Мастер. Учитель. Живописец.

Известный художник Рахим Ахмедов в этом году отмечает свой 80 - летний юбилей. На протяжении долгого и плодотворного творческого пути он остался верен традициям реалистического искусства. Бесконечное разнообразие прекрасных образов черпает художник из окружающей жизни: изображал ли архитектурные пейзажи Самарканда, любовался ли горными красотами Бричмулы или сурхандарьинскими степями, зарисовывал бытовые сценки из сельской жизни или писал портреты современников. Живопись Р.Ахмедова целиком исходит из натуры, которую художник воспринимает и интерпретирует импульсивно, ярко, эмоционально. Все его творчество объединяет чувство безграничной любви к родному Узбекистану и поэтизации его красот. Мы представляем вниманию читателей интервью художника, которое он дал нашему журналу. - Рахим Ахмедович, Вы начинали как один из учеников П.Бенькова. Затем получили образование в институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Репина в Ленинграде. Расскажите о своих учителях и о Вашем становлении как живописца. - На своем жизненном пути мне посчастливилось познакомиться с интересными творческими людьми. Я родился в 1921 г. в Ташкенте, в семье кустаря, но после смерти матери воспитывался в детском доме. Раннее увлечение рисованием...
Read More

Новая выставка на новом экспозиционном пространстве

Годы независимости многое изменили в общественной и культурной жизни нашей страны. Этот период в современном искусстве Узбекистана можно определить как период свободного творческого самовыражения, проявившегося в широком спектре тем, направлений, экспериментов. Новаторство в искусстве не знает границ, свидетельство тому - экспонаты живописи, графики, скульптуры, инсталляций, представленные на Республиканской художественной выставке "Энг улуг, энг азиз", посвященной 10-летию независимости Республики Узбекистан, которая открылась 29 августа в старейшем в стране выставочном зале Ташкентского центра современного искусства Академии художеств Узбекистана. Для работ художников характерен широкий диапазон творческих направлений - от традиционного реализма до современного авангарда. Доминирующее место на выставке занимает живопись, в том числе полотна признанных мастеров ХХ века: Р.Ахмедова, Ф.Ахмадалиева, Б.Джалалова, Л.Ибрагимова, А.Икрамджанова, М.Кагарова, А.Нура, Ж.Умарбекова, С.Рахметова, И.Мансурова и других. Новаторскими поисками отмечены также произведения известных мастеров-графиков Г.Байматова, М.Садыкова, М.Фазылова, скульптурные композиции Д.Рузибаева, С.Шарипова, Б.Мухтарова, М.Бородиной, А.Хатамова и других. Интересны инсталляции В.Ахунова, А.Николаева, Э.Исхакова, Ж.Усманова. Весомо и значительно проявился творческий потенциал молодежи. В ряды признанных мастеров кисти и резца вливаются новые силы, новые имена...
Read More

Художник в параболе времени и культуры

В начале третьего тысячелетия мировое сообщество с особой остротой подходит к пони-манию уникальности подлинного таланта и ценности духовного богатства каждого из народов. Оно помогает связывать невидимыми, но прочными нитями настоящее, будущее, далекое прошлое, преодолевать границы, социальные системы и предрассудки. Культуры Запада и Востока во все времена взаимодействовали между собой, и каждая модель цивилизации помогала острее воспринимать особенности другой. А в современном художественном процессе, как никогда плюралистичном, эстетическое присутствие наряду с западными художниками молодых мастеров из Средней, Центральной, Юго-Восточной Азии и Африки становится все более заметным и необходимым. Сила творческого высказывания и индивидуального самовыражения художников нашего времени настолько велика, что уже не вмещается в рамки лишь одной историко-культурной парадигмы. Их притягивает обширное пространство и разнообразие других культур, стимулирующих энергию творчества, их все больше увлекают идеи открытия универсальных художественных концепций. В этом плане особое значение имеет впервые организованная Академией художеств Узбекистана в октябре этого года Ташкентская международная художественная выставка "Биеннале - 2001", посвященная 10-летию независимости страны. Ее девиз - "Искусство - символ гуманизма...
Read More

