bukhara’s costume of the 16th — 17th centuries in miniatures of Movarounnahr

The oriental miniature is a unique source for the study of history of the ancient costume. The miniature gives not just models of the costume, which had lost because of its temporality but, moreover, allows defining of aesthetic taste of the people, their local originality and behavior. Thanks to this source, the national costumes of Near East, India, Turkey and Central Asia of different historical periods have been successfully studied as well as have been revealed the missing links in costume's evolution, which could not be defined because of ethnographic data missing. Particularly this concerns the Bukhara's costume of the 16th - 17th centuries, which the museums of Uzbekistan and collections of foreign museums seek while the samples of the latest period (the 19th - early 20th cc.) are numerous enough. Another reason of the interest to Bukhara's costume of the earlier period is that this issue became vital after Uzbekistan obtained Independence and public performances became a tradition. Materials from Bukhara's...
Read More

Ювелирное искусство Бухары

 (к семантике форм) XIX век в Бухаре был ознаменован расцветом художественных ремесел - чеканки и производства ювелирных изделий, ткачества, вышивки и золотого шитья, резьбы и росписи по дереву и ганчу... Бухара становится крупнейшей школой ремесла, оказывая значительное влияние на творчество мастеров других городов и селений. Искусство городов мусульманского Востока, к которым относилась и столица Бухарского Эмирата, на протяжении веков объединял единый стиль, выработанный исламскими представлениями о красоте, тяготеющей к предельной эстетизации формы, изысканности линий, что было характерно и для ювелирных украшений. Их стиль отличался дробностью формы, обилием подвесок, свободных соединений, придающих изделию воздушность, легкость, использованием филиграни, ажурной прорези и зерни, полудрагоценных камней - аметистов, бериллов, турмалинов, кораллов. Производству ювелирных украшений в Бухаре уделялось особое внимание, это отражало тягу общества к роскоши и богатству; на центральном рынке города ювелирам было отведено специальное место - Токи Заргарон - купол ювелиров. Известно, что в XIX в. в городе было до 400 ювелиров (1, с. 194). Этим ремеслом занимались узбеки и таджики, индийцы и персы. Индийцам,...
Read More

Plan — miniature of Bukhara of the mid — 19th century

Different topographic plans of Bukhara done in different periods and by different people are of great interest for researchers. The plan said in this article is connected with a name of the famous orientalist Peter Ivanovich Lerkh (1827 - 1884), a member of Russian embassy to Khiva and Bukhara in 1858, which was headed by the colonel N.P Ignatiev. His function was to buy coins for Hermitage and manuscripts for the Asiatic Archeological Society (1, p. 367 - 377). Among the pieces he had purchased was a plan of Bukhara, which was revealed in the archive of P.I. Lerkh just in 1964 by the orientalist R.L Gafurova, studied by the historian A.R. Muhamedjanov and published a year later. The document of 52x44 сm in size is done in a technique of the miniature with colorful inks and aquarelle on glazed Samarkand paper. The plan contains about 300 topographic objects locating in Bukhara and its environs. Most part of them is supplied...
Read More

Декоративное убранство жилой архитектуры Бухары

Бухарский декор конца XIX - начала XX в. - результат многовекового опыта не одного поколения узбекских народных мастеров, отличаясь яркой выраженностью стиля, является одним из самых самобытных и оригинальных в Узбекистане. Слава бухарских декораторов исходит не только из приверженности их к уже давно сложившимся традициям, а больше из того, что для них декор - не просто сборник определенных орнаментальных образов и мотивов, а неотъемлемая часть строительного искусства. В результате особой специализации, назначения и места каждой детали бухарский декор внутренне связан с архитектурной конструкцией, и в этом смысле он очень тектоничен. О бухарском декоре конца ХIХ - начала XX в. свидетельствуют архивные материалы и чертежи, частично оставленные в наследство, частично скопированные, но в большинстве своем созданные бухарскими народными мастерами того времени. Все они ныне хранятся в Государственном музее искусств Узбекистана, Бухарском Государственном архитектурно-художественном музее-заповеднике, а также в семейных архивах. Отдельные листы бумаги местного производства склеены в виде тетрадей, содержащих точечные контурные изображения растений и цветов, эскизы кирпичной мозаики, а также проекции и чертежи...
Read More

Bukhara’s Art of jewelry

(to semantics of the forms) The 19th century in Bukhara was marked by the blossom of art crafts - hammering work and manufacturing of jewelry pieces, weaving, embroidery and gold embroidery, carving and painting on ganch and wood. Bukhara had become the largest school of the craft that greatly influenced the work of masters from the other cities and settlements. Through ages the art evolved in the cities of Muslim East, including the capital of the Bukhara Emirate, had been integrated by a common style, which was caused and determined by the Islamic concepts about the beauty gravitating to extreme aesthetization of a form and to refinement of lines, what was also characteristic for the jewelry pieces. Their style was distinguished by the division of a form, the plenty of pendants and flexible joints, which gave property of airy, by means of filigree, open cutting, granulated metal and semi-precious stones - amethyst, beryl, tourmaline and corals. The jewelry craft in Bukhara was...
Read More