Протозороастрийский храм на территории Узбекистана

"Авеста" - священная книга зороастрийской религии, сформировавшейся на территории областей Турана. По инициативе главы нашего государства 2700-летие этой книги, на основе решения ЮНЕСКО будет отмечаться в текущем году в Узбекистане. Отраженные в "Авесте" древнейшие представления и понятия о создании мира, философско-этические воззрения многих народов, населяющих Среднюю Азию, и сопредельные области, связаны с именем исторической личности Заратуштры (Зороастра). Выступая против родоплеменного многобожия, Заратуштр проповедовал идею монотеизма. Он выступал как пророк бога Ахурамазды (2, стр.3). Зороастр обладал большим талантом богослова, был ученым философом. Он верил, что лишь вера в единого бога поможет подняться обществу на новую ступень развития. По преданиям, в один из дней Навруза Зороастр встречается с великим богом добра и света Ахурамаздой, который сообщает, что среди людей он выбрал его, Зороастра, чтобы объявить, что он (Ахурамазда) является богом, создавшим весь сущий мир. Зороастру тогда исполнилось 40 лет. С этого дня он начинает проповедовать среди своих соплеменников учение Ахурамазды. Десять лет он жил в пещере, и ему от Ахурамазды была ниспослана самая древняя...
Read More

Крылатые усмадоны Кубы

В 1998 г. на городище Кува (развалины Кубы, согласно письменным источникам, - второго по величине и значению города средневековой Ферганы) в слоях конца Х - ХII вв. найдено сразу шесть бронзовых усмадонов. Такое количество их еще не встречалось ни на одном из известных нам средневековых памятников Центральной Азии. Одно из изделий сохранилось полностью, что позволяет реконструировать форму и остальных поврежденных сосудов, хотя все они различаются в деталях. Целый усмадон был отлит в специальной формочке. Затем поверхность его тщательно обрабатывалась и инкрустировалась, для чего были использованы углубления на боковых выступах. К сожалению, материал, использовавшийся для инкрустации, не сохранился. Тем не менее оригинальное оформление сосуда в виде летящей птицы с соответствующими атрибутами позволяет говорить не только о незаурядности мастера-торевта и красивом бытовом предмете, но и о своеобразном произведении искусства. Не случайно прямых аналогий мы так и не нашли. Бронзовые усмадоны получают широкое распространение начиная с раннего средневековья, точнее, со второй половины VIII в. К концу VIII в. вырабатывается определенный тип сосудов, состоящий из устойчивой...
Read More

Джойнамаз — единство символа и ритуала

С возрождением в Узбекистане традиционных духовных ценностей закономерно повысился интерес к различным аспектам проявления религиозного сознания мусульман. Одним из примеров обрядовой стороны культа в искусстве стало изготовление ковров или вышитых покрывал для намаза - ежедневной пятикратной молитвы, во время которой воздается хвала Аллаху. Раз в неделю, по пятницам, мусульмане молились в мечети, в остальные дни намаз мог совершаться индивидуально в любом выбранном или вынужденно обретенном, например, во время путешествия, месте. Тогда и возникала необходимость в некоем микропространстве, имитирующем интерьер мечети и символически отторгающем правоверного от внешнего мира для общения с Богом. Небольшой коврик, расстилаемый для совершения молитвы, успешно справлялся с этой задачей. Его размеры были обусловлены практической необходимостью и рассчитаны на коленопреклоненную, распростертую фигуру человека. Каждый член семьи имел свой молитвенный коврик. Иногда несколько таких ковриков - от двух до семи - компоновались в один, вытянутый в длину, ковер. Такие "коллективные" молитвенные ковры чаще использовались в женских половинах жилых домов. В мечетях расстилались ковры, композиционно предназначенные для одновременного моления 30...
Read More

Средневековый костюм Средней Азии: вехи эволюции (VII — XVII вв.)