Живые краски бухарского сюзане

Вышивка - одно из древнейших видов народного прикладного искусства Узбекистана. Давая определение этому ремеслу, В.Воронов отметил: "Это ясная и выразительная речь, без праздных лишних фраз". Действительно, как в ясной и выразительной речи не бывает неуместных фраз, так и в художественной вышивке нет лишних изображений, узоров, красок, в ней соблюдены определенные художественные нормы. В этом и заключается вся прелесть, свойственная вышивке. Бесконечная любовь к природе находит свое отражение в вышивках искусных швей Бухары, их узоры впитали в себя символы и формы разных эпох. Бухарские сюзане XIX в. отличаются богатством цветочных и растительных мотивов, которые передают бесконечную красоту окружающей природы - это изображение деревьев, цветущих кустов, разнообразных цветов: гвоздик, тюльпанов, пионов, хризантем и т.д. Узоры из них символизируют собой цветение природы, жизнеутверждающее начало на земле. Цветы - символы любви и верности, столь близкие духовному миру женщин, издревле являлись символом продолжения жизни, фрукты - символом плодородия. В вышивках первой половины XIX в. растения и цветы несколько стилизованы. Во второй половине XIX - начале XX в....
Read More

Decor in Bukhara’s municipal architecture

Bukhara's decor of the late 19th - early 20th c., having in a basis many century old experience of the Uzbek national masters resulted in a brightly expressed style is one of the most unique and original in Uzbekistan. A success of Bukhara's designers was caused not just by their adherence to old traditions but much more by their relation to decor. They understood decor more as an integral part of architecture than just a simple set of definite ornamental patterns and motives. Specialization, function and place of each detail determined synthesis of Bukhara's decor with architectural structure, and in this sense it is very tectonic. Archival materials and drawings, some of which were inherited or copied but in most cases created by national designers living then, give information on Bukhara's decor of the late 19th - early 20th centuries. Now they are reserved in the collection of the Bukhara State Museum-Reserve of Architecture and Art and in family archives. Separate sheets...
Read More

Золотое шитье Бухары

Эпитет "золотая" неоднократно звучит в стихах поэтов, воспевших Бухару. И, наверное, немалая заслуга в этом - золотого шитья, которым жители города издавна украшали свой быт, блеск и красота которого поражали воображение. Искусство украшения одежды золотым шитьем в Бухаре имеет многовековую традицию. Письменные источники сообщают о золотом шитье уже в XIV в., а узоры и краски настенных росписей VI-VII вв. указывают на существование золотого шитья в раннем средневековье. Золотое шитье достигло особого расцвета в XIX в., им украшалась одежда состоятельных горожан. Эмирский двор делал свои заказы крупным городским мастерским, имевшим большие запасы материалов. Существовала и дворцовая мастерская, работу в которой организовывало финансовое ведомство - канцелярия диванбеги. Прекрасные образцы предметов золотошвейной одежды XIX-XX вв. сегодня можно увидеть в экспозициях Государственного музея истории Узбекистана, Государственного музея искусств Узбекистана, музея прикладного искусства Узбекистана, Государственного музея истории Темуридов (Ташкент), Самаркандского музея истории и культуры им. А.Икрамова. Богатым собранием одежды располагает Бухарский государственный архитектурно-художественный музей-заповедник. Музейные образцы сохраняются как прекрасные памятники культуры прошлых поколений, в которых гармонично сочетаются самобытность...
Read More

Lively colors of Bukhara’s suzaneh

Embroidery is one of the oldest applied arts in Uzbekistan. Defining this craft, V. Voronov pointed out: "This is clear and expressive speaking, free of vain and improper phrases". Actually, as clear and expressive speech excludes improper phrases, so art of embroidery excludes redundant pictures, patterns or colors; all art parameters are well balanced. Just that causes a charm of embroidery. Boundless love for the nature finds its reflection in embroidery pieces of Bukhara's masters. Their patterns have absorbed symbols and forms going from different epochs. The Bukhara's suzanehs of the 19th century are rich in flower and vegetative motives, which transmit absolute beauty of the nature - these are pictures of trees, flowering bushes, various flowers: carnations, tulips, peonies, chrysanthemums and others. Their compositions symbolize the blossom of the nature and life on the earth. From old times, flowers as symbols of love and faithfulness so close to spiritual world of women were symbols of procreation as well as fruits...
Read More

Редакционная коллегия

Главный редактор Нодир Норматов Зам. главного редактора Юлия Сырцова Хайрулла Джураев Ильхом Жаббаров Окилхон Ибрагимов Турсунали Кузиев Ильдар Мухтаров Эдвард Ртвеладзе Азамат Тохтаев Джавлон Умарбеков Нозим Хабибуллаев Акбар Хакимов Ниезали Холматов Зав. русской редакцией Эльмира Гюль Редакторы узбекского текста Абдулла Улугов Гульноз Шарипова Перевод на английский язык Елена Солдатова Редактор русского текста Ольга Кирилова Менеджер Юлия Тарасенко Художник-дизайнер Елена Андреева Корректор узбекского языка Нилуфар Жураева Фотограф Хусаинбек Нодир Дизайн, макет, верстка, печать "POLISPEKTR"...
Read More