История средневекового костюма - наименее изученная область истории искусства Средней Азии. Основным источником опубликованных работ по костюму этого периода являются миниатюры - иллюстрации рукописных книг XV - XVII вв.. Существуют также свидетельства средневековых письменных источников, но их сведения очень малочисленны, фрагментарны, лаконичны. Скуден, к сожалению, и археологический материал. Миниатюра для исследования средневекового костюма дает полное, конкретное, наглядное представление об одежде. В ней отражен (хотя и условным языком) достаточно точно реальный облик человека тех далеких времен. Миниатюра - искусство придворное. Именно здесь формировалась мода, основной вид одежды всех социальных слоев столичного общества. Все новое в одежде тут же изображалось в миниатюре, которая, однако, является достоверным источником только тогда, когда имеет подлинные указания места и времени создания. Пользоваться данными миниатюр, которые недостаточно обоснованы в датировке и локализации, значит, заведомо подвергать исследование неточностям и ошибкам. Важной задачей, стоящей сейчас перед исследователями среднеазиатского костюма, является изучение его эволюции и определение особо важных этапов развития. Наиболее ранними средневековыми миниатюрами, дающими возможность увидеть, каким был в то...
Read More

Новые имена. Рустам Зиядуллаев

Реалии современной жизни открыли перед художниками Узбекистана широкие перспективы, в том числе возможность получить образование за границей. Рустам Зиядуллаев, успешно завершив учебу в Институте искусств им. К.Бехзада (отделение живописи и графики), получил грант президентского фонда "Умид" на право обучения в Италии. Два года, проведенные в г.Комо (близ Милана) в Accademia di Belle Arti Aldo Galli, оставили неизгладимые впечатления - величие искусства старых мастеров, красота природы, обычаи и нравы народа нашли отзвук в творчестве Рустама. Из Италии он привез ряд работ по живописи, серию рисунков, акварелей, скульптурных произведений. Изучая и сравнивая достоинства различных художественных школ и направлений, Рустам не пытается слепо подражать известным мастерам, а ищет свой стиль в искусстве. Его необычайно экспрессивные работы привлекают мастерством и оригинальностью замысла. Эмоциональность образа в "Портрете девушки" ощущается в самой пластике письма, где каждая деталь прочитывается в силуэтном выражении, чем и достигается высокая степень зрительского восприятия. Свободное владение кистью и карандашом позволяют Рустаму пробовать себя в рисунке и живописи, экспериментировать, искать новые формы пластического образа....
Read More

Новые имена. Бахтиер Обидов

Молодой художник Бахтиер Обидов в своем творчестве продолжает традиции "романтизма" узбекской живописи. Знаменитый Чингиз Ахмаров был его учителем и передал ему секреты своего мастерства. Творческое кредо Обидова - поэтизация родной земли, людей, их обычаев. С детства будущий художник был увлечен искусством. Его бабушка была вышивальщицей, и маленький Бахтиер рано познакомился с удивительными по красоте узбекскими сюзане, паляками, румолами, в орнаменте и цветовой гамме которых ярко проявлялись фантазия и мастерство народных мастериц. Окончив Республиканское художественное училище (отделение живописи), Бахтиер продолжил учебу в Ташкентском институте художеств и дизайна на отделении монументально-декоративного искусства. Главная тема творчества Обидова - любовь к Родине, к прекрасной ургутской земле. Поэтические пейзажи с изображениями узких извилистых улочек, глинобитных домов, свадебные обряды и народные праздники предстают в его произведениях в лирико-ностальгическом образе "утраченного детства". Поиски духовного идеала приводят Бахтиера к использованию разнообразных приемов народного искусства. В своих работах он применяет как его изобразительно-знаковую систему, так и пластическую структуру образа. Художник много выставляется, его работы находятся в собраниях Египетского культурного центра, галереи Национального банка...
Read More