Bukhara’s Gold Embroidery

Epithet "gold" often sounds in the poetry devoted to and celebrating Bukhara. Gold embroidery must have played a great role in it, which gloss and beauty from the old times boggled imagination and decorated the dwelling houses of the Bukharians. In Bukhara, the art of gold embroidery applied to costume design has centuries - old traditions. Written sources informs on existence of the gold embroidery from the 14th century, and in its own turn, ornaments and colors of wall paintings related to the 6th - 7th centuries prove that gold embroidery had already existed in the Early Middle Ages. Gold embroidery had reached its blossom in the 19th century. It decorated the costume of rich citizens. Emir's court did orders to big workshops, which had a copious supply of materials. At the same time a palace workshop subordinated to the ministry of finance - office of divanbeghi operated there. Today, brilliant samples of gold - embroidered dresses from the 19th - 20th cc....
Read More

Мутаваккиль Бурханов

Бухара - один из древнейших центров мировой цивилизации, сокровищница просвещения, науки, теологии, уникального зодчества, богатых музыкальных традиций, венцом которых является Шашмаком, всегда была колыбелью замечательных людей эпохи. Бухара дала миру Имам аль-Бухари, Рудаки, Дакики, Абу Али ибн Сину, Бахаваддина Накшбанди, Ахмада Дониша. Своеобразность этого уникального полиса выразилась в ее эпитетах "благородная", "священная", "славная обитель". Веками вырабатывались здесь уникальные традиции этикета, эстетической восприимчивости, органично переплетаясь с повседневной жизнью ее населения, входя в его кровь и плоть. Ярким носителем традиционной городской культуры Бухары был и выдающийся композитор Узбекистана Мутаваккиль Бурханов. Музыкальное наследие народов Центральной Азии, развивавшееся на протяжении веков в пределах монодии, в традициях фольклорных и изустно-профессиональных жанров, и сегодня является духовным сокровищем вдохновения композиторов. Средневековые мыслители Востока Абу Наср Фараби, Абу Али Ибн Сино, Кутбидин Шерази, Угмави, Абдурахмон Джами, Дарвиш Али Чанги (Бухари) обосновали музыкально-теоретические основы строения всего традиционного классического музыкального наследия, главным образом центральноазиатского средневековья. Впоследствии это получило свое продолжение и в изысканиях современных музыковедов как Узбекистана, так и многих других...
Read More

Mutavakkil Burkhanov

(1916-2002) Bukhara - one of the ancient centers of the world civilization, a thesaurus of knowledge, science, theology, unique architecture and rich musical traditions, which are crowned by Shashmakom, always was the cradle of outstanding people. Bukhara got Imam al-Bukhari, Rudaki, Dakiki, Abu Ali ibn Sino, Baha ad-Din Naqshband and Ahmad Danish to the world. Originality of this city - state found reflection in its epithets "grandeur", "sacred" and "glorious shrine". For ages, here have been growing unique traditions of etiquette and aesthetic standards naturally weaving with everyday life of its inhabitants and becoming enfleshed. Mutavakkil Burkhanov, the outstanding Uzbek composer, was one of the brightest bearers of Bukhara's urban culture. Until now, musical heritage of Central Asian people, having developed for ages within monody and traditions of musical and poetic folklore, has kept a role of spiritual source inspiring composers. Medieval oriental thinkers, Abu Nasr Farabi, Abu Ali ibn Sino, Qutb ad-Din Shirazi, Utmawi, Abdurahmon Djami and Darvish Ali Changhi (Bukhari)...
Read More

Новые имена. Абдувохид Каримов

Абдувохид Каримов родился в 1977г. в городе Каган Бухарской области. Окончил школу искусств им. Р.Хамраева в Бухаре. Будучи школьником, учился у народного мастера гиждуванской школы А.Нарзуллаева и у К.Бабаевой из с.Уба Вабкентского района. В 1998г. закончил отделение художественной керамики Республиканского художественного училища. В настоящие время учится в Национальном институте художеств и дизайна им. К.Бехзада. Большое влияние на окончательное решение Абдувохида Каримова стать керамистом оказало творчество известных мастеров этого вида искусства М.К.Рахимова и его сына А.Рахимова. Участие в археологических экспедициях дало возможность А.Каримову познакомиться с древними образцами орнаментов керамики различных периодов истории развития узбекского государства. В своих работах Абдувахид старался использовать традиционные элементы, познать секреты мастерства древних керамистов. В число его работ - чайный сервиз, набор для сока, пластические скульптуры "Орзуларим канот бергай" и "Пегас", ваза, посвященная Амиру Темуру, ляганы "Терпение", "Старый образ", "Шах Бабур" и др. Кроме того, им сделано много проб на керамику Средней Азии IX - X вв. Абдувохид Каримов - участник ряда республиканских выставок, в том числе таких как...
Read More